школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Среда, 07.12.2016, 15:34:33

РЕФЕРАТЫ  СОЧИНЕНИЯ  ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК  ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫТЫЙ УРОК

РУССКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ФИЗИКА

БИОЛОГИЯ

ХИМИЯ

ГЕОГРАФИЯ

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

ИЗО

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕХНОЛОГИЯ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

МХК

ОСНОВЫ ПРАВА

РУССКИЙ ЯЗЫК

СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
   ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ

ИСТОРИЯ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК"


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
   РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
   АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
   АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
   СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
   ОТВЕТАХ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
   КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   АСТРОНОМИИ

ХИМИЯ
Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [419]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [258]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [502]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [700]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [318]
ИСТОРИЯ [326]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [368]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [207]
АСТРОНОМИЯ [67]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [213]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [147]
ФИЗКУЛЬТУРА [266]
МУЗЫКА [186]
ИЗО [219]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [830]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [207]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [169]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [13]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [73]
ОСНОВЫ ПРАВА [63]
Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ОТКРЫТЫЙ УРОК » ИЗО

Русская пейзажная живопись Творчество Левитана
27.12.2010, 21:32:13

Ход урока

1. Введение в тему

Беседа

  • Что значит природа в вашей жизни?
  • Какие картины всплывают перед вашими глазами при слове «природа»?
  • Почему пейзаж как жанр сформировался позднее других жанров в живописи?
  • Почему о роли природы в жизни человека стали больше задумываться именно в связи с развитием индустрии, с ростом городов?
  • Почему в современной жизни такое большое значение уделяют защите природы?
  • Какие экологические проблемы беспокоят вас сегодня?
  • Кто раньше обратил свой взор к пейзажу в русском искусстве – поэты или художники? Почему?

 

2. Доклад учащегося

Учитель. Тема нашего сегодняшнего урока – русская пейзажная живопись. Эту тему серьезно и углубленно изучает один из учеников нашего класса.

Ученик. Изучение истории пейзажной живописи позволяет не только понять, как менялось понимание художником роли искусства в жизни человека, но и проследить, как менялось его сознание, его отношение к вечному миру природы. Пейзажная живопись заинтересовала меня потому, что в наш век индустриализации и урбанизации вопросы сохранения окружающей среды, взаимодействия человека и природы стоят особенно остро. Человек, на мой взгляд, никак не может определить свое место в мире: кто же он – царь природы или только маленькая часть великого целого?

В своем сегодняшнем докладе я коснусь только части истории развития пейзажа в нашей стране и особенно отмечу тех художников, творчество которых оказало огромное влияние на мастера пейзажной живописи Левитана.

Русская природа всегда оказывала огромное влияние на художников и писателей России. Можно даже сказать, что именно природа нашей страны, ее ландшафт, климатические условия, краски, сформировали национальный характер, а следовательно, и породили все особенности русской национальной культуры, в том числе живописи.

Однако собственно пейзажная живопись в России начала развиваться только в XVIII в. вместе с развитием светской живописи. Когда стали возводить великолепные дворцы, разбивать роскошные сады, когда, как по волшебству, начали расти новые города, появилась потребность все это увековечить. Бенуа отмечал: «Именно поэтому выписывались из-за границы «портретисты местности» – перспективисты и видописцы, благодаря которым и среди доморощенного малярства стали появляться первые проблески пейзажной живописи». При Петре I появились уже первые виды Петербурга, сделанные русскими художниками.

Первые русские художники-пейзажисты черпали вдохновение за границей. Федор Матвеев – видный представитель классицизма в русской пейзажной живописи. «Вид в окрестностях Берна» – изображение современного художнику города, но реальный пейзаж представлен художником идеально-возвышенным.

Итальянская природа отражена на холстах Щедрина. В его картинах природа раскрылась во всей своей естественной красе. Он показал не только внешнее обличье природы, но ее дыхание, движение, жизнь. Однако уже в работах Венецианова мы видим обращение к картинам родной природы. Бенуа писал о творчестве Венецианова: «Кому в целой русской живописи удалось передать такое истинно летнее настроение, как то, которое вложено в его картину «Лето»! Такая же удивительная вещь – парная ей картина «Весна», где «в пейзаже выражена вся тихая, скромная прелесть русской весны».

Шишкина и Клодта Бенуа называл добросовестными и убежденными искателями правды. По его словам, в работах Клодта («Лесные дали», «Большая дорога») «выражалось понимание внутренней поэзии природы, но он совсем плохо знал ее внешние формы».

