Родителей нередко выводят из себя дети, которые словно
застывают над самыми обычными делами: умыванием, собиранием портфеля или
мытьем посуды. Что это? Мечтательность и склонность к размышлениям или
флегматичный характер?
Все дети разные по характеру. Одни все делают быстро,
другие — не спеша. Одни — сначала делают, а потом думают, другие, наоборот,
сначала все тщательно обдумывают. Если медлительность ребенка — это особенность
его нервной системы, его характера, то он просто не в состоянии спешить, и
поэтому все делает неторопливо. Родителям нужно принимать темперамент своего
ребенка так же, как они принимают цвет его глаз или волос.
Темп и ритм современной жизни часто намного быстрее,
чем ритм жизни ребенка. Взрослым, живущим в современном мире и решающим за
день множество проблем, нелегко справиться с желанием поторопить своего
ребенка, чтобы он успел сделать свои дела вовремя. Многие, не выдержав,
начинают все делать за детей, лишая их самостоятельности. В результате многие
дети даже в подростковом возрасте чувствуют себя неловкими и неумелыми.
Иногда медлительность появляется из-за нежелания
ребенка чем-либо заниматься, например музыкой. Порой медлительность детей
вызвана проблемами взаимоотношений с классом, учителем или группой детей вне
школы. Жесткий, авторитарный метод воспитания тоже является причиной некоторой
заторможенности детей. Часто медлительность ребенка — это внешнее проявление
ухода детей в мир фантазий и грез. Некоторые дети, болезненно переживая стрессы
или проблемы, склонны создавать свой собственный сказочный мир и уходить в
него.
В любом случае родителям нужно как можно тактичнее
выяснять проблемы детей и обсуждать с ними возможные пути их решения. Самое
главное — не ругать ребенка за медлительность, не выяснив даже причину ее
появления.
Мои фантазии
Друзья, я вовсе не медлительный,
Я очень много успеваю,
Мне все на свете удивительно,
И я почти не отдыхаю.
Я долго-долго пью и ем,
Я за столом «не глух и нем»,
Я дегустирую еду
И с нею разговор веду.
Я в облаках с утра «витаю»
На быстрокрылом самолете.
Планеты, звезды облетаю,
Мне нужно долго быть в полете.
Дел у меня невпроворот,
Жаль, мама это не поймет.
Привыкли взрослые спешить —
Им в спешке интересней жить.
А я привык не торопиться
И основательно трудиться.
Меня не нужно подгонять,
Пора бы всем об этом знать.
Вопросы и задания:
Часто ли вас подгоняют родители?
Как вы думаете, нужно ли детей подгонять?
Часто ли вы фантазируете?
Как вы думаете, откуда у человека появляются фантазии?
Предложите детям сделать кляксу и рассказать, на кого
она похожа.
Творческое задание «Давайте фантазировать»
Дети делятся на группы, получают карточки с разными
ситуациями. Вы попали:
• на необитаемый остров;
• на космический корабль;
• в экспедицию на северный полюс;
• на ковер-самолет;
• на подводную лодку;
• на другую планету.
Дети по группам рассказывают, что они будут делать в
той или иной ситуации.
Разноцветный мир
Жил-был в мышиной семье грустный серый мышонок. Он
грустил, потому что все вокруг было серое: и сам он, и другие мышки, и подвал,
и даже маленькое грязное окошко в подвале. Ничего ни радовало грустного
мышонка: ни крошки, ни колбасные очистки. Другие мышки веселились, когда
удавалось вкусно покушать, а грустный мышонок всегда грустил.
Но однажды мышонку надоело грустить, и он решил найти
другой мир, не серый. Он вылез в маленькую дырочку в углу подвала и попал в
комнату. Было раннее утро, и мышонок замер от удивления. Мир вокруг него был
золотой, голубой и красный. Оказывается, не все на свете было тусклым и серым.
Мышонок прошелся по красному ковру, залез на желтый комод и столкнулся с
хрустальной лошадкой.
— Какая вы красивая! — пропищал мышонок.
— Спасибо за комплимент, — прозвенела лошадка.
Вообще-то она хотела сказать: «иго-го», но она была хрустальная и поэтому
звенела.
—Я тоже мечтаю стать красивым и разноцветным, — пропищал
мышонок.
— Иго-го, садись на меня, мышонок, — предложила лошадка.
Мышонок вскарабкался на лошадку, и они понеслись. С
желтого комода на красный ковер, вдоль по комнате и на большую полку. Лошадка
поклонилась красивому стеклянному павлину с сине-золотым хвостом.
— Иго-го, в ваше царство прибыл мышонок. Он хочет
стать разноцветным.
Мышонок оглянулся, вокруг него стояли матрешки и нарядные
глиняные барышни, разноцветные петухи и стеклянные барашки, но самым красивым
был павлин.
