Бытует мнение, что раньше воспитание детей было более
строгим, и поэтому проблем с плохим поведением детей было гораздо меньше.
Законы домостроя, возможно, были эффективны несколько
столетий тому назад, но вряд ли они помогут вырасти современному ребенку
творческой, активной и самостоятельной личностью.
Это не значит, что строгость родителей не важна в
современном воспитании.
Строгое воспитание эффективно и учит детей дисциплине,
если наказания не унижают ребенка, если они соразмерены с его виной и ребенок
заранее о них осведомлен.
Нельзя строго наказывать ребенка за малейшую
провинность. Запреты не должны быть непроизвольными, высказанными в минуты
раздражения и гнева.
Нельзя проявлять строгость со злобой, применяя
физическую силу. Такие проявления строгости рождают в детях страх и одновременно
отвращение к запретам.
Если строгие требования родителей чередуются с
баловством и вседозволенностью, то такая строгость является для детей пустым
звуком. Дети очень быстро осознают, что их родители покричат и перестанут;
запретили, но через десять минут забудут о своем запрете.
Таким образом, строгость по отношению к детям
оправдана и имеет результат, если взрослые последовательны в наказаниях; если
они могут разговаривать с детьми спокойно и уважительно. Тогда в глазах детей
они не выглядят тиранами, и дисциплина, которую требуют от ребенка родители,
постепенно превращается в самодисциплину.
Дети не солдаты
Взрослым нужно все и срочно,
Тщательно, мгновенно, точно.
Не умеют ждать совсем,
Уйму создают проблем.
Передышки не дают,
Нам приказы раздают
Как в полку. Мы не солдаты
И ни в чем не виноваты.
Стать свободными хотим,
Мы себе не навредим!
Мы все сами понимаем,
Мы уже немало знаем.
Перестаньте нас учить,
Что нам делать, как нам жить.
Мы от этого устали,
Вредными и злыми стали.
Вопросы и задания:
Почему родители иногда разговаривают с детьми в
приказном тоне и требуют немедленного послушания?
Требуете ли вы от родителей, чтобы они выполняли свои обещания?
Как научить родителей считаться с мнением своих детей?
Как вы думаете, дети навредят себе, если им дать полную свободу?
Творческое задание «Нужна ли детям строгость?»
Поделите детей на группы. Дети должны представить, что
они родители, и придумать строгие правила поведения в семье. После того как
представители от групп расскажут о том, что они придумали, педагог обсуждает
вместе с детьми, какие из правил важны для каждой семьи.
Строгая мама
Антон стоял возле мамы и умолял:
— Ну, пожалуйста, разреши мне пойти на концерт. Слово
даю, такого больше не будет!
Мама молча убиралась в комнате, поджав губы, и не реагировала
на слова мальчика.
— Мам, почему ты не разговариваешь со мной? Ты же
разрешила мне пойти на этот концерт.
— Иди куда хочешь. И домой можешь не возвращаться.
Антон отвернулся к окну и задумался: «Ну что я такого
сделал?! Выскочил во двор к мальчишкам на минутку». Антон
знал, что не должен был оставлять сестренку, но Тане было уже шесть лет, и она
вполне могла побыть одна недолго. Мальчик давно мечтал посмотреть этот
концерт, с трудом скопил денег на билет. От отчаяния слезы потекли из глаз
Антона.
— Не распускайся, держи себя в руках! — сердито заметила
мама.
Мама у Антона была строгой. Он должен был всегда вовремя
приходить домой, сидеть целыми вечерами с младшей сестрой, прибираться по дому
и ходить в магазин.
Другие мальчишки смеялись над Антоном, когда он оставлял
игру и стремглав бежал домой, увидев, что время его прогулки кончилось.
Папа Антона был военным моряком и появлялся дома не
чаще чем раз в полгода. Тогда вся жизнь менялась. Приходили гости, мама
улыбалась и смеялась, а папа ходил с ними в кино и в цирк. Но папа приезжал
всего на две недели, а уезжая, каждый раз брал с Антона слово, что он
беспрекословно будет слушаться маму.
