Спрашиваете ли вы мнение своего ребенка о том:
• что приготовить на обед;
• куда пойти в выходные;
• куда поехать в отпуск;
• какую мебель приобрести?
Советуетесь ли вы с детьми, как поступить, когда у вас
возникают трудности?
Многие дети младшего возраста говорят: «Мнение детей
не так важно, родители могут сами все решить». Почти все подростки заявляют:
«Конечно, родители должны спрашивать наше мнение, но они этого не делают!»
Почему маленькие дети доверяют родителям и заранее
согласны с их мнением, а подростки страдают, если их мнением не интересуются?
Потому что подросток хочет быть равноправным, взрослым членом семьи, с мнением
которого все считаются.
Взрослые должны спрашивать и учитывать мнение детей,
если хотят, чтобы они выросли самостоятельными и независимыми, обо всем имели
свое мнение, умели сформулировать и высказать его. В этом случае ребенок
останется личностью при любых обстоятельствах и будет искать свой путь в
жизни.
В тех семьях, где мнением детей родители не
интересуются, вырастает человек, не имеющий своего мнения и следующий общепринятым
нормам. Такой человек всегда будет мириться с тем, что предложит ему жизнь.
Многие родители хотят, чтобы ребенок стал личностью в
будущем, но не отстаивал свое мнение, пока он живет в семье. Но именно в семье
формируется личность ребенка, его умение отстаивать свое мнение и иметь
активную жизненную позицию. От того, насколько важно и ценно мнение ребенка для
родителей, зависит очень многое: его самостоятельность, его доверие и уважение
к вам.
Говорите с детьми
В ребенке каждом — мыслей море,
Поэтому он часто спорит
Они ему не разрешают
В семейные дела влезать
И о серьезном рассуждать.
«Иди, гуляй, пора в кровать,
Свой нос нельзя во все совать...»
Одно и то же вновь и вновь,
Где справедливость, где любовь?
Где пониманье, уваженье?
В семье любое ценно мнение.
С детьми хотите в дружбе жить?
Старайтесь с ними говорить.
Вопросы и задания:
Часто ли спрашивают родители ваше мнение? Как вы
думаете, могут ли дети дать умный совет своим родителям?
В каких вопросах родители всегда с вами советуются? С
кем в семье вы чаще всего советуетесь?
Творческое задание «Верное решение»
Поделите детей на группы и раздайте им карточки с
ситуациями.
• Ребенок хочет пойти с классом в поход, а родители
планируют в это время поехать в дом отдыха вместе с ребенком.
• Отец получил премию. Семье необходимо купить: шубу
маме, компьютер ребенку, мотоцикл папе. Денег хватает только на одно
приобретение.
• Ребенок хочет учиться в спортивной школе, а родители
записали его в математическую школу, так как у него хорошие способности к
математике.
• Родители просят старшего ребенка приводить из школы
домой младшего и следить за ним, а старший ребенок хочет после школы ходить в
компьютерный клуб.
Дети придумывают два решения каждой проблемы: одно — с
точки зрение детей; другое — с точки зрения родителей. Затем педагоги вместе с
детьми обсуждают, как найти решение, которое бы устраивало всех членов семьи.
Мой самый лучший папа
— Не сердись на папу. Он ученый. Чтобы найти что-то
стоящее, он должен все время отдавать науке, — попросил маму Никита.
— Не суй свой нос туда, куда тебя не спрашивают, — закричала
мама на сына.
Все утро родители ссорились. Вернее ругалась, и мама
кричала, а папа просто молчал. Маму это еще больше злило. Она называла папу
неудачником, ничтожеством, бездарью и другими такими же «лестными» эпитетами.
Папа сказал только одну фразу: «Наверное, ты права, но я люблю археологию». И
ушел в институт, хлопнув дверью.
— Я больше не хочу тебя видеть, — крикнула вслед ему
мама и заплакала.
Сейчас мама сидела с угрюмым лицом перед телевизором.
— Мам, я думаю, что быть ученым — это здорово, — осторожно
начал разговор сын.
— Да, здорово, — снова рассердилась мама. — Твой отец
ни копейки домой не принес в этом месяце. Ноль он без палочки, а не ученый.
— Мам, не в деньгах же дело, многие ученые были бедняками,
— заметил сын.
— Не болтай глупости. Ты кушать каждый день хочешь? —
насмешливо спросила мама.
— Мне кажется, у папы отличная профессия. Я тоже стану
археологом, когда вырасту.
— Через мой труп. Ты получишь практическую профессию,
— заявила мама.
На следующий день отец зашел домой, когда мама была на
работе, а Никита — в школе. Он собрал вещи и оставил короткую записку: «Уехал
на раскопки курганов, надолго. Никита, береги маму. Папа».
