Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 13:49:00
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

РОЛЕВАЯ ИГРА "ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ"
14.04.2011, 21:59:42

Цели урока:

– обобщить и углубить санитарно-гигиенические знания учащихся на основе анатомического и физиологического материала курса;
– способствовать развитию гражданской ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей;
– расширить представление учащихся о медицинских профессиях.

Оборудование: плакаты для оформления кабинета («Ангина и кашель бывают у тех, кто смотрит со страхом на лыжи и снег», «Жизнь прожить – не поле перейти. Здоровье – верный друг на жизненном пути», «Улыбка дарит нам продленье века, а злоба старит человека. Улыбайтесь чаще!»); таблицы по анатомии, физиологии и гигиене человека; белые халаты с эмблемами для участников игры.

Эпиграф урока: «Добыть и сохранить здоровье может только сам человек» (Н.Амосов).

В ходе урока систематизируются и обобщаются гигиенические знания, формируются умения применять эти знания на практике после изучения тем курса: «Кровеносная система», «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Нервная система» и др. При подготовке к уроку учащиеся класса разделились на три группы: врачи из кабинета диагностики заболеваний; врачи из кабинета профилактики заболеваний; условно больные.

Врачи-диагносты устанавливают характер заболеваний, выявляют анатомические и физиологические нарушения в деятельности организма. Врачи-гигиенисты раскрывают причины заболеваний, рассказывают о мерах профилактики заболеваний, гигиенических правилах. Учащиеся из группы условно больных подготавливают вопросы и задания к уроку (под руководством учителя), обращая особое внимание на профилактику вредных привычек и влияние окружающей среды на здоровье человека.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

Согласно данным статистики, 50% здоровья человека зависит от его образа жизни, 20% – определяются наследственностью, еще 20% – факторами окружающей среды и лишь на 8–10% наше здоровье связано с уровнем развития медицины.
Главную роль в сохранении и укреплении здоровья играет сам человек, его образ жизни, привычки, навыки.

II. Организационный момент

Группа условно больных занимает средний ряд, врачи-диагносты и врачи-гигиенисты в белых халатах с эмблемами располагаются в первом и третьем ряду. На столах таблички: «Кабинет диагностики заболеваний» и «Кабинет профилактики заболеваний».
Вопросы и задания врачам-специалистам (подготовленные заранее и оформленные в виде писем) поочередно зачитывают учащиеся из группы условно больных. В ходе урока ответы «врачей» корректируются и оцениваются учителем.

III. Ответы на Вопросы-письма

Вопрос-письмо

Водитель большегрузной машины, осуществляющий междугородние перевозки, жалуется на частые, ноющие боли в средней части живота, ниже мечевидного отростка грудины. Боли возникают после приема пищи или выкуривания сигареты. До приема пищи он иногда ощущает жжение в этой области, которое легко снимает, приняв раствор питьевой соды. Объясните, пожалуйста, причину возникающих болей и меры профилактики этого заболевания.

Врачи-диагносты. Это заболевание – язва желудка. Нарушается рефлекторная регуляция работы органов пищеварения из-за нерегулярного питания, употребления спиртных напитков, курения. Отделение пищеварительных соков не всегда соответствует характеру пищи. Процессы переваривания пищи нарушаются, и на стенках желудка образуются язвы. В желудке и кишечнике скапливается большое количество газов. Иногда они выходят через пищевод, увлекая за собой жидкое содержимое желудка. Желудочной сок, попав в пищевод, раздражает его стенки, вызывая жжение (изжогу). Питьевая сода нейтрализует соляную кислоту, содержащуюся в желудочном соке, прекращая на время жжение.

Врачи-гигиенисты. Для профилактики язвы желудка и изжоги:

а) необходимо соблюдать диету – не употреблять жареных и острых блюд; употреблять молоко, сливочное масло, кашу, отварную пищу;
б) нужно есть не менее четырех раз в день в одно и то же время;
в) нельзя принимать за один раз большое количество пищи и жевать жвачку на голодный желудок;
г) чтобы избавиться от чувства изжоги рекомендуется пить минеральную воду, а не раствор питьевой соды, т.к. сода при разложении выделяет углекислый газ, который усиливает образование желудочного сока;
д) необходимо отказаться от курения, т.к. вещества табачного дыма повышают кислотность желудочного сока.

Вопрос-письмо

Мой брат дошкольник заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не делали. Чем это можно объяснить? Как избежать острой формы инфекционного заболевания?

Врачи-диагносты. Корь – инфекционное заболевание, передающееся воздушно-капельным путем. У брата, очевидно, был естественный врожденный иммунитет, т.е. невосприимчивость к возбудителю кори.

