Цели урока
1. Расширение и углубление знаний
учащихся о роли металлов в жизнедеятельности
человеческого организма.
2. Развитие навыков самостоятельной работы;
умения использовать знания, полученные ранее при
изучении биологии и химии; работать с таблицами;
сравнивать, анализировать, делать выводы.
3. Воспитание бережного отношения к природе и
здоровью человека, чувства коллективизма,
уважения друг к другу, ответственности за общее
дело.
Оборудование и материалы
1. Демонстрационный материал: таблица
«Химический состав организма человека»;
карточки с рисунками для составления схемы
«Проникновение ионов свинца в организм
человека».
2. Раздаточный материал: таблицы «Химический
состав организма человека», «Влияние металлов на
жизнедеятельность человеческого организма»,
«Перекресток»; текстовое изложение домашнего
задания.
3. К практической работе: растворы солей свинца и
белка, пробирки, пипетки, штативы.
4. Видеофильм «Транспорт в городе».
5. Отрывки из литературных произведений о влиянии
металлов на человеческий организм.
6. На доске – эпиграф: «Природа не признает
шуток; она всегда правдива, всегда серьезна,
всегда строга; она всегда права, ошибки же и
заблуждения исходят от людей» (В.Гете).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель химии. На прошлом уроке мы
закончили изучение темы «Металлы», в ходе
которого рассматривали металлы как элементы
неживой природы. Вы знаете, что роль металлов в
неживой природе очень велика: к ним относятся 92
из 114 химических элементов, входящих в
периодическую таблицу. Сегодня с помощью учителя
биологии мы с вами поговорим о роли металлов в
живой природе.
Учитель биологии. К живой природе
относятся все живые организмы, в том числе и
человек, поэтому с ролью металлов в живой природе
мы познакомимся на примере организма человека. (Учитель
просит учащихся сформулировать тему урока,
записывает ее на доске, а учащиеся записывают ее
в тетрадях.)
Сегодня мы вспомним то, что вы узнали о металлах
на уроках химии и об организме человека на уроках
биологии в 8-м классе, обобщим и расширим эти
знания и применим их к выяснению роли металлов в
организме человека. Работать вы будете в
командах, поэтому каждый из вас имеет
возможность получить по две оценки – за
индивидуальную работу и работу в группе. За
верные ответы на вопросы по химии и по биологии
вы будете получать жетоны двух типов. Три жетона
одного типа позволят вам получить оценку
«отлично», два жетона – «хорошо». Кроме того,
каждый верный ответ принесет вашей команде 1 балл
(неверные ответы не засчитываются), все баллы
заносятся в командную таблицу. Оценки за
групповую работу будут выставлены после
проверки домашнего задания и окончательного
подведения итогов урока. Оценки за
индивидуальную работу – сегодня в конце урока.
II. Актуализация знаний
Учитель химии. Природа создала
множество живых организмов – простых и сложных,
похожих и совершенно не похожих друг на друга.
Вместе с неживой природой они образовали
сложную, но гармоничную систему – природу Земли.
В качестве эпиграфа к нашему уроку мы выбрали
слова великого немецкого поэта Гете. (Учитель
обращает внимание учащихся на эпиграф,
написанный на доске, читает первую его часть.)
Однако человек своей деятельностью нарушает
гармонию природы, нанося тем самым вред не только
окружающей среде, но и собственному здоровью. (Учитель
читает вторую часть эпиграфа.) Спустя полтора
столетия слова поэта получили, к сожалению,
полное подтверждение.
III. Основная часть
Учитель биологии. В состав клеток
живых организмов, в том числе и человека, входят
органические и неорганические вещества. Они
перечислены в таблицах «Химический состав
организма человека», которые есть у каждого на
столе. Химические элементы и их соединения,
необходимые для нормальной жизнедеятельности
организма в сравнительно больших количествах,
называются макроэлементами, а элементы,
требующиеся организмам в крайне малых
количествах, – микроэлементами. Среди
макроэлементов есть как неметаллы – кислород,
углерод, водород, азот, фосфор и хлор, так и
металлы. Назовите их, используя данные табл. 1.
