РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Семейный климат" в 5 классе
21.12.2010, 16:52:09
Проанализировав анкеты, заполненные родителями, второе
собрание назовем именно так.
1. Вступительное слово.
— Начнем собрание с чтения
одного письма, опубликованного в газете- «Если можете, помогите. У нас в семье
каждый день скандалы. Мама очень любит меня, но она больная, нервная; убеждает
меня всегда только криком. Папа очень умный, образованный человек, но он очень
злой. Всегда все и всех высмеивает, обвиняет. Ему почему-то мало что нравится.
Каждый вечер у нас в квартире ссора. Родители доказывают друг другу свою
правоту. А я так хочу мира в семье. Помогите...»
Читаешь такое, и на душе и страшно, и грустно. В семье
нет тепла, нормальных родственных отношений, то есть нет благоприятного
психологического климата.
Я понимаю, что взрослые всегда найдут объяснение
этому: где ж, как не дома, разрядиться. А в результате в таких семьях растут
дети-невропаты, замкнутые, или наоборот, озлобленные и агрессивные. И то и
другое страшно. Кто-то из великих педагогов сказал: «Волнение вреднее, чем
простуда».
Близкие люди должны знать о слабых и сильных сторонах
друг друга и учитывать это при общении. Тогда и семейный климат потеплеет.
Желание духовного общения само собой не приходит. Очень важна при этом
совместная трудовая деятельность (например, уборка квартиры, работа на даче,
огороде, в саду).
Мне было очень интересно читать ваши анкеты. Как
приятно, что в большинстве семей часы досуга - это совместный отдых (чтение
какой-то книги вслух, просмотр видеофильма, вечерние прогулки, приготовление
ужина...). Не случайно ваши дети говорят: «Раз мне поручили, значит, доверяют».
Помните: общение с детьми в семейном кругу обогащает и
вас, родителей. Не случайно писатель Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто
счастлив у себя дома». И подарить это счастье каждый из вас может, даже не имея
денег, а просто общаясь с ребенком в каком-то деле или на досуге.
Наши дети всегда среди нас, среди взрослых. Быть
родителями было трудно во все времена. Здесь нет легких путей, есть, по-видимому,
легкое отношение к воспитанию.
А теперь по-прежнему примите мои советы, которые
помогут избежать конфликтов и создадут хороший семейный климат:
• Жизнь наша тяжела во всех отношениях, без ссор
трудно обойтись. И все же постарайтесь ссориться как можно меньше, взаимные
упреки перенесите, когда ребенок уже спит, или прогуляйтесь по улице.
Помните, что терпение - это самая большая добродетель,
какая только может быть у родителей.
• Никогда не отвечайте детям на их обращение словами:
«Мне некогда». Вы опасаетесь потерять родительскую любовь.
Больше проявляйте гибкости в воспитании: ваш ребенок
получил «2» по русскому языку. Не спешите отругать или накричать. Просто сядьте
рядом и скажите: «Это не так страшно, у меня тоже было такое. Давай лучше
подумаем, как можно исправить такое положение?»
Вот оно, внимание и понимание, которые и создают
здоровый климат в семье.
• И последняя мудрость: невозможно обращаться со всеми
детьми одинаково. Ищите свое в создании нормального семейного климата.
2. Итоги успеваемости за I четверть.
Во вступительном слове скажем, что все отметки за I
четверть выставлены в дневники детей.
— О них я говорить не буду. А вот общая картина
такова: на «5» закончили всего три учащихся (их фамилии). Без троек нас
порадовало 20 учащихся (фамилии). И только пятеро имеют по одной - две «тройке»
(публично не следует их называть).
3. Выступление учителей предметников (если есть
возможность, приглашать учителей предметников на собрания как можно чаще для
сообщения: «Как обстоят наши дела на уроках...»)
4. Сообщения ребят (3-4 человека по 2 минуты): «Что
было интересного на уроках русского языка и литературы?», «Встреча с новым
предметом - историей, что она дала нам?»
Думается, что подготовить пятиклассников по этим
вопросам нетрудно. Главное, чтобы они говорили естественно.
