Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 11:29:55
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
СОБРАНИЕ [109]
БЕСЕДЫ [22]
АНКЕТИРОВАНИЕ [18]

Родительское собрание «Трудовое воспитание»
21.11.2011, 11:39:53

Если человек с ранних лет усво­ил привычку к труду, труд ему приятен.

Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.

Гельвеций

Трудиться, выбрав дело по душе, для человека также естественно, как жить и дышать. И одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в любой сфере общественного производства. Труд должен стать жизненной потреб­ностью будущего гражданина.

Как и любое другое нравственное качество, трудо­любие формируется в процессе воспитания - процес­се сложном и многогранном. Личность человека не­повторима в своей индивидуальности. Отсюда все труд­ности, но в этом и ключ к их пониманию.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Профессор Свадковский в книге «Воспитание у детей трудолюбия» пишет: «Простейшая трудовая опе­рация производит серьезные изменения в психологии и физических способностях ребенка. Эта операция как бы разделяет человека на 2 разные жизни: до этой опе­рации он был неумеющим человеком, после нее стал умеющим человеком». На основании многочисленных наблюдений он делает вывод, что центральным момен­том, определяющим появление любви к труду — трудо­любия как неотъемлемого качества личности, являет­ся успех. Именно успех наполняет сердце ребенка ра­достью, вызывает прилив энергии, желание снова взять­ся за дело. Вот почему родители должны стремиться не просто привить трудовые навыки детям, но и сле­дить, чтобы ребенок видел результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех рождает по­требность в труде. С этого момента он работает пото­му, что его не только вынуждают к труду внешние об­стоятельства, а труд стал для него жизненной потреб­ностью, удовлетворением его непосредственных вле­чений.

Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер. A.C. Макаренко писал: «Я требую, чтобы детская жизнь была организована, как опыт, воспитывающий определенную группу привычек». Он имел в виду выработать у человека такие формы поведения, чтобы в конкретных ситуациях у него возникла потребность поступить так, а не иначе.

Под группой «привычек» он подразумевал санитар­но-гигиенические, нравственные, культуру поведения, привычные способы мышления, рассуждения и, нако­нец, трудовые привычки, т.е. привычное положитель­ное отношение к любому трудовому усилию.

Между тягой к деятельности и трудолюбием дис­танция большая и знака равенства между двумя этими понятиями ставить нельзя. Задача воспитателей состо­ит в том, чтобы эту природную склонность, которая является лишь предпосылкой трудолюбия, путем оп­ределенных педагогических мер преобразовать в одну из важнейших качеств личности.

Приучать детей к выполнению домашних дел не­обходимо не только потому, что мы их должны гото­вить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счете, это уж не такие сложные дела. Наверняка, и не приученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять. Дело не в этом. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы вос­питываем привычку трудиться, а вместе с ней привыч­ку заботиться о близких, формируя тем самым благо­родные побуждения. Наверное, самый лучший пода­рок для матери, если дочка или сын скажут ей, устав­шей после работы: «Ты отдохни - я почищу картош­ку». Именно с бытового труда начинается трудовое воспитание. Привычка, умение что-то делать своими руками, пригодятся ему в любой профессии и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственно­му развитию ребенка. Ведь любая трудовая операция, которая для взрослого человека является простой и несложной, требует от ребенка умственного напряже­ния. Мы должны приучать ребенка выполнять любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая. Приучать его к мысли, что любой труд, направленный на пользу, благороден. Не внушив это­го нашим детям, мы вырастим белоручек и чистоплю­ев, которым тяжело придется в семье и в коллективе. Был случай в одном классе. Во время уборки одна уче­ница расплакалась оттого, что ей пришлось взять в руки тряпку. Девочка сначала брезгливо приподняла ее с пола, потом бросила в ведро с водой и наотрез отказа­лась мыть парты. Сам факт, что ей придется убирать грязь, вызывал в ней физическое отвращение. А когда дети стали возмущаться, называть ее белоручкой, ма­менькиной дочкой, она заплакала. В семье ее всячески ограждали от домашних дел. Девочка привыкла к тому, что в комнате всегда чисто, постель, которую она ут­ром оставляет разобранной, постелена, пища приго­товлена, ее одежда выстирана и выглажена. А о том, что на это затрачен труд матери, она не задумывалась. Ее так приучили. Она хорошо учится, лентяйкой ее не назовешь. Но учеба - ее обязанность. Это она хорошо усвоила. Ей и в голову не придет сказать матери: «От­дохни, я сама вымою посуду». «Да», — огорченно со­глашается мать, черствая растет она у меня.

Как это сделать? Вернемся снова к привычкам, ко­торые согласно известной поговорке являются второй натурой человека. Пожалуй, воспитание привычки к труду — самое хлопотное дело, и пусть родители не ждут слишком быстрых и легких результатов. Во-пер­вых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и на­пряжением.