— Это правда, мышонок, что ты желаешь сменить наряд?
— спросил павлин.
Мышонок слез с лошадки, поклонился и робко пропищал:
— Да, я не хочу быть серым.
— Хорошо, ты будешь сине-голубым с золотыми крапинками,
— проговорил павлин и взмахнул своим чудесным хвостом.
— Андрюша, почему ты еще не оделся? Что ты сидишь у
полки с безделушками? — раздался строгий голос мамы. Мальчик вздохнул и пошел
одеваться. Он натянул одну штанину и задумался: «Почему павлин подарил мышонку
голубой цвет? Наверное, потому что мышонок любил мечтать».
— Опять застыл, горе мое! Почему ты такой медлительный
— рассердилась мама.
Мама подошла к полке со статуэтками и увидела
сине-голубого мышонка с золотыми крапинками. Мышонок улыбнулся и смешно
подмигнул.
— Откуда здесь взялся такой симпатичный мышонок? —
спросила мама.
— Из подвала, он не захотел быть серым и пришел, чтоб
поменять цвет.
Машинально она взяла мышонка с полки и положила его в
свою сумочку. «Наверно, это бабушка ему подарила!» — подумала она.
Подгоняемый мамой Андрюша наконец собрался, и они
вышли из дома. Мама проводила сына до школы и не спеша пошла на работу. Она
могла выходить на работу попозже, но боялась, что сын опоздает в школу, и
каждое утро провожала его.
«Все мальчики в классе у Андрея такие активные, а мой
ужасно медлительный. Как с этим бороться?» — подумала мама. Вдруг из ее сумочки
раздался жалобный писк. Она открыла сумочку и извлекла из нее смешного
симпатичного мышонка.
Мышонок улыбнулся, и его золотые блестки засверкали на
солнце.
— Правда, у меня красивый наряд? — пропищал мышонок.
Мама остолбенела и с трудом выдавила из себя:
— Да, очень красивый.
— Спасибо большое, что вы взяли меня с собой. Здесь
такой чудесный зеленый ковер с разноцветными узорами, — пропищал мышонок.
— Это газоны, а на них цветы — клумбы, — объяснила
мама.
— А там что за великаны? — мышонок махнул лапкой в
сторону липовой аллеи.
— Это деревья, липы, они сейчас цветут и сладко
пахнут, — произнесла мама и подошла к липе. Она посадила мышонка на нижнюю
ветку дерева, и он принялся любоваться желтыми липовыми цветочками. Мама тоже
наклонилась к одному соцветию, разглядывая пчелку, собирающую нектар.
Вдруг на площади раздался бой часов. Мама поняла, что
уже десять — начало рабочего дня. Она быстро положила мышонка в сумочку и
побежала на работу.
«Ужас, я впервые в жизни опоздала! — волновалась мама.
— Не пойму только, почему я сегодня затратила на дорогу столько времени!»
Вопросы и задания:
Почему мама тоже вдруг попала в мир фантазий сына?
Помогло ей это или помешало?
Почему люди часто фантазируют, если у них плохое
настроение и им скучно и грустно?
Что вы делаете, если вам скучно?
Как вы думаете, умение фантазировать помогает в жизни
или мешает?
Диалог «Почему нас подгоняют?»
Выбирается пара детей. Один человек из пары играет
роль мамы, другой — сына. Дети читают по ролям диалог, а затем обсуждают его
по вопросам.
Мать:
Засыпаешь на ходу,
Целый час тебя жду.
Саша, милый, не зевай,
Свитер, куртку надевай!
Сын:
Мама, где же мой сапог?
И опять исчез носок!
А, в штанине он застрял,
Еле-еле отыскал.
Мать:
Шарф и варежки надень —
На дворе холодный день.
Бутерброд доешь потом,
Не ходи с набитым ртом!
Сын:
Мама, может быть, вдвоем
Мы сегодня в цирк пойдем?
Выступает там факир,
Он известен на весь мир!
Мать:
Вот, опять ушел в мечтанья!
Обожаешь опозданья!
Надо нам спешить теперь.
Все, я запираю дверь!
Сын:
Мама, я забыл сказать,
Будем мы в хоккей играть.
Нам большой каток зальют,
Клюшки и коньки дадут!
Мать:
Мне сейчас не до хоккея,
Можешь двигаться живее?
Сколько можно говорить —
Хватит сонной мухой быть!
Сын:
Целый день — быстрей, быстрей,
Нет покоя у детей!
Почему нас подгоняют?
Меры взрослые не знают!
Вопросы и задания:
Как вы думаете, почему взрослые часто спешат, а дети —
нет?
Когда вы спешите, а когда, наоборот, тянете время?
Как вы реагируете, когда вас подгоняют?
Кто самый медлительный в вашей семье и почему?
