Цель: способствовать формированию
доверительных и доброжелательных отношений
между родителями и детьми.
Задачи:
- обобщить знания родителей об индивидуальных
особенностях подростков;
- обозначить проблемы и способы содействия
развитию личности детей.
Форма проведения: традиционное собрание с
элементами тренинга.
Участники: классный руководитель, психолог,
родители 5 класса.
Подготовительная работа:
- Детям незадолго до собрания предлагается
выполнить следующее задание: выпишите в один
столбик все свои недостатки, какие ты считаешь,
есть у тебя. В другой столбик выпиши все свои
достоинства, т. е. хорошие черты характера. В
таблице отметить, какие фразы родители часто
повторяют детям.
- Приготовить бумагу, ручки для индивидуальной
работы родителей.
- Приготовить анкеты, тесты.
- Сделать мультимедийное сопровождение собрания.
- Изготовить буклет - конспект собрания, который
вручить в конце каждому родителю.
Ход собрания
Воспитание может сделать многое,
но не безгранично.
С помощью прививок можно заставить
дикую яблоню давать содовые яблоки,
но никакое искусство садовника
не сможет заставить её приносить жёлуди.
В.Г.Белинский
1. Вступительное слово классного руководителя.
Многие родители считают, что своего ребенка они
знают досконально. Чем меньше наш ребенок, тем мы
действительно лучше его знаем. Но, уже общаясь с
воспитательницей в детском саду, замечаем, что
наши суждения становятся все более
приблизительными, через 10-12 лет довольно часто
обнаруживаем в собственной семье, в лице
собственного ребенка прекрасного (а бывает и
совсем наоборот) незнакомца.
Знаете ли вы своего ребенка и что надо знать о
нем? Вот сегодня мы и поговорим на эту тему.
2. Выступления школьного психолога "Психологические
особенности детей подросткового периода".
3. Размышления родителей на тему: "Что надо
знать о своем ребенке?"
Так что же надо знать о своем ребенке? И для чего
это надо знать? (Мнения родителей.)
Вы все абсолютно правы. Однозначный ответ на
данный вопрос: о ребенке надо знать все! А
поскольку это практически невозможно, надо
стараться быть ближе к нему.
Знать, чем он живет, кого и за что любит.
Отчего у него мгновенно портится настроение, и
что ему по плечу.
С чем ему никогда не справиться, во что он верит
и в чем сомневается и т. д.
Однако из этого большого набора сведений о
ребенке можно выделить и самое важное:
- состояние его здоровья,
- темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик,
флегматик),
- эмоциональная стабильность или невротичность
(повышенная нервная возбудимость),
- замкнутость (повадки интроверта),
- общительность,
- направленность личности (личностная, деловая,
коллективистская).
4. Мини-лекция на тему "Что надо знать о своем
ребенке?"
Иногда нам кажется, что у нас очень хороший
ребенок. Мы удивляемся, почему им часто
недовольны педагоги, почему никто с ним не
дружит. И делаем спасительный вывод: учителя
несправедливы, а дети - глупые, невоспитанные. И
совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а
так же чтобы научно строить семейную педагогику,
надо знать возрастные психологические
особенности ваших детей. Тогда вы сможете
сравнивать возможности и достижения вашего
ребенка с требованиями возраста, предполагать
их, готовить детей к ним, учитывать особенности и
затруднения каждого возрастного периода.
Не раз приходилось слышать от родителей такую
фразу: "Я знаю, что нужно моему ребенку!" Такие
родители строят жизнь ребенка по своему образцу,
а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.
Беда в том, что такой стереотип отношений между
поколениями сложился у нас в стране давно и
крепко угнездился в сознании. Родители считают
себя властителями будущей жизни ребенка. Очень
часто они программируют систему взглядов, даже
профессию своих детей, тем самым, подавляя в них
личность и возможность более полно реализовать
свои способности! Как только ребенок заявляет о
себе как о личности, возникает проблема. А почему?
