Пока ребенок осваивает жизненный опыт родителей, он
полностью принимает их мысли, советы, приказы. И вдруг наши родные, милые
малыши превращаются в замкнутых, колючих, неуправляемых подростков.
«Мой сын стал грубить мне. Его любимые слова: "Не
лезь, уходи, не мешай!"» — жалуется мама.
«Мы все делаем, чтобы наш ребенок вырос умным и
разносторонним человеком. Почему же он не слушается и грубит, если мы желаем
ему только добра?» — спрашивают растерянные родители. Неужели дети не
слушаются только потому, что они выросли? Неужели переходный возраст всегда
связан с грубостью детей, с их непослушанием и упрямством? И когда начинается
этот переходный возраст: в 10 лет, в 14 или, может быть, значительно раньше?
Все дети растут очень быстро. Они растут не только
физически. Их интеллектуальный, психический и духовный мир развивается
гигантскими темпами. Буквально вчера они делали первые шаги, а сейчас у них уже
обо всем есть свое мнение, свои мысли. Мы, взрослые, не можем так быстро
меняться. Для нас наш ребенок — все еще такой, каким он был вчера. А он уже не
тот, каким мы его себе представляем. В нем свой огромный мир, незнакомый нам. И
происходит разрыв между нашим представлением о ребенке и им самим; между нашим
отношением к нему как к родному человечку, которого нужно учить и направлять, и
тем отношением, в котором он нуждается — равноправном сотрудничестве и уважении
к его личности. Этот разрыв очень болезненный как для ребенка, так и для
родителей. Тем более болезненный, что обе стороны любят друг друга и нуждаются друг
в друге. Наверное, родителям нужна школа, где бы они учились расти и меняться
вместе с детьми.
Кто такой подросток
Известно каждому с пеленок:
Подросток — это не ребенок.
Он — личность, рвущаяся к знаньям.
Подросток жаждет пониманья.
Себя он ищет и теряет,
Порой он сам себе мешает,
Не слушает ничьих советов,
Но все равно стремится к свету.
Превозмогает боль и страх,
В душе мечтает о друзьях —
Надежных, смелых, настоящих
И никуда не уходящих.
Он мечется, бунтует, злится,
Себя он потерять боится!
Он вел себя бы по-другому,
Не учат способу такому!
Вопросы и задания:
Как вы думаете, почему подростки часто бунтуют?
Как изменилось ваше отношение к жизни за последние три
года?
Изменилось ли отношение родителей к вам за последние
три года?
Какие занятия помогают вам чувствовать себя личностью?
Вы хотели бы скорее стать взрослым? Как вы думаете, почему взрослым часто
кажется, что в переходном возрасте дети становятся хуже? Скажите как можно
больше хорошего о подростковом возрасте.
Творческое задание «Советы родителям»
Дети делятся на группы. Каждая группа должна написать,
какие советы они дали бы родителям, чтобы те лучше понимали своих детей.
Затем педагог вместе с детьми составляет общий список советов родителям.
Предложите детям записать эти советы на отдельном листе и обсудить их с
родителями.
Болезнь отрицания
— Данечка, почему ты не хочешь надеть новый костюм? Я
его специально для школьного вечера купила, — расстроилась мама.
— Не хочу, отстань. Никто сейчас не ходит в таких
костюмах, — ответил сын и выскочил из дома в потертых джинсах и старой
футболке.
Мать уже привыкла, что любимые слова Данечки — это
«нет, не хочу, не буду, не надо», но сейчас ей было особенно обидно. Она два
дня искала модный костюм для сына, а он его даже примерить отказался.
Был выходной день, и чтобы развеять грустное настроение,
мама пошла в парк.
В парке она присела на скамеечку и стала вспоминать
Данечку, когда он был маленьким. «Тогда мы гуляли вместе в парке, и он
рассказывал мне о своих друзьях. А сейчас сын вырос и не хочет делиться ничем.
Даже Данечкой не разрешает себя называть. Кричит: "Не называй меня так, у
меня есть нормальное имя — Даниил"».
Грустные воспоминания мамы прервал чей-то сдержанный
стон. На скамейку опустился старик, держась рукой за сердце.
— Вам плохо. Сейчас я скорую помощь вызову, — вскочила
мама.
—
Я лекарство забыл
дома, — тихо ответил старик.
—
Может, я принесу лекарство или родных ваших приведу? — предложила мама.
— Лучше сходите в ближайшую
аптеку.
Попросите у них вот это, — старичок достал рецепт
и протянул маме.
Аптека
была на
углу парка, и мама вскоре вернулась с лекарством и бутылкой воды. Старичок
проглотил пару таблеток,
и страдальческие морщины на его лбу разгладилась. Он поблагодарил маму и
встал.
