Появление чувства взрослости у подростка — основная
психологическая особенность подросткового возраста, хотя подросток во многом
еще не является зрелым и самостоятельным человеком. Родители с легкостью
доказывают подростку его невзрослость или учат примером своего опыта, типа:
«когда я рос, мы не смели...» Подростки реагируют на такое отношение грубостью,
упрямством, непослушанием.
Жажда самостоятельности заставляет подростка противоречить
родителям тем сильнее, чем больше он к ним привязан и зависим от них.
Подростки взрослеют, но материально они по-прежнему
зависят от родителей, и это тоже является причиной конфликтов.
Что же делать? Как избежать бесконечных конфликтов?
Выход один — принять то, что ваш ребенок все меньше нуждается в вашей опеке.
Дать ему право быть самостоятельным, в том числе и право совершать ошибки.
В этом возрасте дети чувствительны к мнению
сверстников. Они стремятся соответствовать тем или иным стандартам поведения и
внешнего вида. Не высмеивайте своего ребенка в его стремлениях, какими бы
нелепыми они вам ни казались. Умно обходите «острые углы».
Для подростка друзья часто важнее, чем родители. В
компании сверстников он на равных, как бы взрослый. Запретами проводить время в
какой-либо компании вы добьетесь только того, что ребенок будет скрывать, где и
как он проводит время. Познакомьтесь с друзьями вашего ребенка, разрешите им
проводить время у вас дома, даже если это шумно и тяжело. Только потом ищите
возможности показать своему ребенку, для чего человеку нужны друзья и что такое
настоящие друзья.
Если вы сможете принять подростка таким, какой он
есть, ваше мнение будет важным для него, даже если он с вами спорит. Тогда ваш
ребенок будет прислушиваться к вашим советам. Он будет гордиться, что у него
умные и понимающие родители. И в трудную минуту он будет надеяться на вашу
поддержку.
Мы хорошие
Мы не хотим вас раздражать
И громко заставлять кричать.
Родители, мы не плохие!
Мы дети, но уже большие.
Мы любим вас и очень ценим,
Никем вас в жизни не заменим.
Но дайте право нам решать,
Как лучше в жизни поступать.
Ошибки будут все равно,
У вас мы просим лишь одно —
Понять, что быстро мы растем,
Принять, что на ноги встаем.
Родители, родные наши,
Мы повзрослели, стали старше.
Простите нас, когда грубим —
Быть малышами не хотим!
Поверьте, мы вас очень любим,
Заботу вашу не забудем.
Мы ваши чувствуем страданья
И оправдаем ожиданья!
Вопросы и задания:
Как вы думаете, почему родители часто не замечают, что
их дети повзрослели?
Как вы думаете, родители вас понимают?
На что бы вы хотели бы попросить право у своих родителей?
Попросите детей описать свой портрет по вопросам:
• Что ты любишь больше всего делать?
• Какие качества ты ценишь в людях?
• Что тебе в жизни не нравится?
• Понимают ли тебя твои родители?
• Трудно ли тебе находить друзей?
• Кем ты мечтаешь стать? и т.д.
• Какая забота родителей кажется вам важной, а какая,
наоборот, навязчивой?
• Почему родители иногда не принимают детей такими,
какие они есть?
Примечание
Когда дети выполнят это задание, раздайте им листочки
с фамилиями одноклассников. Дети должны составить портрет своего
одноклассника, отвечая на те же вопросы. Затем каждый получает свой портрет,
описанный другим человеком. В результате дети могут сравнить оба описания и
сделать выводы о том, насколько адекватно воспринимают их окружающие.
Попросите родителей описать портрет своего ребенка и
сравнить его с описанием, сделанным самим ребенком.
Творческое задание «Кто я такой»
Какой сын лучше
— Господи, за что мне такое мучение! — заплакала мама,
бессильно опустив руки.
Борька, насупившись, глядел в пол.
