Цель: знакомство родителей и учащихся с
особенностями подросткового возраста;
поддержание атмосферы сотрудничества и
конструктивного диалога.
Ход собрания: Уважаемые родители, учащиеся,
сегодня я бы хотела поговорить с вами о том, что
такое подростковый возраст, какие проблемы могут
возникать в этот период, и мы вместе попробуем
найти выход из трудных ситуаций.
А начать я вам предлагаю с игры "Ассоциации”.
Родителям предлагается подобрать ассоциацию к
слову подросток, подростковый возраст (ответы
родителей). Спасибо уважаемые родители, а сейчас
я хочу вас познакомить с ассоциациями ваших
детей.
Высказывания учащихся на основе ответов
анкеты (приложение 1)
Подростковый возраст-
- это человек в возрасте от 13 до 17 лет, когда он
думает, что может решить любую проблему;
- это болезнь многих подростков;
- период, в котором человек переходит от
беззаботной жизни к самостоятельной;
- самый сложный возраст, когда происходит
переоценка окружающих людей.
Подросток –
- человек, у которого нет цели, которому больше
хочется развлекаться, не думая о будущем;
- человек, который находится на стадии
переходного возраста от 14 до 18 лет;
- человек, который переходит от младшего возраста
во взрослую жизнь;
- человек, который осознает все трудности жизни;
- это ребенок, который считает себя взрослым, хотя
на самом деле им не считается;
- достаточно взрослый юноша или девушка от 13 до 16
лет;
- человек, который может выражать свое мнение,
понимать окружающих, хранить секреты;
- человек, который имеет свое мнение на жизнь;
- человек, мнение которого часто не совпадает с
мнением родителей.
(Подытожить ответы)
За несколько дней до собрания с учащимися
проводилась небольшая анкета, с целью выявления
предпочтений ребят. А ответы у нас получились
следующие:
Первый пункт – необходимо было выбрать между
выполнением домашнего задания и общением с
друзьями. Первый пункт выбрали 24% ребят, тогда как
второй – общение с друзьями 76%, что и не
удивительно, ведь огромное значение для
подростка имеет общение со сверстниками.
Привлекательность школы для подростка порой
определяется не столько возможностью учения,
сколько возможностью общаться с широким кругом
товарищей, друзей. Это во многом определяет его
поведение, деятельность. Для подростков важно не
только быть со сверстниками, главное занимать
удовлетворяющее его положение. В подростковый
период необычайно обостряется проблемы общения
между учителем и учащимися. Достичь успехов в
общении с подростками может тот взрослый,
который учитывает психолого-педагогические
требования к общению с учащимися.
Если ведущим видом деятельности младшего
школьника была учебная, и существенные изменения
в психическом развитии были связаны с нею, то у
подростка основная роль принадлежит
устанавливающейся системе взаимоотношений с
окружающими. Именно система взаимоотношений с
социальной средой и определяет направленность
его психического развития. Своеобразие развития
подростка состоит в том, что он включается в
новую систему отношений и общения с взрослыми и
товарищами, занимая среди них новое место,
выполняя новые функции.
Следующим пунктом анкеты было выбрать между
поговорить о возникшей проблеме с родителями,
классным руководителем или с подругой, другом. С
первым пунктом согласились 36% ребят, остальные 64%
предпочитают решать проблему со сверстниками. С
чем это связано?
На психическое развитие подростка, его
поведение значительное влияние оказывает
общественное мнение товарищей. Учитель и
родители для подростка не является таким
непререкаемым авторитетом, как для младших
школьников. Подростки предъявляют высокие
требования к деятельности, поведению, личности
взрослых. Устанавливая отношения с родителями,
учителями, они постоянно их оценивают. На основе
этих оценочных суждений подросток и строит свое
отношение к ним.
Далее учащимся предлагалось выбрать
согласятся ли они с мнением родителей, учителей,
если даже у них совсем иное мнение или стараются
высказать свое мнение, т.к. они у же достаточно
взрослые и у них есть свое мнение. Первое
утверждение оказалось близко 32%, второе – 68%
учащихся.
