- Мы продолжаем разговор о воспитании
старшеклассников. Широко распространено мнение о том, что старшеклассники
избегают общения с родителями, стремятся скрыть от них свою жизнь, свои
проблемы, переживания. Подобное представление имеет реальное основание. Все
знают, как бывают непохожи взгляды родителей и юных по многим вопросам, как
часты конфликты между ними, как трудно юным добиться от родителей признания
своей взрослости, независимости, как склонныродители опекать,контролироватьповедениедетей, предписывать им те или иные нормы. Все это так. И все же беседа с
вами показала, что большинство наших юношей и девушек ощущает настоятельную
потребность в доверительном общении с вами. Но не со всеми, а с теми, кого они
уважают, кто уважает их.
Далеко не всем юношам и девушкам удается установить
доверительные отношения с родителями. Но зато те, кому такое удалось, высоко
ценят это. Не случайны следующие признания детей: «Для меня мама - первый друг,
я все могу ей сказать, а вот к отцу я никогда не пойду»; «Как хорошо, что у
меня есть дом, куда я всегда бегу с радостью»; «Хорошо, что есть у меня дед,
ему уже 85 лет, но он отлично меня понимает. Его слово - все для меня».
Приятно читать такие признания, но были, к сожалению,
и другие: «Только я что-то скажу, что меня тревожит, начинается всеобщая
суматоха, разражается ссора. Все кричат...»
А вот интересно такое признание: «Хороших родителей не
надо обманывать, скрывать от них что-то. Им всегда можно верить. Они не
говорят: «Тебе еще рано знать, ты еще маленький». А когда начинаешь дурачиться,
не останавливают тебя: «Вон уже какой вырос, а все шалости в голове».
Однако это лишь видимая часть айсберга. На самом деле
эти сложности имеют значительно более глубокие психологические основания и у
старшеклассников, и у родителей.
В силу возрастной дистанции перед родителями и детьми
стоят разные проблемы. Проблемы, которые волнуют ваших детей, либо давно
преодолены вами, либо просто забыты. Вспоминая свою юность, вы бессознательно
идеализируете ее как период беспроблемности, безоблачности. Отсюда ваши ошибки:
- То, что важно для детей, представляется вам
несущественным.
- Наоборот, вй без конца твердите о чем-то, с вашей
точки зрения, жизненно важном, а дети вас просто не слушают (потому, наверное,
на вопрос: «Получаете ли вы достаточно советов от родителей по важным для вас
вопросам?» - «да» ответили лишь 30% наших ребят)
В каких же вопросах повседневной жизни выросшие дети
чаще всего расходятся с родителями? Обратите, пожалуйста, внимание: кто из
сверстников достоин их дружбы; как следует проводить свободное время; какую
профессию выбрать; хороша ли современная музыка;
элегантны ли последние веяния моды в одежде, прическах
и т.д. И это не случайно. Родители выросли в несколько иных условиях, чем дети.
Давайте кое-что оживим в памяти. Вы помните, как ваши родители запрещали вам
танцевать модные в ваше время танцы. Они были очень заняты на работе и дома. Им
некогда было вникать в сложности и тонкости переживаний выросших детей. Поэтому
вам легче было обсуждать волнующие вопросы с друзьями.
С другой стороны, выросшие дети нередко тоже не сахар.
Многие из них видят в родителях лишь «жизнеобеспечивающую систему» (кормят,
одевают) и «ограничительно - регулирующий механизм» (мешают жить так, как
хочется).
Печально, но это так: взрослые дети забывают, что вы -
тоже люди, тоже личности.
• Помните: каждый возраст имеет свои сложности и свои
прелести, не следует преувеличивать ни первое, ни второе, как, впрочем, нельзя
их игнорировать.
• Не стоит спорить и сравнивать мудрость в15 и в 35-40
лет.
Из всего этого следует один непреложный вывод: для
того, чтобы отношения взрослых детей и родителей удовлетворяли и тех, и других,
они должны строиться по-новому, по-взрослому:
• Необходимо взаимопонимание, т.е. взаимотерпимость и
взаимотерпение, взаимоуважение и взаимозабота.
И это всегда нелегко. Вы просто недооцениваете своих
взрослых детей. Поверьте: они вас любят, спросите у них после собрания: «С кем
бы ты стал (а) советоваться в сложной житейской ситуации?» — и ваши дети
ответят: «С матерью или отцом».
