Цели:
- обсудить
с родителями проблемы поведения младших школьников в образовательном
учреждении и дома;
- создать
условия для комфортного обучения и пребывания ребенка в школе;
- воспитывать
у детей культуру поведения;
- ориентировать
семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать
оптимистический настрой на учебную деятельность.
-
Подготовительная работа:
1. Подобрать высказывания о воспитании.
- "Воспитание
– это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни" (Дж. Дьюи).
- "Школа
– это мастерская человечности" (Я.А. Коменский).
- "Ребенок
– зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях
отражается нравственная чистота матери и отца" (В.А. Сухомлинский).
- "Наши
дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это
наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной" (А.С.
Макаренко).
- "Вежливость
порождает и вызывает вежливость" (Э. Роттердамский).
2. Разместить на доске рисунки учащихся класса "Мое
поведение в школе".
3. Провести анкетирование детей по проблеме собрания:
"Считаешь ли ты себя культурным человеком?" (приложение 3).
4. Предложить ученикам написать мини-сочинения на тему:
"Воспитанный человек – это …"
Ход родительского собрания
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Обсуждение с родителями высказываний знаменитых
педагогов.
3. Анализ анкетирования детей по теме собрания.
4. Дискуссия по предложенным классным руководителем
ситуациям:
- Семья
едет в транспорте. В автобус вошла пожилая женщина. Ребенок хочет уступить
ей место и привстает. Мама говорит ему: "Сиди, сиди, ты еще
маленький".
- Ребенок
замечен во многих неблаговидных поступках в школе. Об этом родителям
говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес
своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, взрослые
начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка.
- Придя
на урок, ребенок не находит в портфеле нужного учебника. Он начинает
обвинять маму, бабушку в том, что они забыли положить книгу в его
портфель.
- Идет
школьный праздник. Выступают дети и родители. Некоторые взрослые начинают
с детьми негативно обсуждать актеров, говорить о них плохо и
неуважительно.
4. Рефлексия собрания, обсуждение с родителями затронутых
проблем.
Примерный текст вступительного слова классного руководителя
Здравствуйте, уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все
взрослые, пришедшие на родительское собрание. В толковом словаре С.И. Ожегова
сказано, что воспитанный человек – тот, который умеет хорошо себя вести.
Воспитание, привитие хороших манер, уважительное отношение к другим людям и
самому себе начинаются в детстве. Ребенок всему подражает и усваивает те модели
поведения, которые в нем закладывает его семья. Он должен знать, когда можно
включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как
общаться со сверстниками и взрослыми. Оставаться культурным человеком на
протяжении всей жизни.
Чтобы ученик быстрее освоился в школе, привык к ней, для
него составлены правила поведения в различной обстановке: в школе, дома, в
общественных местах. "Прилежно учись, внимательно слушай объяснения
учителя, старательно и самостоятельно выполняй все его задания, веди себя
хорошо на уроках и переменах, не опаздывай на занятия" – так сформулировано
первое правило в школьном Уставе.
Преподаватель обязательно расскажет учащимся, что в школу
надо приходить вовремя, аккуратно одетым, в начищенной обуви, аккуратно
подстриженным, гладко причесанным. От педагога ваш ребенок узнает, что если в
класс входит взрослый – директор, учитель – в знак приветствия все должны
встать. Чтобы спросить или ответить взрослому, необходимо поднять руку.
Во всех действиях в школе должен быть порядок. Учитель
объяснит и те правила, которые надо соблюдать на перемене: не кричать, не
бегать, чтобы не мешать окружающим. Он расскажет, как вести себя в столовой,
что перед едой необходимо помыть руки, после приема пищи – убрать за собой
посуду. Объяснит, что класс, как и дом, требует чистоты и порядка. Мы – большая
семья, а чтобы не было в ней тесно, нужно знать свои поручения и выполнять их.
Вымыть доску, полить цветы, протереть парту. Это и многое другое расскажет
детям учитель.
А что могут сделать родители, чтобы усовершенствовать навыки
культурного поведения? Очень многое. Ведь семья играет главенствующую роль в
процессе становления личности, это первый устойчивый коллектив в жизни малыша.
Именно в семье, еще до школы, формируются и закладываются его основные черты
характера, привычки.
Чтобы ваш ребенок быстро запомнил имена учителей,
одноклассников, надо почаще спрашивать его об этом, не забывать говорить
"волшебные слова", не грубить и не сквернословить самим, так как вашу
привычку обязательно переймет ваш ребенок. Не демонстрировать показную
вежливость и чуткость, так как ребенок начнет вам подражать, и вы заметите
фальшь в отношениях. Если вы будете тактичны с другими людьми, это станет
замечательным уроком добра и человечности для ребенка.
Наблюдения за первоклассниками показали, что они знают
вежливые слова, однако употребляют лишь "здравствуйте" и "до
свидания". Очень редко говорят: "пожалуйста",
"разрешите", "извините". А все потому, что в диалоге
ребенка со взрослым чаще слышишь: "дай", "отстань", "не
мешай" и т. д. Необходимо больше беседовать с детьми, рассказывать о том,
как возникло то или иное слово, в какой ситуации его целесообразно
использовать.
Читайте больше рассказов о жизни детей, поучительные
истории, басни. Уместны стихи А.Л. Барто, рассказы Б.В. Заходера, С.Я. Маршака.
С первых дней учитель знакомит учащихся со строчками из стихотворения С.Я.
Маршака "Школьнику на память".
Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
Учитель спросит – надо встать, когда позволит, тогда – сядь.
Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними.
Дети очень любят эти стихи и с радостью запоминают их.
Попросите ребенка дома показать, как он сидит за своей партой, как поднимает
руку, как встает, как отвечает у доски. Можно даже проинсценировать эти
незамысловатые ситуации в кругу семьи.
Основные правила, посвященные организации жизни ребенка
дома, следующие:
- Соблюдай
режим дня. С пользой проводи свободное время;
- Ежедневно
делай утреннюю гимнастику. Всегда будь чистым и опрятным;
- Слушайся
родителей, помогай им в домашних делах.
И здесь нужна помощь родителей. Продумайте, как лучше
организовать свободное время ребенка, его досуг, какие поручения по дому
вменить ему в обязанность. Будьте для него примером не только на словах, но и
на деле. Чередуйте любимые занятия ребенка с посильной помощью по дому. Как
правило, 6-летние дети должны сами убирать свою постель, завязывать шнурки на
ботинках. С поступлением в школу самообслуживание становится обязанностью
первоклассника: придя домой после занятий, ребенок должен переодеться, аккуратно
повесить форму, навести порядок в портфеле, на своем рабочем месте.
Если вы поручаете своему сыну или дочери вытереть пыль,
подмести пол, полить цветы, не забудьте, пожалуйста, о доброжелательном тоне.
Если работа выполнена не очень качественно, помогите исправить недочеты. Не
оставляйте без внимания мелкие огрехи, это приведет к безответственности,
выполнению задания спустя рукава.
Правилам поведения в общественных местах также уделяется в
школе огромное значение. Проводятся инструктажи, разыгрываются различные
ситуации. Во время поездки на транспорте приучайте ребенка уважать старших, не
портить государственное имущество, быть чутким и заботливым к окружающим.
Все правила, о которых шла речь, очень важны. Каждый учитель
стремится воспитать у детей самые добрые чувства. Но эта работа дает результаты
лишь тогда, когда слова педагога подтверждаются родителями. Помните, что
поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого.
|