— Хотите, я провожу вас? —
спросила мама.
—
Почту за честь, если, конечно, вас никто не ждет, — старичок поклонился.
— Никто меня не ждет,
хотя у меня есть сын, да.., — мама махнула рукой и, тяжело
вздохнув, закончила, — Я ему только мешаю.
— Расскажите мне подробнее о вашем сыне, — попросил
старичок.
— А что рассказывать? Все лучшее отдаю ему, а от него
слышу только: нет, не надо, не хочу, не буду. Не умею я воспитывать.
Мама замолчала, но по дороге она не выдержала и высказала
старичку все накопившиеся обиды. Старик внимательно все выслушал и сказал:
— Не переживайте так, голубушка. У вашего сына болезнь
отрицания.
— Когда же она закончится? — воскликнула мама.
— Мои волшебные силы уже не те, но вашей беде я постараюсь
помочь.
Старичок отвернулся и забормотал что-то вроде: «Не и
нет, убирайтесь на тот свет, улетайте навсегда...» Слегка испуганная, мама, не
дослушав, повернула домой.
Дома она испекла для Данечки вкусный пирог и села с
книжкой на диван — ждать сына.
Она
знала, что сын придет
и скажет: «Не хочу я пирога, и не надо меня ждать», но ничего не могла с собой поделать.
На
улице стемнело, когда на лестнице раздались Данькины шаги. Он
вошел в комнату и насупился.
—
Данечка, я для тебя вкусный пирожок испекла, — произнесла мама.
Мальчик
нахмурился и словно поперхнулся. Откашлявшись, он сказал:
—
Спасибо мам, я ужасно проголодался.
Мама
с радостью смотрела, как Данечка уплетает пирог.
—
Как прошел вечер, Данечка? — спросила мама и сжалась, ожидая услышать: «Не
надо спрашивать о том, что тебя не касается», а вместо этого услышала:
— У нас была
интересная игра, но ребята сжульничали, и я хотел с тобой посоветоваться...
Мама с сыном отлично провели вечер. «Неужели тот старичок
на самом деле был волшебником? Мой сын стал другим», — подумала счастливая
мама, засыпая.
Жизнь маленькой семьи действительно изменилась. Мама
больше не слышала от сына частицу «не» и тихо лучилась от счастья. Морщинки на
ее лице разгладились, ссутуленные плечи поднялись, она будто помолодела лет на
десять.
Все было замечательно до одного злополучного дня. Маме
позвонили на работу и вызвали в милицию, сказали, что ее сын задержан за
злостное хулиганство.
Она прибежала, не чуя под собой ног, и увидела сына
вместе с двумя другими мальчишками на скамейке под охраной милиционера.
— Вот, гражданочка, ваш сын. Вместе с двумя другими
хулиганами швырял камни в окно электрички. Разбили стекло, чуть людей не
изувечили, — объяснил милиционер.
— Эти двое — известные хулиганы, а вашего сына мы
первый раз задержали. Пока отпускаем его домой, проведите с ним воспитательную
работу.
— Данечка! Как ты мог?! — воскликнула мама.
— Ребята предложили... Я сам не знаю, почему согласился,
— пробормотал Данька.
— Товарищ милиционер, это я виновата. Он не может никому
сказать «нет». Не может отказаться, — заплакала мама и рассказала историю о
старичке-волшебнике.
Милиционер задумался.
— Не может, говорите?!
Он взял камень, принесенный из электрички как
вещественное доказательство, вложил его в руку Даньки и приказал:
— Кинь это в мать.
Мальчик бросил камень на пол и закричал:
— Что вы мне предлагаете, товарищ милиционер? Это же
моя мама!
— Вот видите, ваш сын все понимает, и волшебники тут
ни при чем, — заметил милиционер.
По дороге домой Данька спросил:
— Мам, а про волшебника ты правду сказала или выдумала,
чтобы меня спасти?
— Я думаю, милиционер прав, сын. Каждый отвечает за
свои поступки сам, и волшебники здесь ни при чем, — ответила мама.
Часто ли вы говорите родителям «нет»? Как вы думаете,
почему у подростка иногда возникает раздражение по отношению к родителям, даже
если они ласково к нему относятся? Почему старик помог маме?
Вопросы и задания:
Выбирается пара детей. Один человек из пары играет
роль мамы, другой — сына. Дети читают по ролям диалог, а затем обсуждают его
по вопросам.
Диалог «Непонимание»
Мать:
Ты уроки делать начал?
Где от магазина сдача?
Молоко и хлеб купил?
Сын:
Я батон купить забыл.
Мать:
Сходишь вечером, давай
Помогать мне начинай.
Вымой чашки, вилки, ложки.
Сын:
Можно отдохнуть немножко?
