Цель: показать синкретичность циркового
искусства (слияние музыки и изобразительного
искусства).
Проблема урока: Выяснить взаимосвязь музыки
и ИЗО в цирковом представлении.
Задачи:
- Привести учащихся к выводу, что музыка и
изобразительное искусство помогает зрителям
лучше узнать цирковых персонажей, следить за
развитием циркового представления.
- Развивать эмоциональное восприятие, фантазию,
стремление к творчеству, побудить к
выразительному исполнительству.
- Заинтересовать всех детей в создании циркового
представления,
Музыкальный материал:
- "Выходной марш” их кинофильма "Цирк”
И.О.Дунаевского – слушание.
- "Слон и скрипочка” В. Кикта, В. Татаринова –
исполнение.
- "Добрые слоны” А. Журбина, В. Шленского –
исполнение.
- "Клоуны” Д.Б. Кабалевского – слушание.
- " Браво клоун!” Луиги сл. Конти – слушание.
Материал по ИЗО:
- Цирковая афиша (на доске).
- Рисунки слонов.
- Рисунок цирковой арены на двойном листе ватмана
(на доске).
- Рисунки двух клоунов: музыкальный клоун – Бим,
клоун-художник – Бом (на доске).
- Гуашь, цветная бумага, ножницы, клей, кисти,
двойной скотч.
- Слайды к уроку (приложение).
Ход урока
1. Введение в тему урока.
ИЗО: – Все знают, что в жизни есть праздники: дни
рождения, 8 марта, Нового года, но есть места, где
каждое представление – это праздник. Там
блестящие, яркие разноцветные костюмы и веселые
маски, остроумные клоуны. Наши любимые животные
выступают в необычных ролях. Звуки оркестра
создают радостное настроение. Где же это бывает?
– В цирке!
– А кто из вас был в цирке?
– Очень хорошо. Так о чем мы с вами будем
сегодня говорить? Вы догадались?
– О цирке!
– Да, тема нашего урока, какую роль играют
художник и музыка в цирке.
Музыка: Бим и Бом приглашают нас на цирковое
представление. Но вы знаете, что они всегда
спорят друг с другом. Бим говорит, что музыка
важнее в цирке.
ИЗО: А Бом говорит, что важнее работа художника:
красочные, яркие костюмы на жонглерах, силачах,
фокусниках, завораживающее глаза освещение,
оформление арены, необычные и смешные костюмы на
животных, которые меняют свой цвет от цветных
прожекторов. Создают эти костюмы художники-дизайнеры
(вывешивается новое слово на доску). А за
освещение отвечают художники-осветители
(вывешивается новое слово на доску).
2. Нужна ли музыка в цирке?
ИЗО:– Музыкальное путешествие на цирковое
представление начинается.
Вы знаете, что всякое цирковое представление
начинается с выхода и представления всех
артистов? Вот и мы с этого начнем.
(Из учащихся выбираются клоуны Бим и Бом.
Надеваются парики или на грудь прикрепляется
табличка).
Класс делится на две команды.
Одну возглавляет клоун Бим, а другую клоун Бом.
ИЗО:– Итак, команда "Бом” на арену!
Распределение ролей:
Пытаются маршировать, изображая жонглеров,
акробатов, силачей, фокусников.
Музыка: – Почему у них ничего не получается?
– Никто не знает в каком ритме идти.
– Шли толпой потому, что не было музыки.
Музыка: – Можно ли представить спектакль в
цирке без музыки?
Музыка: – В какие моменты в цирке звучит музыка?
Музыка: – Какая музыка украшает цирковое
представление?
Музыка: – А теперь команда "Бим” на арену!
Распределение ролей: выход с изображением
жонглеров, акробатов, силачей, фокусников.
Звучит музыка композитора Исаака Осиповича
Дунаевского.
"Выходной марш” из кинофильма "Цирк”
И.О.Дунаевского.
Музыка: Что помогло команде "Бима” выйти
красиво?
– Команде "Бима” помогла музыка. Они шли четко
под марш.
– Музыка их объединила.
Музыка: – Какими чувствами наполнена эта
музыка?
Музыка: – Какое настроение у зрителей она
создает?
Музыка: – Какие интонации, ритмы привлекают
внимание слушателей?
Музыка: – Почему композитор поручил исполнение
этого марша симфоническому оркестру?
Музыка: – Голоса, каких инструментов наиболее
различимы в его общем звучании?
Музыка: -Ну как Бом, ты согласен, что марш нужен в
цирке?