Летом
жизнь у
Антона была
свободнее. Мама с детьми уезжала в детский лагерь за город. Она работала воспитателем, и
Таня всегда была при ней. Антон рыбачил, играл в футбол и ходил в лес за ягодами
с местными ребятами. Сестренка уговаривала взять ее тоже в лес, и однажды мама
попросила:
— Своди Таню в лес, Антон. Только не уходите от
лагеря, гуляйте по кромке леса.
В этот день, как назло, на окраине леса все было
истоптано и ничего не попадалось. Мальчик взял сестренку за руку и двинулся по
лесной тропке в глубь леса.
— Антошка, давай не пойдем, мы заблудимся, — испугалась
сестра.
— Ребята показывали мне одну ягодную поляну. Мы дойдем
до нее, наберем ягод и сразу обратно, — успокоил девочку брат.
Как так получилось, что он потерял направление, Антон
и сам не знал. Может быть, потому что тропка раздвоилась, а может быть, потому
что сестренка все время убегала в разные стороны: то к цветку, то за мотыльком.
Им попалась полянка с ягодами, но это была не та полянка, которую ему показывали
ребята. Танюша устала и принялась капризничать. Антон накормил сестру
бутербродами, и она уснула в тени большого куста. Проснулась Танюша под вечер и
сразу захныкала:
— Я говорила, что не надо ходить далеко в лес. Ребята
знали дорогу, а мы не знаем.
— Не распускайся, держи себя в руках! — сердито ответил
мальчик.
— Ты говоришь как мама, а сам не знаешь, где наш лагерь,
— всхлипнула девочка.
— Я найду дорогу по солнцу, — заявил мальчик. Солнце
словно обрадовалось, услышав эти слова, и выглянуло из-за тучи.
— Видишь, солнце показалось и сияет. Утром мы шли к
нему, чтобы попасть в лес, а сейчас надо уходить от него, чтобы вернуться в
лагерь, — решил мальчик.
— Нет, неправильно. Идите ко мне, — засверкало солнце.
— Утром я светило на востоке, в лесу, а сейчас вечер, и я ушло на запад, к
вашему лагерю. Идите за мной.
К сожалению, мальчик не понял, о чем говорит солнце.
Оно светило изо всех сил, но дети уходили все дальше от лагеря. Наступила ночь,
и солнце скрылось. Оно очень беспокоилось за детей и попросило одну голубую
звезду:
— Там, на земле, в лесу, заблудились дети. Найди их,
пожалуйста.
Звезде нелегко было заглянуть на землю, но все-таки она
нашла детей и рассказала солнцу:
— Дети сидят на пне посреди лесной поляны. Леший разбросал
вокруг поляны светящиеся гнилушки и воет, а дети думают, что их окружили волки.
Девочка плачет. У мальчика зубы стучат от страха, но он не плачет, только повторяет:
«Замолчи, возьми себя в руки!» На обратном пути я заглянула к ним в дом. Их
мама стоит воле дома и тоже плачет. Она увидела меня и стала умолять спасти ее
детей.
— Звезда, ты поможешь ей? — спросило солнце.
— Постараюсь сделать все, что в моих силах, — пообещала
звезда. — Люди уже собрали группу поиска, но в темноте они вряд ли смогут
отыскать детей в лесу.
Звезда снова спустилась как можно ниже к земле. Таня
первой заметила голубую звезду сквозь ветки деревьев и потянула брата за
рукав:
— Бежим к этой звезде. Мне кажется, я ее видела раньше
прямо над нашим домом, — сказала девочка и, схватив брата за руку, спрыгнула на
траву. В темноте они натыкались на сучки и стволы деревьев, но свет звезды
словно придавал им сил, и они, крепко взявшись за руки, бежали вперед. Вскоре
дети выбрались на лесную дорогу. А там их встретили взрослые с фонарями и
собаками, и впереди всех бежала их мама.
Ноги у Антона подкашивались от усталости, а еще больше
от ужаса перед маминым наказанием. К его удивлению, мама ничего не сказала. Она
с накормила детей ужином и отправила спать. Танюшка уснула мгновенно, а Антону
не спалось. Он вышел из комнаты и увидел маму. Она стояла у окна, и по щекам ее
бежали слезы. В окно видны были звезды, и среди них крупная голубая звезда. Та
самая, которая вывела их из леса.
