Дорогие родители, давайте зададим себе вопрос: к
мнению какого человека мы прислушиваемся и чьим советам мы готовы следовать?
Ответ простой: мы прислушиваемся к мнению человека,
которого мы уважаем; который заслужил это уважение в наших глазах своим
мастерством, талантом, образом жизни, своими качествами.
Наши дети ничем не отличаются от нас. Чтобы
прислушиваться к нашему мнению, они должны уважать нас за наше мастерство,
таланты, образ жизни, за наши качества.
Нам часто кажется, что дети должны слушаться и уважать
нас только за то, что мы их родили, что мы их кормим и заботимся о них, что мы
их любим.
Так оно и бывает, пока дети маленькие. Но чем старше
они становятся, тем больше причин для уважения им нужно. Им уже недостаточно,
что мы заботимся и любим их. Они должны гордиться нашими делами и жизнью, они
должны видеть, что их родителей уважают другие люди. Дети все подмечают.
Представьте, что за вами днем и ночью неотступно следят телекамеры, которые фиксируют
все ваши слова и дела. Фиксируют и запоминают. Эти телекамеры — глаза ваших
детей.
Перед ними мы как на ладони. Если дети не слушаются
нас, то это значит, они не нашли и не поняли, за что нас можно уважать. Или мы
сами показали им дурной пример, неуважительно относясь к их мыслям, чувствам, к
их друзьям и занятиям.
Они нас любят за то, что мы их родители, но уважение
человек может заслужить только своими делами и поведением.
Нельзя в семье без уважения
Куда пропало уваженье?
В семье все ссорятся, кричат,
Все что-то доказать хотят.
Оно скандала испугалось
И жить на улице осталось.
На целый день — не на мгновенье.
Боится в дом оно вернуться,
В слезах боится захлебнуться.
Оно не любит драки, ссоры.
Обиды, крики и раздоры.
Попросим мы у всех прощенья —
Нельзя в семье без уваженья.
Тогда оно домой вернется,
И мама снова улыбнется.
На кухню бабушка пойдет
И вкусный торт нам испечет.
Дед с нами в шашки поиграет,
А папа с нами погуляет,
Вернется уваженье в дом,
И снова мир наступит в нем.
Вопросы и задания:
Уважают ли вас ваши родители?
Как должны вести себя дети, чтобы родители их больше
уважали?
Вспомните какой-либо семейный конфликт и подумайте о
самом начале этого конфликта.
Что должны были сказать или сделать члены семьи, чтобы
его не было?
Кого из близких вы больше всего уважаете и почему?
Творческое задание «Уважение в семье»
Поделите детей на группы. Одна группа составляет
список проблем, которые возникают из-за того, что дети не уважают родителей;
другая группа составляет список проблем, которые возникают из-за того, что
родители не уважают детей. Затем дети вместе с педагогом обсуждают, как должны
изменить свое поведение дети или родители в каждом конкретном случае, чтобы
уважения в семье стало больше.
Старый дед
Сережа, как всегда, не вошел, а вбежал в квартиру и с
порога объявил:
— Дед, не мешай, мне срочно нужно сконструировать модель
самолета. У нас объявили конкурс конструкторов.
— Давай сначала пообедаем, Сереженька. Я обед сварил.
Сережка хотел отказаться, но подумал, что дед все равно
не отстанет. Бабушка у Сергея умерла, и дед долго жил в деревне один. Он
приехал в город помогать внуку три года назад, когда мальчик пошел в школу.
Сначала дедушка не понравился внуку. Старик летом и зимой носил заплатанную
телогрейку и валенки с галошами. Дед ни за что не соглашался надеть теплую
куртку и ботинки, сколько Сережка его ни просил.
— Эта телогрейка — кусочек моей родной деревни, — говорил
старик, но Сереже казалось, что все во дворе смеются над нелепой одеждой
дедушки. Пообедав, мальчик сел клеить модель самолета из картона. Старик ушел
на лоджию и тоже занялся какими-то делами. Сережка трудился долго, но самолет
не склеивался.
— Не нужен мне этот конкурс, — рассердился мальчик и
выбросил поделку в мусор.
