Учебно-воспитательный момент (этап) урока |
Цель |
Методы работы и формы организации познавательной деятельности обуч-ся |
Цели:
- образовательная: кратко познакомить обучающихся с личностью и творчеством Н.Рубцова; проследить, как раскрывается образ Родины в стихотворении; выявить традиции и новаторство в мотивах и сквозных образах его лирики; формировать умение анализировать лирическое произведение;
- воспитательная: воспитывать нравственные качества личности, воспитывать интерес и любовь к своей Родине и её истории, к произведениям поэта; продолжить работу по формированию вдумчивого и размышляющего читателя;
- развивающая: развивать умения слушать и анализировать, сопоставлять встречающиеся явления, развивать умение строить монологическое высказывание, развивать мышление, творческие способности. |
1. Творческая пятиминутка. |
Погружение в тему, подготовка к активной деятельности на уроке. |
Индивидуальная работа: синквейн «Родина» (резюме)
Определение ключевых проблем урока. |
2. Работа с эпиграфом. |
Актуализация знаний обучающихся по теме «Родина в лирике». |
Фронтальная работа. |
3. Изучение новой темы:
- слово о Н.Рубцове,
- слово учителя «Рубцов и поэтическая традиция»
(на фоне песни «В горнице») |
Подготовить обучающихся к восприятию нового материала
(короткий литературный монтаж с включением биографических сведений). |
Составление биографической строки.
Индивидуальная работа (традиции)
( та же работа с учебником) |
4. Чтение и анализ стихотворения «Видения на холме»:
- работа с названием
- выразительное чтение
- композиция
- жанр
- особенности стихотворения, традиции и новаторство |
Выявить художественные особенности произведения. |
Фронтальная работа, теоретико-литературная разминка, составление алгоритма.
Словарная работа (историческая память) |
5. Самостоятельная работа:
- осмысление образов-символов.
|
Закрепление изученного материала, развитие монологической речи, воспитание умения работать в группе. |
Работа в группах. |
6. Творческая пятиминутка.
Какого цвета Родина Н.Рубцова? А ваша? |
Творческое осмысление темы, ассоциации. |
Индивидуальная работа. |
7. Подведение итогов. |
Анализ урока, рефлексия. |
|
8. Инструкция по выполнению домашнего задания. |
|
Творческие работы по выбору. |
Слово учителя о Николае Михайловиче Рубцове
( личность и творчество, поэтические традиции).
Есть поэты, которые в стихах стремятся выразить себя.
Есть поэты, в стихах которых выражается то, что их окружает.
Могут ли говорить деревья, птицы, звери? заброшенные русские деревни, разрушенные храмы, печальные избы? звезды в морозном небе, разбитые дороги, лесные болота? Если бы они заговорили, то заговорили бы, наверное, стихами Николая Рубцова:
Не порвать мне мучительной связи
С долгой осенью нашей земли,
С деревцом у сырой коновязи,
С журавлями в холодной дали...
В поэзии Рубцова слышится голос самой России. Грустная, щемящая нота всегда жила на русской земле, прорываясь то в лирике Тютчева, Есенина, Заболоцкого, то в прощальной песне журавлей:
Широко на Руси предназначенный срок увяданья
Возвещают они, как сказание древних страниц.
Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полет этих гордых прославленных птиц.
Родина Рубцова – русский Север, Вологодчина. Здесь в детском доме (поэт рано остался сиротой) прошли военные и послевоенные годы. Сюда возвращался он после флотской службы, учебы в Литературном институте, здесь нашел себя как поэт.
За свою недолгую жизнь он успел издать только четыре сборника. Первый же сборник – «Звезда полей» (1967) явил читателю сложившегося поэта с самостоятельным свежим голосом. Первые стихи Рубцова - о России, о любви к ней о единстве с ней:
С каждой избою и тучею.
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Поэтический мир Рубцова тих, печален и проникнут любовью к этой скромной земле. Что бы ни происходило в душе, только здесь он обретал покой и чувство дома, чувство, что ты не лишний в этом пустынном мире. Недаром так часто у Рубцова встречается образ звезды, как будто вспоминающей: ты не один, и пока звезда светит, всегда есть надежда:
Звезда полей! В минуту потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...
На небе звезда, а на земле – далекий огонек жилья, человеческого дома. Человек – странник на холодной, сумеречной земле, и дай Бог, чтобы в трудную минуту всегда светил ему теплый деревенский огонек:
Спасибо, скромный русский огонек,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далек,
За то, что, с доброй верою кружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле – и нет тебе покоя...
Рубцов писал о своем творчестве: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характеристичность настроений, переживаний, размышлений...»
Эти слова Рубцова напоминают о темах и мотивах есенинской лирики. Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды. Образ родины в лирике поэта неотделим от образа природы, олицетворенной, одухотворенной Есениным.
Рубцов продолжил есенинскую традицию в русской литературе. Он мог бы, вслед за Есениным, сказать: «Моя лирика жива одной любовью – любовью к Родине».
В русскую поэзию Есенин входил как один из самых ярких поэтов крестьянского направления, сознанию и эстетическим вкусам которых были свойственны религиозная культура, влияние философии и поэтики литературных памятников православной мысли, включая литературу старообрядцев, влияние фольклора, сосредоточенность на судьбе крестьянства. И в творчестве Рубцова мы видим традиции религиозной культуры, традиции духовной литературы.
Жизнь Рубцова, как и Есенина, трагически оборвалась в расцвете его творчества. В.Астафьев, бывший одним из близких знакомых поэта, сказал на похоронах: «Человеческая жизнь начинается у всех одинаково, а кончается по-разному. И есть странная, горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов. Все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле...»
В 1973 году на могиле Н.Рубцова поставили мраморную плиту с барельефом поэта и надписью внизу: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»
|