— Спасибо, звезда, что спасла моих детей. Они для меня
дороже жизни, — шептала мама.
Вопросы и задания:
• Почему иногда родители редко проявляют ласку к детям
в повседневной жизни?
• Значит ли это, что родители не любят своих детей?
• Что необходимо изменить в этой семье, чтобы мама
больше улыбалась?
• Почему звезда решила помочь маме?
• Представьте, что вы родители и ваши дети заблудились
в лесу, что вы предприняли бы?
Диалог «Строгая мама»
Выбирается пара детей. Один человек из пары играет
роль мамы, другой — сына. Дети читают по ролям диалог, а затем обсуждают его
по вопросам.
Мать:
Что ты делаешь, Илья?
Сын:
Делаю уроки я.
Математику решаю,
Не волнуйся, не играю.
Мать:
Покажи мне свой дневник,
Так, четверка за язык.
Ты же целый день учил,
А ошибки допустил.
Сын:
Делает ошибки каждый,
И порою даже дважды.
Я исправлю, обещаю,
Мама, я не подкачаю.
Мать:
Ты все время обещаешь,
Но четверки получаешь
На диктантах и контрольных.
Я тобою недовольна!
Сын:
Я совсем не развлекаюсь,
Из последних сил стараюсь!
Мать:
Я хочу тобой гордиться,
Должен лучше ты учиться.
Сын:
Фильм мне можно посмотреть?
Постараюсь я успеть
Позже сделать все уроки.
Уложусь, поверь мне, в сроки.
Мать:
Лучше ты мне почитаешь,
В чтенье сильно ты хромаешь,
Фильм посмотришь в выходной,
Как мне нелегко с тобой!
Вопросы и задания:
Почему маме из стихотворения нелегко с сыном?
Как вы думаете, виноват ли в этом герой стихотворения?
Помогают ли вам родители делать уроки?
Что вы посоветовали бы маме, чтобы она меньше
страдала?
Вы отдыхаете только по выходным или в будние дни тоже?
Ругают ли вас родители за плохие отметки?
Нужна ли детям строгость?
МНЕНИЕ ДЕТЕЙ
Дети начальной школы
♦ Строгость нужна, для того чтобы дети могли знать, что
бывает в жизни.
♦ Детям строгость нужна для воспитания.
♦ Строгость нужна всем детям, чтобы они были сильные.
♦ Строгость нужна, чтобы уроки делать и пятерочки
получать.
♦ Строгость нужна обязательно, без этого ребенок будет
тупым.
♦ Очень нужна!
♦ Да, для того чтобы дети понимали.
♦ Да, нет.
♦ Нужна, а то дети сразу начинают хамить родителям и
сразу говорят: купи это, купи то.
♦ Нет, если бы родители были строгими, они бы не жалели
детей.
♦ Конечно нужна, для наругания, если сделал что-то
плохое.
♦ Нет, зачем она нужна!!!
♦ Нет, потому что детям не нравится, когда на них
ругаются.
♦ Нет, достает. Так орут, что потом болят уши.
♦ Строгость не нужна, нужна дисциплина.
♦ Строгость нужна, потому что без этого никак в жизни.
♦ Детям строгость нужна, потому что дети — люди
веселые, без строгости они встанут на уши.
♦ Строгость нужна, если ребенок что-то сделал, а нужно,
чтобы ребенок не делал плохие поступки.
♦ НЕТ!!! Мама не должна быть строгой, потому что детям
это не нравится.
♦ Нет, потому что ребенок может обидеться.
♦ Нет, у детей от строгости портится настроение.
Дети средней школы
♦ Нужна, если только не перегибать палку.
♦ Мне нужна не строгость, а понимание.
♦ Мне строгости хватает, даже чересчур. Мне от нее
тоскливо становится.
♦ Когда мама напускает строгость, мне кажется, что она
меня не любит.
♦ Я устала от маминой строгости.
♦ Мама на нас постоянно кричит, и я затыкаю уши.
♦ Родители мне ничего не разрешают, а я уже взрослая.
♦ Строгость нужна маленьким детям, а большим нужно уважение.
♦ К нам они строгие, а сами это делают.
|