И такой выбор ребят не случаен. Ведь стержневым
новообразованием подросткового возраста
является чувство взрослости, которая
выражает новую жизненную позицию подростка по
отношению к себе, к людям и миру; определяет
направление и содержание его социальной
активности, систему новых стремлений и
переживаний. Чувство взрослости проявляется в
желании, чтобы и сверстники, и в первую очередь
взрослые относились к нему как к взрослому
человеку. В общении в частности это проявляется в
требовании подростка разговаривать с ним на
равных.
И родители, и учителя, и взрослые должны строить
свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства
взрослости подростка. Если учитывают его
возросшие возможности, относятся к нему с
уважением и доверием, создают условия, помогают
преодолевать трудности в учении и
общественно-полезной деятельности, помогают в
установлении взаимоотношений с товарищами, то
тем самым создаются благоприятные условия для
психического развития.
В четвертом пункте анкеты ребята выбирали
нравится им читать книги, ухаживать за животными,
ходить в гости с родителями либо послушать
музыку, сходить с друзьями на дискотеку.
Оказалось, что заниматься животными, читать
книжки, ребятам уже не интересно (24%) и они
предпочитают послушать музыку, сходить на
дискотеку и т.д. (76%), что тоже не удивительно. Ведь
для подростков характерна разбросанность
интересов. Для него вдруг становится
неинтересным то, что волновало вчера, на смену
приходят совершенно новые интересы, увлечения,
потребности. Именно в подростковом возрасте
начинает образовываться определённый круг
интересов, который постепенно приобретает
известную устойчивость. В старших классах
интерес всё больше перемещается с учебных
предметов, с уроков в другую среду вне школьной
деятельности. Очень часто более активно
формируется не познавательные интересы, а
спортивные, технические, художественные. Это,
конечно, отражается на школьных занятиях,
интерес к ним снижается, успеваемость падает.
Делая что-то дополнительно, учащиеся не всегда
выполняют задание учителя, так как эти задания
для них уже неинтересны.
И так, мы познакомились с ответами ребят, а
сейчас я предлагаю вам поиграть в игру "Поменяемся
местами”. Цель этой игры научиться ставить
себя на место другого человека, способствовать
преодолению барьеров в общении.
Ход игры. Выбираются по желанию семья (родитель
и ребенок). Один садится на стул, другой встает
позади него. Группа задает вопросы к сидящему,
обращаясь к нему как к его партнеру. Задача
сидящего, отвечать так, как бы ответил его
партнер. В конце обсуждается, правильно ли
отвечал сидящий, совпадали ли ответы и почему?
Кто лучше знает: родитель – ребенка, или ребенок
– родителя?
Проигрывание ситуаций. Мы посмотрели с вами
насколько хорошо мы знаем друг друга, а сейчас
давайте попробуем проиграть одну из ситуаций,
которая наверняка возникает в вашей семье
(ситуации подбираются из тех, на которые чаще
всего жалуются родители).
Ситуация: подросток отпрашивается у родителя
пойти погулять, но не говорит с кем, куда идет, и
чем будет заниматься. Задача родителя попытаться
"выудить” эту информацию. Задача ребенка - как
можно корректнее отпроситься, у родителя, чтобы у
него не возникало никаких сомнений, но не
говорить правду. В конце вместе с родителями и
учащимися необходимо разобрать данную проблему
и решить, как же лучше на самом деле поступить
обеим сторонам, чтобы не возникло конфликтной
ситуации.
Анкета "Хорошие ли вы родители?” (приложение 2) А сейчас я
предлагаю родителям ответить на вопросы анкеты,
для того, чтобы узнать какие мы родители,
понимаем ли мы своих детей и получить небольшие
рекомендации как лучше строить свои
взаимоотношения с детьми.
И в конце я бы хотела сказать, что последним
заданием анкеты было написать несколько качеств,
которые они хотели бы видеть в своих родителях. И
самыми первыми пунктами было понимание,
общительность, терпеливость, доброта и только
потом шли такие качества как строгость,
грубость, агрессивность и т.д. Уважаемые
родители, прислушайтесь к ответам детей,
постарайтесь строить свои отношения на равных,
учитывая все особенности, о которых мы с вами
говорили, а вы ребята, раз уже поднялись на
несколько ступенек к взрослости постарайтесь не
огорчать своих родителей, и относиться с
пониманием к их переживаниям за вас. |