Основные цели урока:
Образовательная:
- сформировать представление об основных
особенностях и проблемах демографического,
социального и экономического развития
Российской империи на рубеже XIX-XX веков;
- сформировать представление об основных
тенденциях и направлениях экономической
политики правительства России накануне и в
начале XX в.;
- продолжить работу над понятиями, формированием
умения выделять главную мысль, устанавливать
причинно-следственные связи, сравнивать делать
выводы, работать с опорным конспектом, сжатой
информацией
Развивающая: способствовать развитию
аналитических умений учащихся, навыку работы с
текстовой информацией, развивать навыки устной и
письменной речи.
Воспитательные: продолжить формирование
навыков коллективного труда, чувства
патриотизма и гордости за свою страну
Ход урока
Слово учителя: Мы начинаем изучение России
в XX веке. Век для России насыщен событиями. Три
революции, две войны, масса реформ. Чтобы
разобраться в причинах всех событий, нам
необходимо оценить положение России в начале XX
века. Какие проблемы были в России?
Группа № 1
Задание: Проанализируйте территорию и
население Российской империи на рубеже веков и
сделайте выводы о геополитическом положении
России и возможном влиянии особенностей
территории и населения на развитие государства.
Вопросы:
1. Объясните слова и выражения, используя
учебник и словари: геополитика, всеобщая
перепись населения, плотность населения,
конфессиональность, многонациональное
государство.
2. Как отличалась территория Российской империи
на рубеже веков от современной территории РФ?
(используйте карты на форзацах учебника)
3. В чем проявлялась неравномерность развития
территорий Российской империи?
4. Охарактеризуйте население Российской
империи начала 20 века (численность, национальный
и конфессиональный состав, городское и сельское
население).
5. Сделайте выводы об особенностях территории и
населения Российской империи.
После окончания работы индивидуальной работы
1. Оформите ответы на вопросы в виде схем,
таблиц, кратких тезисов, презентаций.
2. Составьте краткий ответ на задание, используя
все ответы на вопросы.
3. Перед выступлением обозначьте наиболее
значимые вопросы, ответы на которые должны быть
записаны у остальных учащихся в тетради.
4. Оцените вклад каждого из учащихся группы в
общую работу.
Группа № 2
Задание: Охарактеризуйте особенности
экономического развития Российской империи в
начале 20 века.
Вопросы:
1. Объясните слова и выражения: модернизация,
концентрация промышленности и капитала,
монополии и их виды. акционирование промышленных
предприятий, финансово-промышленные группы, ВНП,
иностранные инвестиции
2. В чем состоят различия между "первичным" и
"догоняющим" типами модернизации?
3. Какие изменения происходили в экономическом
развитии Российской империи в начале 20 века?
Ответьте на вопрос №3 со стр. 21.
4. Какова иностранных инвестиций в
экономическом развитии России в начале 20 века?
5. Какие факторы тормозили развитие Российской
экономики? Ответьте на вопрос №5 со стр. 21
учебника.
После окончания работы индивидуальной работы
1. Оформите ответы на вопросы в виде схем,
таблиц, кратких тезисов, презентаций.
2. Составьте краткий ответ на задание, используя
все ответы на вопросы.
3. Перед выступлением обозначьте наиболее
значимые вопросы, ответы на которые должны быть
записаны у остальных учащихся в тетради.
4. Оцените вклад каждого из учащихся группы в
общую работу.
Группа № 3
Задание: Охарактеризуйте экономическую и
внутреннюю политику правительства. На что она
была направлена?
Вопросы:
1. Объясните слова и выражения, используя
учебник и словари: протекционистская политика,
рабочий вопрос, экономические и политические
стачки, политический (зубатовский) социализм,
русификация.
2. Дайте краткую характеристику положения
рабочих и буржуазии в начале 20 века ( стр.14-15).
Ответьте на вопрос №2 со стр. 39 (по п.1 $ 3-4).
3. Какова роль государства в экономическом
развитии страны в начале 20 века.
4. Охарактеризуйте экономическую политику
С.Ю.Витте. Каковы ее главные цели и итоги.
5. Ответьте на вопрос №1 со стр.39 (по п.1 $ 3-4).
После окончания работы индивидуальной работы
1. Оформите ответы на вопросы в виде схем,
таблиц, кратких тезисов, презентаций.
2. Составьте краткий ответ на задание, используя
все ответы на вопросы.
3. Перед выступлением обозначьте наиболее
значимые вопросы, ответы на которые должны быть
записаны у остальных учащихся в тетради.
4. Оцените вклад каждого из учащихся группы в
общую работу.
Группа № 4
Задание: Охарактеризуйте особенности
сельского хозяйства Российской империи в начале
20 века. Общие особенности модернизационных
процессов в России в начале 20 века.
Вопросы:
1. Объясните слова и выражения, используя
учебник и словари: малоземелье, выкупные
платежи, отрезки, батраки, середняки, зажиточные
крестьяне, кулаки, помещичий тип хозяйства,
специализация сельского хозяйства
2. Охарактеризуйте аграрный сектор экономики в
начале 20 века.
3. Охарактеризуйте два типа хозяйств в аграрном
секторе экономики.
4.Определите проблемы, т.е. факторы, тормозящие
развитие сельского хозяйства в Российской
империи начала 20 века.
После окончания работы индивидуальной работы
1. Оформите ответы на вопросы в виде схем,
таблиц, кратких тезисов, презентаций.
2. Составьте краткий ответ на задание, используя
все ответы на вопросы.
3. Перед выступлением обозначьте наиболее
значимые вопросы, ответы на которые должны быть
записаны у остальных учащихся в тетради.
4. Оцените вклад каждого из учащихся группы в
общую работу.
Группа № 5 (аналитическая)
Задание: Охарактеризуйте общие особенности
модернизационных процессов в начале 20 века. |