Потому что многие родители не способны сказать
себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности,
мой долг - помогать ему их реализовать. Родители
видят свою задачу в другом: "Я сделаю его жизнь
такой, чтобы он был счастливым!"
Родители исходят из того, что ребенок, даже
взрослый, не имеет главного - жизненного опыта, а
у родителей он есть, и они хотят помочь сыну или
дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение
оттого, что у родителей нет уверенности, что сын
или дочь правильно выберут свой путь. Как
правило, при таком отношении родители реализуют
свои идеи и свои планы в детях и делают это
неосознанно. Психологи, изучая мотивы и цели,
которые ставили в своей системе воспитания
родители, выяснили, что преобладал мотив "пусть
мой
ребенок реализует то, что мне не удалось
осуществить!" А когда у нашего сына или дочки
жизнь не получается, мы ищем виноватых в школе, на
улице, среди друзей, но не думаем, что виноваты
сами.
Чувство тревоги ненасыщаемо, и повод для нее
находится всегда. Так появляется гипертревога.
Наряду с этим мама пытается создать фасад
внешнего психологического благополучия, не
обсуждает с ребенком проблемы своей жизни. Дети
не знают о материальных затруднениях, мало
помогают по дому. Это приводит не только к
негативным последствиям для ребенка, но и для
матери это не менее губительно. Отдавая все
свободное время дому и ребенку, она мало
занимается собой, у нее нет времени для общения с
друзьями, подругами, круг интересов сужается. Она
становится раздражительной и болезненно
переживает свое одиночество. Появление любого
третьего человека в доме становится для ребенка
психологической проблемой.
Одна из распространенных ошибок одиноких мам -
завышение требований к ребенку, желание
компенсировать свои неудачи за счет его удач.
Многочисленные исследования детей из трех
типов семей - неполной, полной конфликтной и
полной благополучной - обнаружили, что по
большинству показателей (школьная успеваемость,
интеллект, эмоциональная устойчивость) дети из
неполной семьи чаще оказываются успешнее, чем их
сверстники из полной семьи, но конфликтной и лишь
незначительно отличаются от детей из полных
благополучных семей.
В детстве закладывается все то, что потом будет
составлять суть человека, его личность. Мудрый
родитель и педагог подобен архитектору, который,
проектируя новое здание, хорошо представляет не
только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые
вкладывают в ребенка с раннего детства,
сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы,
переплавляясь в черты характера, качества
личности, формируясь в привычки и навыки. Но
иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не
познав его настоящего, строим слишком грубую
схему, идеальную модель, готовим ему в
честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах
такие роли, с которыми когда-то не могли
справиться сами. Не нужно быть большим знатоком
человеческой природы, чтобы понять:
биологические и социальные законы перепрыгнуть
невозможно, психика развивается в определенной
последовательности.
Каковы же они, главные законы детства?
Что необходимо ребенку для полноценного
развития?
Если очень кратко, то это нормальные родители,
хорошие условия жизни и воспитания, полноценное
общение со сверстниками и взрослыми, постоянная,
активная, соответствующая возрасту
деятельность.
Могучая потребность в деятельности - вечный
двигатель развития человека. Мудрость развития
состоит в том, что для каждого возраста
характерен не только определенный состав видов
деятельности, но существует и самая главная, как
говорят психологи, ведущая. Именно в ней
развиваются те процессы, которые подготавливают
переход ребенка к новой, высшей ступени его
развития.
Нарушения нормального развития ребенка
наступают, когда нет согласия между
воспитателями - папой и мамой, между родителями и
педагогами, когда разрушается цепочка
преемственности. И тогда происходит то, что
называется дезинтеграцией личности. Проще
говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут
в разные стороны. Тогда развитие буксует или
отклоняется в сторону.
Линия отклоняющегося поведения нередко берет
свое начало в раннем детстве и при стечении
неблагоприятных обстоятельств приводит, в
конечном счете, к стойкой
недисциплинированности, проступкам и другим
формам антиобщественного поведения в
подростковом возрасте.
