Самое страшное, когда наши дети попадают в сети
алкоголя и наркотиков. Все мы знаем, что происходит от одиночества, заниженной
самооценки, невостребованности, отсутствия моральной опоры внутри ребенка.
Помочь подростку в этой ситуации очень трудно, если у него в этот момент у него
потерян контакт с родителями.
Первое, что нужно сделать, — перестать кричать на
ребенка, угрожать, требовать, чтобы он изменился, обвинять его. При таком
поведении родителей подросток все глубже уходит в себя и старается вообще не
приходить домой. Дайте ему почувствовать, что он любим и ему всегда рады в
доме. Постарайтесь искренне увидеть в своем ребенке хорошие качества,
вспоминайте все положительное, что в нем есть.
Не впадайте в истерику и отчаяние из-за депрессий
подростка и его хамства. Вашему ребенку плохо, и он хочет подсознательно, чтобы
и вам тоже было плохо, он хочет вывести вас на крик. Не поддавайтесь,
старайтесь спокойным сдержанным голосом говорить с ним, не унижая его личность.
Не давайте подростку денег, если вы знаете, что он
может купить на них алкоголь или наркотики. С другой стороны, старайтесь не контролировать
каждый его шаг и не подозревайте его каждый день. Это унижает, а унижение
только усугубляет у подростка чувство вины.
Не живите только болезнью ребенка. Найдите для себя
интересное занятие. Тогда появится возможность увлечь этим занятием ребенка.
Совместное интересное дело поможет ему намного больше, чем любые увещевания,
истерики и ограничения.
Сохраняйте достоинство в любой ситуации и не
сдавайтесь.
Клятва
родителей
Беда с детьми произошла,
Потоки боли принесла,
Детей беде не отдадим,
Мы верою поможем им.
Надеждою их поведем,
Молитвы сотни раз прочтем,
Подарим им поток тепла,
Детей мы отберем у зла.
Мы достучимся до детей
Мольбой родительской своей,
Мы в руки их сердца возьмем
И поцелуем сбережем.
Вопросы и задания:
Какие страшные беды могут произойти с детьми?
Какие качества нужны родителям, чтобы помочь детям
справиться с бедой?
К кому обращаются родители в этом стихотворении?
Кто может помочь родителям, если у детей серьезные проблемы?
Творческое задание «Защитим детей»
Поделите детей на группы и попросите их придумать
клятву о том, как они защитят от бед своих будущих детей, когда вырастут.
Мать и сын
Узкая тропка вилась вдоль скалы. Максим двигался осторожно
и не смотрел вниз.
«Не твоя роль
быть посланником», — вспомнил Максим слова друга.
«В городе мой учитель и мать, я должен спасти их», —
мысленно ответил Максим.
Они отправились в путь вдвоем с другом, но проход
через долину был занят врагом. «В обход — это неделя пути, осажденному городу
столько не продержаться», — сказал Максим и полез в горы, а друг пошел в обход.
Тропинка оборвалась и начиналась снова через пару метров.
Надо было прыгать над пропастью. Максим сжался от ужаса! «Я должен», — сказал
сам себе юноша и прыгнул.
— Максим, ты заснул? Все ушли на физкультуру, а ты
копаешься. Не мальчик, а копуша какая-то, — раздраженный голос учительницы
вернул Максима из мира грез в комнату.
«По крайней мере, никто не будет приставать по дороге
в другой корпус, в спортзал», — подумал мальчик и принялся медленно складывать
учебники в сумку.
Максим ненавидел физкультуру. Он хорошо бегал, но подтягивался
плохо и не любил футбол, любимую игру физрука. Тот не скупился на насмешки над
тихоней мальчиком.
— Максим, физкультура уже началась, а ты спишь. У тебя
все в порядке с головой? Может, тебе помочь собраться? — насмешливо спросила
классная руководительница.
— Спасибо, не надо, — буркнул Максим и вышел из
класса.
Чтобы попасть в спортзал, надо было перейти через
улицу. Максим медленно шел позади старушки, которая, обливаясь потом, тащила
огромный тюк.
— Бабушка, Вам помочь? — предложил юноша.
— Мне бы, милок, успеть перейти, пока светофор горит,
— проговорила бабушка.
Максим легко поднял тюк, и старушка засеменила рядом.
Потом он донес ее багаж до метро и помог ей добраться до вокзала. Бабушка долго
благодарила его: «Дай Бог здоровья тебе и твоей матери. Есть же такие
счастливые матери!»
«Моя мама так не считает. Она думает, что я никуда не
гожусь», — вздохнул Максим.
В училище возвращаться не имело смысла, и Максим поехал
к другу. Там собралась целая компания, потому что родители друга уехали в
командировку. Ребята смотрели фильмы, играли на компьютере, выпивали и курили.