—
Сережа, иди-ка сюда, посмотри, — позвал дед.
Расстроенный Сережка вошел
на лоджию и ахнул. К старому столику были прикручены
тиски, а рядом аккуратно лежали разные инструменты и дощечки.
— Давай выбирать, какую модель будем делать.
Дед усадил внука на табуретку и дал ему в руки
пожелтевший альбом. На обложке альбома была фотография военного самолета с
группой летчиков в шлемах.
— Дедушка, это откуда? — спросил изумленный Сергей.
— Инструменты-то? Из деревни привез, вот и пригодились
наконец.
— Да нет, я про альбом военный спрашиваю, — Сережа
начал листать пожелтевшие страницы, читать подписи под фотографиями и
картинками самолетов.
— Это ребята мне на память альбом сделали, когда я демобилизовался.
Я же в войну техником на аэродроме служил. А до этого я кружок авиамоторный
организовал в деревенской школе. Так что мы с тобой настоящую модель сделаем,
летающую.
— Дед, почему ты раньше мне ничего не рассказывал?! —
удивился мальчик.
Неделю дед и внук трудились на лоджии, не позволяя никому
смотреть на свою работу.
За это время Сережа сдружился с дедушкой и старательно
выполнял все его указания. Только отказался идти со стариком в магазин за
моторчиком для самолета, когда тот снова натянул свою телогрейку и валенки. Дед
вернулся из магазина радостный.
— Да, Сережка, отстал я от жизни. Столько нового для
ребят продают! Мы сделаем радиоуправляемую модель. Будет у нас настоящий
самолет, только маленький.
«Старый, что малый!» — смеялась мама, но не мешала им
конструировать.
И вот самолет был готов.
— Пойдем на стадион, испытаем нашу модель, — предложил
дед.
— Дедушка, надень папину курку, в телогрейке жарко, —
предложил Сережа.
— Ничего, мои старые косточки погреться любят, — ответил
дед.
Испытания прошли успешно. Самолет сделал несколько
кругов и послушно приземлился у ног деда, но Сережка готов был провалиться
сквозь землю от стыда. Ребята, пинавшие мяч в ворота, остановились и тыкали
пальцами в их сторону. Сережке казалось, что они смеются над дедушкой.
— Отлично, теперь ты попробуй, Сереженька, — радовался
дед.
— Хватит, дед, все нормально работает. Пошли домой, —
попросил внук.
На следующий день был конкурс. Когда Сережа вошел со
своей радиоуправляемой моделью в школу, даже старшеклассники останавливали его
и расспрашивали про самолет. Сережка стал героем дня.
— Это мне дедушка помог сделать! Он в школе авиамодельный
кружок организовал, а в войну на аэродроме служил, — честно признался мальчик.
Когда ребята высыпали во двор — запускать самолет, Сережка
немного встревожился и подумал: «Жаль, что не попробовал вчера на стадионе
управлять моделью».
К его радости, самолет плавно взлетел, поднялся над деревьями
и... исчез.
Сережка обежал все соседние дворы. Самолет как сквозь
землю провалился.
Расстроенный он вернулся в школу и увидел в холле знакомую
заплатанную телогрейку и модель самолета в морщинистых руках деда. Рядом стояли директор
и учителя. Сережка покраснел, как помидор, и затоптался на месте.
—
Сережа, подойди сюда, — позвал директор. — Замечательный у тебя дедушка. Мы рады, что он
согласился организовать
авиамодельный кружок в нашей школе.
Сережка
шел мимо ребят, опустив глаза и стараясь ни на кого не смотреть.
Сережкин
друг — Андрей, протиснулся вслед за ним, осторожно погладил коричневый отполированный самолетик
и вздохнул:
—
Повезло тебе с дедушкой, Сережка. Такого деда каждый хотел бы иметь.
Вопросы и задания:
Почему самолет оказался в руках деда? Почему внук
стеснялся своего деда?
На месте деда вы бы согласились поменять старую одежду
на современную?
Что понял мальчик в конце истории?
Стесняетесь ли вы своих бабушек и дедушек, если они
ведут себя не так, как принято в современном обществе? Знаете ли вы какие-либо
события из жизни ваших бабушек и дедушек, за которые их можно уважать?