Мать:
Спор не заводи со мной,
Как мне нелегко с тобой!
Надо обо всем сказать.
Сын:
Можно книгу почитать?
Мать:
Без меня ты пропадешь,
Грязью точно зарастешь.
Молока налей коту.
Сын:
Можно я гулять пойду?
Мать:
Что ты плеер нацепил?
Что глаза свои закрыл?
Я с тобою говорю?
Сын:
Мам, я музыку люблю.
• Какой бы вы совет дали маме, чтобы у нее наладились
отношения с сыном?
• Почему сын не смог бросить в маму камень?
• Почему иногда подростки совершают плохие поступки,
сами этого не желая?
• Как вы думаете, почему сын и мама не обращают
внимания на слова друг друга?
• Почему мальчик стал слушать плеер во время разговора
с мамой?
• Если родители просят вас что-то сделать, а вам это
скучно и не интересно, как вы поступаете?
• Что должны сделать родители, чтобы дети уважали их
слова?
• Понимают ли тебя твои родители?
Дети начальной школы
♦ Я думаю, чтобы родителям понимать детей, детям нужно
рассказывать родителям обо всем, о чем они думают и о чем знают. Не скрывать
секретов, делиться информацией.
♦ Родителям нужно относиться к детям как к друзьям и
обсуждать свои проблемы вместе.
♦ Надо, чтобы родители и дети полностью доверяли друг
другу: дети — свои романы, а родители — свою работу.
♦ Надо, чтобы родители и дети виделись больше и
общались больше.
♦ Нужно давать советы родителям и детям, объяснять все,
если что непонятно. Для этого нужно, чтобы родители любили нас, а мы их.
МНЕНИЕ ДЕТЕЙ
♦ Я думаю, что родителям нужно больше проводить времени
вместе с детьми. А дети должны ничего не скрывать от родителей.
♦ Дети и родители должны прощать друг друга.
♦ Дети и родители должны рассказывать все секреты друг
другу.
♦ Если вас обидели, расскажите родителям все, что у вас
на душе. Раскройте все тайны, чтобы вам было легче, чтобы родители могли помочь
вам.
♦ Мне никогда не нужно скрывать свои секреты от родных
людей, а маме нужно сдерживаться и стараться не кричать на ребенка.
♦ Чтобы дети и родители понимали друг друга, нужно,
чтобы дети не говорили, что родители какие-то плохие, а родители всегда
помогали своим детям.
♦ Мне кажется, что родителям нужно прислушиваться к
мнениям детей, а дети должны их слушаться и рассказывать им все.
Дети средней школы
♦ Мама может за мелочь даже поругать, папа — ничего.
♦ Чаще всего мы стараемся просто не разговаривать, если
кто-то в плохом настроении во избежание конфликтов.
♦ Как когда.
♦ Когда мама усталая, она меня ругает, выбрасывает всю отрицательную
энергию на меня. Папа даже не дослушает до конца.
♦ Родители ко мне хорошо относятся, особенно папа.
♦ Когда родители усталые, они злобно реагируют на меня.
♦ Родители меня иногда не замечают.
♦ Если я расстроился, то обычно мне приходится извиняться,
хотя я был прав.
♦ Мама или папа садятся рядом и спокойно все объясняют
и успокаивают.
♦ Если я расстроился, мама начинает меня радовать
по-разному.
♦ Если я расстроилась, меня все успокаивают. Они мне
скажут: «Забудь про это!»
♦ Меня всегда успокаивает сестра, а от мамы нет никакой
поддержки.
♦ Нет, потому что они иногда неправильно все
подсказывают. Мы не хотим, чтобы они лезли не в свое дело.
Рыбка Софья, 3 «А» класс,
МОУ финансово-экономический лицей №29
Как детям и их родителям научиться понимать друг
друга...
В моем рассказе я напишу о том, как детям и их родителям
научиться понимать друг друга. Многие дети очень мало времени проводят с мамой
и папой, находясь дома одни, так как у родителей постоянно свои дела, они
приходят поздно с работы. Хотя эта проблема существует не во всех семьях, а
только в тех, где нет бабушек и дедушек.
Когда родители приходят домой, дети хотят поделиться с
ними своими впечатлениями, рассказать, как прошел день, хотят от них добрых,
теплых слов...
Но у уставших родителей свои проблемы, им некогда послушать.
Они считают, для того чтобы всем вместе смотреть телевизор и пить чай, есть
выходные.
Я хочу дать совет родителям: вы должны больше времени
уделять своим детям!
У меня есть совет и детям: постарайтесь понять своих
родителей, поверьте, они вас очень любят!
Я прошу всех не относиться к этому как к простому
рассказу ребенка. Прислушайтесь к проблемам ваших детей! |