Максим не курил и ненавидел алкоголь. Но здесь к нему никто не приставал.
Каждый был волен делать, что хочет. Стемнело, Максиму надо было ехать домой,
но он весь сжимался при мысли об этом. «Мама начнет психовать и приставать с
вопросом: где был? Завтра в училище надо писать объяснительную из-за прогула».
Училище Максиму нравилось, но пара ребят из группы
издевались над ним, и приходилось бегать от них. Это действовало на нервы.
— Макс, чего скуксился, выпей и легче станет! — протянул
ему жестяную банку Антон.
— Антон, ты же знаешь, я ненавижу алкоголь.
— Как можно ненавидеть то, что не пробовал? Скажи,
слабо, боюсь стать алкоголиком. Ты вечно всего боишься! — захохотал Антон.
— Хочешь, чтобы я тебе доказал, давай, — разозлился
Максим. Он взял банку и выпил до дна довольно противное пойло. Максим не
почувствовал ничего, кроме неприятного жжения в желудке. Попрощавшись с
ребятами, он поехал домой. И вдруг по дороге сжимавшее его напряжение
отпустило. Стало так легко, что захотелось смеяться.
Это состояние помогло ему выдержать мамины упреки. Обычно
обвинения мамы вонзались в него, как иголки, а сегодня ему было на все
наплевать.
С этого дня жить Максиму стало легче. Хотя от дешевого
алкоголя в банках болел желудок, но без него было еще хуже. Иногда Максим
заменял алкоголь таблетками — «колесами», как их называли все. «Колеса» можно
было купить даже в обычной аптеке. Максим учился в медицинском училище и
разбирался в действии лекарств.
* * *
Вернувшись с работы, мама открыла дверь и споткнулась
обо что-то мягкое. Она ахнула и с ужасом уставилась на валяющегося сына. В
первую минуту мать оцепенела от страха, но тут сын зашевелился, а ее взгляд
упал на недопитую бутылку водки, которая стояла неподалеку на полу.
Ковш холодной воды заставил мальчика подняться. Он повис
на материнском плече и с трудом дотащился до кровати. Мама прикрыла сына пледом
и с отчаянием подумала: «Почему? Мальчик же ненавидел алкоголь. Конечно, отец
у него спился, но они давно не общаются. Неужели это гены? С сыном и так
трудно, а теперь еще эта беда».
Всю ночь мама плакала и металась по дому. Максим пришел
в себя только на следующий день. Чтобы как-то помочь сыну, мама решила взять
отпуск. Что только она не пробовала: психологов, наркологов, общество анонимных
алкоголиков.
Все это было хорошо, но не для Максима. Во-первых, она
всюду водила сына насильно. Во-вторых, Максим не считал себя алкоголиком и
сбегал при первой возможности.
— С допингом я, по крайней мере, могу с тобой разговаривать,
— заявил сын однажды.
— А почему просто так не можешь? — изумилась мать.
— Потому что не могу, — отрезал Максим, а про себя подумал:
«Попробуй, расскажи тебе о своих проблемах. Ты поднимешь такую бучу, что все
станет еще хуже».
Чтобы успокоить маму, Максим стал старательнее
учиться, а однажды с радостью рассказал, что на исторической викторине его
группа, благодаря ему, заняла первое место. Викторину организовал их новый
классный руководитель — историк.
— Не удивительно, ты же кучу исторических книг прочел,
— заметила мама и спросила:
— А что за новый классный руководитель? Как он к тебе
относится?
— Нормально, — буркнул Максим.
Максим не рассказал маме, что историк вызвал его и
предложил организовать в училище «Театр ролевой исторической игры». Они вместе
написали сценарий первой игры, вместе набрали ребят, вместе готовили костюмы.
Максим теперь пропадал в училище до позднего вечера. В группе у него стало
меньше проблем, всем хотелось поучаствовать в игре, примерить на себя роль
рыцаря или средневекового воина.
Мама как будто стала спокойнее. Даже когда сын поздно
возвращался домой, она сдерживала упреки и только вздыхала. К тому же историк
установил правило: «Во время игры или спектакля никакого алкоголя».
— Я с детства ненавидел алкоголь, — заметил Максим.
— Чтобы жить с этим принципом в нашем обществе, надо
иметь железную волю, — серьезно ответил учитель.
После нескольких проведенных игр ребята подготовили
исторический спектакль и решили выступить с ним на городском конкурсе училищ.
На первый просмотр пригласили всех педагогов.
— Максим, почему ты не позвал маму на спектакль? —
спросил учитель мальчика.
— Зачем? Ей это все не нравится, — ответил Максим.
