Жизнь человека полностью зависит от того, какую
профессию он выберет, каких друзей и какого спутника жизни. Поэтому умение
делать правильный выбор самостоятельно очень важно, и детей с самого раненого
возраста нужно учить этому.
Многие родители боятся позволить своим детям делать
выбор. Им кажется, что ребенок сделает неправильный выбор, и вся его судьба
будет поломана.
Не бойтесь, если ваш ребенок часто меняет свои
увлечения, не корите его и не жалейте потраченных средств. Он ищет себя как
любой другой человек. Пусть у вашего ребенка будет много разных увлечений, в
конце концов он найдет для себя самое интересное.
Все родители хотят, чтобы способности их детей
развивались. К сожалению, часто взрослые стараются дать детям то образование,
о котором сами мечтали в детстве. Записывают ребенка в музыкальную школу, если
мечтали о музыке. Заставляют ребенка заниматься спортом, если сами любят
спорт. Главная задача — не воплотить в жизнь наше родительское желание, а
помочь ребенку найти себя.
«Она танцует все время, это ужас. Я должна научить ее
усидчивости», — решила одна мама и отдала свою дочку в музыкальную школу. В
результате подвижный, веселый ребенок превратился в апатичную девушку, любящую
покушать и посидеть перед телевизором. А скрипка была заброшена после
музыкальной школы навсегда.
В подростковом возрасте дети отбрасывают все, что было
навязано, и выбирают то, что близко им. Если это происходит против желания
родителей, подросток начинает игнорировать их мнение и не прислушивается даже к
здравым советам взрослых, которые могли бы помочь ему в трудной ситуации.
Тот, кто во взрослой жизни занимается тем, что он
любил в детстве, достигает в своей профессии самых высоких результатов. Все
родители хотят, чтобы их дети были счастливы. Ваш ребенок будет счастлив, если
его увлечение станет его работой.
Не удерживайте детей
Дорога их извилиста пока,
И ноша за плечами нелегка,
Идут на ощупь и всегда спешат,
Скорей найти себя они хотят.
Судить о них не надо свысока —
Дорога их трудна и далека.
Смиритесь, их назад не возвратить,
Они должны из дома уходить.
Не нужно их пытаться обогнать,
Позвольте им свой выбор совершать,
Скорее отойдите от дверей,
Вам незачем удерживать детей.
Свою любовь в дорогу им сложите,
Свою молитву молча подарите,
Чтобы их путь был легче и светлей.
Чтобы себя нашли они скорей.
Вопросы и задания:
Почему родители иногда боятся отпускать детей во
взрослую жизнь?
Что делать родителям, если их ребенок ни в чем не
советуется с ними?
Как вы думаете, должны ли дети прислушиваться к мнению
родителей, что им делать после школы, или они должны выбирать сами?
Творческое задание «Советы родителей»
Поделите детей на группы и попросите их составить два
списка. Первый — список жизненных ситуаций, в которых дети должны делать сами
выбор; второй — список ситуаций, в которых дети обязательно должны
советоваться с родителями. Затем педагог вместе с детьми обсуждает, что дают
детям советы родителей.
Непослушная дочка
— Ужас, ты выглядишь как оборванка! — воскликнула
мама, глядя на свою модницу дочку, нарядившуюся в черные просторные джинсы и
черную старую футболку.
— Мам, говорю в десятый раз, это для песни, для концерта.
Мы все будем в такой форме!
— Кто это все? И что за песня, которую надо петь, нарядившись
в тряпье? — поморщилась мама.
Дочка вздохнула и, тоже страдальчески сморщившись,
объяснила:
— Мы все — это ансамбль: восемь ребят и я. Это
рок-ансамбль, поэтому и форма такая нужна. Все ребята в черном и с черепами.
Представляешь, как я буду выглядеть в бальном платье?
— Час от часу не легче. Что ты делаешь в этом ансамбле
с черепами?
— Я играю на электрогитаре и пою. Только меня одну
мальчишки пригласили. Как ты не понимаешь, я не могу их подвести. Они меня
выгонят из ансамбля.
— Не велика потеря, — мама усмехнулась. — Неужели нет
ничего приличнее рок-ансамбля?
Мама с дочкой спорили весь вечер. Вернее, спорили они
только десять минут, а потом ругались, утопив друг друга в море сердитых
обвинений.
Первой заплакала девочка. Когда она, всхлипывая, ушла
в свою комнату, мама тоже зарыдала.
На праздник в школу дочка пошла одетая как положено
девушке: в золотистом бальном платье и новых золотистых туфельках.
На узком запястье красовался мамин янтарный браслетик. Мама наглядеться не
могла на свою красавицу.
Родителей вежливо пригласили пройти в актовый зал. Директор сказал приветственное
слово и похвалил лучших учеников. Мама вздохнула, не услышав фамилию своей девочки в списке лучших. Начался концерт, и
мама с нетерпением стала ждать выступление
дочки.
«У
нее такой
красивый голос. В новом золотистом платье она будет выглядеть настоящей
певицей. Надеюсь, она споет песню о дружбе, которую я посоветовала», —
размышляла мама.
— Новый рок-ансамбль «Восемь и одна». Песня «Победи
смерть», — объявил худенький мальчик конферансье.
На сцену вышли восемь мальчишек в черных широченных
джинсах и черных рваных футболках. Они повернулись к зрителям спинами и все
увидели намалеванные на футболках белые черепа.
Грянула музыка. Скорее не музыка, а визг, какофония,
скрежет. И тут мама с ужасом увидела, что перед мальчишками появилась ее
дочка с электрогитарой, тоже одетая в черное тряпье. Тоненькая, словно
былиночка, она с невероятной силой ударила рукой по струнам гитары и запела:
А если вдруг сорвусь и упаду,
Смогу ли я сюда опять вернуться.
