Вы когда-нибудь думали о том, почему люди обманывают
друг друга?
Ответов много: чтобы никого не обидеть, чтобы не
выглядеть неприлично, чтобы не получить в ответ агрессию в виде наказания,
крика, унижения.
Пока в мире будут существовать агрессия, унижение,
обида и страх, будет существовать и обман.
Но мир начинается с семьи. Если дети в семье
обманывают, значит, они боятся получить от вас унижение, крик или наказание.
Человек так создан. Если он боится, он прячется. Обман — очень удобный и легкий
способ спрятаться.
Это совсем не значит, что ребенка не надо наказывать.
Спросите у самих детей, нужно ли их наказывать.
Дети практически всегда отвечают: «Конечно, надо, если
заслужили, если справедливо». Но все дети утверждают: «Детей ни в коем случае
НЕЛЬЗЯ бить».
Нам порой легче и быстрее дать ребенку затрещину, если
он провинился, чем разбираться в проблеме и придумывать наказание, которое бы
не унизило ребенка, но помогло ему понять, что он поступил плохо. Любое
унижение, полученное даже маленьким человеком, рождает желание обмануть,
скрыть.
Неумелый, первый и видный невооруженным взглядом обман
порой даже смешит нас. А на самом деле это огромный и тревожный звонок
родителям:
ваш ребенок вас боится и учится обманывать!
Злой обман
От обмана все страдают,
Зло несет он, унижает,
Учит близких предавать,
По ночам мешает спать.
Он от страха появился,
Но тихоней притворился,
Чтоб ему все доверяли
И его не замечали.
Он боится раскрываться,
Заставляет завираться,
С ним невыносимо жить —
Лучше правду говорить!
Вопросы и задания:
Считаете ли вы обман ужасным?
К каким плохим последствиям приводит обман?
Чувствуете ли вы, когда вас обманывают?
Как должны родители наказывать детей за проступки,
чтобы они не боялись в них признаваться?
Творческое задание «Почему обман ужасен»
Дети делятся на группы. Каждая группа получает
карточку с описанием какой-либо ситуации и должна перечислить все возможные
последствия этой ситуации, например:
• правитель обманывает свой народ;
• бизнесмен обманывает своих клиентов;
• учитель обманывает учеников;
• продавец обманывает покупателей;
• родители обманывают детей, и т.д.
Затем педагог обсуждает с детьми, что должно
измениться в обществе, чтобы люди меньше обманывали.
Рассказ деда
Больше всего Матвей дружил с дедом. Папа и мама днем
были на работе, а дед хлопотал по хозяйству и помогал мальчику во всем. Но
самое главное, дед помогал внуку со школой, особенно с математикой.
— Дед, реши мне задачи. Я бы сам математику сделал, но
у нас сегодня матч между дворовыми командами, — просил Матвей.
— Давай вместе задачи решим, а потом я с тобой на футбол
схожу, — предлагал дед.
— Нет, ты лучше сиди дома, а то простудишься, — уговаривал
внук.
Дед послушно решал задачи. Вечером, после ужина, он
объяснял Матвею решение, но уставший мальчик слушал его вполуха. Серьезные
проблемы начались через несколько лет.
— Не знаю я, Матвеюшка, как эти системы уравнений решать.
Слишком много в них иксов и всяких неизвестных, — вздыхал дед.
— Дедушка, ты же техническое училище кончил, должен
знать, — удивлялся Матвей.
— В училище мы практические вещи изучали, — оправдывался
дед.
Пришлось Матвею обходиться без деда. Он изворачивался
как мог. Выбрасывал тетрадки с двойками и списывал у друга контрольные. Один
раз учительница торопилась и попросила Матвея отнести классный журнал в
учительскую. Ребята убежали, и Матвей увидел, что остался в классе один. Мальчик
раскрыл журнал, нашел свою фамилию и быстро вписал себе хорошую отметку. На
следующий день у Матвея бешено билось сердце, когда учительница просматривала
журнал, но она ничего не сказала.
Еще один раз Матвею удался фокус с отметками. Учительница
раздала детям тетради с самостоятельной работой и попросила всех по очереди
продиктовать свои отметки, чтобы записать их в журнал. Матвей получил двойку,
но почему-то его губы вдруг произнесли: «удовлетворительно».
— Да? — брови учительницы поднялись вверх. — Покажи
мне свою тетрадь, Матвей.
Друг Сережка, сосед по парте, все понял и закукарекал.
Класс с готовностью захохотал.
— Перестань, Сергей, ты не клоун, — рассердилась учительница.
Сергей заблеял бараном, потом изобразил лошадь и продолжал
кривляться, пока его не выгнали из класса. К облегчению Матвея, учительница
забыла о нем. Так или иначе, Матвею удавалось получать переходные баллы по
математике, но в конце года разразился гром.