— Что молчишь, как сыч. Грубишь матери, из школы
двойки приносишь, с какими-то хулиганами во дворе связался! — закричал отец.
— Они нормальные ребята, мотоциклы сами собрали. Я же
твоих друзей не обзываю, — пробурчал сын.
— Что?! Только посмей — отец залепил сыну оплеуху.
— Бей, бей меня! Ты же не умеешь говорить по-человечески,
— крикнул Борька и убежал в свою комнату.
Расстроенный отец долго обсуждал с матерью поведение
сына.
— Избаловала ты его. Оплеуху за дело получил, а меня
извергом считает. Надо хорошего психолога найти, а то совсем от рук отбился, —
сердито сказал отец.
— Я слышала про одного опытного специалиста, подросткового
психолога. К нему даже очередь. Завтра сходим, запишемся, — согласилась мать.
На следующий день, чтобы загладить скандал, Борька
согласился пойти с матерью к психологу. К радости матери, никакой очереди не
было, и психолог сразу принял посетителей. Мать долго жаловалась на сына,
вспоминая обо всех его крупных и мелких проделках. Мальчик забился в угол и
мечтал о мотоцикле. Борька не заметил, как мать подписала какую-то бумажку и
встала. Очнулся он только тогда, когда его плечо сжала железная рука
психолога: «Ты останешься здесь на три дня».
Мальчик рванулся к матери, но она уже закрывала за собой
дверь.
За три дня мама ужасно соскучилась без Борьки.
Конечно, без него в квартире было тихо и спокойно. Никто не устраивал поджогов
и не курил в ванной. Колбаса из холодильника не исчезала, и никто не бурчал по
утрам сонным голосом из постели:
— Дайте поспать человеку!
Наконец три дня прошли. Сын снова был дома. Борька
совершенно изменился. Мальчик начал лучше учиться и выполнял все просьбы
родителей. Теперь он никогда не валялся на кровати в одежде и все делал
вовремя.
— Слушай, Борька стал какой-то чужой. Не подойдет, не
приласкается, — пожаловалась мать однажды вечером отцу.
—
Он и раньше неласковый
был, — заметил отец.
—
Не совсем, бывало,
прижмется ко мне и потрется лбом, как бычок. А когда мне плохо, сядет рядом на диван и
начинает шутить.
— Тебя же всегда раздражали его шутки, — возразил
отец.
Мать вздохнула и промолчала.
Скандал разразился в выходные, когда отец сказал сыну:
— Сейчас, Борис, поедем с тобой на рыбалку.
— Хорошо, я помогу маме прибрать квартиру, а потом с
удовольствием поеду с тобой на рыбалку, — спокойно ответил мальчик.
— Какая квартира?! Не понимаю, где ура, где крики восторга?
— изумился отец.
— Почему нужно кричать? Кричат только невоспитанные
дети, — спокойно ответил сын.
Отец побагровел, встряхнул сына за плечи и спросил:
— Ты что, робот, не живой совсем?
— Да, я не живой. Я биоробот Боря-2, — ответил сын и
вдруг забормотал, не останавливаясь: «Нельзя говорить, секретная информация.
Нужно вежливо отвечать на любой вопрос. Нельзя говорить, секретная информация.
Нужно вежливо отвечать...»
Родители остолбенели. Первой очнулась мама и испуганно
крикнула:
— Бореньку украли! Нам какого-то робота подсунули.
Отец подскочил к сыну и встряхнул его.
— Так, отвечай на мой вопрос. Кто ты и где наш сын?
— Нельзя говорить, секретная информация. Я биоробот
Боря-2. Где ваш сын — секретная информация. Я лучше. Я все делаю правильно. Я
хороший.
— Хороший, да только чувства проявлять не можешь, —
перебила робота мама.
— Зачем нужны чувства? Я хороший. Я все делаю правильно,
— ответил робот.
— Без чувств человек не может любить, а мой Боренька
любил меня, — заплакала мама.
