Вступительное слово учителя
– Нужна ли ранняя профилактика курения, употребления алкоголя
для младших школьников? Вопрос не праздный. Многие взрослые – учителя,
родители – опасаются, не вызовет ли столь раннее обращение к этой теме
нездоровый интерес у ребенка. Попробуем разобраться.
Наркотик – это неизвестный и запретный мир и, как все незнакомое
и запретное, вызывает особое любопытство. По данным диагностических
исследований, дети младшего школьного возраста о последствиях
употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего
не поняли, либо не восприняли всерьез. Знания о наркотиках отрывочны,
чаще всего получены со слов друзей или случайных приятелей.
Взрослые могут считать, что их дети о наркотиках «ничего не
знают», но это не так. «У нас в семье никто не пьет, не курит, поэтому
нашему ребенку ничего не грозит», – порой рассуждают папы и мамы.
Вряд ли можно защитить детей от подобного рода информации
сегодня – они видят, как курят и выпивают взрослые на улице, наблюдают
подобные сцены на экране телевизора, слышат разговоры взрослых, видят
курящих и выпивающих (пусть по праздникам) родителей. И далеко не всегда
выводы, которые делают дети, можно считать негативными, зачастую
бывает, что они воспринимают это как норму поведения.
Очень важно, чтобы родители пользовались у детей авторитетом.
Ведь во многом уважение между родителями и ребенком зависит не столько
от социального статуса взрослого и его профессиональных достижений,
сколько от того, стал ли взрослый значимой личностью для сына или дочери
и возникли ли между ними сотрудничество и духовный контакт.
Практикум
Сегодня мы с вами попробуем перевоплотиться в детей и будем
обучаться различным способам сопротивления давлению окружающих,
предлагающих психоактивные вещества.
Уважаемые родители, вспомните и приведите примеры из своей
жизни, когда вы впервые попробовали закурить, выпить, испробовать
наркотики. (Выслушиваем ответы родителей.)
Человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или
переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению
окружающих, особенно если это были старшие по возрасту или авторитетные
люди.
Мозговой штурм
Назовите причины, по которым бывает трудно отказывать в просьбе
или не делать того, чего не хочется. Работаем в стиле мозгового штурма.
Его правила:
– Называя идеи, не повторяйтесь.
– Чем больше список идей, тем лучше.
– Разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон,
расширяя и углубляя различные подходы.
– Идеи не оцениваются и не критикуются.
(Ответы родителей записываем на доске.)
Существует много причин, по которым человек
соглашается делать то, что ему не хочется: боится оказаться изгоем, быть
высмеянным, боится обидеть, казаться грубым, быть не таким, как все.
Тaк же рассуждают наши дети, им тоже трудно сделать выбор.
Ситуация «Просьба»
Сергей шел по улице. Вдруг его кто-то окликнул. Он оглянулся и
увидел хорошо одетого, солидного мужчину, стоящего около дорогой
иномарки. Сергей остановился и подошел к нему. Мужчина попросил юношу
отнести и передать какую-то коробку в офис, находящийся в доме напротив.
Сергей стал отказываться. Тогда мужчина стал его уговаривать. Сначала
он предложил ему за услугу деньги, потом стал нервно объяснять, почему
он сам не может ее отнести. Когда он разговаривал с Сергеем, он старался
не смотреть ему в глаза. Способы отказа:
– Нет, не могу.
– Нет, нет и еще раз нет.
– Нет, мне сейчас некогда.
– Нет, спасибо, мне не нужны деньги.
Скажите «нет» и уйдите, не объясняя причин. (Приглашаем добровольцев показать сценки.)
Вывод
. Приемы уверенного отказа помогают
человеку не поддаваться давлению и оставаться в безопасности, не обижая
других.
Не всегда в жизни бывает просто сказать «нет», когда принуждают
выпить или попробовать наркотики. (Предлагаем сюжетно-ролевую игру, в ходе которой родители
отработают способы, помогающие избегать давления и оставаться
востребованными, продолжать дружить и весело проводить время.)
Ролевая игра
Объединяем родителей в 4 группы. Каждой группе раздаем карточки с
приемами предложения ПАВ и со способами отказа. И предлагаем разыграть
сценки.
– Привет. Присоединяйся к нашей компании. У нас
есть кое-что выпить.
а) Да ну! Сейчас по телевизору начинается классный фильм, пойдем
лучше посмотрим.
б) Нет, спасибо, мне сейчас нужно идти...
– Давай покурим, чего ты боишься? Сейчас только
младенцы не курят. Ты что, салага?
а) Нет, не хочу. Кстати, большинство людей как раз не курят.
б) Нет, спасибо. Мне совсем не нравится запах табака. Меня от
него просто тошнит.
– Пойдем со мной в гости. Ребята обещали
принести наркотики. В жизни надо попробовать все, не упрямься.
а) Нет, это не по мне. Плохое место. Я не хочу, чтобы обо мне
говорили, что я наркоман.
б) Ты шутишь! Такие эксперименты всегда заканчиваются плохо. Я
хочу оставаться здоровым.
– Хочешь выпить?
а) Нет, спасибо, от вина люди перестают соображать и совершают
плохие поступки.
б) Нет, спасибо, от вина у меня болит голова.
Вывод. Предложение пить,
курить, употреблять наркотики может быть отклонено с использованием
навыков неагрессивного отказа, которые помогут отстаивать свои интересы и
права, открыто и честно выражать свои чувства, не нарушая прав и
интересов других людей.
Отказ от употребления табака, алкоголя и наркотиков сохранит
ваше здоровье.
Игра-пантомима «Подарок»
Участники становятся в круг. Каждый по очереди передает соседу,
стоящему справа, свой подарок, который он описывает с помощью жестов.
Остальные должны угадать, какой подарок был преподнесен. Повторяться
нельзя.
Вывод. Существует много
эффективных способов говорить «нет». Этому нужно учить своих детей.
(Учитель раздает памятки родителям.)
Памятка
– Разговаривайте с ребенком о наркотиках и алкоголе.
– Учитесь слушать.
– Давайте советы, но не давите советами.
– Подумайте о своем примере.
– Поддерживайте в ребенке самоуважение и думайте о его
самореализации.
|