Мама вечером пришла с работы и сердито спросила сына:
— Сегодня мне звонила твоя учительница по математике и
сказала, что ты хуже всех написал годовую контрольную и вообще ничего не
знаешь. Как такое может быть?
— У меня голова жутко болела, — пролепетал Матвей. Не
мог же он сказать, что друг Сергей внезапно заболел, и не у кого было списать.
— Хорошо, иди в свою комнату и подумай. Если не будет
другого объяснения, я попрошу, чтобы учительница индивидуально проверила твои
знания, — решила мама.
Мальчик вздохнул и подчинился. В комнате он лег на
диван и закрыл глаза. Когда в комнату вошел дед, мальчик повернулся лицом к
стенке. Матвей хотел лишь одного, чтобы его оставили в покое. Дед присел на
край дивана и заговорил:
«Когда началась война, папа ушел
на фронт, а мама поступила работать на завод. Мне было восемь
лет, а брату Пашке
— три. Мама закрывала
нас на ключ, и мы сидели дома весь день. Я должен был следить за братом и играть с ним.
Мама оставляла нам две порции хлеба и кастрюлю супа или каши. Она просила меня
делить все с братом поровну. Сначала мы не голодали, но постепенно супа
становилась все меньше. Я не наедался и придумал такую уловку. Ставил кастрюлю
между собой и Пашкой. Ему давал маленькую ложку, а сам брал большую и
успокаивал себя: «Ему же три года, а мне восемь, значит, все справедливо».
Пока малыш успевал съесть несколько ложечек, я вычищал
кастрюлю до блеска. Пашка плакал от голода, а потом просто лежал и смотрел в
потолок или спал.
— Ваня, ты кормил сегодня младшего брата? — спросила
меня мама однажды вечером.
— Кормил, но он плохо ел, — отвечал я. На самом деле я
слукавил. Я дождался, когда Пашка заснет, и протянул ему ложку супа. Пашка не
открыл глаза, и я съел все сам.
Иногда маме удавалась достать немного молока или сахара.
Она разводила их водой и поила Пашку из бутылочки. Я стоял рядом и сглатывал
голодную слюну. Однажды, когда мама вышла из комнаты, я взял у брата бутылочку
и высосал всю сладкую воду.
На следующий день Пашка не проснулся. Я съел суп с хлебом,
а потом испугался и стал будить брата. Наконец, он приоткрыл глаза и что-то
прошептал.
— Пашка, не спи, подожди, мама придет и напоит тебя
чем-нибудь, — бормотал я сквозь слезы. Младший брат снова что-то прошептал. Я
наклонился к самому его лицу и почувствовал, как он поцеловал меня и тихо
позвал: «Ваня». После этого Пашка закрыл глаза, несколько судорог прошли по его
маленькому худому телу, и он затих.
Я выл, кричал, барабанил в дверь, чуть с ума не сошел.
Соседи позвонили матери, и она прибежала с доктором. Старичок в белом халате
вынес приговор: «Дистрофия. Голодный обморок. Пока жив, но до утра не дотянет,
если не напоить чем-нибудь питательным».
Доктор ушел, а мама решительно завязала в узел свое
единственное теплое пальто и ушла на базар. Оставшись один с умирающим братом,
я дал себе клятву никогда больше не врать. К счастью, мама быстро вернулась и
принесла целое богатство: молоко, яичный порошок и масло.
— Представляешь, Ванюша. Наш папа нас спас, — весело
сказала мама. — Пришла я на базар продавать свое пальто, стала рассказывать,
какая у него хорошая материя, и предложила покупателю: «Пощупайте сами». Он
пощупал и говорит: «Здесь под подкладкой какое-то колечко». Я сделала дырочку
в кармане и достала золотое кольцо, которое папа подарил мне в день рождения.
Отнесла его в скупку золота и обменяла там на продукты. А я думала, это кольцо
давно потерялось.
Мы с мамой развели молоко водой, и я по ложечке вливал
в рот брата беловатую водичку. Я рассказал маме всю правду, когда Пашка снова
научился сидеть.
— Хорошо, Ваня, что ты понял самое главное. Маленькая
ложь рождает большую, а большая рождает предательство, — сказала мама, выслушав
меня».
Дед замолчал, а внук спросил:
— Дедушка, так твой брат Пашка выжил?
— Конечно, выжил. С тех пор я всегда все поровну
делил, а порой отдавал брату большую часть. Только сердце у Пашки было слабое,
поэтому он рано умер.
Матвею пришлось заниматься все лето, и осенью он пересдал
математику.