— Любить — это значит плохо себя вести? — спросил
робот.
— Что ты с ним разговариваешь? Надо милицию вызывать,
— перебил отец.
— Если придет милиция, я умру. Таков приказ, — заметил
робот.
— Нужно пойти к психологу и обменять обратно робота на
сына, — предложила мать.
Конечно, никакого психолога родители не нашли. Квартиру,
где он принимал посетителей, занимала другая семья, которая ничего о прежнем
хозяине не знала. Биоробот Боря старался быть хорошим изо всех сил, но мать с
ним даже не разговаривала. Целыми днями она сидела на диване и плакала, а отец
бегал по всему городу в поисках пропавшего «психолога».
Однажды вечером биоробот подошел к матери и тихо
спросил:
— Ты расскажешь мне, что такое любовь, если я помогу
найти мальчика Борю?
— Милый, да я тебе что угодно расскажу, я тебя буду любить,
как сына родного, только помоги, — мать бросилась обнимать робота.
— Нужно вынуть блок запрета из моей спины. Это может
сделать только умелый мастер, чтобы я не умер. Тогда я смогу помочь, — объяснил
робот.
К счастью, мать вспомнила, как Борька хвалился, что
один из его друзей — специалист по компьютерам. Отец скрепя сердце согласился
попросить Бориных друзей о помощи. «Операция» длилась два дня. Хорошо, что сам
робот давал четкие указания, что и как делать. Потом робот о чем-то посовещался
с Бориными друзьями, а затем все сели на мотоциклы. Мать Бори мертвой хваткой
вцепилась в своего робота и заявила: «Одного я его не отпущу».
Ехать пришлось несколько часов. Мотоциклисты свернули
с шоссе и вскоре остановились перед заброшенной усадьбой. Робот показал на
чугунную дверь и сообщил:
— Боря здесь.
Мать Бори бросилась к двери, но робот остановил ее:
— Нельзя трогать, дверь заминирована, взорвется.
Женщина отпрянула, и в это мгновение прогремел взрыв.
Всех отбросило в кусты, а из пролома двери выскочил
Борька в разорванном комбинезоне. В следующую секунду он подлетел к матери и
закричал:
— Мама, ты здесь! Ты жива!
Мотоциклетная компания тем временем связывала «психолога»,
выбежавшего вслед за мальчиком. Вскоре приехала милиция, и его увезли.
Дома, съев два обеда, Борька весело рассказывал: «Этот
ненормальный хотел меня заморозить для опытов, но со мной это не прошло. Я уговорил
одного робота поменяться со мной местами, а сам стал изображать робота. Сначала
было жутко трудно. Нужно было быть послушным, чтобы изобретатель ничего не
заподозрил. Но я быстро научился кое-чему, и «перевоспитал» остальных роботов.
У изобретателя глаза на лоб полезли, когда они вдруг начали шуточки шутить. Он
все копался в компьютерном центре, искал сбой программы, но, слава Богу, не
успел найти. Он нас даже не охранял. Ему и в голову не пришло, что роботы
помогут мне подорвать дверь. Я и тебя перевоспитаю, брат», — закончил рассказ
Борька и хлопнул сидевшего рядом биоробота по плечу.
Вечером мама заглянула в комнату сына и увидела двух
спящих Борек. Жаль только, что оба они забыли раздеться.
Вопросы и задания:
Почему у Бори были конфликты с родителями?
Какое занятие родители считали самым важным для сына?
Что больше всего интересовало Борю?
Почему, когда у родителей появился сын, который вел
себя
послушно, они стали скучать по прежнему Боре?
Как вы думаете, придираются ли к вам ваши родители?
Как вы можете изменить мнение родителей о вас в лучшую
сторону?
Диалог «Кто поможет сыну?»
Выбирается пара детей. Один человек играет роль мамы,
другой — отца. Дети читают диалог по ролям, а затем обсуждают его по вопросам.
