Если вы часто обижаетесь на детей, прежде всего, нужно
проанализировать причины возникновения обиды. Иногда это происходит, потому
что ребенок не делится с вами своими мыслями. В таких случаях взрослые должны
понять и принять тот факт, что наши дети повзрослели. Когда ребенок взрослеет,
у него появляется свой собственный мир, как и у каждого взрослого человека.
Взрослые люди открывают свой мир другим, даже близким людям далеко не всегда.
Порадуйтесь, что ваш ребенок стал взрослый; что теперь он будет делиться с вами
не тогда, когда вы этого хотите, а когда он захочет.
Часто родители обижаются, что ребенок не информирует
их, куда он пошел и с кем проводит время, что дети не возвращаются домой
вовремя и заставляют нервничать. В этом случае надо обсудить с ребенком
ситуацию и прийти к взаимному соглашению. Например, ваш ребенок звонит вам
дважды в день и сообщает, что с ним все в порядке. Он предупреждает вас о
задержке, а за нарушение несет заранее оговоренное наказание, например
выполняет какую-либо трудную для него работу.
Но больше всего родителей обижает, когда дети
разговаривают с ними грубо. В такой ситуации самое главное проявить родительскую
мудрость. Показать, что вы обижены, но не отвечать в той же манере, отойти.
Чаще всего дети грубят, чтобы выплеснуть стресс. Когда ребенок успокоится,
нужно объяснить ему, что грубость по отношению к вам недопустима.
Самое главное помнить: состояние обиды мешает любому
позитивному решению проблемы. Оно вообще мешает жить. Обида, если ей
позволить, может вырасти из маленькой в большую и заслонить собой весь мир.
Давайте посмотрим на обидную для нас ситуацию
по-другому, может быть, наша «обида» говорит нам о том, что мы чего-то не понимаем,
и нам надо менять свое поведение и отношение к ребенку; что нам самим надо
меняться в лучшую сторону!
Лучшее — детям
Не
обижайтесь на
своих детей,
Их с радостью встречайте у
дверей.
С улыбками, с цветами к ним
спешите,
На них в душе обиды не таите.
Купайте их в словах своей любви,
В объятия сожмите их свои
И долго-долго их не отпускайте,
За все детей, пожалуйста, прощайте!
Не упрекайте их и не ругайте,
Все лучшее свое им посвящайте
До самой капли, до конца, до дна,
Не бойтесь отдавать себя сполна.
И превратится в дерево росток,
И красотою удивит цветок,
И станет лучик огненным столпом,
И беды обойдут тогда ваш дом.
Вопросы и задания:
Как вы думаете, почему родители часто обижаются на
детей?
Как вы думаете, какие качества характера надо иметь,
чтобы
при любых обстоятельствах радоваться своим детям?
Как вы думаете, почему родители, если у них
неприятности, выливают свое раздражение на детей?
Как дети могут помочь родителям научиться прощать?
Творческое задание «Давайте не обижаться»
Поделите детей на группы и попросите их составить два
списка. Первый — список причин, из-за которых родители обижаются на
детей, второй — список причин, из-за которых дети обижаются на родителей. Затем педагог
вместе с детьми
обсуждает, что могут сделать дети, чтобы взаимных обид в семье стало меньше.
Сердце матери
— Света, останься сегодня дома. Я испекла пирог и приготовила
ужин.
— Мам, не смеши, мы с Ленкой в клуб идем.
— Свет, почему ты перестала со мной общаться? Я так забочусь
о тебе, а ты все воспринимаешь как должное.
— Мам, чересчур много заботы, не приставай.
— Ты бы познакомила меня со своими друзьями.
— Они тебе не понравятся.
Такие разговоры между мамой и дочкой происходили почти
каждый вечер. Мама ужинала одна, не чувствуя вкуса еды, и уходила в свою
комнату смотреть телевизор. Она смотрела все передачи подряд, стараясь не
думать о колючем комке внутри, который не давал дышать. «Что я плохого ей
сделала?» — всплывала мысль. Мама прятала эту мысль глубоко вовнутрь себя, но
она всплывала снова и снова.
Это началось больше года назад. У ее домашней Светы
вдруг появились друзья, компания, клубы. Мама пришла в ужас, увидев однажды в
окно подружек дочки.
— Светочка, разве это хорошие девочки? Они ужасно накрашены.
— Мам, не суди по внешности. Я же не обсуждаю твоих
подруг. Может быть, они мне тоже не нравятся, — отпарировала Света.
