Прежде всего, все родители хотят, чтобы дети выросли
умными, образованными людьми и приобрели интересную профессию. Мы мечтаем,
чтобы дети реализовали свои способности, были счастливыми, благодарными,
отзывчивыми и смелыми. Мы отдаем детей в гимназии, лицеи, развивающие центры и
спортивные школы.
Но у нас самих, к сожалению, не остается времени на
детей. Слишком напряженная жизнь, слишком много работы. Мама жалуется: «Я так
устаю на работе, что у меня язык вечером не ворочается». Папа считает: «Я
работаю ради детей до поздней ночи, часто даже в выходные». Но их дочка
говорит: «Маме все время не до нас, а папа говорит, что он работает для нас, а
на самом деле он для себя работает, на нас ему наплевать. А когда он дома в
выходной, мы с братом должны ходить на цыпочках».
Статистика показывает, что время, которое родители
каждый день проводят с детьми, высчитывается минутами. Но разве возможно
всестороннее развитее ребенка без родительского повседневного участия?
Например, воспитать в детях любовь к чтению могут
только родители. Читая, ребенок учится ставить себя на место других людей,
понимать и анализировать чувства и жизненные проблемы. Дети полюбят чтение,
если родители как можно чаще будут читать им вслух и обсуждать с ними
прочитанное. Даже взрослые дети любят, когда им читают вслух. А ребенок
жалуется: «Мама никогда мне книжку не почитает, говорит, глаза устали, а сама
весь вечер смотрит свои журналы». Такое отношение к детям воспитывает только
одно — душевную лень.
Различные кружки, секции, детские центры разовьют способности
детей, если родители заметят интерес и тягу ребенка к какому-либо творчеству,
поддержат этот интерес и помогут ему развиться.
Трудная судьба
Не легка судьба моя —
В пять кружков записан я:
По субботам — рисованье,
Это сущее страданье.
Хор с утра по воскресеньям,
В выходной — вот невезенье!
Два часа пою подряд,
Связки ноют и болят.
По средам английский в пять,
После школы я опять
Должен напрягать мозги
Утомлению вопреки.
А четверг — день танцевальный,
Он особенно
печальный,
Должен я с девчонкой Светой
Упражняться в пируэтах.
В теннис в пятницу играю,
На площадке — изнываю.
Этот спорт я не терплю,
Я в хоккей играть люблю.
Цирк еще я обожаю,
Много фокусов я
знаю,
И жонглер я просто класс,
В дрессировке кошек — ас.
У меня талантов куча,
Но я очень невезучий —
Времени
мне не хватает,
И
таланты пропадают.
Вопросы и задания:
Почему у героя стихотворения не хватает времени
развивать свои таланты?
Почему он не может убедить родителей, что ему не
нравится заниматься в разных кружках?
Какие кружки или секции вы посещаете?
Разрешают ли вам родители заниматься тем, что вам
нравится больше всего?
Творческое задание «Чем мы занимаемся»
Дети делятся на группы. Каждая группа составляет два
списка: один — занятия, которые дети выполняют с удовольствием, второй —
занятия, которые детям не нравятся. Затем педагог обсуждает вместе с детьми,
как найти хорошее и интересное в тех занятиях, которые детям не нравятся.
Фея музыки
Люда вошла в комнату и с ненавистью взглянула на фортепьяно
в углу.
— Почему я должна мучиться, — пробурчала девочка,
поднимая крышку инструмента.
— Дочка, ты поблагодаришь меня за музыку, когда вырастешь,
— заметила мама.
Люда опустила руки на клавиши, и ей показалось, что ряды
белых и черных клавиш похожи на зубы, готовые укусить ее пальчики.
— Кошмар! Фальшивишь! Сосредоточься! — закричала мама.
Люда попыталась сосредоточиться, но вдруг вспомнила:
«А подружки сейчас в парке гуляют».
— Ты что, уснула?! — снова раздался голос мамы. Люда
вздохнула и послушно опустила руки на клавиши, но в ответ, к ее удивлению, не
раздалось ни звука. Рассерженная мама подошла к фортепьяно.
— Ты начнешь сегодня работать или нет?!
— Фортепьяно сломалось, но я не виновата, — радостно
сообщила девочка.