Если педагогическая запущенность - это
состояние личности ребенка, вызванное
недостатками в его развитии, поведении,
деятельности и отношениях, обусловленных
педагогическими причинами, то начать надо с
последних. Это могут быть нравственное
нездоровье самой семьи, изъяны семейного
воспитания, недостатки и ошибки детского сада и
школы.
Прежде всего, надо устранить наши, взрослые
ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением
вывести ребенка из состояния дискомфорта
(чувства ненужности, незащищенности,
заброшенности, неполноценности, безрадостности,
безысходности) и только затем (или одновременно с
этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном
для него деле, вызвать желание стать лучше,
сформировать веру в себя, свои силы и
возможности.
5. Педагогический практикум
Знаете ли вы достоинства и недостатки своего
ребенка? Я предлагаю вам сочинение из
педагогической литературы.
Сочинение "Мой ребенок".
"Я очень хотела иметь ребенка. Но мне долго это
не удавалось. Я Уже решила, что я неполноценная
женщина,.. когда я наконец поняла, что беременна,
моему счастью не было предела. Я очень трудно
вынашивала и рожала моего сына. Пока он не
появился на свет, я много думала о нем, какой он
будет внешне, как он будет расти и умнеть с каждым
годом, как мы будем с ним гулять по улицам, а все
будут с восхищением смотреть на нас. Я
представляла все главные вехи его жизни: вот он
идет в детский сад, вот поступает в школу... но
судьба вместе со счастьем быть матерью дала мне
наказание. Мой ребенок родился не очень здоровым,
и его дошкольное детство было для меня цепочкой
бессонных ночей и терзаний. Иногда я спрашивала
Бога, за что мне такие муки? Но самое страшное
началось в школе. Он оказался совсем неспособным
к обучению. Очень злой и агрессивный, обманывает
меня и учительницу, берет чужие вещи, очень
ленивый, ничем не интересуется, ни с кем не
дружит. Мне уже стыдно появляться в школе и
открывать дневник. Порой мне кажется, что я сойду
с ума".
Какую реакцию вызвало у вас это сочинение?
Опишите моменты вашего личного опыта, которые
могли бы объяснить вашу реакцию. Побудьте в роли
этой женщины, которая одна воспитывала сына и
связывала с ним все свои надежды. Станьте ее
ребенком, которого мама ни разу не назвала по
имени, от которого она сходит с ума и знает все
его недостатки. Что вы почувствовали в той и
другой роли? Как бы вы чувствовали себя на месте
этой женщины? Есть ли разница в ваших чувствах и
переживаниях? Что вы об этом думаете?
Для размышления предлагается таблица с текстом
(ответы той же женщины):
Таблица на экране.
Достоинства моего ребенка |
Недостатки моего ребенка |
Каким бы я хотела видеть моего ребенка |
Красивый |
Неразвитый |
Развитым |
|
Несообразительный |
Сообразительным |
|
Ленивый |
Трудолюбивым |
|
Злой |
Добрым |
|
Драчливый |
Послушным |
|
Плохо себя ведет |
Хорошим учеником |
|
Плохо учится |
Правдивым |
|
Лживый |
Общительным |
|
Конфликтный |
Честным |
|
Нечестный |
|
Сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу на
бланках, опишите достоинства и недостатки своих
детей.
Какая колонка таблицы оказалась больше
заполненной? Почему?
В жизни нет ни одного человека, у которого были
бы только одни достоинства или недостатки, как
нет и человека без достоинств и недостатков. Мудрость
родителей заключается в том, что, видя то и
другое, они соотносят их с эффективностью
семейного воспитания. Описанная мама сама
признала, что не воспитала в ребенке ничего
хорошего. Но ребенок не пустой сосуд. И если в нем
не формируются какие-то положительные качества,
то возникают вредные привычки и наклонности.