Среди микроэлементов также есть и неметаллы, и
металлы. Воспользовавшись таблицей, попробуйте
назвать их. Из данных таблицы видно, насколько
разнообразны металлы, входящие в состав
организма человека.
Учитель химии. В каком виде металлы
содержатся в клетках организма человека? Давайте
вспомним, какова биологическая роль металлов,
изученных на уроках химии. Для этого
воспользуемся обобщающими таблицами в тетради
по химии. (Учащиеся повторяют биологическую
роль натрия, калия, кальция, магния, железа. За
правильные ответы получают жетоны.)
Учитель биологии. А теперь
посмотрите на табл. 2. Как бы вы озаглавили ее? (Учащиеся
знакомятся с содержанием таблицы, предлагают ее
название, вписывают его над таблицей и вклеивают
таблицу в рабочие тетради.) Какой вывод можно
сделать из содержания этой таблицы? Очевидно, что
металлы необходимы клеткам тела человека для
нормальной жизнедеятельности. Как избыток, так и
недостаток металлов оказывает отрицательное
влияние на организм, а некоторые металлы могут
оказывать даже токсичное влияние. (Вывод
записывается в тетрадь.)
Учитель химии. Мы постарались в
различных литературных источниках найти этому
подтверждение. Постараетесь с помощью своих
таблиц определить, о действии каких металлов
идет речь.
Таблица 1. Химический состав организма
человека
Рост – 170 см.
Масса тела
– 70 кг.
Поверхность тела – 1,89 м2.
Продолжительность жизни 70 лет. |
Состав
тела |
Вещество |
Масса, кг |
% к массе тела |
Вода
Белок
Жир
Углеводы
Зола
|
40–46
10
7
0,7
3,5
|
57–66
14
10
1
5
|
Химические
элементы в
клетках человека |
Элемент |
В % к сухой массе |
Элемент |
В % к сухой массе |
Кислород
Углерод
Водород
Азот
Кальций
Фосфор
Калий
Сера
Натрий
Хлор
Магний
Железо |
65
18
10
3
1,5
1
0,35
0,25
0,15
0,15
0,05
0,004 |
Марганец
Медь
Йод
Кобальт
Цинк
Молибден
Никель
Алюминий
Барий
Стронций
Титан
Литий |
0,0003
0,0002
0,0004
Следы
Следы
Следы
Следы
Следы
Следы
Следы
Следы
Следы |
1. Цитата из статьи «Помощь
пришла по системе «Интернет»» из журнала «Ридерс
дайджест», октябрь 1996 г.:
«У молодой студентки, изучавшей в
Пекинском университете химию, внезапно начались
головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие
боли в ладонях и ступнях. Затем у нее стали
выпадать волосы. Родители срочно отправили ее в
больницу, но девушка погрузилась в кому.
По мнению врачей, головокружения и режущие боли в
ладонях и ступнях, а также в суставах указывали
на серьезное невралгическое расстройство.
Однако пункция позвоночника не выявила никаких
отклонений. Анализы на отравление мышьяком и
свинцом также оказались отрицательными».
2. Цитата из рассказа Валентина
Распутина «Век живи – век люби»:
– Ну и что ты собираешься делать с этой
ягодой? – вдруг негромко спросил, но как-то
значительно, с ударением.
– Не знаю, – пожал плечами Саня.
Он решил, что дядя Володя спрашивает потому, что
не уверен, сумеет ли он, Саня, обработать без
взрослых ягоду.
– Сварю, наверно, половину... половину истолку.
– Нельзя ее варить, – решительно и твердо сказал
дядя Володя. И еще решительнее добавил:
– И есть ее нельзя.
– Почему?
– Какой дурак берет ягоду в оцинкованную посуду?
– Да еще чтоб ночевала! Да такая ягода!»
(Учащиеся работают с таблицами и
приходят к выводу, что в первой цитате идет речь
об отравлении таллием, а во втором случае
говорится о цинке.)