Мама не поверила и долго тыкала пальцем то в одну, то
в другую клавишу, но фортепьяно на самом деле безмолвствовало. Расстроенная
мама вызвала настройщика. Пожилой старичок заглянул под крышку и убедился, что
молоточки исправно бьют по струнам. Мастер долго что-то подкручивал и
протирал, но так и не заставил фортепьяно звучать. Пожав плечами, он удалился,
а мама сердито пробормотала: «Не умеют, а берутся».
Между тем в доме начали твориться странные вещи.
— Зачем ты брала мой магнитофон? — строго спросила мама
Люду, когда девочка вернулась с прогулки. — Я записала фортепьянный концерт, а
ты все стерла.
— Ничего я не брала, — ответила дочка, а про себя подумала:
«Не велика потеря».
Люда ушла в свою комнату, улеглась на диван и взяла
плеер.
— Что за манера трогать мои вещи?! Где мой
рок-концерт? — раздался крик девочки.
— Какой рок-концерт? Я и не знала, что ты слушаешь такую
музыку! — рассердилась мама.
Дочка и мама помирились только к вечеру и вместе сели
смотреть концерт по телевизору. Но и у телевизора неожиданно пропал звук.
Когда Люда вернулась на следующий день из школы, мама
грустно сказала:
— В нашем доме больше не будет музыки.
— Да ладно, мам. Выучу я эту фортепьянную пьесу, —
весело пообещала девочка.
— Ты не поняла меня, дочка. В нашем доме не звучит музыка.
Я все проверила: и радио, и телевизор, и диски — ничего не работает. Я даже
сама петь пробовала, но ничего не вышло.
У мамы был расстроенный вид, и Люда решила развеселить
ее смешной песенкой, но вдруг забыла все слова.
Сначала Люда даже обрадовалась, что не будет ненавистных
уроков фортепьяно и ругани с мамой. Но через неделю девочка не выдержала и
попросила:
— Мама, сделай что-нибудь, тишина давит мне на уши.
— Мне тоже, — грустно ответила мама и добавила:
— Я сегодня купила билеты на фортепьянный концерт.
Раньше Люда поругалась бы с мамой из-за концерта, на который ее тащат силком.
Но сейчас ей было даже интересно, будет ли музыка звучать на концерте, или она
так же исчезнет, как у них дома.
Концерт был прекрасный. Музыка никуда не исчезла. Люда
и мама сидели так близко к сцене, что девочка видела быстрые пальцы пианиста,
рождавшие каскады волшебных, завораживающих аккордов. Возвращаться домой после
концерта не хотелось, и дочка с мамой сели на скамеечку возле концертного
зала.
— Мама, вон идет пианист, давай ему все расскажем, —
предложила девочка.
Мама порывисто вскочила и бросилась догонять молодого
человека.
Когда Люда и мама, заикаясь и смущаясь, рассказали
свою историю, молодой музыкант долго молчал, а потом нехотя произнес:
— По всей вероятности, вы обидели фею музыки, и я тут
помочь не в силах.
— Никаких фей на самом деле нет, не говорите глупости,
— рассердилась мама.
— Если фея музыки не придет на мой концерт, я не смогу
играть. К счастью, она всегда приходит, — серьезно ответил музыкант и ушел.
Мама с дочкой растерянно смотрели ему вслед, и наконец
Люда предложила:
— Мам, давай чаще ходить на музыкальные концерты.
Найдем фею, и я попрошу у нее прощение. Мама согласно кивнула головой, а про
себя подумала: «Я тоже попрошу».
Люда и мама стали каждую неделю ходить в концертный
зал. Много раз им казалось, что они видят фею музыки. Люда хотела подойти к
ней, но, к сожалению, как только умолкала музыка, фея исчезала. А во время
концерта ходить по залу было неудобно.
Однажды, вернувшись с работы, мама увидела, как Люда
сидит за фортепьяно и что-то разучивает на беззвучных клавишах.
— Не надо, дочка, — попросила мама. — Я тебя больше не
буду заставлять играть.
— Не беспокойся, мама, я сама хочу разучить одну
пьесу. Она звучит у меня в голове после вчерашнего концерта. Я хочу разучить ее
для феи музыки, если она вдруг вернется, — ответила девочка и опустила руки на
клавиши.