Если ребенок ленив, это означает, что в семье не
приучали к труду, если он агрессивен, значит, он
не познал доброго отношения. Родители должны
хорошо знать достоинства и недостатки своего
ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на
положительное, чтобы помочь ему избавиться от
отрицательного. Попробуйте взглянуть на своего
ребенка такими глазами.
6. Тест №1 "Какой вы родитель".
Кому не хочется получить ответ на этот вопрос!
Именно поэтому вам предлагается тест-игра.
Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете
с детьми:
|
Фразы. |
Баллы |
1 |
Сколько раз тебе повторять. |
2 |
2 |
Не знаю, чтобы я без тебя делала. |
1 |
3 |
И в кого ты только уродился! |
2 |
4 |
Какие у тебя замечательные друзья. |
1 |
5 |
Ну, на кого ты похож! |
2 |
6 |
Я в твоё время! |
2 |
7 |
Ты моя опора и помощник (ца)! |
1 |
8 |
Ну что за друзья у тебя! |
2 |
9 |
О чем ты только думаешь! |
2 |
10 |
Какая ты у меня умница! |
1 |
11 |
А как ты считаешь, сынок (доченька)? |
1 |
12 |
У всех дети как дети, а ты! |
2 |
13 |
Какой ты у меня сообразительный! |
1 |
14 |
Посоветуй мне пожалуйста. |
1 |
Теперь подсчитайте общее количество баллов и
дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра
лишь намек на действительное положение дел, ведь
то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас
самих.
7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он
искренне любит и уважает вас. Ваши отношения
способствуют становлению личности.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с
ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами
откровенен. Его развитие подвержено влиянию
случайных обстоятельств.
11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку
внимательнее. Авторитет не заменяет любви.
13-14 баллов. Идете по неверному пути.
Существует недоверие между вами и ребенком.
Уделяйте ему больше времени.
Вот вы и узнали, какой вы родитель, оценили
достоинства и недостатки своего ребенка.
Но совпадает ли ваше мнение с представлениями
ребенка о себе самом?
Я вам предлагаю ответы ваших детей. Как они сами
оценили свои недостатки и достоинства, и какие
фразы вы чаще всего им говорите. Изучите мнение
ребенка.
(Пока родители читают, звучит тихая музыка.)
Какие чувства вы сейчас испытываете? Как вы
думаете почему?
(Идет обсуждение.)
Психологи рекомендуют не употреблять в общении
с детьми выражения:
Я тысячу раз говорила тебе:
Сколько раз надо повторять:
Я в твоё время:
О чем ты только думаешь:
Неужели трудно запомнить:
Ты становишься:
У всех дети как дети, а ты:
Отстань, некогда мне:
Почему Лена (Катя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет:
И употреблять чаще:
Ты у меня самый умный :
Как хорошо, что у меня есть ты :
Ты у меня молодец:
Я тебя очень люблю:
Спасибо тебе:
Без тебя я бы не справилась:
Ты моя опора и помощник (ца)!
Помните, что дети учатся жить у жизни. (Слова
на экране)
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится
ненавидеть.
Если ребёнок живёт во вражде, он учится
агрессивности.
Если ребёнка высмеивают, он становится
замкнутым.
Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с
чувством вины.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится
принимать других.
Если ребёнка часто подбадривать, он учится
верить в себя.
Если ребёнка часто хвалят, он учится быть
благородными.
Если ребёнок живёт в честности, он учится быть
справедливым.
Если ребёнок живёт в доверии к миру, он учится
верить в людей.
Если ребёнок живёт в обстановке принятия, он
находит любовь в мире.
7. Тест №2 "Хорошо ли я знаю своего ребенк".
Сколько новых учебных предметов у вашего
ребенка добавились в этом учебном году?
а) 4
б) 3
в) 2
Знаете ли вы всех преподавателей, работающих в
классе, где учится ваш ребенок?
а) знаю всех
б) знаю половину
в) знаю лишь некоторых
Сколько раз вы просматриваете тетради
(учебники) ребенка ради интереса?
