Цель: тренировать в определении формы
глагола и определять грамматические признаки, на
которые указывает окончание: в прошедшем времени
- число и род (в ед.ч.), в настоящем и будущем –
число и лицо.
(Почему одни окончания называют родовыми, а
другие – личными?)
Оборудование:
- Учебник "Русский язык” 4 класс, М.С.Соловейчик,
Н.С.Кузьменко;
- Тетрадь-задачник на печатной основе 4 класс (Т.);
- Таблица местоимений;
- Карточки словарные;
- Магнитные таблицы окончаний глаголов,
- Карточка "Мои успехи. Глагол”.
Ход урока
I. Оргмомент.
1) Записать в тетрадь "число, классная работа”.
2) 1 ученик у доски – лесоруб – разбор по составу.
II. Проверка д/з. У.№371, стр.20.
1)
- Назовите 2 выделенных слова из последней части
текста.
- Какой они части речи?
- Докажите (считается как? издавна – нареч.;
ходит кто? лесоруб – сущ., сложное)
2) Лесоруб.
3)
- Назовите 3 глагола, которые выписали, с их
неопр.ф.
- Назовите суффиксы: (встретишь – встретить,
ходит – ходить, слушает – слушать).
- Где опасное место? (встретить).
- Как узнали, какой суффикс писать? (Т. с. 80,
словарь).
4)
- Вывод какой?
- Как узнаем суффикс у глагола? (по неопр.ф.).
- А как писать неопр.ф.? (по словарю, спросить,
запомнить)
III. Словарная работа по карточкам.
- Поэтому занимаемся на уроках словарно-орф.
работой.
Выполнение работы.
IV. Повторение. Работа по теме.
1)
- Карточку положите перед собой, она нам ещё
пригодится в определении темы урока, которую вы
сами и скажете.
Поэтому будьте внимательны.
2)
а)
- Продолжаем наше путешествие.
- Вспомним то, что вы знаете.
- Со словами какой части речи работаем?
б)
- Расскажите о глаголе.
- Засеять – Докажите, что это глагол.
- В какой форме? (неопр.) Почему? – ть, вопрос
- В какой части слова опасные места?
- Как узнаете, какой суффикс пишем?
3) - Образуйте глагол прошедшего времени:
I ряд – ж.р.
II ряд – м.р.
III ряд – ср.р.
- Оставьте 2 строчки для темы.
- Запишем некоторые глаголы.
- Какой суффикс будем писать?
Клеило, видела, веяло, ездил, сеяло, обидела,
строил, (красили).
На доске закрыто, с пропусками.
- Выделите суффикс
- Как узнали, что писать?
- Назовите показатель прош.вр.? (-л-)
4)
- О суффиксах всё сказали. На что теперь надо
обратить внимание?
- Запишем тему на II LANG="ES-MODERN"> cтроке
"Окончания глаголов”.
5)
- Выделите окончания глаголов пр.вр.
- Почему оно разное? (по родам).
- Как ещё изменяются глаголы прошедшего времени (по
числам) (записать: красили).
- Назовите главные слова, чаще всех
употребляемые сегодня. Карточки на доску.
Глагол |
По числам |
Ед.ч. |
По родам |
Пр.вр. |
|
Окончания родовые |
|
|
6)
- Вернёмся к глаголам сл.раб.
- В какой форме записаны? (неопр.ф.)
- Какую форму гл. уже записали? (пр.вр.)
- Какие ещё есть формы времени?
- Запишем: в настоящее вр., исп. таблицу "Лица
местоимений”.
- На какой вопрос отвеч.?
(Учитель наз. Глагол, указ. на местоимение –
дети говорят форму наст.вр.).
1 ученик у доски.
Клеишь, строим, красите.
- Где опасное место?
- Что изменилось в глаголе наст.вр.? (окончание).
- Почему? (Изменялось число и лицо).
7)
- Запишем в форме будущего времени.
- Назовите вопросы.
- Что особенного в вопросах и глаголах буд.вр.?
Измените глаголы по табл. "Местоимения”.
Таблица
Ед. ч. что
сделаю?
(я) что буду делать? |
Мн.ч. (мы) что
сделаем?