— Как не нравится? Она же приходила ко мне, разве ты
не знаешь? Она рассказала, что ты увлекаешься ролевой игрой, и попросила помочь
тебе организовать что-нибудь для ребят в училище. До этого я даже не слышал о
ролевой игре и очень благодарен ей.
— Я-я не знал, — пробормотал Максим, покраснев. — Я
думал, маме не нравится. Она всегда сердилась, когда я уходил в парк играть с
ребятами по выходным.
— Плохо ты знаешь свою маму! — заметил учитель.
Вопросы и задания:
Как вы думаете, чем Максим отличался от окружающих?
Почему Максим был таким одиноким?
Как мама должна была общаться с сыном, чтобы он с ней
делился своими проблемами?
Почему Максим ненавидел алкоголь, но потом все-таки
стал его употреблять?
Что помогло Максиму почувствовать себя счастливее?
Почему часто родители и подростки не понимают друг
друга?
Сценка «Поможем сыну»
Выбирается трое детей. Один человек из пары играет
роль бабушки, другой — дедушки, третий — мать. Дети читают по ролям сценку, а
затем обсуждают ее по вопросам.
Дед:
С Володькою беда опять —
Вчера не смог он в школу встать.
Облил его водой — все зря,
Не понимаю внука я.
Бабушка:
Вас вечно рядом с сыном нет,
Вот парень и наделал бед,
Пришел вчера, шатаясь в дом,
В замок не мог попасть ключом.
Мать:
Вам лишь бы нас винить во всем,
С отцом мы на работе днем.
Вы за Володей не следили,
Вот результат и получили.
Дед:
От рук отбился он давно,
Дружки, гулянки да вино,
А скажешь что, так он орет —
Неблагодарный обормот!
Бабушка:
Нельзя так внука называть,
Ошибки мы должны прощать.
Пришла пора за Вовку браться,
Всем нужно вместе постараться.
Дед:
Да, сообща, оно верней,
Семья должна спасать детей,
Когда случается беда,
Мы рядом быть должны всегда.
Вопросы и задания:
Как вы думаете, кто виноват в том, что с сыном
случилась беда?
Что может сделать каждый из членов семьи, чтобы помочь
мальчику?
Какими должны быть бабушки и дедушки, чтобы быть авторитетами
для внуков?
Почему подростки начинают употребляют алкоголь и наркотики?
МНЕНИЕ ДЕТЕЙ
Дети начальной школы
♦ Друзья это делают, и им тоже хочется попробовать.
♦ Потому что у них плохие друзья.
♦ Потому что они
плохо учатся и ничего не умеют делать.
♦ Потому что их никто не любит.
♦ Потому что они хотят быть крутыми.
♦ Если он откажется, другие будут над ним смеяться.
♦ Если человек верит в Бога, то он никогда так не
станет делать.
Дети средней школы
♦ Иногда надо расслабиться.
♦ Все употребляют, и все имеют право попробовать.
♦ Я никогда не пробовала и не собираюсь.
♦ Потому что скучно, хочется развлечься.
♦ Если у человека слабый характер, он становится
наркоманом, а если нет — не становится.
♦ Потому что родители достают. Когда тоскливо — это
помогает чувствовать себя лучше.
♦ Я думаю, ничего страшного, если только попробуешь.
♦ Скучно жить, жизнь не имеет смысла. Ищу в них
ощущения смысла жизни.
Кирилл Артюхин, 14 лет, г. Москва, средняя школа №217
Почему мне тоскливо
Родители говорят детям, что у них все есть: учеба,
дом, вещи и еда, и все остальное. Я думаю, что главное для подростка —
интересная жизнь, чтобы его не унижали и чтобы у него был выбор, чем
заниматься. Если этого нет, то жить тоскливо. Например: у меня, как у всех,
есть учеба и школа, но мне она не нравится. Я иногда учусь хорошо, иногда плюю,
потому что учителя часто орут и обзывают нас дебилами. Кто-то нахулиганит, но
кричат на всех, а от этого тоскливо. Если чего-то не знаешь или не учил, на
тебя сыплются оскорбления, но я же знаю, что я не дурак. После школы надо идти
домой, делать домашние задания, выполнять мамины поручения — все неинтересно.
Но, по крайней мере, дома я люблю читать и мечтать. Однажды у нас от праздника
осталась бутылка вина. Мне было
тоскливо идти в школу, я взял и отпил из этой бутылки,
а потом все-таки пошел. Я шел в школу и веселился, да и в школе тоже стало
веселее. Физрук заорал на меня, что я забыл форму, но мне было наплевать. Мне
было просто весело. Так я нашел способ жить в школе и не умирать от тоски. Если
взрослые не хотят, чтобы их дети употребляли алкоголь или наркотики, не надо
для них устраивать такую скучную и тоскливую жизнь.
|