Только преодолевая трудности и неумения, ребе­нок постепенно находит удовлетворение. Получилось! До сих пор не получалось, а теперь - получилось! При­обретено еще одно умение. Это очень важный момент в эмоциональной жизни ребенка, который нельзя ос­тавить без внимания.

Он радуется и, сияя, предлагает окружающим раз­делить эту радость. Он впервые с удивлением смотрит на свои руки, которые до сих пор умели только брать, а теперь научились что-то делать.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазин, стряпня и прочие дела, не перечислишь, так их много. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться, хотя сфера общественных услуг по­стоянно расширяется.

Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен носить в жизни эпизоди­ческий характер. Здесь необходима систематичность. У детей непременно должны быть постоянные обязан­ности. Только при такой постановке вопроса труд ста­нет воспитательным средством. Постоянные обязан­ности воспитывают важное качество — ответственность. Конечно, мама гораздо быстрее подметет пол, вымоет посуду, польет цветы. Но если это сделает 8 летняя дочь, полезнее и важнее. С каждым днем она будет делать лучше и тщательнее. Она гордится своими уме­ниями. Она очень ревниво относится к тому, если кто-нибудь из домашних вдруг начинает вытирать пыль или поливать цветы, возмущается: «Но это же мои дела». Навыки закрепляют трудовую привычку. Без них она вообще не может появиться. Как странно бывает на­блюдать в походе за мальчиками, которые не могут очистить луковицу. Плохую услугу оказали мамы сво­им сыновьям, заботливо оберегая их от домашних обя­занностей.

Необходимо закрепить в сознании ребенка, что учеба - труд, требующий волевых усилий, внимания, активности. Ребенок должен быть готов к тому, чтобы трудолюбие вообще перенести на основную ведущую деятельность — учебу.

Трудовые привычки являются устойчивой формой поведения человека и накладывают определенный от­печаток на все его действия. Кстати, слово отпечаток в переводе с греческого означает характер. Стало быть, совокупность привычек совместно с другими психи­ческими свойствами и чертами личности и составляют характер. Недаром же говорят: «Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер».

Трудолюбие - одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим каче­ством, - нравственный калека. Но смысл и содержа­ние трудового воспитания состоят именно в том, что­бы вместе с привычкой трудиться прививать ребенку высоконравственные мотивы, побуждающие к труду.

Говоря о мотивах детских поступков, хочется заме­тить, что нередко похвала, награда являются стимулом для выполнения той или иной их деятельности. Если ты сделаешь то-то и то-то, я тебе разрешу пойти в кино. Сходи в магазин за картошкой - получишь на моро­женое. Реальная награда служит сильнодействующим мотивом для ребенка. Дети стараются выполнять по­ручения по эгоистическим соображениям, рассчиты­вая на поощрение.

Могут ли такие методы помочь трудовому воспи­танию? И да, и нет. На первых порах, наверное, могут. Так или иначе, ребенок получает определенные трудо­вые навыки, привыкнув выполнять домашнюю работу. Однако впоследствии поощрения и награда становятся для него самоцелью. И это уже плохо.

- Вот ведь какой дотошный у меня. Я ему твержу: «Славик, иди играй». Так нет, можно включить пылесос, можно помою чашку, можно нарежу хлеб. И так бесконечно. До чего же трудные современные дети. Ничем их не удивишь, ни игрушками, ни развлечениями. Уж и не знаешь, чем занять.

Ну что ж плохого в том, что он хочет вам помочь. Радоваться надо этому, поощрять такое желание.

У Матвея 4 сына, погодки от 10 до 14 лет. Загоре­лые, крепкие, коренастые, как грибы боровики, они уди­вительно похожи между собой. Матвей гордится своими ребятами и любит хвастать: «Работящие у меня пацаны — мой корень!». В деревне его не любят в основном за жадность да еще за лихое нахальство. Ребята его целое лето в лесу промышляют. Запасать грибы, ягоды, орехи — их забота.

— Батя, гляди-ка, брусники нынче сколько намочим, гордится младший Мишка, — больше, чем в прошлом году. На рынок можно свезти.

— Молодец, сынок, хозяином станешь, — умиляется отец.

— Хозяйство-то — оно работу любит.

— А чего, батя, нас не любят?

— Кто?

— Да люди.

— Люди. А ты не обращай на них внимания. Каж­дый-то норовит себе кусок пожирнее отхватить. А как промахнулся — досадует. Работать-то никто не любит, все хотят так.

Всему Матвей обучил своих сыновей — и плотни­чать, и рыбачить. Научил трудиться. Это хорошо. Но ведь труд и нравственность неразделимы. Любит Мат­вей преподать сыновьям житейскую мудрость: «Труд, он лежебок не любит. Тогда лишь кусок хлеба сладким кажется, когда его собственным горбом заработаешь. Ну а уж если заработал — не делись ни с кем, дорогой он слишком, коли потом твоим полит.

