Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 18:38:50
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Рубцов. Видения на холме. Лирический образ Родины и её истории
[ Скачать с сервера (38.5 Kb) ]07.09.2009, 17:46:19

Учебно-воспитательный момент  (этап) урока

Цель

Методы работы и формы организации познавательной деятельности  обуч-ся

Цели:

-   образовательная:  кратко познакомить обучающихся с личностью и творчеством Н.Рубцова; проследить, как раскрывается образ Родины в стихотворении; выявить традиции и новаторство в мотивах и сквозных образах его лирики; формировать умение анализировать лирическое произведение;

-   воспитательная: воспитывать нравственные качества личности, воспитывать интерес и любовь к своей Родине и её истории,  к произведениям поэта; продолжить работу по формированию вдумчивого и размышляющего читателя;

-   развивающая: развивать умения слушать и анализировать, сопоставлять встречающиеся явления, развивать умение строить монологическое высказывание, развивать мышление, творческие способности.

1. Творческая пятиминутка.

Погружение в тему, подготовка к активной деятельности на уроке.

Индивидуальная работа: синквейн «Родина» (резюме)

 Определение ключевых проблем урока.

2. Работа с эпиграфом.

Актуализация знаний обучающихся по теме «Родина в лирике».

Фронтальная работа.

3. Изучение новой темы:

-   слово о Н.Рубцове,

-   слово учителя «Рубцов и поэтическая традиция»

(на фоне песни «В горнице»)

Подготовить обучающихся к восприятию нового материала

(короткий литературный монтаж с включением биографических сведений).

Составление биографической строки.

Индивидуальная работа (традиции)

( та же работа с учебником)

4. Чтение и анализ стихотворения «Видения на холме»:

-   работа с названием

-   выразительное чтение

-   композиция

-   жанр

-   особенности стихотворения, традиции и новаторство

Выявить художественные особенности произведения.

Фронтальная работа, теоретико-литературная разминка, составление алгоритма.

Словарная работа (историческая память)

5. Самостоятельная работа:

- осмысление образов-символов.

 

Закрепление изученного материала, развитие монологической речи, воспитание умения работать в группе.

Работа в группах.

6. Творческая пятиминутка.

Какого цвета Родина Н.Рубцова? А ваша?

Творческое осмысление темы, ассоциации.

Индивидуальная работа.

7. Подведение итогов.

Анализ урока, рефлексия.

 

8. Инструкция по выполнению домашнего задания.

 

Творческие работы по выбору.

 

 

 

 

 

 

Слово учителя о Николае Михайловиче Рубцове

( личность и творчество, поэтические традиции).

 

            Есть поэты, которые в стихах стремятся выразить себя.

         Есть поэты, в стихах которых выражается то, что их окружает.

         Могут ли говорить деревья, птицы, звери? заброшенные русские деревни, разрушенные храмы, печальные избы? звезды в морозном небе, разбитые дороги, лесные болота? Если бы они заговорили, то заговорили бы, наверное, стихами Николая Рубцова:

                            Не порвать мне мучительной связи

                            С долгой осенью нашей земли,

                            С деревцом у сырой коновязи,

                            С журавлями в холодной дали...

         В поэзии Рубцова слышится голос самой России. Грустная, щемящая нота всегда жила на русской земле, прорываясь то в лирике Тютчева, Есенина, Заболоцкого, то в прощальной песне журавлей:

                            Широко на Руси предназначенный срок увяданья

                            Возвещают они, как сказание древних страниц.

                            Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье

                            И высокий полет этих гордых прославленных птиц.

         Родина Рубцова – русский Север, Вологодчина. Здесь в детском доме (поэт рано остался сиротой) прошли военные и послевоенные годы. Сюда возвращался он после флотской службы, учебы в Литературном институте, здесь нашел себя как поэт.

         За свою недолгую жизнь он успел издать только четыре сборника. Первый же сборник – «Звезда полей» (1967) явил читателю сложившегося поэта с самостоятельным свежим голосом.   Первые стихи Рубцова  - о России, о любви к ней о единстве с ней:

                            С каждой избою и тучею.

                            С громом, готовым упасть,

                            Чувствую самую жгучую,

                            Самую смертную связь.

         Поэтический мир Рубцова тих, печален и проникнут любовью к этой скромной земле. Что бы ни происходило в душе, только здесь он обретал покой и чувство дома, чувство, что ты не лишний в этом пустынном мире. Недаром так часто у Рубцова встречается образ звезды, как будто вспоминающей: ты не один, и пока звезда светит, всегда есть надежда:

                            Звезда полей! В минуту потрясений

                            Я вспоминал, как тихо за холмом

                            Она горит над золотом осенним,

                            Она горит над зимним серебром...

На небе звезда, а на земле – далекий огонек жилья, человеческого дома. Человек – странник на холодной, сумеречной земле, и дай Бог, чтобы в трудную минуту всегда светил ему теплый деревенский огонек:

                            Спасибо, скромный русский огонек,

                            За то, что ты в предчувствии тревожном

                            Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно далек,

 

За то, что, с доброй верою кружа,

Среди тревог великих и разбоя

Горишь, горишь, как добрая душа,

Горишь во мгле – и нет тебе покоя...

         Рубцов писал о своем творчестве: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характеристичность настроений, переживаний, размышлений...»

         Эти слова Рубцова напоминают о темах и мотивах есенинской лирики. Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды. Образ родины в лирике поэта неотделим от образа природы, олицетворенной, одухотворенной Есениным.

         Рубцов продолжил есенинскую традицию в русской литературе. Он мог бы, вслед за Есениным, сказать: «Моя лирика жива одной любовью – любовью к Родине».

         В русскую поэзию Есенин входил как один из самых ярких поэтов крестьянского направления, сознанию и эстетическим вкусам которых были свойственны религиозная культура, влияние философии и поэтики литературных памятников православной мысли, включая литературу старообрядцев, влияние фольклора, сосредоточенность на судьбе крестьянства. И в творчестве Рубцова мы видим традиции религиозной культуры, традиции духовной литературы.

         Жизнь Рубцова, как и Есенина, трагически оборвалась в расцвете его творчества. В.Астафьев, бывший одним из близких знакомых поэта, сказал на похоронах: «Человеческая жизнь начинается у всех одинаково, а кончается по-разному. И есть странная, горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов. Все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле...»

         В 1973 году на могиле Н.Рубцова поставили мраморную плиту с барельефом поэта и надписью внизу: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, скачать бесплатно, презентация powerpoint, грамотнос, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература
Просмотров: 2196 | Загрузок: 163 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0