План:
1. Значение ролевой игры в активизации учебного процесса.
2.Основные требования к ролевым играм.
3. Виды ролевых игр.
4. Ролевая игра в парах, подгруппах и группах.
Большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.
В настоящее время стала необходимость обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: T-Gr., T-P.,P-Gr.,P-P и т.д.. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр.
В основе ролевых игр лежит организованное речевое общение учащихся в соответствии с распределением между ними ролями и игровым сюжетом.
Ролевые игры позволяют учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, создают мотивы к обучению, создают ситуации общения и приближают речевую деятельность к реальной коммуникации, дают возможность использовать язык как средство общения.
Ролевые игры всегда относятся к обучающимся играм.
Основные требования к ролевым играм:
1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызвать интерес и желание у ученика хорошо выполнить задание.
2. РИ нужно хорошо подготовить по содержанию, форме, четко организовать.
3. РИ должны быть принята всей группой.
4. Она должна проводиться в доброжелательной, творческой атмосфере, вызвать у школьников чувство удовлетворения, радости.
5. Игра организуется таким образом, чтобы ученики могли использовать весь языковой материал.
Роль учителя в процессе подготовки и проведения игры постоянно меняется. На начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится лишь наблюдателем. В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.
Ролевые игры бывают:
а) сказочного содержания;
б) бытового содержания;
в)познавательного
г) мировоззренческого;
д) деловые игры.
Для проведения ролевых игр нужны реквизиты, атрибуты, плакаты, музыка
Ролевые игры может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. Обычно игры сказочного содержания нравится детям младшего возраста. Например, в костюмах и масках дети исполнят инсценировку «Little Mouse».
Cat:
Little, little mouse,
Where is your house?
Mouse:
Little cat, little cat,
I am a poor mouse, I have no house.
Cat:
Little mouse, little mouse,
Come into my house.
Mouse:
Little cat, little cat,
I can not do that,
You want to eat me.
В зависимости о цел занятия и уровня подготовленности обучающихся ролевые игры могут проводиться в парах ( такие игры направлены в основном на тренировку в употребление определенных лексических единиц и грамматических структур), в подгруппах, включающих 3-5 человек, и в целой группе (при проведении игр в подгруппах и группах обеспечивается выход в речь).
Ролевые игры в парах- наиболее простой вид данного приема. Работая по учебнику английского языка «Happy English» для 7-9 классов ( Т.Б. Клементьева и Б.Монка) я на каждом уроке 10 мин. работаю ситуациями. Например, ролевая игра «На таможне» («At customs»). Заранее было приготовлены карточки (lapel card) с указанием имени и, например, профессии своего персонажа (инспектор таможни). Ребята по своему желанию выбрали себе роли. Задание первому ученику: Вы- инспектор таможни. Группа туристов из Москвы прибыла в аэропорт Хитроу и проходит таможню. Какие вопросы вы будете задавать туристам. Задание второму ученику: Ты- Саша, московский школьник, который прилетел в Англию выучить английский язык. Но вначале надо пройти таможенный контроль. Ответьте на вопросы инспектора таможни.
Customs inspector: Where are you from?
Sasha: Russia.
Customs inspector: Are you traveling alone?
Sasha: Yes, I am.
Сustoms inspector: What is the purpose of your visit?
Sasha: I want to see England and learn English.
Сustoms inspector: Where are you going to stay?
Sasha: In Potters Bar with an English family.
Customs inspector: Do you have anything to declare?
Sasha: No, I don t.
Сustoms inspector: Open your luggage, please.
Sasha: Here you are.
Сustoms inspector: Have a good time in England.
Sasha: Thank you.
Практика показывает, что отработанные таким образом выражения, структуры, слова хорошо запоминаются и учащиеся легко и непринужденно употребляют их в своей речи.
Ролевая игра в подгруппах может проводиться по- разному. Например, все подгруппы должны играть одновременно в так называемых buzz groups, работу которых контролирует учитель, переходя от одной подгруппы к другой или когда подгруппы играют по очереди: одна группа играет, а остальные наблюдают и оценивают ее работу.
При проведение итогого урока по теме «Welcome to America» для контроля умения и навыков общения по данной теме я разделила группу на 4 подгруппы. Приготовила лотерейные билеты с ситуациями («On the airplane», «Joes introduces Sasha to his family», «In Kennedy in new York», «At Customs»). Каждая подгруппа получила билет. На одной стороне дается информация о ролевой ситуации, а на другой информацию о действующих лицах. Ребята сами распределяли роли между собой. Для подготовки было отведено определенное время. Затем каждая подгруппа показала свою ролевую игру по очереди. Оценивал свою игру сами ребята.
Подростки предпочитают работать в группах (5-8 кл.), поэтому мы должны сочетать коллективную, групповую, индивидуальную работу на уроках.
Ролевые игры можно разработать на весь учебный год. Каждая тема должна завершиться сюжетно-ролевой игрой (магазин, больница…). Так, при работе над лексикой по теме «Одежда» в классе появляется «магазин». На прилавке «магазина» разложены различные предметы одежды, которые можно купить. Учащееся заходят в « магазин», покупаю то, что им нужно.
Assistant: Can I help you?
Kate: I d like a pair of trainers and a T-shirt, please?
Assistant: What size?
Kate: Size 40, this T-shirt is 44
Assistant: Try this pair on.
Kate: It s too big for me. Can I try the T-shirt on?
Assistant: Certainly.
Kate: How much is it?
Assistant: 4.50
В учебнике английского языка для 5-9 классов Happy English (Т.Б. Клементьевой и Б. Monka) имеется много упражнений типа look, listen, repeat, act and continue. Татьяна Борисовна предложила определенные ролевые игры. Например, Role-playing.
Roles: a Russia boy or girl and an English friend.
1) Meet a friend from England at the airport.
2) Take him/ her to school to meet your classmates.
Roles: a customer and a shop assistant
1) Say you would like a pound of apples
2) Ask how much a kilo of apples is.
3) Say that they are good and cheap
Roles: an English teacher and a student.
1) Ask him or her questions about his/her interests, his/her family, hobbies etc.
В 6 классе провела обобщающий урок по теме « Would You Like a Cup of Tea? в форме ролевой игры. Урок вела одна из учениц- Лена.
Lena: Hello, children. How are you?
Pupils: Fine, thanks. And you?
Lena: I am fine.
Cтук в дверь. Входит мальчик.
Lena: Come in. Welcome to our school. Who are you? What is your name?
John: My name is John Claydon. Is Sasha Petrov here? I have got a letter from him.
Саша подходит к Джону.
Sasha: Oh, this is my English pen-friend John Claydon.(обращаясь к Джону). Nice to meet you. How are you?
John: I am fine.
Учащиеся задают гостю самые различные вопросы (hobby, sport …)
Sasha: Would you like a cup of tea, John?
John: Yes, please.
Lena расставляет посуду. Дети садятся за стол, пьют чай и беседуют, употребляя речевые образцы из раздела № 4.
N. (обращаясь к Джону): Can I pour you some more tea?
J.: Yes, please. Could you pass me the sugar?
N.: Here you are. Would you like some more milk ?
J.: No,thanks. (Через некоторое время) I like your tea. How do you make it ?
Кто-либо из ребят отвечает: рассказывает о рецепте приготовления чая.
J.: I like to drink tea with scones.
T.: Tell us how to make scones.
Джон рассказывает о том, как готовится булочка с изюмом.
Далее во время беседы за столом заходит речь о тостах, яичнице, что дает повод ребятам пересказать ( по памяти) рецепты их приготовления.
Конечно, урок иностранного языка- это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций. |