Врачи-гигиенисты. Физически крепкие, гармонично развитые дети легче переносят заболевания, поэтому в борьбе с заболеваниями помогают занятия физической культурой и закаливание. Прививки значительно повышают сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Вопрос-письмо

Ремонтируя машину, я долго находился в гараже, двигатель машины при этом работал. Вскоре у меня возникли головная боль, головокружение, шум в ушах, тошнота, цвет предметов плохо различал, лоб будто обручем сдавило. Объясните, пожалуйста, причину моего состояния. Как избежать этих ощущений при следующем ремонте машине?

Врачи-диагносты. Вы отравились угарным газом. Этот газ легко соединяется с гемоглобином крови, образуя прочное соединение карбоксигемоглобин, не способный связывать и переносить кислород. В результате организм не получал достаточного количества кислорода. Избыток угарного газа и других вредных примесей в воздухе отрицательно сказывается на работе мозга, регуляции дыхания и пищеварения; эти соединения снижают активность некоторых ферментов.

Врачи-гигиенисты. Пострадавшему необходимо оказать первую помощь: обеспечить доступ свежего воздуха, дать понюхать нашатырного спирта, растереть грудь, к ногам приложить грелку, дать горячий кофе. В гараже при работающем двигателе нужно обеспечить хорошую вентиляцию: открыть двери, окна, включить кондиционер.

Вопрос-письмо

У женщины с избыточным весом в моче обнаружен сахар. Она часто ощущает жажду, сухость во рту, поэтому употребляет большое количество воды. Какими заболеваниями страдает эта больная? Как их избежать?

Врачи-диагносты. У женщины нарушен процесс углеводного обмена в организме из-за нарушения функции поджелудочной железы – одной из желез внутренней секреции. При этом заболевании железа вырабатывает недостаточное количество инсулина – гормона, регулирующего углеводный обмен. Это заболевание называется сахарным диабетом. У больной может быть и гипертония, связанная с избыточным весом из-за нерационального питания. При этом часто наблюдается склероз сосудов – на стенках сосудов образуются отложения солей кальция и холестерина, уменьшающие просвет сосудов и эластичность их стенок. При склерозе сосудов ухудшается (вплоть до полного прекращения) кровоснабжение органов и тканей, что приводит к многочисленным вредным последствиям. Одно из самых тяжелых – ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда.

Врачи-гигиенисты. При заболевании сахарным диабетом необходима строгая диета: нельзя употреблять пищу, богатую легко усваеваемыми углеводами: глюкозой, сахарозой. Рацион должен включать много овощей и фруктов. Необходимо систематически заниматься физкультурой, спортом. В случае инсулин зависимого сахарного диабета придется регулярно делать инъекции этого гормона. При гипертонии надо постоянно следить за артериальным давлением крови, чтобы вовремя обратиться к врачу за помощью. Нельзя употреблять много жидкости, соленую и жирную пищу.

Вопрос-письмо

Мой знакомый старше меня на 10 лет. Он заядлый курильщик, в день может выкурить пачку сигарет. Не отказывается также и от употребления спиртных напитков. В последнее время он часто жалуется на судорожную боль в икроножной мышце левой ноги во время ходьбы. Он иногда хромает. Боль через 1–2 минуты проходит. Нога имеет синюшный цвет, нарастающий от пятки к пальцам. Уважаемые врачи! Объясните причину этого недомогания? Что предпринять моему знакомому для снятия болей.

Врачи-диагносты. Курильщики часто страдают болезнью «перемежающая хромота». Она сопровождается сильной болью во время ходьбы. Никотин резко сужает капилляры сердца и других органов. Такие сужения называются спазмами, они лишают органы кровоснабжения. Если спазмы продолжаются долго, происходит омертвение ткани – некроз. Особенно часто он наблюдается в тканях нижних конечностей, где может завершиться гангреной. Длительные спазмы сосудов сердца приводят к недостаточному кровоснабжению сердечной мышцы и ее некрозу – инфаркту миокарда. Курение способствует ускорению свертываемости крови и образованию тромбов, что может приводить к закупорке мелких сосудов с такими же последствиями, как при длительных спазмах.

Врачи-гигиенисты. Вашему знакомому нужно немедленно бросить курить и употреблять спиртные напитки. В табачном дыме и алкоголе содержатся вещества, поражающие головной мозг, печень, нарушающие проводимость нервных тканей, разрушающие эпителий почек. При совместном воздействии алкоголя и табачного дыма эти эффекты усиливаются.

Вопрос-письмо

Ребенок с родителями отдыхал летом на юге. Во время отдыха семья обедала на открытом воздухе и покупала овощи и фрукты на рынке. Через неделю после приезда на юг у ребенка появились боли в нижней части живота, частый жидкий стул с кровянистой слизью. Ребенка мучила жажда, резко повысилась температура. Как объяснить происшедшее? Каковы меры профилактики кишечных инфекций?

