Эпиграф к
уроку: «Конец 20 века
снова поставил вопрос о путях развития страны. От всех нас зависит,
удастся ли
России избежать «великих потрясений».История, её верное осмысление,
помогут
всем нам найти пути, ведущие страну к подлинному величию». Уткин А. И.
Тип урока:
повторительно-обобщающий.
Форма
урока: семинарское
занятие.
Ключевые
слова урока:
развал СССР, сверхдержава, демократический режим, рыночная
экономика, Путин, Россия
Цели
урока:
- 1.Проанализировать
факторы,
влияющие на путь развития страны, альтернативы и варианты развития РФ,
показать
варианты развития.
- 2.
Формировать у учащихся
умение логически излагать свою точку зрения, обучать правилам ведения
дискуссии.
- 3.
Формировать у учащихся
умение делать сравнительный анализ, оценивать события и явления с
позиций
разных сторон.
- 4.
Продолжить формирование у
учащихся активной гражданской позиции.
Подготовка к
занятию ведётся в
течение двух недель. Учащиеся разделены на творческие группы. Заранее
получают
задание, накапливают материал, готовят ответы на вопросы. Учитель
проводит
консультации с группами.
Оборудование:
политическая
карта мира, таблицы со статистическими данными (подготовлены учащимися).
Основные
понятия: геополитика,
однополярный, биполярный мир.
План
урока:
- 1. Факторы,
влияющие на выбор
страной пути развития.
- 2.
Альтернативы развития.
- 3. Варианты
развития.
- 4.
Противоречия развития.
- 5. Влияние
внешних факторов на
путь развития.
- 6.
Заключительное слово
учителя.
- 7. Домашнее
задание.
Ход
урока.
1.
Факторы, влияющие на выбор
страной пути развития.
- 1)
Экономические ( тяжёлое
экономическое наследие СССР: развал экономики, разрыв устойчивых
хозяйственных
связей после развала СССР, переход к новой структуре экономики и т. д.).
- 2)
Политические ( становление
нового типа государственной власти, проблемы взаимоотношений центра и
регионов,
переход от однопартийной политической системы к многопартийной и т. д.)
- 3)
Геополитические ( в каком
мире мы живём : однополярном, биполярном, многополярном?).
Хантингтон,
Фукуяма –
однополярный мир. Путин – многополярный мир.
Задание:
Какой точки зрения
придерживаетесь вы? Аргументируйте ответ.
- 4)
Природно-географические.
- 5)
Этносоциальные.
- 6) Дополните
другими факторами.
Выступают
участники творческой
группы. Могут дополнить или высказать свои предлоложения ребята из
других
групп. Они задают вопросы выступающим. Каждый учащийся должен
подготовить по 4
вопроса выступающим . Часть вопросов озвучиваются , остальные сдаются
учителю и
оцениваются.
Задание:
Какие факторы, на ваш
взгляд, наиболее влияют на выбор пути развития?
2.
Альтернативы развития.
Рассказать,
что ожидает Россию
в каждом случае. Сравнить их. Выбрать предпочтительные.
- 1)
Восстановление статуса
сверхдержавы.( На столах лежат памятки: «
Критерии геополитического могущества» Спайкмана и « Признаки
сверхдержавы».
Учащиеся их анализируют и делают вывод,
какую страну можно назвать сверхдержавой.
- 2) Реальное
обретение статуса
страны, без которой нельзя решать центральные вопросы мировой политики.
- 3)
Самобытный путь.
- 4)
Превращение во
второразрядную страну, распад на небольшие государства.
- 5) Развитие в
духе
демократических ценностей.
- 6)
Ориентация на Восток с
учётом его перспектив.
- 7) Россия –
лидер единого
евразийского союза.
- 8) Россия –
жандарм Евразии.
3.
Варианты развития.
Дома учащиеся
пишут плюсы и
минусы каждого варианта. В классе выбирают предпочтительный. В
обсуждении
принимают участие ребята из других групп. Завершается обсуждение
голосованием.
- 1)
Воссоздание СССР при ведущей
роли России.
- 2)
Преобладание конфедеративных
начал.
- 3)
Демократический режим с
рыночным регулированием экономики.
- 4)
Социалистическая Россия.
- 5)
Консолидация державы при
ведущей роли центра.
4.
Противоречия развития.
Учащиеся
характеризуют каждое
противоречие, иллюстрируют примерами.
- 1) Между
провозглашенными
каждой из политических сил целями и возможностями их реализации.
- 2)
Разнонаправленность
интересов социальных и политических сил.
- 3) К
накопившимся проблемам
добавляются новые, неизбежные при резких изменениях курса.
- 4)
Несовпадение интересов
регионов.
- 5)Болезни
общественного
сознания, завышенные ожидания.
5. Влияние
внешних факторов на
путь развития страны.
Показать
степень влияния
каждого фактора.
- 1)
Вовлечение России в
конфликты на ближних рубежах.
- 2)
Зависимость от иностранных
инвестиций.
- 3)
Продвижение НАТО к границам
России.
- 4)
Нестабильность мировой
экономики и финансов.
- 5)
Неопределённость будущего
СНГ.
УЧИТЕЛЬ:
Ребята, а теперь
давайте в нескольких словах охарактеризуем путь будущего развития
России, как
вы его себе представляете.
Высказывания
ребят из разных
групп.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ
слово учителя.
В 21 век
Россия вошла уверенной
поступью, но путь этот весьма сложный. Нашей стране необходимо сделать
выбор:
определить путь развития, Определить более чётко свои национальные
интересы и
механизмы их отстаивания, свою геополитическую ориентацию. России тяжело
добиваться равноправного партнёрства с ведущими государствами мира.
Важным
позитивным историческим событием стало включение России в совет Европы в
1996г.
Безусловно,
по своему
экономическому, научному потенциалу Россия – великая страна, хотя
мировой
сверхдержавой её ещё назвать нельзя. Россия – великая евразийская
держава.
Сегодня, как никогда, справедлива формула: Россия есть Европа плюс Азия.
Важным
достижением последних лет стало то, что постепенно Россия становится
демократической страной, и будем надеяться, что с этого пути она не
свернёт. ДОМАШНЕЕ
задание: Сочинение –
эссе «Россия, в которой я хочу жить.»(с использованием материалов
семинара).
КАРТА
САМООЦЕНКИ
Тема урока
|
Что удалось
Что не удалось
|
дата
|
Оценка, заработанная мной
|
Оценка работы группы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|