«Своя рубашка ближе к телу» - вот какой смысл вкладывает Матвей в воспитание своих детей, которые успели многому научиться, успели полюбить труд. Но мотивы их труда эгоистичны: только для себя, для сво­его дома. 

Она возвращается домой, как обычно, в час пик. В переполненном автобусе ее толкают со всех сторон, дер­жаться не за что и нечем: руки заняты сумками с про­дуктами. Она устала. День был тяжелый.

«Боже мой!» — думает она. Сейчас отдохнуть бы, а дома столько дел. Завтра Танин день рождения. У Сере­жи в классе праздник, ему надо подготовить нарядную одежду. На ужин что-то приготовить, пирог испечь».

Открывая ключом дверь, она слышит торопливый Сережин шепот: «Пришла».

— Что они еще там затеяли, — думает она.

— Давай сумки! — Сережа забирает у нее тяжелые авоськи мчится с ними на кухню. Она машинально идет вслед за ним и останавливается на пороге кухни. Рако­вина сияет, посуда вся чистая. На газовой плите булька­ет ее любимый гороховый суп.

— Пойдем в комнату, — тянет ее за руку сын. Она идет в комнату. Полы вымыты, на столе — букет рома­шек, вокруг ни пылинки, на тумбочке — подгоревший пи­рог, сработанный из полуфабриката кекса. Сережина чистая форма висит на стуле. Ее усталость и раздра­жение, как рукой сняло:

— Откуда вы знали, что нужно было делать?

— Секрет фирмы, — поспешно заявляет Сережа, де­лая Тане предостерегающий знак.

— Ну, правда, ребята? Вы что, телепаты?

Поздним вечером, когда дети уже спят, она тихонь­ко входит к ним, нагибается над кроватью дочери и ос­торожно просовывает под подушку сверток — подарок ко дню рождения. Из-под подушки падает какая-то бу­мажка. Листок из блокнота.

— Что такое, — думает она. — Мой почерк.

На листке по пунктам перечислено, что ей нужно не забыть сегодня сделать. Это ее памятка.

— Секрет фирмы, — улыбается она. — Добрые вы мои телепаты.

Доброта, забота о человеке, потребность доставлять радость другим — вот что должно служить мотивом, побуждающим ребенка к труду.

Трудолюбие плюс доброта - тот удивительный ком­плекс, который поднимает человека на моральную высоту.

Люди, сочетающие в себе эти качества - счастли­вейшие люди. Потому что нет, наверное, большей ра­дости, чем доставлять радость другим.

Такие не пройдут мимо чужого горя, выручат по­павшего в беду, они бескорыстны. Их действия про­диктованы внутренней потребностью делать добро.

Из разных способов воспитания трудолюбия бес­плоднее всех — словесные увещевания. Французский писатель Ренар справедливо отметил: «Человек глупый, осознающий свою глупость, уже не так глуп, но лени­вец может осознавать свою лень, сетовать на нее и при ней остаться». Не словесные увещевания, а организа­ция жизни ребенка должна быть главным методом воспитания.

Не упускайте момента. Пройдет еще несколько лет и вы не дождетесь такого нужного и важного для матери «отдохни, я все сделаю сам». Будете удивляться, оби­жаться, почему такой невнимательный. А чему удив­ляться? Он будет думать, что мир устроен таким обра­зом: маме полагается все делать самой по дому, а ему полагается развлекаться, заниматься своими делами.

Трудолюбивый мальчик, трудо­любивая девочка. Когда так можно сказать о ваших детях - это не только приятно. Расценивайте это как свою радостную победу, педагогическое достижение. Далеко не все папы и мамы могут похвастаться, что воспитали в своих детях это качество.

Сухомлинский, называя трудовое воспитание гар­монией трех начал: надо, трудно и прекрасно - вло­жил в это определение глубочайший смысл.

Надо. Еще как. Просто необходимо. Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность. Только трудолюбие и вместе с ним такие неотъемлемые качества, как целеустремленность, упор­ство, помогут ему в жизни добиться намеченной цели.

Трудно. Конечно. И родители должны быть к это­му готовы. Воспитание трудолюбия у ребенка потребу­ет от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в глав­ном, личным примером проводить эту основную ли­нию в воспитании нелегко.

Прекрасно. Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как со­знание: трудности преодолены, цель достигнута. Дос­тупна эта радость тому, кто любит труд.

Категория: СОБРАНИЕ | Добавил: tineydgers | Теги: сценарий родительского собрания, план родительского собрания, как провести школьное родительское, беседа с родителями, тема родительского соб
Просмотров: 3104 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0