В заключение назовем тему следующего собрания, которое
состоится в начале III четверти: «О поощрении и наказании». Предложим некоторым
родителям (2 - 3) подготовить сообщение по этому вопросу.
о поощрении и наказании
Для подготовки материала к нашему собранию в классе
провести среди ребят анкетирование. Вот вопросы анкеты:
- Наказывают ли вас в семье? Если да, то за что? Какое
наказание для вас
самое тяжелое? Почему?
- Получаете ли вы подарки? По какому случаю вы их
получаете? Какие подарки вам особенно дороги?
- Часто ли звучит в твоем доме слово «нельзя»? Как вы
относитесь к нему?
— Всем родителям, так или иначе, приходится учить
детей различать верное и неверное поведение, объяснять, как важно научиться
контролировать свои желания, осваивать бесчисленные правила общественной жизни.
Наши дети должны иметь верное представление о добре и
зле, которое принято называть совестью. У каждого родителя своя система
воспитания. Но главное в ней то, чтобы ваши доброта и суровость были всегда
вами мотивированы, потому что детская душа уникальна. Значит, мы особенно
бережно должны относиться к ребенку, к которому мы добры или суровы. Ваш
ребенок должен понимать, почему вы именно суровы или добры к нему, и именно
сейчас, и чтобы он ощущал зерно, из которого доброта или суровость вырастают.
Вот читаю в анкете: «Мама почему-то постоянно
раздраженно, гневно разговаривает со мной». Или «Папа только и произносит одно
слово «Нельзя!», причем всегда тоном приказа»; «У нас в семье одно наказание
-подзатыльники»; «Меня очень часто шлепают, я уже стал бояться идти домой».
Печальные признания наших детей...
А ведь такая форма наказания, как шлепки,
подзатыльники, как это ни прискорбно, часто вызывает совсем обратный результат:
рукоприкладство прочнее закрепляет неверное поведение ребенка и нисколько не
меняет его, усиливается только чувство страха. В дальнейшем вам будет гораздо
легче контролировать желания ребенка, чем бороться со страхом. А страх, к
сожалению, очень сильно меняет облик человека: он делает ребят робкими,
нерешительными, теряющимися, неуверенными в себе и почти начисто лишенными
жизненного оптимизма.
Бить детей плохо еще и по другой причине. Научившись
бояться вас, дети начинают испытывать к вам сначала неприязнь, а затем и
ненависть. Все это приведет в будущем к большим семейным конфликтам, которые
внесут смятение в жизнь ваших детей.
А вот что пишут дети о подарках. Приятные моменты: «У
нас в семье всегда делают подарки в дни рождения, за хорошие поступки - пекут
пирог».
Не очень приятные признания: «Когда мама в чем-то
виновата, она всегда что-то дарит». Нет ничего страшнее, видимо, чем делать
детям подарки ради того, чтобы получить взамен послушание или выйти из
затруднительного положения. Стараясь выйти из него, вы начинаете что-то щедро
обещать ребенку. В конце концов такой метод одаривания не даст хороших
результатов. Рано или поздно вы не сумеете оправдать надежды детей, которых
баловали подобным образом. Проблема дисциплины встанет в будущем настолько
остро, что вы не сможете ее разрешить сами.
Кстати, и еще одна мудрость: родители, которые
подкупают своих детей подарками, как правило, и наказывают их особенно сурово.
2. Выступления родителей.
- А сейчас перед вами выступят наши родители, которые
поделятся своей семейной мудростью по этой проблеме.
3. После выступления родителей в заключение — «узелки
на память»:
- Никогда не делать подарки детям ради того, чтобы добиться
от них послушания.
- Помните, слова нет, нельзя у детей вызывают
раздражение. Старайтесь искренне убедить их в невозможности чего-то.
- Учитывая психологический риск, связанный с
наказанием, подумайте, чем можно заменить его:
Терпением?
Объяснением?
Большим вниманием?
4. О результатах II четверти (сообщение может
подготовить староста класса).
5. Индивидуальная беседа с родителями, чьи дети
вызывают большую тревогу.
Заключительное собрание состоится в конце года, и
сделаем его как праздник, на котором будут и дети, и родители, и учителя -
предметники. Создадим оргкомитет, куда войдут учащиеся, родители.