Маму эти слова накрыли такой волной обиды, что она не
нашлась, что ответить.
«Разве можно так говорить с матерью!? Я жила только
ради нее, и вот результат», — думала мама, и в глазах ее появлялись слезы.
Мама теперь часто плакала в одиночестве.
К
сожалению, слезы не
приносили облегчения, наоборот, от них становилось еще тяжелее.
Мама
не спала и
слышала, как дочка вернулась домой. Ей хотелось встать, расспросить,
покормить доченьку, но она делала над собой усилие и лежала тихо.
Боялась
услышать
очередное: «Мам, чего пристала? Я же тебе не мешаю».
Мать тревожилась из-за каждого звука и запаха. Хлопала
дверца холодильника — «опять всухомятку»; запах кофе — «нельзя же кофе на
ночь»; звяканье посуды в мойке — «как будто так важно мыть посуду ночью», — с
горечью думала мама.
Света, наконец, заснула, а мама никак не могла уснуть,
болело сердце, невозможно было повернуться. Она сама не помнила, как добралась
до комнаты дочки.
— Мама, что с тобой?! — испуганно вскрикнула Светка.
Она вскочила, уложила маму в свою кровать и побежала за валидолом.
Маму била мелкая дрожь, она не могла вздохнуть, и колючая
боль терзала грудь. Светка вызвала скорую помощь и засуетилась. Она обложила
маму одеялами, грелками и напоила всем, что стояло в их домашней аптечке в
отделении с надписью «От сердечной боли». Скорая задерживалась, и Светка
прилегла рядом.
«Мам, дай-ка поглажу твое сердце», — попросила девочка
и просунула свою ладошку под одеяло. Прохладные дочкины пальчики легли на
грудь, и вдруг боль отпустила.
Девочка что-то шептала, а мама задремала.
«Сердце, умоляю тебя, не болей. Моя мама лучше всех, и
ты должно работать ради нее. У всех других проблемы с мамами, а моя никогда не
кричит и не обижает меня. Она никому грубого слова не скажет. Пожалуйста,
сердце, работай, я не смогу жить без мамы», — слышала мама голос дочки сквозь
дрему, и ее дыхание становилось все легче.
Послышался звонок. Скорая помощь наконец приехала.
—
Наверное, зря вас вызвали, у меня уже не болит сердце, — смущаясь, сказала мама.
Врач
все-таки выслушал
маму, сделал ей электрокардиограмму и строго сказал:
— В следующий раз, гражданка, не
звоните в скорую, если у вас что-то кольнет.
— У мамы был очень
сильный сердечный приступ, но я попросила ее сердце не болеть, и оно меня
послушалось, — вмешалась Светка.
— В таком случае вам тем более скорая не нужна, — заметил
врач.
После сердечного приступа дочка пару вечеров провела
дома с мамой. Они вместе пекли пирожки и смотрели ток-шоу, горячо обсуждая его
героев.
Но вскоре все пошло по-прежнему. Девочка возвращалась
поздно, и мама не спала, дожидаясь ее. Она прислушивалась ко всем звукам:
хлопала дверца холодильника, хрустело яблоко, звякала посуда.
«Надо дочке больше фруктов покупать; молодец, всегда
за собой посуду сразу помоет», — ласково думала мама, лежа в постели.
Вопросы и задания:
Почему дочка не хотела общаться с матерью?
Кто был в этом виноват: мама или дочка?
Почему мать так сильно обижалась на свою дочку?
Почему у мамы прошла боль в сердце?
Как мама изменила свое отношение к дочке после
сердечного приступа?
Диалог «Почему волнуется мама?»
Выбирается пара детей. Один человек из пары играет
роль матери, другой — дочки. Дети читают по ролям диалог, а затем обсуждают
его по вопросам.
Дочка:
Мамочка, отстань, прошу,
Ты же видишь, я спешу —
Таня ждет меня давно,
С нею мы идем в кино.
Мать:
Дочь, я только попросила,
Чтобы ты мне не забыла
После фильма позвонить,
Ты же начала грубить.
Дочка:
Мама, я тебя люблю,
Я ни капли не грублю,
Просто ты должна стараться
На меня не обижаться.
Мать:
Ты всегда мне обещаешь,
А потом все забываешь.
Каждый раз бывает так,
Плохо мне, тебе — пустяк.
Дочка:
Ты пойми, мне нелегки
Постоянные звонки.
Мама, ты должна стараться
За меня не волноваться.
Вопросы и задания:
• Почему мама просит свою дочку постоянно ей звонить?