что будем делать? |
- Есть простая форма и сложная.
(1 слово с)
(2 слова: быть + н.ф.)
Запись:
Запомнишь |
Погладим |
Сов.в. |
Будешь помнить |
Будем гладить |
Несов.в. |
8)
- Что изменилось в глаголах буд.вр.?
(окончание).
- Почему? (изменялось число и лицо).
- Значит, гл. наст.вр. и буд. вр. изменяются по
числам и лицам.
9)
- Какие главные слова? (карточки вразброс на
доске) кроме "личные” и "родовые”.
Глагол |
Буд вр. |
Наст вр., |
По числам |
По лицам |
Окончания личные |
10)
- Посмотрите на глаголы прошедшего, настоящего,
будущего времени.
- Где опасное место? (в окончании)
- Как будут называться окончания у этих глаголов?
(личн. и род.)
11)
- Из карточек сост. таблицу на доске.
- Написать таблицу в тетрадь. Дополнить тему
урока: "Родовые и личные…”.
- Мы будем учиться определять правильную букву в
окончаниях глаголов. Это будет на следующих
уроках. Но для этого надо хорошо подготовиться:
уметь различать эти окончания родовые личные (сообщают
о лице).
V. Закрепление.
1)
- Как считаете, кто произносит слова и к кому они
обращены?
Учитель читает текст с.22. У. 372.
2)
- Открыть учебник.
1 мин. – опасные места карандашом.
- Объяснить.
3) Найдите гл. неопр. формы. Какие ещё?
Неопр.ф. |
Пр.вр. |
Буд.вр. |
Вставать |
Не научились |
Не научимся |
Садиться |
Оконч. мн. ч. |
Не дадим |
Вести |
Не научилась |
Будем мешать |
Учиться |
Не научился |
|
- Назовите окончания. Какие они? (личные в
буд.вр.)
- Глаголов в какой форме нет? (наст.вр.)
- Измените гл. прош.вр. так, чтобы было
род.окончание.
4) У. №372.
- Назовите глагол, который употреблён в разных
формах.
- В каких?
- ТПО с.20 №373.
- Попробуем гл. прош.вр. употребить с другими
местоимениями.
- Укажите время вверху.
- У гл. буд.вр. – окошки, где опасное место.
- Сравните – где глагол "увидел”, что
местоимение поменялось, и изменил форму лица, а
где глагол – в прежней форме.
- Что изменилось в глаголе?
Вспомним тему урока и скажем грамотно.
(Изменилось личное окончание у гл. буд.вр..
Изменилось оконч. у гл. прош.вр., но это не родовое,
т.к. мн.ч., только в ед.ч.)
- Мы сделаем одно уточнение по теме.
5) Физминутка. Повт. по таблице.
- Личные окончания – присели.
- Родовые – руками круг.движения.
Поила – несут – лает – видели – варю –
чистила – откроем – помогла – молчал – листает
– шуршит – танцевали – огорчилось – пляшете.
6)
- Просмотрите кл.раб., таблицу
- Какие есть окончания? (род.личн.)
- У глаголов, в какой форме они бывают?
- Оцените свои знания 10-бал. шкале.
- Посмотрите, что умеете.
Работа по карточке "Мои успехи” (5-7 мин.)
7)
- Проверим ещё раз себя.
ТПО с.21 №374
- Читает учитель.
- Кто выполняет эти действия?
- Определить время гл.
- По какой примете? Выделите -л-.
- Что можно предположить: действия делал кто-то
один, он или она?
Надпишите.
- А если это будет рыба, что изменится?
Записать.
- А если существо среднего рода?
Записать.
- Что изменилось?
- Почему окончания называются родовыми?
- Докажите, что о лице не сообщают.
- Ниже – в начал.форме.
- Кто же на самом деле выполнял перечисленные
действия?
Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся
Крокодил
И злодея
Бармалея,
Словно муху
Проглотил.
- Кто знает автора этой сказки?
(К.Чуковский "Бармалей”).
VI. Итог.
- На какие группы делятся окончания глаголов? (род,
личн.)
- Какие ещё бывают?
- Зачем нам это знать?
VII. Оценка ответов.
VIII. Д/з Приложение скачивай вверху страницы
|