Примите еще один совет:
•Всегда
ставьте себя на место детей, честно рассказывайте о свой! юности, понимайте
юмор и нет-нет впадайте в детство. Это поможет вам в диалоге с повзрослевшими
детьми. Это - идеал родителей старшеклассников. А каков родительский идеал сына
- старшеклассника или дочери - старшеклассницы? Кого спросим? Самих себя?
Портрет идеала останется ненаписанным. Попробуйте его создать на досуге!
2. Ответы на вопросы родителей.
3. Индивидуальная работа с родителями, чьи дети -
кандидаты иа медаль.
4. Подготовка родительского комитета ко второму
собранию.
Семейные традиции
1. Вступительное слово:
Когда-то в старые времена был такой обычай: вся семья
собиралась за стол. В основе обычая стремление соединить всех вместе, чтобы
бедой не разлучились. Про стол говорили: «В дом пришел - всех вокруг собрал».
Не пожалейте сил и времени на то, чтобы собирать всех родных хотя бы в дни
рождения или по великим праздникам, и вы узнаете самое удивительное счастье на
земле, выраженное пословицей: «Вся семья вместе - так и душа на месте». Собрать
всех вместе, чтобы глаза видели, а сердце понимало: это родной тебе семейный
круг, твоя отрада и опора. Только тогда дано будет присущее русскому человеку
ощущение «помощи стен» в родном доме.
Русский человек без родни не живет. Не пришла ли пора
задуматься над заветами предков и их предостережениями? Не пришла ли пора
подумать о своем рассеянном по всей России роде, отогреть родных по крови,
трудно живущих? Вспомнить о своих родителях, о своих предках. Посетить могилы
усопших.
- Дайте понять это детям своим поведением, вниманием к
родителям, родственникам, покажите пример добросердечия, почитания старших.
Я побывала в нескольких семьях нашего класса, где
живут одной семьей бабушки и дедушки, мамы и папы, внуки и внучки. Как у них
складывается жизнь? Каковы у них традиции? Я попросила их рассказать об этом на
нашем собрании
2. Выступление 2-3 родителей.
3. Обобщение учителя.
— Видите: у старых людей о древе жизни, т.е. о своем
семействе свои домыслы и сказания. Они пронизаны светом, таинственностью. Мол,
у всякого рода свое древо жизни. Его корни, его ствол. И надобно нравственно
трудиться, духовно питаться, чтобы крепок и силен был род, чтобы множился он и
не истощался.
«Что же представляет собой древо жизни вашего рода?» -
спросила я как-то у ваших детей.
Оказывается, они не все знают, как зовут всех их
бабушек, дедушек, не знают, чем они занимались, какие были семейные традиции.
Примеры подражания, понятия родного очага, честного
выполнения своего долга на земле - все это должно занимать души наших детей,
только тогда новое «молодое племя» станет опорой для нас.
• Я хочу вам предложить: соберитесь всей семьей,
вместе с детьми. Возьмите чистые листы и постарайтесь вспомнить не только
имена, но и прозвища всех родных, которые когда-то бытовали в семейном кругу
среди домочадцев.
Это будут первые летописные страницы, наброски вашей
родословной. Надо связать воедино родовую память. Этим вы увлечете своих детей,
оторвете их от «дурного».
Затем пусть они узнают историю той или иной семейной
реликвии. Оказывается, что кресло завещал прадед деду, а дед - отцу, а отец
подарил сыну. Прадед был краснодеревщиком.
• Расскажите детям о семейных традициях в выборе
профессии.
• Поручите детям создать семейный музей, куда войдут
фотографии, личные вещи предков, особенно ценные предметы, сделанные руками
ваших родственников: предметы быта, шитье, вышивка. Родовая мебель, посуда,
книги, одежда, награды, грамоты, дипломы, рукописи: помогут в изучении
происхождения своей фамилии.
Еще интересен момент: круг общения предков. Познание
рода бесконечно.
• Выделите самые яркие традиции, например, к
праздникам подавать на стол домашние пироги, на Новый год каждому дарить
что-то, сделанное своими руками.
Может быть, после таких заданий вы сблизитесь со
своими детьми? Вы поймете, как важно вовремя вернуть детей в дом. В добрый
путь!
2. Итоги успеваемости за I полугодие. О некоторых
особенностях при изучении информатики.
3. Индивидуальная работа с родителями, чьи дети
снизили качество знаний.