Врачи-диагносты. С немытыми овощами, фруктами, ягодами в организм человека попадают микроорганизмы, выделяющие сильнейшие яды (токсины). Они становятся причиной тяжелых пищевых отравлений. Признаки отравления: слабость, рвота, боли в животе, повышение температуры. У ребенка, вероятно, дизентерия. Надо немедленно обратиться к врачу! Дизентерийные палочки поражают толстый кишечник, при этом возникают кровотечения. Жара способствует размножению многих возбудителей болезней.

Врачи-гигиенисты. Для предотвращения попадания инфекции в организм нужно тщательно мыть овощи, фрукты. Руки надо мыть перед каждым употреблением пищи. Необходимо бороться с насекомыми – переносчиками инфекций. В жаркую погоду можно есть только свежеприготовленную пищу, т.к. она быстро портится.

Вопрос-письмо

Вчера утром я плохо позавтракала, поэтому перед уроком физкультуры на перемене я решила сытно поесть в столовой, чтобы запастись энергией. После разминочного бега я почувствовала ноющую боль в правом подреберье. Кратковременный отдых не улучшил моего состояния, у меня появились сонливость, слабость. Объясните мое состояние. Что необходимо сделать, чтобы избежать подобного в будущем?

Врачи-диагносты. Одновременная напряженная работа многих систем органов в организме человека невозможна. В организме все время происходит перераспределение крови в зависимости от потребности органов и тканей в кислороде и питательных веществах. Это осуществляется рефлекторным изменением просветов сосудов. После сытного обеда наиболее активно функционировали органы пищеварения, к ним и направилась значительная часть крови, а не к мышцам конечностей. При увеличении физической нагрузки резко усиливается кровоток, в частности в печени, где он и так уже велик, – это может приводить к болезненным ощущениям. Для нормальной работы мозга крови также не хватало, поэтому вы испытывали сонливость.

Врачи-гигиенисты. Перед повышенной физической нагрузкой не рекомендуется употреблять пищу, тем более, в значительных количествах. При увеличении физической нагрузки надо соблюдать постепенность, ритмичность; при частых нагрузках важны систематичность, чередование нагрузки и отдыха.

Вопрос-письмо

Мне очень нравится профессия водолаза, но я слышал, что водолазы, погружающиеся на большие глубины, подвержены серьезному заболеванию, называемому кессонной болезнью, которая может привести к смертельному исходу. Каковы причины возникновения этой болезни? Как ее избежать?

Врачи-диагносты. При увеличении наружного давления для обеспечения дыхания приходится увеличивать давление воздуха. Растворимость газов в крови зависит от давления, особенно сильно при повышении давления она возрастает для азота, из которого почти на 80% состоит воздух. Кровь передает растворенные в ней газы тканям. При понижении давления во время быстрого подъема на поверхность растворимость газов резко падает, и они начинают образовывать пузырьки, поскольку не успевают выйти через легкие. Кровь как будто вскипает. Кислород плохо растворяется в крови, быстро расходуется и хорошо переносится кровью, поэтому не оказывает вредного воздействия. Пузырьки же азота могут закупорить мелкие сосуды. Если это будут сосуды сердца или мозга, может наступить смерть.

Врачи-гигиенисты. Подъем водолаза с глубины должен происходить медленно, с остановками, чтобы излишки азота покинули организм. Чем больше глубина погружения, тем дольше должны быть остановки. Для предотвращения кесонной болезни при необходимости быстрого подъема с большой глубины следует использовать специальные смеси газов для дыхания, не содержащие азота, например, гелий-кислородные смеси.

Вопрос-письмо

В конце зимы и ранней весной многие люди испытывают состояние, которое называют «весенней усталостью». Оно выражается в быстрой утомляемости, сонливости, в повышении возбудимости. Изменяется внешний вид человека: лицо шелушится, волосы теряют блеск и эластичность. У человека часто возникают простудные заболевания. Как можно охарактеризовать такое состояние?

Врачи-диагносты. Такое состояние связано с гиповитаминозами и авитаминозами. Ранней весной в картошке, капусте, моркови и других овощах содержится мало витаминов. Витамины обеспечивают работу многих ферментов, которые принимают участие в сложных химических реакциях. Недостаток или отсутствие витаминов вызывает нарушение обмена веществ, и поэтому развиваются различные заболевания. Известно несколько групп витаминов, главные среди них – витамины А, В1, В6, В2, В12, С, D. Витамин С повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Врачи-гигиенисты. Для профилактики авитаминоза нужно употреблять весной зеленый лук, петрушку, лимоны и другие фрукты и овощи. Добавлять в салаты, винегреты листья комнатного растения каланхоэ («комнатный женьшень»). Это настоящая кладовая витаминов. Весной рекомендуется принимать препараты поливитаминов.