Учитель биологии. Особо хотелось
бы остановиться на вредном воздействии на
организм человека тяжелых металлов. Одним из
«поставщиков» тяжелых металлов, таких как
свинец, медь, хром, является автомобильный
транспорт, точнее его выхлопные газы. Давайте
посмотрим небольшой видеофрагмент (демонстрируется
фрагмент видеофильма «Транспорт в городе»).
Такая картина типична для всех крупных городов, в
том числе и для Челябинска. Давайте подробно
рассмотрим влияние ионов свинца на организм
человека. В табл. 2 написано, что свинец даже в
небольших количествах вызывает анемию, почечную
недостаточность, заболевания мозга. Кроме того,
свинец способен заменять кальций в костях. А как
ионы свинца могут попасть в организм человека?
Составим схему «Проникновение ионов свинца в
организм человека». Один ученик будет выполнять
эту работу у доски, используя магнитные карточки
с рисунками, остальные составят схему в тетради и
сопроводят ее соответствующими записями.
Таблица 2
Химический
эелемент |
Дефицит
металла |
Избыток
металла |
Литий |
Дефицит
приводит к
психическому расстройству. |
Избыток
вызывает общую
заторможенность, нарушение дыхания и сердечного
ритма, слабость, сонливость, потерю аппетита,
жажду, а также дерматит лица и рук. |
Натрий |
Поддерживает у
человека
нормальную возбудимость мышечных клеток,
поддерживает кислотно-щелочной баланс в
организме, принимает участие в регуляции
сердечной деятельности (успокаивает), удерживает
воду в организме. |
Избыток
приводит к
нарушению водного баланса, сгущению крови,
нарушению функции почек, сердечно-сосудистой
системы, а также к общему нарушению обмена
веществ. |
Калий |
Регулирует
белковый и
углеводный обмен, влияют на процессы фотосинтеза
и рост растений. Необходим для нормального
функционирования всех мышц, особенно сердечной,
способствует выделению избыточного натрия,
избавляя организм от лишней воды и устраняя
отеки. |
При избытке
происходит
усиление двигательной активности, нарушение
сердечного ритма, нарушение углеводного,
жирового и белкового обмена. |
Магний |
Проявляет
антисептическое и сосудорасширяющее действие,
понижает артериальное давление и содержание
холестерина в крови, играет большую роль в
профилактике рака. Благотворно влияет на органы
пищеварения. |
Повышенное
содержание
приводит к нарушению минерального обмена.
Нарушение баланса обмена магния вызывает
повышенную смертность от сердечно-сосудистых
заболеваний и болезней желудочно-кишечного
тракта. |
Кальций |
Необходим для
процессов
кроветворения, обмена веществ, для уменьшения
проницаемости сосудов, нормального роста
скелета, благотворно влияет на состояние нервной
системы, оказывает противовоспалительное
действие. |
При избытке
кальция
возникает цистит. Если кальций попадает в
организм в виде цементной пыли, то страдают
органы дыхания, у детей снижается возбудимость
нервной системы и обонятельного анализатора. |
Стронций |
Влияет на
процесс
образования костей. |
При избытке
стронция
поражаются костная ткань, печень, кровь;
наблюдается повышенная ломкость костей,
выпадение волос. |
Алюминий |
Содержится в
легких,
печени, костях, головном мозге; действует на
пищеварительную и нервную систему. |
Избыток
приводит к
нарушению минерального обмена. |
Цинк |
Входит в состав
крови и
мышечной ткани, является катализатором многих
реакций; входит в состав инсулина, участвует в
белковом обмене. |
При высоких
концентрациях является мутагеном и онкогеном. |
Кадмий |
|
Является
биологическим
конкурентом цинка, при избытке снижает
активность пищеварительных ферментов, нарушает
функцию поджелудочной железы, углеводный обмен,
поражает почки и тормозит рост костей,
увеличивает опасность переломов костей. |
Ртуть |
|
При избытке
поражает
центральную нервную систему, сосредоточивается
в почках, нарушает их деятельность;
накапливается в клетках мозга и оболочке рта. |
Барий |
|
При избытке поражает костную
ткань, костный мозг и печень, нервную систему,
приводит к хрупкости костей за счет вытеснения
кальция. |
Таллий |
|
При избытке
поражает
периферическую нервную систему,
желудочно-кишечный тракт и почки. Таллий
биологический конкурент калия из-за сходства
между ионами, накапливается в волосах, костях,
почках, мышцах. Характерный признак отравления
таллием – выпадение волос. |
Свинец |
|
Избыток
вызывает анемию,
почечную недостаточность, заболевания мозга.
