Почему маленькие дети воспринимают нашу ежедневную
заботу о них с радостью и любовью , а подростков эта забота раздражает или даже
приводит в бешенство?
— Что же я тебе плохого сделала, сын? Я же забочусь о
тебе изо всех сил! — говорит расстроенная грубостью сына мама.
— Я по горло сыт твоей заботой. Слишком много, выше
крыши, — раздраженно отвечает подросток.
Бывает, и малыш не принимает нашу опеку и
капризничает, но родители для него — непререкаемый авторитет, и опека взрослых
— это его защита и опора. Неужели в подростковом возрасте наша забота детям не
нужна? Когда дети взрослеют, они начинают сомневаться во всем: в родительских
словах и мнениях, в своих способностях. Они болезненно переживают за свой
внешний вид, за свое место в обществе. Они пытаются быть самостоятельными и
независимыми. Наши простые просьбы: «Не опоздай в школу», «Надень теплую
шапку», «Пообедай», вызывают у них взрывную, негативную реакцию. Они как будто
напоминают подростку, что родители не считают его самостоятельным человеком и
пекутся о нем как о маленьком.
В таких случаях родителям надо менять тактику. Нужно
учиться напоминать подростку о чем-либо не прямо, а косвенно. Например, вместо
замечания: «Не опоздай на курсы английского языка», можно спросить: «Где
интереснее преподают английский язык: в школе или на курсах»? А самое мудрое —
дать детям возможность самим справляться с повседневными делами, заданиями и
проблемами, не ослабляя при этом внимания и заботы.
Наша забота нужна детям всегда. Но для подростка она
должна стать незримой опорой и защитой.
Я стала взрослой
Я своим родным признаюсь,
Что в заботе не нуждаюсь,
Мне контроль не по душе,
Взрослой стала я уже.
У меня хватает воли
Быть не двоечницей в школе.
Мне не нужно говорить,
Как, когда и что учить.
Передышка мне нужна,
Расслабляться я должна:
В день хотя бы час гулять,
Час с подружкою болтать,
Нужно посмотреть кино,
Может, даже не одно.
Час — собаке посвящать,
Час — о чем-то помечтать.
Вот почти все развлеченья —
Не нужны мне наставленья,
Как мне жить и как дышать,
Время как распределять.
Вопросы и задания:
Почему героиня стихотворения хочет все делать без
указки родителей?
Как вы думаете, правильно ли она распределяет свое
время?
Сколько времени в день у вас занимает учеба, а сколько
— отдых?
Вы сами распределяете, когда и чем будете заниматься,
или это делают ваши родители?
Творческое задание «Когда
детям не нужна забота»
Поделите детей на группы. Каждая группа составляет два
списка: дела, в которых необходима помощь и забота родителей; и дела, которые
дети хотели бы делать сами, без контроля взрослых. Предложите детям обсудить
составленные списки дел с родителями.
Бабушкины подарки
— Девочка, подскажи, где живет Вера Даниловна?
— Вера Даниловна? — переспросила Настя. — Это же моя
бабушка, а вам она зачем?
— Приказано срочно доставить на праздник!
— Разве сегодня праздник? — удивилась Настя.
— Как же — юбилей, бабушке твоей — семьдесят лет. Все
собрались ее чествовать!
Тут Настя вспомнила, как мама утром говорила, что
купит торт, и они отпразднуют день рождения бабушки. Недоумевая, девочка
вместе с водителем поднялась в свою квартиру. Шофер вошел первым и радостно
воскликнул:
— Бабушка, здравствуйте, я за вами приехал! Мы вас все
ждем.
Настя с изумлением смотрела, как бабушка обнимает чужого
дядю и ласково приговаривает:
— Петенька, как я рада тебя видеть. А почему уши холодные?
Опять без шапки бегаешь. Придется тебя напоить чаем с медом.
—Я уже не бегаю, а езжу на «Волге», бабушка, и приехал
за вами. Вы забыли про юбилей, а мы нет. Все собрались и ждут вас.
— Какой юбилей, Петенька?! Я внучку не могу оставить,
— махнула рукой бабушка.
Но молодой водитель не хотел слушать никаких возражений.
Он усадил в машину бабушку и Настю, и они помчались по городу.
— Почему этот дяденька называет тебя бабушкой? — шепотом
спросила девочка, но водитель услышал и ответил:
— Потому что Вера Даниловна была нам вместо бабушки и
мамы. Конечно, мы бы называли ее мамой, да она нам запретила, сказала: «Мамы у
всех вас свои. Они вас любят, а я буду вам бабушкой».
— Петенька, а я помню этот шарф, — бабушка показала на
старый шарф водителя.
— Еще бы вам не помнить, — засмеялся мужчина. — Вы же
сами связали его и сказали, что моя мама мне его прислала на день рождения из
больницы. Да вы не волнуйтесь, я и в самом деле чувствовал мамино тепло, когда
его надевал.