Бом: "Согласен, музыка нужна в цирке, чтобы
украсить цирковое представление, создать
весёлое настроение”.
Музыка: "Я очень люблю смотреть, как выступают
слоны. Большие, неуклюжие. А как грациозно они
двигаются в цирке!”
"Слон и скрипочка” В. Кикта, В. Татаринова –
исполнение.
Имитационными движениями дети изображают игру
на скрипке.
Выделяют характерные интонационные
особенности музыкального сочинения:
изобразительные и выразительные.
3. Нужны ли художники в цирке?
ИЗО:– На предыдущем уроке мы выполнили рисунки
слонов. Мы выяснили, что серый цвет слонов может
меняться. От чего?
– От состояния дня: восход или заход солнца,
пасмурный, серый день, от цветового решения.
ИЗО: – Наши слоны обычные. А как их сделать
цирковыми? Какие средства изобразительного
искусства мы можем применить, Бом?
Бом: – С помощью цветной бумаги мы можем
приклеить обручи, мячи, придумать красивые
беседки на спины слонов. А гуашью нарисовать
красивые узорчатые попоны, перья.
ИЗО: – Что нам для этого понадобится?
Бом: – Цветная бумага, ножницы, клей, а для
работы гуашью понадобятся большие и маленькие
кисти.
Дети слушают песню "Слон и скрипочка” В. Кикта,
В. Татаринова. Показ слайдов.
Украшают фигурки слонов.
Звучит песня "Добрые слоны” А. Журбина, В.
Шленского
– Дети исполняют песню "Добрые слоны” А.
Журбина, В. Шленского и украшают фигурки слонов.
Музыка: – Кого рисует музыка?
Музыка: – Какое настроение возникает у
слушателей-зрителей, наблюдающих этот цирковой
номер?
– Песня передает впечатление ребенка,
наблюдающего за тем, как танцует слон.
– Главное свойство музыки— это изображение
движения.
Музыка: – Как звучит запев?
– Запев звучит сначала как неторопливый
рассказ
– Он требует спокойного, естественного
звучания голосов, широкого дыхания, тщательного
исполнения длинных звуков в конце фраз
Музыка: – Что изменилось в припеве?
– В припеве изменяется ритмический рисунок,
подчеркивающий танцевальность песни.
Музыка: Поэтому нужно следить за ритмически
точным воспроизведением пунктирного ритма,
аккуратного интонирования нисходящих ходов
мелодии в конце фраз, активного дыхания на самых
высоких звуках диапазона (движение к кульминации
на звуке "ми”), которые нужно исполнить легко,
без "нажима” и форсированного звучания.
ИЗО:– Давайте посмотрим, как преобразились
наши слоны после работы художников?
ИЗО:– Отчего они стали ярче и наряднее?
– Я нарисовал красивую уздечку.
– Я украсил моего слона пышными перьями.
– А я нарисовал яркую попону.
Бом: После работы наших художников простые
слоны стали цирковыми.
4. Музыка и изобразительное искусство – едины.
Звучит музыка Д. Кабалевского "Клоуны”.
Музыка: – Чьё выступление на цирковой арене
может сопровождать эта музыка?
– Клоунов.
Музыка: – В каком характере звучит музыка?
Музыка: – Что она напоминает — песню, танец или
марш?
Давайте придумаем, как лучше украсить
"Клоунов” Д. Кабалевского. звучанием бубна,
маракасов, румбы, треугольника.
(Повторное слушание с детскими музыкальными
инструментами).
ИЗО:– Послушаем песню "Клоуны”, а в это время
команда художников создаст костюмы клоунов.
Такие художники называются – модельеры.
Вот и слоны наши украшены, а чего-то не хватает?
– Надо добавить шариков или флажков!
ИЗО:– Как можно это сделать?
– Прямо гуашью нарисовать на темном фоне!
Ученики выходят к доске с баночками гуаши и
рисуют кисточками разноцветные шары на темном
фоне.
Вывод: Какую роль играет музыка и художник в
цирке?
Бим: Музыка создаёт весёлое настроение, задаёт
ритм, украшает выступление артистов.
Бом: Изобразительное искусство делает цирк
ярче и наряднее.
ИЗО: Ну что дорогие клоуны, вы поняли, что один
без другого вы не можете создать настроение
праздника в цирке?
Бим и Бом мирятся и пожимают друг другу руки.
ИЗО: – Проводим наших клоунов, которые поняли,
что и художник и музыка необходимы в цирке.
Выход класса к арене на доске под "Выходной
марш” из кинофильма
"Цирк” И.О.Дунаевского.
|