Способен заменять кальций в костях. |
Медь |
|
Избыток
приводит к
развитию болезни Вильсона, нарушению
деятельности печени. |
Учитель химии.
Установлено, что содержание ионов свинца
особенно высоко на прилегающих к дорогам
участках. Это было проверено учащимися нашей
школы. У вас на столах имеется табл.
«Перекресток». В ней представлены результаты
исследований проб почвы, отобранных у
перекрестка улиц Доватора и Федорова. Как видно
из данных таблицы наибольшее количество ионов
свинца обнаруживается у самой дороги, наименьшее
– на расстоянии около 100 м. Проверим на опыте, как
влияют ионы свинца на живые организмы. Для этого
мы с вами проделаем лабораторный опыт
«Взаимодействие солей свинца с белком». Вывод
запишем в тетрадь. (Учащиеся выполняют
лабораторный опыт, самостоятельно делают вывод,
записывают его в тетрадь.)
Таблица 3. «Перекресток»
Количество автомашин (за 15
мин) |
100 штук |
Количество вредных
(газообразных) выбросов |
около 3 л |
Наличие ионов свинца:
– у самой дороги;
– в 10 м от дороги;
– в 50 м от дороги;
– в 100 м от дороги. |
черный осадок с раствором
NaS;
черный осадок;
помутнение;
не обнаруживается |
Запыленность:
– лето
– зима |
В парке – умеренная; на
перекрестке – очень сильная;
В парке – умеренная; на перекрестке – сильная |
V. Домашнее задание
Учитель биологии. Сегодня мы
рассмотрели влияние некоторых металлов на
жизнедеятельность человеческого организма, но
недостаточно уделили внимания проблеме
проникновения в него ионов металлов. Вы
рассмотрите эту проблему, выполняя домашнее
задание. (Домашнее задание разной степени
сложности получают группы учащихся; списки
учащихся каждой группы раздаются вместе с
текстом домашнего задания).
1-я группа. Рассмотреть способы
проникновения ионов натрия, калия, кальция и
железа в организм человека, воспользовавшись
текстом учебника химии. Результаты представить в
виде таблицы в тетради по химии.
Металл |
Пути проникновения в
организм |
|
|
|
|
|
|
2-я группа.
Ознакомиться с содержанием этикеток и
инструкций на препаратах бытовой химии, свои
предположения представить в виде таблицы.
Препарат бытовой химии |
Металлы, входящие в состав |
Пути проникновения в
организм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3-я группа.
Используя
справочную и дополнительную литературу,
составить схемы проникновения в организм
человека ионов селена и тяжелых металлов – меди,
кадмия, ртути.
Схема проникновения ионов свинца в
организм человека:
1 – грунтовая вода; 2 – человек; 3 – почва; 4 –
растения, употребляемые в пищу. 5 – родниковая
вода (питьевая); 6 – выхлопные газы.
|
V. Самостоятельная работа
Учитель химии. В заключение нашего урока мы
предлагаем вам выполнить небольшую
самостоятельную работу. Каждый из вас получит
карточку с текстом. С помощью таблицы 1
попробуйте определить, о каком металле идет речь,
впишите его название вместо точек в карточку. (По
окончании работы учащиеся проводят
взаимопроверку, результаты вписывают в
командную таблицу.)
VI. Подведение итогов урока
Учитель химии. Наш урок почти
закончен. Осталось еще раз вспомнить, о чем вы
сегодня узнали, и ответить на несколько вопросов,
сделать окончательный вывод и записать его в
тетрадь. (Учащиеся читают вопросы, написанные на
доске, отвечают на них, обсуждают вывод,
записывают его в тетради.)
Учитель биологии подводит итоги урока, объявляет
общую сумму баллов по командам, комментирует
индивидуальную работу учащихся, выставляет
оценки по количеству жетонов.
|