Вопрос-письмо

Мой сосед был отправлен в командировку в Мексику по делам своей фирмы на один месяц. В Мексике в пище используется большое количество острых приправ, поэтому его рацион состоял из острых блюд. Кроме того, он много курил и немного выпивал. По окончании командировки у него появились тошнота и рвота, общая слабость, головокружение, чувство тяжести и боли в желудке, иногда жидкий стул. Что это за болезнь у моего соседа и какие могут быть меры ее профилактики?

Врачи-диагносты. Это заболевание – гастрит, или воспаление слизистой оболочки желудка. Алкоголь, острая пища раздражают слизистую оболочку желудка, вызывают усиленное выделение желудочного сока. В таком соке много воды, соляной кислоты, но мало ферментов, поэтому время переваривания пищи в желудке увеличивается, время действия желудочного сока на стенки также возрастает.

Врачи-гигиенисты. Меры профилактики гастрита: соблюдение режима питания (прием пищи не менее 4 раз в день); отказ от острой, жареной и соленой пищи; употребление жидких каш – они обваолакивают стенки пищеварительного канала, что уменьшает воспаление.

Вопрос-письмо

У альпинистов на большой высоте начинается головокружение, слабость, иногда они теряют сознание. Говорят, что у них начинается «горная болезнь». Почему это происходит? Как избежать этого состояния при подъеме в горы?

Врачи-диагносты. В горах, где воздух разреженный, люди испытывают недостаток кислорода, особенно при физических нагрузках. Для компенсации дефицита кислорода в организме альпиниста резко увеличивается количество эритроцитов – клеток, содержащих гемоглобин и обеспечивающих транспорт кислорода к органам и тканям. Процесс образования и выброса эритроцитов из селезенки и печени в кровяное русло происходит медленно, поэтому полная компенсация наступает не сразу, и могут наблюдаться описанные выше недомогания.

Врачи-гигиенисты. Чтобы избежать «горной болезни», подъем в горы необходимо проводить постепенно, тогда организм успевает адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды. Альпинисты при покопении высоких горных вершин должны иметь специальные дыхательные аппараты.

Вопрос-письмо

Мой родственник работает почтальоном. Часто во время обеденного перерыва он покупает себе какое-нибудь горячее блюдо: сосиски, мясо, пиццу, а также горячий кофе или чай с большим количеством сахара. После еды пьет холодный сок или ест мороженое. Через некоторое время у него начали болеть зубы. Что стало причиной заболевания зубов? Какие возможны меры профилактики?

Врачи-диагносты. Это заболевание – кариес. Оно связано с разрушением эмали, которое вызывается резкой сменой температуры воды и пищи, поступающих в полость рта. В трещины эмали проникают микроорганизмы, разрушают дентин, а затем пульпу, и возникает воспаление – пульпит. В итоге зуб разрушается.

Врачи-гигиенисты. Меры профилактики заболеваний зубов:

1) чистить зубы 2 раза в сутки;
2) после приема пищи прополаскивать рот теплой водой;
3) пища должна содержать достаточное количество солей кальция, фосфора, фтора, а также витамины группы В и D;
4) необходимо посещать стоматолога 2 раза в год, т.к. больные зубы – источник инфекции.

IV. Подведение итогов урока-игры

1. Оцениваются индивидуальные ответы учащихся всех трех групп.

2. Учитель подчеркивает значение этого урока для самих учащихся: урок позволяет осмысленно соблюдать правила гигиены, способствует повышению устойчивости учащихся к вредным привычкам (курению, употреблению алкоголя).

3. Учащийся из группы врачей-гигиенистов читает стихотворение великого ученого Древнего Востока Ибн Сины (Авиценны).

О режиме питания

В еде не будь до всякой пищи падок,
Знай точно место, время и порядок.
Спокойно, не спеша, без суеты
В день раз иль два питаться должен ты.
В дни жаркие, считаю, будет мудрым,
Горячей пищей насыщаться утром.
Питайся, если голод ощутил,
Еда нужна для поддержанья сил.
Зубами пищу измельчай всегда,
Полезней будет, впрок пойдет еда.
В компании приятной честь по чести
Есть следует в уютном чистом месте.
Тому на пользу мой совет пойдет,
Кто ест и пьет достойно, в свой черед.

Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: Вилли | Теги: зоология, конспект урока, ботаника, скачать бесплатно, биология в школе, урок биологии, учителю биологии
Просмотров: 2597 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0