Почему дети любят фантазировать?
МНЕНИЕ ДЕТЕЙ
Дети начальной школы
♦ Потому что дети во многое верят, и поэтому это может
случиться, прийти или появиться.
♦ У взрослых нет времени, чтобы фантазировать, а у
детей — практически все детство.
♦ Наверное, у детей богатое воображение, и дети верят в
сказки, а взрослые нет.
♦ Дети любят фантазировать, потому что много сказок
читают, а взрослые — только книги для взрослых. В сказках много чудес
происходит, а во взрослых книгах они не происходят.
♦ Дети любят фантазировать, а взрослым не до этого. У
них есть свои дела, и им не до шуток.
♦ Дети любят фантазировать, потому что могут
осуществить свою мечту, а родители не позволяют себе.
♦ Когда взрослые вырастают, они уходят из страны
фантазий.
♦ Дети и есть дети, поэтому они любят фантазировать.
♦ Я думаю, что взрослые уже выросли, и у них много дел,
а у ребенка есть много свободного времени и ему нечем заняться, вот он и
фантазирует.
♦ Я сделал вывод, что дети любят фантазировать, потому
что они любят, мечтают об этом, а родителям уже неинтересно.
♦ Взрослые не любят фантазировать. Они пытаются быть
интеллигентными.
♦ Дети любят фантазировать, потому что они не достали
до взрослого возраста.
♦ Взрослые не любят фантазировать, потому что все
взрослые — скептики.
♦ Дети любят фантазировать, а взрослые нет, потому что
у взрослых есть деньги, о которых ребенок мечтает.
Дети средней школы
♦ Я люблю фантазировать, потому что можно придумать мир
получше того, который есть.
♦ Я фантазирую, когда мне одиноко или обидно.
Придумываю для себя интересную жизнь.
♦ Когда фантазируешь, ты можешь всегда быть кем хочешь,
героем, королем, в общем — самым лучшим.
♦ Если мне плохо, орут родители или меня не понимают, я
ухожу в мир фантазий, так легче жить.
♦ Фантазии хороши, когда пользу приносят, но если они
от лени, то нужно их избегать.
♦ Когда мне скучно, я всегда мечтаю.
♦ Я всегда мечтаю обо всем хорошем, что впереди,
например о каникулах.
♦ Я фантазирую, потому что хочу лучшего мира. Меня не
очень устраивает моя жизнь и все окружающее, оно не совершенно.
♦ Я фантазирую, потому что у меня проблемы со
здоровьем, а я придумываю, что их нет.
Фаюстов Андрей, 3 «А» класс, МОУ
финансово-экономический лицей №29
Финни и его три мечты
Жил-был на даче кузнечик. Его звали Финни. Он жил с мамой,
папой, братьями и сестрами. Финни был мечтателем, поэтому близкие его не
понимали, а ему казалось, что его не любят.
У кузнечика были три мечты. Первая — он хотел, чтобы
его братья и сестры полюбили его. Вторая — увидеть море и яхты с парусами.
Третья — чтобы у него было много друзей...
Как-то раз кузнечик увидел, что хозяева дачи уезжают.
Он залез в одну из сумок и стал ждать, что произойдет. Через несколько часов
Финни выпрыгнул из сумки и оказался в неизвестном ему помещении. Потом он
догадался, что хозяева дачи на зиму вернулись домой. Скучая по свои родным,
кузнечик устроился по диваном и стал жить до весны.
На новой квартире у него появились новые друзья: муха
Тарма, паук дед Синтер и два трудолюбивых муравья, братья Пики и Микки. Так у
кузнечика сбылась первая мечта.
Но обитателям дома не всегда жилось сладко. У хозяев
был попугай Ленька. Он каждый день вылетал из клетки и парил по комнатам
квартиры. Кузнечику с друзьями приходилось постоянно прятаться.
Вот один раз кузнечик спрятался от попугая в чемодан и
заснул крепким сном. Когда Финни проснулся и вылез из чемодана, он удивился!
Вокруг красота! Свежий ветерок! Море!
Волны, ласково бегущие к берегу! Яхты с парусами!
Оказывается, он проспал в чемодане до самого лета, а хозяева тем временем приехали
на Черное море отдыхать. Вот и сбылась его вторая мечта.
Отдохнув на море, хозяева вернулись в свои родные края
и опять приехали на дачу.
Пока кузнечик Финни путешествовал, его родные сильно
за него переживали. Увидев своего брата и сына, все очень обрадовались,
бросились ему на шею, а мама и сестры даже расплакались от счастья, что Финни
вернулся домой живой и здоровый. Они признались ему, что сильно горевали,
скучали по нему, что очень его любят, просили, чтобы он больше никогда их не
покидал. Так у кузнечика сбылась и третья мечта.
|