Современники считали, что творчество Шишкина отзывается фотографичностью, и именно в этом заслуга мастера. Он был стражем реалистической правды, и в этом его значение для развития русского пейзажа.

В 1871 г. на выставке появилась знаменитая картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта работа стала откровением, настолько неожиданным и странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя.

Говоря о русских пейзажистах, нельзя не упомянуть В.Д. Поленова, его трогательные пейзажи «Бабушкин сад», «Первый снег», «Московский дворик».

Саврасов был учителем, а Поленов – другом знаменитого русского художника-пейзажиста Левитана. Картины Левитана – новое слово в русской пейзажной живописи. Это не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием.

Лунная ночь. Деревня.1897. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 3. Работа с иллюстрациями

Иллюстрации: Левитан. «Владимирка», «Над вечным покоем», «Золотая осень», «Март».

Учитель. Пейзажи Левитана исполнены настоящей поэзии. Левитан – русский художник, но не в том смысле, что он из патриотических соображенитй писал русские мотивы, а в том, что он понимал тайную прелесть русской природы. Он настоящий живописец. Современные ему критики утверждали, что живопись Левитана сочная и жирная, что смелый, живой, гибкий его мазок всегда «ударял кстати», что его краски отличаются необычной, светящейся яркостью и правдивостью. Он не выписывал листочки и травинки, а давал одно только общее. Но это общее было так верно, что никаких подробностей не требовалось.

Иногда Левитан считал свою картину неоконченной, потому что в ней было слишком много подробностей. И.И. Левитан был художником, всем своим творчеством доказавшим, что пейзаж может быть насыщен бесконечным разнообразием мыслей, чувств и настроений. Кисть пейзажиста оказалась способной передать и лирический мотив березовой рощи, и тайную радость пробуждающейся весенней природы, и торжественную песнь золотой осени, и полное напряженных сил раздолье полноводной реки, и философское раздумье, и остро социальные ноты.

Задание. Послушайте описание картин и выберите из представленных вам репродукций те, к которым это описание относится.

Бесконечно серая, уходит вдаль, казалось бы, ничем не примечательная дорога. Вокруг пусто, голо, лишь редкие перелески да кусты скрашивают бедность пейзажа. И тучи, беспросветно нависшие над горизонтом, и однотонный колорит картины, и одинокая фигурка странницы подчеркивают мрачный мотив пустынной дороги. Малые тропинки, словно ручейки в реку, вливаются в ее широкое течение, а она господствует над раскинувшейся вокруг степью, и кажется, будто вся Россия пересечена ею. («Владимирка»)

Трудно найти в мировой живописи произведение, в котором бы с таким суровым лаконизмом ставились и разрешались общечеловеческие вопросы жизни и смерти, бытия и небытия. Человек с его судьбой перед необъятной вселенной – вот содержание картины.

Композиция ее не имеет себе подобных. На переднем плане, слева, высится край косогора с церквушкой и кладбищем на нем. Дальше, сколько хватает глаза, – тусклая неподвижная вода, окаймленная вдали плавной линией низкого берега, тоскливо пустынного вплоть до самого горизонта. Дальний берег тянется узкой, томительно длинной полосой, однообразной по цвету. Над ним – грозные, тяжелые тучи, бросающие мрачные тени на все окружающее. Для обрисовки дальнего плана художник пользуется обобщенной, условно-декоративной цветовой гаммой, что создает впечатление монументальности пейзажа, словно увиденного с высоты птичьего полета. В то же время холм, обжитой человеком, несет иную живописную нагрузку: мы можем различить и зелень трав, и формы деревьев, и четкий силуэт строений.

Еще и еще раз вглядываясь в это произведение, мы начинаем замечать не только печальное одиночество церквушки и заброшенное запустение старого кладбища. Нам представляется всё величие неумирающей природы, что рисуется в спокойном силуэте холма, в плавной линии берегов, в неподвижной поверхности воды. Бесконечна не имеющая пределов жизнь, словно говорит нам художник. Таков философский смысл картины Левитана. («Над вечным покоем»)

Словно на глазах у зрителя отступает зима, не в силах сопротивляться молодым и здоровым силам весны. На дороге, что ведет к дому, снег уже побурел, смешался с землей. Санный путь доживает свои последние дни. Около дома, где особенно тепло, снег слоится, становясь похожим на тонкие пластинки слюды. Только на лесной поляне, скрытой от солнца кронами сосен, снег лежит еще почти нетронутый.

