Что такое ответственность? Это умение отвечать за свои
поступки. Отвечать — значит помнить об обещании и выполнять его. Разве смогут
дети этому научиться, если родители боятся им что-то поручить? Как правило,
маленькие дети любят выполнять разные домашние дела, любят за что-нибудь
отвечать. Любое выполненное дело помогает малышам чувствовать себя важнее, нужнее
и ответственнее. Если мы упускаем этот благодатный момент и все делаем за
ребенка сами, чувство ответственности исчезает, не успев развиться.
Дорогие родители, поручите ребенку самостоятельно и
регулярно выполнять какое-либо дело. Разрешите ему совершать ошибки и
самостоятельно размышлять над совершенными ошибками. Пусть ребенок сам подумает
о том, что он натворил, пусть он сам научится анализировать результаты своего
труда.
Если мы стараемся помочь ребенку в любых делах или,
что еще хуже, делаем за него эти дела сами, потому что он неумеха и
медлительный, — ребенок вырастает безответственным. Безответственные дети во
всем зависят от родителей и всегда ждут подсказки, как им нужно себя вести.
Только самостоятельный выбор поведения и самостоятельная оценка своего
поведения учат ребенка ответственности. Это очень сложный, постепенный и
трудный процесс. Чем раньше ребенок начнет этому учиться, тем эффективнее
будет результат.
Ответственность — это мера зрелости человека. Разве мы
не хотим, чтобы наши дети выросли зрелыми людьми?
Надо учить уроки
Уроков куча, как мне быть?
Где мне внимание добыть?
Не отвлекаться я стараюсь,
Но то и дело отвлекаюсь.
Вот теорема — так, начнем,
Ой, во дворе щенок с котом
Возню затеяли опять,
Их надо срочно разнимать.
— А ну, кончайте этот гам! —
Кричу с балкона драчунам
И возвращаюсь вновь к столу.
Ой, что темнеет там в углу?
Да это Хомка, хомячок!
Из клетки вылез, дурачок!
Забавно лапки протянул
И в темном уголке уснул.
Ну ладно, все, пора начать
Мне теорему изучать.
Крадется кто-то за спиной —
Братишка это младший мой.
Он заявляет: «Я пилот,
Готов к полету самолет.
Мы облетим на нем весь мир.
Ты самый лучший пассажир!»
Я в самолет его сажусь
И с ним по комнате кружусь.
Потом мы в коридор летим
И приземляться не хотим.
Обедать мама нас зовет,
А теорема так и ждет.
Никак не учится она,
Я в руки взять себя должна.
Что мешает выучить уроки героине этого стихотворения?
Что ей нужно сделать, чтобы не отвлекаться? Как вы поступаете, если вам нужно
выполнить трудное задание?
Почему дети часто забывают о своих обязанностях?
Всегда ли вы выполняете свои обещания?
Что вам говорят родители, если вы забываете выполнить
их поручение?
Представьте, что вы на один день стали взрослыми.
Расскажите все, что вы должны сделать за день.
Творческое задание «Как научиться быть ответственным»
Дети делятся на группы. Каждая группа придумывает
сказочный способ, как научиться быстро и вовремя выполнять все поручения
родителей. Например, можно изобрести робота и поручить часть домашних дел ему.
Можно научиться двигать вещи и предметы с помощью мысли и выполнять все
поручения мысленно. Представители от групп рассказывают свои истории и
обсуждают их.
Выполненное обещание
— Мишуня, иди быстрее, я опаздываю на футбол, — попросил
старший брат младшего.
— Мои ноги быстрее не идут, — безмятежно сообщил
трехлетний Мишуня.
Сережка подхватил Мишуню на руки и поспешил в парк.
Старшему брату самому недавно исполнилось девять лет, и тащить упитанного
Мишуню ему было тяжело.
Детский сад, куда ходил младший брат, закрыли на карантин,
и мама сказала Сергею:
— Сынок, выручай, позаботься о Мишуне, пока я на работе.
Только не оставляй его одного.
— Не беспокойся, мам, не подведу, — пообещал Сергей.
Сережка, запыхавшись и обливаясь потом, подбежал к футбольному полю, где уже
собрались обе команды.
— Чего опаздываешь, ты же вратарь, — недовольно сказал
капитан команды.
Старший брат усадил малыша на краю поля на свою куртку
и попросил:
— Мишуня, сиди тут. Я буду стоять в воротах и ловить
мячик. Дай слово, что никуда не уйдешь.