Диалог «Кто прав?»
Выбирается пара детей. Один человек из пары играет
роль деда, другой — внука. Дети читают по ролям диалог, а затем обсуждают его
по вопросам.
Дед:
Что-то, внук, я не пойму
Учат в школе вас чему?
Обзываешься, грубишь,
На родителей кричишь.
Внук:
Я
родителей люблю
И не часто им грублю.
Не
такой уж я
плохой,
Просто
вырос я
большой.
Дед:
Раньше взрослых уважали,
Им с почтеньем отвечали.
Мы отцам грубить не смели,
Услужить мы им хотели.
Внук:
На меня весь день ворчат,
Обвинить во всем хотят.
Я всегда всех раздражаю,
Почему — не понимаю!
Дед:
Нужно все тебе понять?!
Место надо свое знать!
Уважение пропало —
Что с детьми сегодня стало?
Внук:
Лучше быть со мной на равных,
Не должно в семье быть главных!
Хватит мною понукать,
За меня дела решать!
Вопросы и задания:
Кто в этом диалоге прав?
Как старшим найти общий язык с детьми?
Как вы думаете, нужно ли быть с детьми в семье на равных?
Позволяют ли ваши родители вам самим решать свои дела?
Согласны ли вы с тем, что раньше дети больше уважали
старших?
За что я уважаю своих родителей?
МНЕНИЕ ДЕТЕЙ
Дети начальной школы
♦ Больше всего мне нравятся качества в папе и маме, что
они добрые и очень умные.
♦ Я уважаю родителей за любовь и их шутки.
♦ Мне нравится, что мои родители добрые, вежливые,
строгие и грамотные.
♦ Я уважаю родителей за то, что они мне много
разрешают.
♦ Я уважаю родителей за доброту, помощь и ласку.
♦ Мне нравится, что мои родители добрые, умные и любят
читать.
♦ Я уважаю родителей за то, что они иногда помогают
мне.
♦ Я уважаю папу за то, что он справедливый и всегда
поможет.
Дети средней школы
♦ Мне нравятся в родителях такие качества: доброта,
любовь, скромность, энергичность, спортивность, общительность.
♦ Мне нравится в родителях, конечно же, любовь ко мне!
♦ Я уважаю родителей за все их хорошие качества.
♦ Я уважаю маму за доброту, веселость, заботливость; а
папу — за доброту, скромность, справедливость и помощь. Мои родители научили
меня быть веселым и никогда не унывать.
♦ Уважение — не вещь, чтобы она была всегда в кармане.
Иногда у меня есть уважение к родителям, а иногда нет, в зависимости от того,
что они делают.
Катя Машкова, 14 лет, г. Москва, средняя школа №217
Достойно уважения
На свете мало людей, которых я уважаю. Про тех, кого
люблю, я могу рассказать, но можно любить и при этом не уважать. Мне трудно
уважать своего отца. Он злой и кричит на меня. Но один случай мне показал, что
люди снаружи не такие, как внутри.
Мы с отцом приехали в деревню и шли по узкой дороге, а
вдоль дороги была канава с водой.
Вдруг я увидела, что издалека несется лошадь. Я смотрела
на нее и ничего не понимала, но отец сразу понял. В одну секунду он меня
схватил за руку и крикнул «прыгай», и мы перепрыгнули канаву.
И я поняла, что эта лошадь взбесилась, и закричала от
ужаса. Сзади нас шла женщина с коляской. Она тоже закрыла лицо руками и
закричала. Тогда мой отец снова прыгнул на дорогу, толкнул женщину в канаву, а
коляску с ребенком схватил и прыгнул обратно. Он успел схватить коляску почти
за малюсенькую долю секунды от лошади.
Лошадь промчалась мимо, и он спас всех нас. Женщина
была мокрая, потому что она упала в канаву. Она плакала, но радовалась, что ее
ребенок жив, и благодарила отца. Отец ругался, но я смотрела на него с большим
уважением.
Тогда я поняла, что некоторых людей трудно уважать,
когда видишь их снаружи. Но когда видишь человека, какой он в беде,
оказывается, в нем есть то, что достойно уважения.
|