Вопросы и задания:
Как вы думаете, почему Матвей не постарался
разобраться в математике, а получал хорошие отметки с помощью обмана? Кто в
этом виноват?
В каких ситуациях детям в школе приходится обманывать
и как избежать этих ситуаций?
Может ли такая тяжелая жизненная ситуация, как война и
голод, оправдывать обман?
Почему дед Матвей на всю жизнь запомнил случай с младшим
братом?
Почему мать не наказала старшего брата за то, что он
отбирал еду у младшего?
Диалог «Как жить без обмана»
Выбирается пара детей. Один человек из пары играет
роль мамы, другой — сына. Дети читают по ролям диалог, а затем обсуждают его
по вопросам.
Мать:
Сын, мне утром позвонили,
В школу к вам зайти просили.
Что ты снова натворил?
Ты кому-то нагрубил?
Сын:
На уроки опоздал
И сказал,что я застрял
В лифте нашем, вот и все,
Это шутка, не вранье!
Мать:
Саша, это же кошмар!
Будет у меня удар
От такого поведенья.
Ты заврался, без сомненья.
Сын:
Мама, пусть я вру, и что же?
Ты обманываешь тоже.
Нам нельзя, а взрослым можно!?
Быть все время честным сложно.
Мать:
Если постоянно врать,
Можно много потерять.
Честность люди уважают,
А обман всех унижает.
Что бы вы ответили, если бы ваш ребенок обвинил вас в
обмане?
Почему мать в диалоге ничего не ответила на обвинение
сына в обмане?
Что в жизни можно потерять из-за обмана? Прощаете ли
вы, если вас обманывают?
Почему дети обманывают родителей?
МНЕНИЕ ДЕТЕЙ
Дети начальной школы
♦ Дети обманывают родителей вот почему: дети могут
что-то сломать, а потом сказать, что это не они сделали, или из-за того, что
им надо что-то прочитать, а они не прочитали.
♦ Потому что стыдно.
♦ Потому что они стесняются.
♦ Потому что родители высокие и все видят свысока.
♦ Не хотят, чтоб их ругали.
♦ Когда дети что-то хотят, но не могут этого добиться,
они обманывают.
♦Потому что дети боятся, что на них рассердятся.
♦ Не хотят, чтобы наказали.
♦ Потому что боятся разозлить родителей.
♦ Потому что родители ничего не разрешают.
♦ Я не обманываю.
Дети средней школы
♦ Потому что родители часто ругают и очень достают.
♦ Когда дети понимают, что родители не разрешат им
что-либо, они начинают врать.
♦ Потому что родители могут не так понять.
♦ Чтобы родители не орали.
♦ Потому что они хотят своей жизни.
♦ Чтобы родители не задавали лишних вопросов.
♦ Потому что детям надо выкрутиться из какой-либо
ситуации.
♦ Дети боятся реакции родителей.
♦ Детям очень тяжело что-нибудь рассказывать.
♦ Боятся наказания и не доверяют.
♦ Потому что дети знают ответ родителей, и он им не
нравится.
♦ Потому что дети не хотят расстраивать родителей.
♦ Потому что дети хотят поступать по-своему.
♦ У детей есть, что скрывать.
Арсёнова Арина, 4 «А» класс,
МОУ финансово-экономический лицей №29, г. Пенза
Детей никогда нельзя бить, потому что дети учатся
всему именно у взрослых и могут стать такими же. Еще я считаю, что нельзя
никогда врать друг другу...
Монетка на счастье
Жила-была одна семья: мама, папа и их сынишка Сережа.
Родители любили Сережку, но очень часто врали ему. Обещали они сыну велосипед
за хорошую учебу, но не купили, обещали вместе в кино сходить, но не сходили,
и так было часто. Сережа старался, учился, он хотел, чтоб родители его похвалили,
а они только отмахивались от сына да обещания разные давали и не выполняли.
Горько стало Сережке, понял он, что родители сынка обманывают.
Однажды гулял Сергей во дворе, и к нему подошел
старый-старый дед и попросил принести себе воды. Сбегал Сережа за водой,
напился старик и в благодарность подарил мальчику волшебную монету, если
потереть ее ладошкой, то любое желание сбудется.
Побежал мальчуган домой, очень ему хотелось использовать
волшебную силу монеты. А самым заветным желанием у него было, чтобы родители
перестали ему врать и побольше обращали на него внимания. Так и случилось:
мальчик потер монету, и его желание исполнилось. С тех пор если мама и папа
давали сыну обещания, то всегда выполняли их. Сережка
был счастлив!
Моя сказка закончилось благополучно, но в реальности у
нас нет таких волшебных монет.
Мне хочется, чтобы в каждой семье родители и их дети
были честны друг к другу и всегда выполняли данные обещания. |