Мать:
Сына ты избаловал,
Слишком много позволял.
На лицо и результат.
Ты — отец, ты виноват.
Отец:
Я не знал, что с ним беда,
На работе я всегда!
Мать:
Ты не думал, ты не знал —
Вместо школы сын гулял.
Отец:
Нужно меры предпринять,
Сына стали мы терять!
Мать:
Пропадет сын без заботы.
Может, мне уйти с работы?
Отец:
Нужно с ним поговорить,
Положенье обсудить.
Мать:
Сын со мной не говорит,
Я ругаю — он грубит.
Отец:
Тут психолог подростковый
Нужен — знающий, толковый.
Важен здесь подход особый,
Может, даже метод новый.
Мать:
Подростковый возраст — трудный,
Вредный, дерзкий, нервный, нудный.
Сын от рук совсем отбился,
Распустился, обленился.
Отец:
Мы пойдем к специалисту,
Сразу нашего артиста
Он в порядок приведет,
Меньше будет с ним хлопот.
Вопросы и задания:
Как к тебе относятся твои родители?
Как вы думаете, кто виноват в том, что у сына
проблемы? Нужно ли маме уходить с работы, чтобы помочь подростку справиться с
проблемами?
Представьте, что вы психолог, и к вам пришли родители
этого мальчика. Что вы им посоветуете?
К кому из взрослых ты обращаешься за советом, если у
тебя проблемы?
Посчитайте, сколько отрицательных эпитетов дала мать в
диалоге сыну-подростку.
Дайте как можно больше положительных характеристик подростковому
возрасту.
МНЕНИЕ ДЕТЕЙ
Дети начальной школы
♦ Если мне плохо, мама меня обнимает, и мне становится
легко на душе. Но когда мама плачет, я ее не понимаю, но очень хочу научиться
этому.
♦ Мои родители любят меня, и мы вместе гуляем с собакой
и чистим аквариум.
♦ Мои родители ухаживают за нами, готовят и любят.
♦ Они обо мне заботятся.
♦ Мама обо мне заботится , а папа мне все покупает.
♦ Они меня любят и радуются, что я у них есть.
♦ Хотя моя мама на меня иногда и сердится и ругает
меня, но ругает по делу, хочет, чтобы я была умной, доброй, справедливой, как
она сама.
♦ Я чувствую, что мама меня любит, потому что она обо
мне заботится.
Дети средней школы
♦ Давят. Приходится уступать и делать то, что они
просят.
♦ Я, например, постоянно ругаюсь с мамой и папой и
многое скрываю, потому что они думают, что я маленькая.
♦ Родители меня не понимают, приходится притворяться.
Они бы хотели, чтобы я вел себя как послушный робот.
♦ Мама, конечно, любит меня, заботится и особо не
лезет, если я выполняю все, что она требует. А отец мне чужой абсолютно.
♦ Почему-то родители думают, что я должен быть такой,
как они в детстве, но сейчас совсем другое время.
♦ Родители меня воспитывают строго, из-за этого у меня
нет друзей. У них тоже друзей нет, и им они не нужны, но они не понимают, что
мне нужны.
Калинин Миша, 3 «А» класс, МОУ финансово-экономический
лицей №29
На мой взгляд, прежде всего родителям надо научиться
понимать своего ребенка. Для этого надо выслушать его до конца, понять, что у
него на душе, почувствовать его состояние, дать понять, что его уважают, любят,
разделяют его чувства...
Ребенок должен быть уверен, что он не один в этом мире
со своими проблемами. Когда он почувствует настоящую любовь и искренность своих
родителей, он начнет больше им доверять, откроет свою душу, секреты, маленькие
тайны.
Я считаю, что никогда нельзя критиковать ребенка и
осуждать его чувства. Только плохой поступок нуждается в критике.
Родители должны рассказывать о своих проблемах и чувствах.
Только в такой доверительной атмосфере будут налажены отношения между детьми и
их родителями.
|