Раздался чистый и звучный аккорд!
Вопросы и задания:
Почему девочке не нравились занятия музыкой?
Почему родители иногда заставляют ребенка заниматься
тем, что ему не нравится?
На кого обиделась фея музыки: на девочку или на маму?
Включите музыку и нарисуйте фею этой музыки. Почему фея музыки все-таки
вернулась?
Выбирается пара детей. Один человек из пары играет
роль мамы, другой — сына. Дети читают по ролям диалог, а затем обсуждают его
по вопросам.
Диалог «Ненавижу фортепьяно»
Мать:
Снова вместо «форте» — «пьяно»,
Не игрушки — фортепьяно,
Как попало ты играешь,
Ноты не запоминаешь!
Сын:
Не нужны мне ноты эти,
И без них живут на свете.
Я в футбол люблю играть,
Книжки разные читать.
Мать:
Бьемся целый год с тобой,
Только пользы никакой
От занятий! Неужели
Зря мы столько просидели?
Даже инструмент расстроен,
От игры такой расстроен.
Стал звучать фальшиво он
Упражненьям в унисон.
Сын:
Фортепьяно ненавижу,
Я, когда его увижу,
Сразу убежать хочу.
Но об этом я молчу.
Мать:
Что бурчишь себе под нос?
Отвечай на мой вопрос.
Прекращай-ка отвлекаться,
Надо срочно заниматься.
Сын:
Можно мне передохнуть?
Ну пожалуйста, чуть-чуть!
Мать:
Сколько можно повторять,
Начинай быстрей играть!
Вопросы и задания:
Как вы думаете, почему родители часто хотят, чтобы
дети занимались музыкой? Что дает человеку музыка?
Вы сами выбираете для себя хобби, или это делают за
вас ваши родители?
Если ваши родители навязывают вам занятия, которые вам
не нравятся, что вы им говорите?
Чем вы любите заниматься?
МНЕНИЕ ДЕТЕЙ
Дети начальной школы
♦ Я люблю читать книги, заниматься спортом.
♦ Я хотел бы заниматься любым спортом, каким захочу.
♦ Я люблю покупать игрушки и играть.
♦ Я люблю лошадей и хочу иметь дом с конюшней и
лошадей.
♦ Я хочу жить там, где нет машин, домов и ничего, кроме
лесов, полей и свободы.
♦ Я люблю каждый день читать смешные книги.
♦ Я люблю читать Некрасова и фотографировать своих
любимых животных.
♦ Играть в компьютер, смотреть телевизор.
♦ Кататься на скейтборде.
♦ Я люблю компьютер, но надо делать все самому.
♦ Смотреть хорошие фильмы или играть.
♦ Валяться на диване и смотреть телик.
♦ Я люблю играть и заниматься трудом.
♦ Больше всего люблю спать.
♦ Следить за сестренкой.
♦ Наслаждаться тишиной.
♦ Люблю читать, писать, играть, рисовать и т.д.
Дети средней школы
♦ Люблю ходить в гости к маминым друзьям.
♦ Больше всего я люблю сочинять, фантазировать и
читать.
♦ Люблю готовить что-нибудь особенное, например торт, и
красиво это подать взрослым.
♦ Хотел бы каждый день ходить в кафе или в ресторан.
♦ Читать книги и ездить куда-нибудь за город. Я вообще
люблю природу.
♦ Я люблю путешествовать, но это можно только в
каникулы.
♦ Люблю покушать и поваляться с книжкой.
♦ Больше всего люблю компьютерные игры.
♦ Гулять с друзьями.
♦ Люблю возиться собакой, я бы хотел иметь много
животных.
♦ Люблю играть в хоккей зимой или в футбол летом.
Белозерова Ольга, 4 «Б» класс, Покровская средняя
школа №3, Сахалин
Я люблю музыку
Музыку можно услышать где угодно. Музыка — это ваше
сердце стучащее. Музыку создает ветер, эхо, цветы, деревья. Они шелестят,
летят, и вокруг звучит музыка. Мне очень нравится музыка счастливая, грустная,
веселая. Когда звучит скрипка, она дает счастье жить на свете. Мне очень
хочется стать учителем музыки. Я очень люблю музыку, которая живет и будет жить
на земле. |