— Я даю тебе слово, что буду сидеть тут и никуда не уйду,
— серьезно ответил Мишуня.
Первые полчаса Сережка то и дело поглядывал на младшего
брата, но когда игра накалилась, смотреть по сторонам вратарю стало некогда.
Мишуня долго ждал, когда его старший брат поймает мяч,
но тот стоял в воротах и ничего не ловил. Сергею не давали мяч, наоборот,
пинали его в сторону от ворот. Малыш вспомнил, что у них дома есть отличный
новый мяч, и решил принести его брату. Он поднялся и засеменил по дорожке. «Я
кину Сережке наш мяч, и он его поймает. Эти мальчишки не умеют играть в игру
«кидай-лови», — рассуждал сам с собой Мишуня. Он отлично помнил дорогу домой,
пока дорожка была одна, но потом дорожек вдруг стало много, и малыш заблудился.
Навстречу ему шла незнакомая тетя, и Мишуня храбро спросил ее:
— Тетя, где мой дом?
— Ах, какой красивый малыш, — улыбаясь, сказала тетя.
— Как тебя зовут?
— Мишуня, — ответил мальчик. — Сережке нужен мячик, но
я забыл, где мы живем.
— А кто такой Сережка? — поинтересовалась тетя.
— Мой старший брат. Он в футбол играет, а ему мячик не
дают, — объяснил Мишуня.
— Давай сначала зайдем с тобой в кафе и съедим мороженое,
а потом пойдем искать твой дом, — предложила тетя.
Мишуня с радостью согласился. Тетя взяла малыша на
руки и поспешила прочь из парка. Она пересекла несколько улиц и зашла в
небольшое кафе-мороженое.
Игра была в полном разгаре, когда Сергей обнаружил пропажу
Мишуни. Он только что поймал трудный мяч и проверил, видел ли это младший
братишка. Но Мишуни не было, только смятая куртка валялась в траве. Сергей
похолодел и с криком «Мишуня» бросился к куртке.
Никого не было видно. «Гол», — закричали противники,
забив мяч в пустые ворота.
— Как ты посмел бросить ворота? — капитан команды
дернул Серегу за руку.
— У меня братишку маленького украли, — прошептал
побелевшими губами Сергей.
— Как украли? — спросил кто-то из подбежавших ребят.
— Не-не знаю. Он только что сидел здесь на моей
куртке, а сейчас его нигде нет.
— Чего же мы стоим. Если только что украли, значит, далеко
не ушли. Вмиг их найдем, — скомандовал капитан.
Между тем Мишуня, попав в кафе, не торопился. Он никак
не мог решить, какое мороженое выбрать: розовое, желтое или белое.
— Купим розовое, а белое и желтое возьмем с собой, —
предложила тетя, и Мишуня согласно кивнул головой. Малыш, не спеша, лизал
мороженое, хотя тетя все время подгоняла его и оглядывалась по сторонам.
Наконец с мороженым было покончено, и Мишуня напомнил тете:
— Ты еще хотела купить желтое и белое.
— Потом, сейчас надо спешить домой за мячами, — предложила
тетя, оглянувшись на очередь.
— Нам нужен один мяч и мороженое, — уточнил Мишуня.
Тетя вздохнула и встала в очередь, а Мишуня вдруг вспомнил: «Я же обещал брату
никуда не уходить». Он тихо сполз со стула и направился к выходу. Мальчик
помнил, в какую сторону нужно идти, но когда дошел до перекрестка, растерялся.
К счастью, он увидел перед собой Катю, девочку с их двора.
— Мишуня, почему ты один, без Сережи? Малышам нельзя
одним по улице ходить.
— Катя, пошли в парк, — попросил Мишуня. — Я обещал
Сереже, что буду там сидеть.
— Давай я лучше домой тебя отведу, — предложила девочка.
— Нет, мне нужно в парк. Я обещал, что буду там сидеть,
— упрямо повторил малыш.
Когда Катя с Мишуней подошли к футбольному полю, ребят
там не было.
— Я же говорила, что нужно домой идти, — рассердилась
девочка.
— А я обещал, что буду здесь сидеть. Видишь, Сережина
куртка лежит, — заметил малыш. Он подошел к куртке брата, забытой на краю поля,
и сел на нее.
— Долго мы с тобой будем здесь ждать? — хмыкнула Катя,
усаживаясь рядом.
— Нет, недолго. Сережка поймает мяч и придет за мной,
— уверенно сказал Мишуня.