Никита хранил эту записку два года, пока от папы не
пришла первая посылка. Он прислал сыну бронзовый наконечник копья и каменный
амулет с изображением льва, а жене — конверт с небольшой суммой денег. Мама
открыла конверт и недовольно сказала:
— Лучше бы вообще ничего не присылал. Этих денег даже
на отпуск не хватит. Другие родители с детьми на курорты за рубеж ездят, а мы
должны дома сидеть.
— Мам, может, съездим к папе. На билеты этих денег хватит,
— предложил Никита.
— Еще чего?! Мы с твоим папой разводимся. Я документы
ему послала, чтобы он их подписал, — объяснила мама.
— Мам, как же так?! — воскликнул мальчик. — Я не могу
без папы.
— Какая тебе разница, если отец уже два года дома не
живет, — ответила мама.
— Большая разница. Как ты не понимаешь, у меня самый
лучший папа на свете.
— Это ты ничего в жизни не понимаешь. Кроме того, твое
мнение никто не спрашивает, а я не хочу жить с неудачником, — рассердилась
мама.
— Папа — не неудачник, он ученый, — упрямо возразил
Никита, но мама не слушала его.
Летом Никита и мама никуда не поехали. Никита начал
продавать газеты, и мама хвалила сына за практичность. Когда началась жара,
мама собралась на дачу к подруге на несколько дней. Она звала сына с собой, но
Никита твердо сказал:
— Я хочу работать. Мне нужно накопить денег на мопед.
— Хорошо, оставайся в городе, но звони, пожалуйста,
каждый день. Тебе уже четырнадцать лет, даже паспорт получил, надеюсь, не
наделаешь глупостей, — согласилась мама.
Большое письмо от папы пришло на следующий день после
отъезда мамы. В письме были фотографии раскопок — огромных каменных ваз,
какого-то оружия и даже черепов. Папа долго и подробно писал, что наконец им
улыбнулась удача. Они раскопали могилы нескольких воинов, но если найдут
могилу хана — это будет открытие!
Никите ужасно захотелось увидеть папу. Он пересчитал
свои деньги и позвонил в справочное бюро, на вокзал. Поезд отходил через три
часа. Мальчик быстро собрался и написал записку маме: «Уехал к папе. Не
волнуйся, Никита».
Все складывалось удачно. Он даже успел с вокзала позвонить
маме. Конечно, он не сказал ей, что едет к папе, что место ему досталось в
общем вагоне, но зато он занял верхнюю полку, и это здорово!
Два дня пути, и Никита на попутном грузовике въехал в
лагерь.
— Принимайте ценный груз, — засмеялся шофер, высаживая
мальчика из кабины.
— Никита, как вырос! Молодец, что приехал. Как я рад,
что мама тебя отпустила, — отец радостно обнимал сына, суетился,
знакомил мальчика с членами экспедиции. Они уважительно пожимали Никите руку и
шутили, что с таким помощником у них дело пойдет в два раза быстрее.
После
завтрака все отправились на раскопки. Никите хотелось все время
чувствовать отца рядом, и он работал наравне со всеми. Только мысли о маме
тревожили его. Мальчик хотел сказать отцу, что маме надо позвонить, но боялся. Мама
закричит и прикажет немедленно возвращаться. Никита знал, что ее не убедят
никакие доводы.
Три
дня пролетели мгновенно. Вечером третьего дня скребок одного рабочего звякнул о
камень. Все дружно принялись расчищать землю, и вскоре открылась огромная
каменная глыба с
изображением льва, как на Никитином амулете. В глаза льва были вставлены два
рубина, а его голову венчала золотая корона.
—
Да, здесь, наверное, царское захоронение, — заметил кто-то.
—
Может, это саркофаг,
а может, дверь в погребальную камеру, главное — осторожнее, — попросил Никитин
отец.
Но
у всех и так перехватило дыхание от увиденного. Люди работали до ночи, расчищая огромный каменный куб,
крышей которого
была каменная
плита со львом.
Вдруг
зарычал мотор,
фары грузовика
несколько раз мигнули,
и шофер крикнул:
—
Начальник, к тебе жена приехала, а повариха праздничный ужин приготовила.
У
Никиты упало
сердце. Он вылез из
ямы первый, за
ним показались усталые,
перепачканные землей археологи и отец.
—
Ура, победа! Качай Никиту, он принес нам удачу! — закричал кто-то.
Мальчика
схватили за руки, за ноги и высоко подбросили. Никита взлетал в звездное небо, и от
счастья ему казалось, что он вот-вот достанет до звезд.
—
Качай жену начальника! — закричали археологи.
— Причем здесь я, постойте.
Я за сыном приехала! — пыталась сказать мама, но в общем
гомоне ее никто не слышал. Поднятая десятком сильных рук, она, как перышко,
взлетела в воздух. Потом подбросили вверх и папу.
— Я с тобой еще разберусь, — пообещала мама, но Никита
ускользнул от нее.
За праздничным ужином мама и папа сидели во главе стола.
И хотя мама время от времени бросала на сына сердитые взгляды, на ее лице то и
дело появлялась улыбка.