Ощущение, создаваемое картиной, можно определить одним словом – праздник. Светлая сторона дома, отражающая солнечный свет, оранжевые столбики крыльца, густо-коричневые тени на двери, голубые – на снегу, светло-фиолетовые рефлексы на кронах молодых деревьев, ярко-синяя глубина неба – таков ликующий, полный жизни колорит картины. («Март»)

 Он находит чистые, звонкие тона для медных крон берез, тусклые, приглушенные для зелени трав, холодные, иссиня-фиолетовые для неподвижной поверхности воды с ясными отражениями берегов в ней. Он уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины, вслед за исчезающим среди полей ручьем. Рисуя тонкие и стройные стволы берез, он создает тот едва уловимый лирический мотив, который заставляет ощутить поэзию русской природы.

Картина рождает в нас прилив бодрости. Осень – это не смерть природы и даже не сон ее, убеждает нас картина, природа вечно жива и вечно прекрасна. («Золотая осень»)

Март. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 4. Взаимосвязь живописи и поэзии в русском искусстве

Учитель. В русском искусстве всегда главенствовала литература. Как отмечал художник и исследователь русской живописи Бенуа, живопись всегда шла как бы вслед за литературой. Если нужно подобрать поэтический эпиграф к творчеству Левитана, то, мне кажется, больше всего подошли бы строки Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Задание . Я думаю, вам не составит труда подобрать поэтические строки к картине «Золотая осень». Они всем вам известны с детства.

Ученики. Это строки Пушкина:

Унылая пора, очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Учитель. А эти стихи Тютчева, думаю, созвучны с картиной «Над вечным покоем»:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

А еще одно стихотворение, принадлежащее А.К. Толстому, я попросила подготовить Настю. Послушаем его.

Ученица.

Спускается солнце за степи,
Вдали золотится ковыль, –
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль.

Идут они с бритыми лбами,
Шагают вперед тяжело,
Угрюмые сдвинули брови,
На сердце раздумье легло.

Идут с ними длинные тени,
Две клячи телегу везут,
Лениво сгибая колени,
Конвойные с ними идут.

А это стихи Некрасова:
Во сне я видел, что герой
Моей поэмы роковой
С полуобритой головой,
В одежде арестантских рот
Вдоль по Владимирке идет.

5. Влияние общественно-политической жизни страны на творчество художника

Учитель. Вы, конечно, сразу поняли, о каком пейзаже идет речь. Он имел в обществе огромный резонанс. Как вы думаете, почему? Вспомните материалы предыдущих уроков о критическом реализме в русском искусстве XIX века.

Ученик. Во второй половине XIX века произошло много общественно-политических событий: падение крепостного права, Россия пережила позорное поражение в Крымской войне, период террора, в результате которого погиб царь-освободитель Александр. Внутри страны зреет революционное движение. Развивается промышленность, растут города. Все большую власть приобретает капитал. Дворянский период в культуре сменился новым, главную роль в нем играли разночинцы. Они считали, что роль искусства состоит в том, чтобы показывать страдания народа, что в картине главное – идея. Некрасов провозгласил: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». В 1863 г. группа художников вышла из состава Академии художеств из-за несогласия с ее программой. Они объединились в товарищество, организовывали передвижные выставки своих картин. Они вошли в историю как художники-передвижники. Их художественное кредо – показывать тяготы народной жизни, бичевать пороки общества, что будет способствовать улучшению жизни народа и процветанию страны.

Учитель. Левитан принимал активное участие в работе этих выставок, идеи передвижников не были чужды ему. Многие передвижники были его друзьями.

 6. Работа с текстом

Задание . Прочитайте текст. Что нового о художнике и его эпохе вы вынесли из него?

Текст

Текст составлен на основе следующих работ: Э.И. Голубева, А.А. Крестинский, Э.В. Кузнецова. «Беседы о русских художниках»,А. Турков. «Исаак Ильич Левитан»

Художница Кувшинникова в своих воспоминаниях о Левитане рассказывает, как однажды, возвращаясь с охоты, они с Исааком Ильичом вышли на старое шоссе. «Длинная полоса дороги белеющей лентой убегала среди перелеска в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигурки богомолок… Все выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан вспомнил: «Постойте, да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда».

…И в тишине поэтичной картины стала чудиться нам глубокая затаенная грусть. Грустными стали казаться дремлющие перелески, грустным казалось и серое небо…

На другой же день Левитан с большим холстом был на этом месте и в несколько сеансов написал всю картину прямо с натуры».