— Глупыш ты еще, — вздохнула Катя, и тут из кустов
вылетела красная, запыхавшаяся ватага ребят во главе с Сережкой.
— Мишуня, ты тут!? Нашелся! Ура! — завопил старший брат,
подбегая. — А мы тебя с ребятами везде искали. Откуда ты взялся?
— Я же обещал, что буду здесь сидеть, — спокойно ответил
малыш.
Вопросы и задания:
• Правильно ли поступил старший брат, что пошел играть
в футбол?
• Как бы вы поступили на его месте?
• Как вы думаете, он во время игры все время помнил о
младшем брате или на какое-то время забыл о нем?
• Как вы думаете, кто из братьев более ответственный?
Диалог «Пора вставать»
Выбирается пара детей. Один человек из пары играет
роль бабушки, другой — внучки. Дети читают по ролям диалог, а затем обсуждают
его по вопросам.
Бабушка:
Наташенька, пора вставать,
Ты можешь в школу опоздать!
Вчера сама меня просила,
Чтобы тебя я разбудила.
Внучка:
Поспать с утра мне не дают,
Еще немножко, пять минут.
Не беспокойся, все успею,
Собраться быстро я сумею.
Бабушка:
Наташенька, остынет каша,
И ждет тебя в подъезде Маша.
На полчаса ты проспала,
Пора приняться за дела!
Внучка:
Бабуля, я же сон смотрю!
С утра я крика не люблю!
С семи утра в ушах звенит,
От шума голова болит.
Бабушка:
Я не кричу, а говорю.
Тебя я, внученька, люблю.
Уже должна ты выходить,
Никак тебя не разбудить!
Внучка:
Ой, правда, пять минут осталось,
Куда же время подевалось?
Бабуля, плохо ты будила,
Поэтому я встать забыла!
Вопросы и задания:
Что бы вы посоветовали бабушке, чтобы разбудить
внучку?
Как взрослые должны будить детей, чтобы они вставали
вовремя и не раздражались?
Долго ли вы встаете по утрам? Как вас будят родители?
Если родители поручают вам дела, которые вам трудно выполнить,
как вы поступаете?
Всегда ли ты выполняешь свои обещания?
МНЕНИЕ ДЕТЕЙ
Дети начальной школы
♦ Если человек обманывает и не выполняет, то к нему
пропадает доверие, а если человек выполняет обещание, то ему всегда доверяют.
♦ Бывает так, что вам родители говорят, чтобы вы
сделали какое-то дело. Дети отвечают: да-да, хорошо! — а не делают. А вот я
всегда обещаю родителям и делаю!
♦ Я не всегда выполняю свои обещания, но я думаю, это
можно исправить и выполнить, когда вспомнишь.
♦ Я всегда выполняю обещания. Например, обещала папе не
получить «два» и выполнила. Но я не люблю, когда папа или мама не выполняют
обещание. Я думаю, это почти обман. Надо, чтобы родители не считали маленькие
обещания неважными.
♦ Нужно просто не откладывать свои обещания, а
выполнять их
♦ Я всегда выполняю, что обещаю родителям, но иногда не
выполняю. Для того чтобы выполнять обещания, нужно понимать родителей.
♦ Нет, не всегда. Надо победить лень.
♦ Не всегда родители выполняют обещание, и мы не всегда
выполняем, потому что забываем, а когда вспоминаем, то уже поздно.
♦ Сдержите обещание, и родителям будет радостно, и вам.
♦ Я думаю, что надо написать, что вы пообещали, и после
того как вы сделаете свои дела, посмотреть туда, где вы записали обещание.
♦ Чтобы выполнять обещания, нужно любить семью.
♦ Не нужно хвастаться, что выполнишь. Надо подумать, по
силам ли это.
Дети средней школы
♦ Я не всегда выполняю обещания, и мне за это стыдно.
♦ Не всегда, но стараюсь их выполнять.
♦ Пытаюсь по мере возможности.
♦ Нет, это мой главный недостаток.
♦ Нет. Не знаю почему. Но собираюсь научиться выполнять
обещания.
♦ Нет. Иногда да, то, что легко. Если будет награда, то
выполняю.
♦ Не всегда. Это очень трудно — всегда выполнять.
♦ Выполняю, если боюсь скандала.
♦ Пытаюсь всегда выполнять, хотя это трудно.
♦ Когда как получается. Иногда родители требуют
невозможного, соглашаешься с ними, но потом не можешь это сделать. |