Невозможно было не улыбаться, слушая, какое великое открытие
совершил папа. Никита так и не дождался разборки. После ужина папа повел маму в
степь, смотреть на звезды, и его рука лежала на мамином плече.
Вопросы и задания:
Почему мать считала, что ее муж — неудачник, а сын
хотел брать с отца пример?
Если родители решили развестись, должны ли они спрашивать
мнение детей?
Почему мама не интересовалась мнением сына?
Что должен был сказать сын, чтобы мама согласилась с
ним?
Можете ли вы переубедить ваших родителей?
Почему сын уехал к отцу, не спросив разрешения у мамы?
Диалог «Почему меня не спросили?»
Выбирается пара детей. Один человек из пары играет
роль отца, другой — сына. Дети читают по ролям диалог, а затем обсуждают его
по вопросам.
Сын:
Опять все за меня решили —
Путевку мне на юг купили!
А я хотел идти в поход,
Меня Антон с собой зовет.
Отец:
Ты нас, пожалуйста, прости,
В поход тебе нельзя идти —
В лесу недолго заблудиться,
И надо многому учиться.
Сын:
Отец Антона будет с нами,
Хотя мы все умеем сами,
И брат двоюродный его,
Не бойся, папа, ничего.
Отец:
Заранее сказать не мог
Ты о походе нам, сынок?
О планах мы твоих не знали,
Уже билет мы заказали.
Сын:
Реакцию я вашу знал,
Поэтому и не сказал.
Вы все равно бы не пустили,
Вы все заранее решили.
Отец:
Мы отвечаем за тебя,
И делаем мы все любя.
Когда ты вырастешь большой,
Решишь ты сам вопрос любой.
Сын:
Родители, я не грудной,
Нельзя так поступать со мной.
Я мнение свое имею
И отстоять его сумею.
Вопросы и задания:
Кто прав в этом диалоге?
Отпустили бы вас родители в поход, если бы вы шли со
своим другом и его отцом?
Как вы думаете, почему мальчик не сказал родителям
заранее о своих планах?
Советуются ли с вами родители, куда вас отправить на
лето?
Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы родители
отпустили вас в поход?
Должны ли дети участвовать в решении семейных
вопросов?
МНЕНИЕ ДЕТЕЙ
Дети начальной школы
♦ Не должны, пусть родители сами думают.
♦ Нет, потому что мы еще маленькие.
♦ Я думаю, что да, но родителям все равно.
♦ Мне очень хочется, но они меня не спрашивают.
♦ И да, и нет. Зависит от вопроса.
♦ Нет, если дети начнут все решать, они не захотят
слушаться родителей.
♦ Меня мама спрашивает по маленьким вопросам, но я
думаю, что она никогда не будет со мной советоваться по крупным вопросам, а
папе не нужно никакое мнение.
♦ Дети должны участвовать в семейных вопросах.
Родителям надо спрашивать детей.
Дети средней школы
♦ Должны принимать самое прямое участие.
♦ Да, потому что они с самого детства должны учиться
принимать решения.
♦ Дети должны предлагать свои варианты решения.
♦ Должны! Родители говорят в последний момент, что мы
едем.
♦ Да, потому что важно мнение любого человека.
♦ Нет, не должны. Они могут быть не правы.
♦ Нет, не должны, потому что родители сами должны
решать свои проблемы.
♦ Должны, у каждого ребенка свои идеи. Мне кажется,
детям лучше думается, чем родителям.
Николай Каракин, 11 лет, г. Москва, средняя школа №165
Как мы переехали в Москву
Я думаю, что моя мама не умеет со мной советоваться, и
это ее недостаток. С одной стороны, она очень добрая и желает мне добра, но не
всегда такого, какое мне нужно. Не может один человек знать, что у другого на
душе, если он с ним не советуется. Мы жили в маленьком поселке, и когда мне было
девять лет, мама решила переехать жить в Москву, потому что у нее там была
квартира в большом кирпичном доме. Она, конечно, хотела мне добра, но в тот
момент мне было тяжело уезжать. Наш поселок маленький и деревянный. Мы жили в
деревянном доме, и вокруг было много сосен. У нас в поселке маленькая школа, у
нас была добрая учительница, и в классе у меня были друзья. Много друзей
обыкновенных, а один самый лучший — Алеша. Мы с ним всюду вместе ходили и играли.
Когда мама сказала, что после третьего класса мы уезжаем и будем жить в Москве
в большом доме, я ни капли не обрадовался. Я говорил маме, что я хочу жить в
деревянном доме, встречаться с друзьями, но она не стала меня слушать. Мама
хотела как лучше, чтобы у меня было больше возможностей и кружков, но пока
получается все наоборот. Мне здесь трудно, в школе проблемы с ребятами, я им не
нравлюсь. Дома я тоже один, потому что мама приходит поздно. У мамы там была
хорошая работа и много денег, а здесь нет. Мама считает, что она все лучше
знает, но я не уверен. |