Владимирка! Есть слова, врезавшиеся в язык народа как рубец от удара, как след долголетних оков. Владимирка – одно из них. Пойти по Владимирке – это значит в Сибирь, на каторгу, в ссылку. Как будто уже не лента дороги лежала перед художником, а натянутая от боли жила, звенящая тоской струна.

Быть может, еще одна причина заставляет художника страстно прилепиться душой к Владимирке. В феврале 1892 года разыгралась в передвижнической среде громкая история с картиной Сергея Иванова «Этап». На ней была изображена понурая группа людей в арестантских халатах. При голосовании картину отвергли. Она была не очень удачна, но Левитану вряд ли было приятно оказаться противником одного из своих товарищей.

Теперь художник не только как бы искупал свою вину перед этой трагической темой, но и хотел решить ее по-своему, в известной мере оспаривая прямолинейность ее трактовки у Сергея Иванова. Левитан пытался представить себе, каково шагать по Владимирке версту за верстой, зная, что впереди – все тот же безотрадный путь.

Писатель Слепцов, прошедший совсем небольшую часть этой дороги от Москвы:

«Пока еще идешь и думаешь о разных разностях, а ветер разнообразно шумит в ушах, тупо смотришь вдаль и считаешь себе бессознательно телеграфные столбы, еще все ничего, и не заметишь, как пройдешь версту; но когда остановишься и посмотришь назад, а потом опять вперед, удивительно странное чувство вдруг охватывает душу.

Особенно поразит эта необъятность кругом и над головой, а ветер кажется такою грозною, поглощающею силой, что как будто исчезаешь перед ней… А дорога лежит впереди скучная, бесприютная… и ей конца тоже не видно…»

На картине Левитана нет арестантов, но они, кажется, готовы возникнуть на ней. Может быть даже, это их тоскующими глазами и увидена уходящая вдаль дорога. От них легла на картину тягостная тень.

«Русская природа, как бы ни была она красива, может возбуждать только грусть в душе. Грусть даром потраченных сил и не свершенных надежд», – так писала друг Левитана Щепкина-Куперник.

Этот грустно-благословляющий взгляд ощущается во множестве левитановских полотен.

 7. Обобщение и вывод

Учитель. Сегодня на уроке мы лишь слегка коснулись интереснейшей темы – пейзажной живописи вообще и живописи Левитана в частности. Начала этот разговор Катя, пусть она и закончит его, познакомив нас с выводами, которые она сделала в своей работе.

Ученица. Итак, при всем многообразии течений и направлений пейзажной живописи в России, мне кажется, можно заметить некоторые закономерности ее развития.

На заре светской живописи в России художников интересовала и увлекала не столько жизнь природы, сколько жизнь государства и человека в нем (классицизм). Художники этого периода изображали природу как фон, как своего рода площадку человеческой деятельности, как бы «обработанную» и «окультуренную» им.

Пришедший из Германии романтизм принес интерес к человеческой личности, к ее страстям и переживаниям. В это время картины природы на холстах мастеров являют собой лишь фон портрета. Человеческая мощь и сила духа противопоставляется стихии.

Вторая половина XIX в. в России – период реализма в искусстве. Чем более цивилизованным становится общество, тем чаще оно обращает свой взор к истокам, к природе. Природа для художника уже не некий объект деятельности, не враждебная сила, а источник вдохновения и самой жизни. Она прекрасна сама по себе.

Природа живет по своим законам, величественная и вечная.

Категория: ИЗО | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, мольберт, конспект урока, конспект урока ИЗО, кисти, педсовет, урок изобразительного искусства, рисование, живопись, 1 сентября
Просмотров: 1384 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1

Поиск

ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ИНФОРМАТИКА


СПРАВОЧНИК ПО
   ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ
   В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


КРОССВОРДЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
   РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
   ЗНАНИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   ЭКОНОМИКЕ

ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"


СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
   ВЕЛОСИПЕДИСТА


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ.
   10-11 КЛАССЫ


КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
   УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
   ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

РАЗВИВАЮШИЕ
   ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ
   ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


КАКИЕ ОТКРЫТИЯ В МИРЕ
   НАУКИ И ТЕХНИКИ
   ПРЕДСКАЗАЛИ ПИСАТЕЛИ

МХК

СОВРЕМЕННАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


КРОССВОРДЫ ПО МХК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
   МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
   ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
   КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

ПОДРОСТКАМ О
   ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ


РУКОВОДСТВО ДЛЯ
   ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
   "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

НАШИ ДРУЗЬЯ










ЖЕНСКИЕ ХОББИ

ВНИМАНИЕ
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ!
Наш сайт обновляется ежедневно. заходите к нам чаще, будем рады.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0