И я молюсь на эту высоту:
«Спаси меня, не дай мне оглянуться!»
Мама сидела вся красная и думала: «Как хорошо, что
рядом родители детей из других классов. Никто не скажет мне: Это ваша девочка,
ну и позор!» Песня кончилась, и зал взорвался рукоплесканиями. «Бис, бис,
браво!» — кричали зрители.
— Это моя дочка, — робко сказала мама, сидящему рядом
мужчине.
— Поздравляю, у вас такая талантливая девочка, просто
чудо! — восторгался мужчина.
Зрители не умолкали, и ансамбль вышел петь еще раз на бис. Снова загремела музыка. Из
какофонии звуков чистый и пронзительный голос девочки взлетел ввысь, словно
птица...
— Ну как, мам, понравилось? — спросила ее дочка после
концерта.
— Да, ты пела замечательно! Только одного не пойму, каким
образом золотистое бальное платье превратилось в черное тряпье? — задумчиво
произнесла мама.
— Знаешь поговорку, мам: много будешь знать, скоро состаришься,
— лукаво улыбнулась дочка.
Вопросы и задания:
Почему мама и дочка поссорились перед концертом? Кто
из них был прав?
Почему дочка все-таки не послушалась маму и сделала
по-своему?
Как бы вы поступили в такой ситуации? Что поняла мама
после концерта?
Сценка «Я самостоятельный»
Выбирается трое детей. Один человек из пары играет
роль матери, другой — отца, третий — сына. Дети читают по ролям сценку, а
затем обсуждают ее по вопросам.
Мать:
Мечтаем мы с твоим отцом,
Чтоб стал ты опытным врачом,
Как дедушка твой Михаил,
Хирургом он прекрасным был.
Сын:
Я медицину не люблю,
Прошу не лезть в судьбу мою.
Я обожаю лошадей,
Доволен жизнью я своей.
Отец:
Мы с мамою переживаем —
Не зря мы это предлагаем:
Врачи всем людям помогают,
Их каждый ценит, уважает.
Мать:
Тебе желаем мы добра,
Задуматься пришла пора
О том, куда пойдешь учиться,
Ты должен, сын, определиться.
Сын:
Свой выбор сделаю я сам,
Не надо вмешиваться вам.
Врачом не стану я, поймите,
Таким, как есть, меня примите.
Вопросы и задания:
Как вы думаете, в этом диалоге родители советуют сыну
или настаивают на своем мнении?
В каком возрасте человек должен выбирать профессию?
Какую роль родители должны играть в выборе профессии
для детей?
Разговаривают ли с вами ваши родители о выборе
профессии? Нравятся ли вам их советы?
Советуетесь ли вы с родителями, как поступить?
МНЕНИЕ ДЕТЕЙ
Дети начальной школы
♦ Я делюсь с родителями радостью и горем, но у меня
секреты все равно есть. Родителям это все равно.
♦ Родители со мной не советуются. Я иногда говорю, а
иногда нет, если боюсь.
♦ Родители со мной не делятся проблемами, а я с ними делюсь.
♦ Я мама и папе все говорю, но секреты только маме.
♦ Я советуюсь, но секретов никому не рассказываю.
♦ Я большую часть говорю маме, и она мне говорит
половину. Мама у меня дежурная по станции, и мы говорим с ней о взрывах и
поломках.
♦ Я не рассказываю своих секретов моим родителям,
потому что свои секреты хранятся в себе.
♦ Родители делятся со мной всеми неприятностями, но не
очень серьезными, а я не всегда.
♦ Родители со мной не делятся проблемами, не хотят,
чтобы я волновался.
♦ Родители делятся со мной секретами, а я иногда нет,
потому что я думаю, что должен решать свои проблемы сам.
Дети средней школы
♦ В основном не советуюсь. Когда советуюсь, они
начинают мне диктовать.
♦ С родителями я иногда спорю по разным поводам, люблю
доказывать, что я прав.
♦ Редко, так как все решает папа, а если я спорю с ним,
то просто так.
♦ Иногда советуюсь, но чаще нет, а если они мне
советуют, то я спорю, когда не согласен.
♦ Редко спорю, они мне желают добра, но на свой лад,
часто так, как я не хочу. Поэтому я слушаю молча, но потом делаю по-своему.
♦ Я не советуюсь с родителями и скрываю от них свое
мнение. Но не спорю, с ними бесполезно спорить.
♦ Моя мама влезает во все мои дела и указывает мне, как
поступать. Это мне совсем не нравится, но я не знаю, как быть.
Варя Карельская, 13 лет, г. Москва, средняя школа №165
Когда нет выбора
У меня самая лучшая мама. Она часто со мной
советуется, что купить, как поступить. У меня есть мой выбор в семье, но не
всегда. Когда мама забывает, что со мной надо советоваться и делает за меня
выбор, то это не приносит мне никакой пользы. Я хочу доказать это на примере.
Моя мама преподает французский язык. Я согласна, что
детям важно учить иностранные языки, но они сами должны выбирать. Мама меня не
спросила и выбрала за меня французский язык. Всегда я что-нибудь учу на
французском, даже в каникулы. Мне хочется спокойно полежать на песочке,
купаться или гулять, а мама меня просит читать по-французски. Я люблю маму и
слушаюсь ее. Моя старшая сестра не слушается и не учит. Я учу французский, но
мне от этого нет радости, потому что это не мой выбор. Маленькая польза,
конечно, есть. Я знаю французский язык лучше всех в классе, и у меня всегда
пятерки. Но если бы меня спросили, я бы выбрала не учить в каникулы, и мне не
нравится, что у меня нет выбора. |