Цель: создание условий для более эффективного взаимодействия родителей с детьми.
Задачи: 1. Обратить внимание учащихся и их родителей на значение слова
«семья» в их жизни;
2. познакомить родителей и детей с приёмами конструктивного общения
(«Я-сообщение», активное слушание) и отработка их на практике;
3. дать рекомендации родителям и детям по взаимодействию.
Ход собрания.
Семья – это место приземления
для старших, стартовая площад-
ка для младших и полигон взаи-
моотношений для каждого.
Виктор Кротов
I. Основная часть.
- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем.
О том, что хорошо.
И хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты,
А что-то мне известно.
Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно.
Поговорим?! А как часто вы общаетесь со своим ребёнком, ведете разговоры по душам? Сегодня у вас есть возможность обсудить те вопросы, которые не всегда затрагиваются в семье. В любой семье рано или поздно возникают такие ситуации, выход из которых родителям трудно найти. Но у каждого из вас есть родительский опыт, которым вы можете поделиться с другими.
II. Вопросы для дискуссии: (запишите слова приходящие на ум)
Ø Семья – это…
Ø Какова цель семьи?
Ø Радость в моей семье – это…
Ø Горе в моей семье – это…
Ø Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…
Семья – это ячейка общества, социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьисвязаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
III. Обсуждение проблемы (ответы родителей и учащихся).
Вопросы родителям:
ü Что вам нравится в ваших детях и что не нравится? (Работа по кругу).
ü Какие качества необходимы человеку для того, чтобы развить способности к взаимопониманию?
IV. Сейчас мы предлагаем вам посмотреть и обсудить типичные ситуации.
Родителям и детям предлагаются ситуации для обыгрывания. Время на подготовку 5 минут.
Ситуация 1. Ребёнок не хочет идти в школу.
(театрализация)
- Что ж, давайте обсудим. Может быть, кто-то из вас был в подобной ситуации и имеет опыт её разрешения.
Безусловная любовь не зависит от того, как ведёт себя ваш ребёнок. Это очень легко сказать, но невероятно трудно сделать. Этому нужно учиться всю жизнь.
Тем не менее, если вы хотите иметь хорошие отношения с вашими детьми, когда они вырастут, учитесь безусловной любви. Просто дарите эту любовь, Ваша любовь не зависит ни от каких условий, во всяком случае по отношению к детям.
Ситуация 2. Родителям не нравятся друзья их ребёнка.
Ну что ж, послушаем вас, уважаемые родители.
«Терпеливо слушать – одно из величайших совершенств, которое только
возможно в общении», - сказал французский мыслитель Ларошфуко.
А умение активно слушать – ещё большая ценность. Активное слушание создает отношения теплоты, облегчает решение проблем, у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Как это сделать?
Внимательно слушать используя:
Ø невербальные средства (кивок головой; поддакивание: «да-да», «возможно», «конечно» и др.);
Ø уточняющие вопросы: «Я правильно тебя понял?»;
Ø отражение чувств: «Мне кажется, ты расстроен, обижен» и др.
Подведем итоги. Поделитесь своими впечатлениями о том, что здесь происходило. В помощь предлагаются опорные слова: «Я думаю…», «Мне понравилось…», «Мне не понравилось…»и т.д.
«Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперёд, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека» - гласит восточная мудрость.
Воспитать Человека с большой буквы – огромный труд. Мы говорили о том, что можно сделать своими силами, если терпеливо строить добрые отношения с детьми. Поговорили о том, что хорошо не очень.
Заключительная часть. Рефлексия.
1. Нужны ли вам подобные занятия? Если да, то как часто? 2. Ваши пожелания и рекомендации. |