Почему девочка не хочет этого делать?
• Обижаетесь ли вы на родителей, а родители — на вас?
• Как вы думаете, что должна делать девочка, чтобы ее
мама меньше волновалась?
• Если вы обещаете позвонить родителям, но забываете
об этом, как реагируют ваши родители?
• Если ваши родители где-то задерживаются и не звонят
вам, что вы чувствуете?
МНЕНИЕ ДЕТЕЙ
Дети начальной школы
♦ Я не обижаюсь на родителей, потому что они мне всегда
дают сказать свое мнение и признают так же, как и я, свою неправоту.
♦ Я обижаюсь на родителей, потому что я хочу пойти
гулять, а они меня не пускают.
♦ Я обижаюсь на родителей, потому что иногда они мне
врут.
♦ Нет, родители на меня не обижаются, потому что они
добрые.
♦ На меня иногда обижаются родители, но я делаю хитро:
я подхожу к маме и начинаю ее обнимать, и ей становится жалко меня.
♦ Я не обижаюсь на родителей, потому что я маму и папу
люблю.
♦ Я обижаюсь, потому что мама не дает мне высказаться.
♦ Да, они обижаются на меня, и я на них тоже, чтобы это
прекратить, надо для них что-нибудь сделать.
♦ Я не обижаюсь на родителей, потому что мои родители
не пожелают мне плохого.
♦ Я обижаюсь на родителей, потому что они не держат
слово.
♦ Бывает, я очень злюсь на маму. Она не хочет доверять
мне дела по дому, а мне очень хочется.
♦ Я обижаюсь на родителей, но я понимаю, что они правы,
они хотят, чтобы мы их слушались.
♦ Я обижаюсь на родителей за то, что они не берут меня
в магазин «Ашан».
Дети средней школы
♦ Я обижаюсь на маму, потому что она дружит с людьми,
которые мне не нравятся.
♦ Мама на меня
обижается, если я и моя сестра ее подводим или мы ссоримся.
♦ Я обижаюсь на маму из-за несправедливости.
♦ Я обижаюсь на папу, потому что ему наплевать на меня.
Он ни с кем не считается, думает, он самый главный, но я его не уважаю.
♦ Мама на меня обижается, если я молчу, но иногда
говорить не хочется.
♦ Я обижаюсь на маму, потому что она на меня давит и
хочет, чтобы я все делал под ее контролем.
♦ Я обижаюсь на родителей, потому что они меня
наказывают из-за своего плохого настроения, а это несправедливо.
♦ Родители обижаются, что я грублю, но я просто не
хочу, чтобы они приставали ко мне.
Маша Простина, 13 лет, Украина, г. Львов
Почему обида прошла
Многие считают, что обиды мешают в жизни, но я думаю,
если появляется обида, нужно обязательно рассказать, откуда она взялась, и
что-нибудь переменить, чтобы она пропала.
Мама меня записала в музыкальную школу на виолончель,
хотя я этого не хотела. Занятия в этой школе были для меня мучением. У меня не
получалось, и учительница кричала на меня. Я не хотела дома заниматься, потому
что мне не нравилось. Когда я ходила в музыкальную школу, я обижалась на маму
и думала: «Почему мама заставляет меня мучиться с этой бандурой, а другие дети
могут гулять и играть в это время». Я придумывала разные уловки, чтобы не
играть на виолончели. Например, я утапливала шпиль в корпусе виолончели и говорила,
что она сломалась. Потом я так сильно не хотела идти в музыкальную школу, что
стала ее прогуливать.
Я брала виолончель и шла в кино, или на детскую площадку,
или еще куда-нибудь.
Это длилось полгода, и вдруг мама узнала. Она ужасно
кричала на меня и говорила, что ее обижает мое поведение и мой обман. Она так обиделась на меня, что не хотела со мной
разговаривать. Я плакала и просила прощение. Потом я снова стала ходить в
музыкальную школу, и мамина обида прошла, но моя стала еще больше. Я же не
могла рассказать ее маме.
Но мне повезло. К нам пришла новая учительница музыки.
Она не кричала на меня. Она меня спрашивала, хочу ли я играть. Если я не
хотела, она брала свою большую виолончель и играла мне весь урок. Сначала она
играла мои этюды, а потом разные произведения. Она так красиво играла, что моя
обида исчезала, и мне хотелось играть так же красиво. Сейчас я учусь играть на
виолончели, и мне это нравится, и моя обида прошла. Я думаю, мне повезло. |