а) постоянно
б) 1-2 раза в четверть
в) ни разу
Если вы обнаружили, что ребенок испытывает
трудности по одному или нескольким предметам, и
не способны ему помочь, что вы будете делать?
а) Обращусь за помощью к учителям
б) пойду к завучу
в) заставлю ребенка более серьёзно учить
предмет.
Знаете ли вы интересы (увлечения) своего
ребенка?
а) да, знаю
б) частично
в) догадываюсь, но не точно.
Знаете ли вы, где и с кем ребенок проводит свое
свободное время?
а) да
б) иногда
в) нет, но догадываюсь.
Подсчитайте отдельно количество высказываний а,
б, в.
Если лидирует ответ а. Вы знаете своего
ребенка, знаете, что ребенок нуждается в вашей
помощи, и оказываете эту помощь своевременно.
Если лидирует ответ б. Вас волнует не
ребенок, а проблемы, но неурядицы с учебой могут
привести к дестабилизации всей остальной
деятельности ребенка.
Если лидирует ответ в. Вы не
интересуетесь делами ребенка, Вы и другие членам
семьи должны помочь ребенку.
8. Подведение итогов собрания
Подводя итоги собрания, нужно отметить, что
дети во многом ориентируются на своих родителей.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители - пример тому.
Себастьян Брант.
Авторитетные родители - инициативные,
общительные добрые дети. Авторитетны те
родители, которые любят и понимают детей,
предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что
хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз
похвалить. Они требуют от детей осмысленного
поведения и стараются помочь им, чутко относясь к
их запросам. Вместе с тем такие родители не
потакают детским, капризам.
Дети у таких родителей обычно любознательны,
стараются обосновать, а не навязать свою точку
зрения, они ответственно относятся к своим
обязанностям. Им легче удается освоение
социально приемлемых и одобряемых форм
поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у
них лучше развиты чувство собственного
достоинства и самоконтроль. Им легче наладить
отношения со сверстниками.
Авторитарные родители - раздражительные,
склонные к конфликтам дети.
Авторитарные родители считают, что
ребенку, не следует предоставлять слишком много
свободы и прав, что он должен во всем
беспрекословно подчиняться их воле и авторитету.
Они стремятся выработать у ребенка
дисциплинированность, не оставляя ему
возможности для выбора вариантов поведения,
ограничивают его самостоятельность, лишают
права возражать старшим, даже если ребенок прав.
Жесткий контроль за поведением - основа их
воспитания, которое не идет дальше суровых
запретов, выговоров и нередко физических
наказаний.
У детей при таком воспитании формируется лишь
механизм внешнего контроля, развивается чувство
вины и страха перед наказанием и, как правило,
слаб самоконтроль, если он вообще появляется.
Снисходительные родители - импульсивные,
агрессивные дети.
Как правило, снисходительные родители не
склонны контролировать своих детей, позволяя им
поступать, как заблагорассудится, не требуя у них
ответственности, самостоятельности. Такие
родители разрешают детям делать все, что они
хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на
вспышки гнева и агрессивное поведение.
Все это приводит к тому, что у детей не
возникает желания усваивать социальные нормы
поведения, не формируется самоконтроль и чувство
ответственности. Они всеми силами избегают
чего-то нового, неожиданного, неизвестного из
страха избрать неправильную форму поведения при
столкновении с этим новым.
Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за
активное участие в обсуждении вопросов.
Получили ли вы ответы на интересующие вас
вопросы?
Что полезного вы узнали на собрании?
В качестве решения собрания я предлагаю вам
памятки и буклет с советами и рекомендациями.
(Раздаются буклеты всем родителям)
Обратная связь.
Уважаемые родители! Чтобы узнать, насколько
темы и содержание родительских собраний
отвечают требованиям семьи, я прошу вас ответить
на вопросы анкеты. Ваши искренние ответы помогут
мне лучше увидеть положительные моменты и
отрицательные стороны проведения родительских
собраний. Мне очень хочется с учетом ваших
интересов, запросов, мнений улучшить качество их
проведения.
Благодарю Вас за помощь! |