Поэтому и носил, не снимая. Теперь берегу, ношу только
по праздникам.
— Как же ты догадался? — всплеснула руками бабушка.
— Мы все знали, Вера Даниловна, что это вы тайком вяжете
и шьете для нас подарки, и даже спорили, кому достанется следующий. Но эти
подарки всегда напоминали нам о мамах. Они были самыми лучшими и теплыми.
Думаю, все наши ребята до сих пор их берегут. А ты счастливая девочка. Когда
ты родилась, бабушка ушла из детского дома, и с тех пор все бабушкины подарки
тебе одной достаются, — обратился водитель к Настеньке, улыбаясь, и девочка
густо покраснела.
Вопросы и задания:
Почему бабушка ничего не рассказывала внучке о своей
жизни?
Почему внучку раздражала забота бабушки? Почему дети в
детском доме ценили и берегли подарки бабушки?
Раздражает ли вас забота взрослых и почему?
Диалог «Забота бабушки»
Выбирается пара детей. Один человек из пары играет
роль бабушки, другой — внука. Дети читают по ролям диалог, а затем обсуждают
его по вопросам.
Бабушка:
Вот тебе, внучок, конфетка,
Чай, с вареньицем розетка,
Сладкий пряничек, печенье,
Что, не рад ты угощенью?
Внук:
Бабушка, отстань, прошу,
Надо будет — попрошу,
Видишь, я пример решаю,
Как же ты не понимаешь?
Бабушка:
Свитерок одень, внучок,
Ветреный стоит денек,
Если ты пойдешь гулять,
Ветер может поддувать.
Внук:
Бабушка, я не малыш,
Что ты надо мной зудишь?
Что надеть, я сам решу,
Помогать мне — не прошу.
Бабушка:
Спать пора тебе, внучок,
Вдруг ты не проснешься в срок?
На уроки опоздаешь,
Замечаний нахватаешь!
Внук:
Если даже я просплю,
Книгу дочитаю всю.
За шпионом там следят, Захватить его хотят.
Ты все время мне мешаешь,
Ты мне так надоедаешь!
Я себе не наврежу,
Сам за временем слежу.
Вопросы и задания:
Есть ли у тебя заботливая бабушка?
Почему бабушки часто заботятся о своих взрослых внуках
как о маленьких?
Принимаете ли вы заботу взрослых, даже если вам она кажется
навязчивой?
Как взрослые должны заботиться о детях, чтобы они
принимали с радостью их заботу?
Как в вашей семьи заботятся друг о друге?
МНЕНИЕ ДЕТЕЙ
Дети начальной школы
♦ Родители ходят на работу и зарабатывают деньги, чтобы
у меня все было.
♦ Родители подарили мне жизнь.
♦ Родители дали мне любовь и радость.
♦ Родители всегда заботятся обо мне и дарят мне подарки
в праздники и даже не в праздники.
Дети средней школы
♦ Зимой, когда мама болела, я принесла ей розу.
♦ Когда мама или папа болеют, я покупаю лекарства,
готовлю, короче, «делов» по горло.
♦ Я стараюсь быть ласковой с родителями.
♦ Спрашиваю родителей, чем помочь.
♦ Когда мама хотела блинницу, я купила ее в подарок ко
дню рождения мамы.
♦ Я написала маме стихи.
♦ Родители подарили телефон, компьютер и тр3-плеер.
♦ Родители подарили мне операцию на спину!!! Лучший
подарок. Ее мне сделают в ноябре.
♦ Родители подарили мне жизнь, образование и такую
чудесную семью! А еще это концерт группы «Tokio Hotel»!
♦ Родители дали мне, конечно же, мою жизнь, мою
сестренку, ну а если говорить в прямом смысле о подарках, то это моя собака.
Мы с ней лучшие друзья.
Васильев Костя, 4 «А» класс, МОУ
финансово-экономический лицей №29
Простое решение
Жил-был мальчик, его звали Глеб. Были у него папа, мама,
бабушка и дедушка. Все у него были любимыми и помогали ему.
Глеб учился в четвертом классе и был хорошим учеником.
Ему нравились все предметы, но математика была для него сложна и непонятна.
Особенно он не любил решать задачи. Он мог одну задачу
решать два часа. И все задачи ему казались скучными и неинтересными. Мама с
бабушкой постоянно ругали его за то, что он долго делает уроки и ничего не
успевает.
И как-то вечером вся семья собралась и стала думать,
как ему помочь. И папа предложил интересную идею. Он взял у Глеба учебник и
стал рисовать к задачам картинки. Они получились веселыми и красивыми. Задачи
стали интересными, и их стало легко решать. Глебу это так понравилось, что он
сам стал придумывать задачи и рисовать к ним рисунки. И Глеб стал отличником.
Хорошо, если бы у нас были такие учебники.
|