Тип урока: комбинированный урок.
Цели и задачи:
Образовательная:
а) знакомство с рожком;
б) познакомить с новой русской народной песней
"Хорошо пастух играет";
в) знакомство с песней Леля из сказки-оперы
"Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова.
Развивающая:
а) учить анализировать услышанную музыку;
б) развивать речь, мышление, музыкальную память,
слух и голос.
Воспитательная:
а) пробуждать чувство прекрасного;
б) интерес к народному творчеству и к музыке
русских композиторов-классиков.
Музыкальный материал: фонограммы песен "
Уж ты сад, ты мой сад", "Хорошо пастух играет",
песня Леля из оперы-сказки " Снегурочка" Н.А.
Римского-Корсакова.
Литературный материал:
музыкально-литературный материал "На лугу"
Н.А.Алпаров, В.А.Николаев, И.П.Сусидко.
Изобразительный материал: портрет
Н.А.Римского- Корсакова; картина "Пастушок",
видеофрагменты из оперы-сказки "Снегурочка",
фотографии инструментов.
Оборудование: магнитофон, фортепиано,
телевизор, видеоплеер.
Методы и приёмы: репродуктивный,
эвристический, исследовательский.
Дополнительные методы: ассоциативный,
импрессивный, экспрессивный, метод музыкального
обобщения, метод создания художественного
контекста.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная,
групповая.
Ключевые, базовые понятия: рожок, ратные
трубы, опера-сказка "Снегурочка", скоморохи.
Ход урока
1. Вводное слово учителя. Вступлением к
нашему уроку будет служить русская народная
песня "Уж ты сад, ты мой сад" (звучит
фонограмма).
- Как звучала тема прошлого урока? Ответ:
русские народные духовые инструменты.
- Расскажите о жалейке? (Рассказ о жалейке)
2. Знакомство с пастушеским рожком и с ратными
трубами.
Учитель.
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним
инструментом "Пастушеский рожок"
(запись в творческой тетради), <Рисунок 4>.
Рис. 4
Рожок пастушеский отличается от жалейки.
Его делают из бересты, клёна или можжевельника.
По утверждению рожечников лучшими качествами
обладали можжевельные рожки. Длина его 100-500мм.
Есть крупные-басовые и визгуны (показ
инструментов, фотографии). А вот труба
пастушеская изготавливалась из дерева и
перевивалась берестой.
В древней Руси использовались трубы ратные. Они
были двух видов - с коническими и
цилиндрическими каналами. Конические трубы
имели прямую или слегка изогнутую форму. Длиной
около двух метров. Такой трубой мог пользоваться
трубач-конник. Войска на Руси располагали
большим количеством труб. В 17 веке каждому
воеводе на полк полагалось сначала 10, затем 12 и,
наконец, 18 труб. С помощью определённых сигналов,
трубачи осуществляли связь между полками,
извещали о начале выступления, о сборе войск
после боя. Трубы употреблялись не только в ратном
деле, но и во время различных княжеских
церемоний, при приёме послов. Для этого при
велико-княжеском дворе содержался специальный
штат трубачей. Их насчитывалось около 100 человек.
На пастушьих рожках, жалейках, бубнах, гудках
и гуслях играли скоморохи. И когда в
середине 17 века скоморошество стало
преследоваться, многие инструменты были сожжены
или запрещены. Но рожок не пострадал, так как он
был связан с трудом пастуха. Пастух, играющий на
рожке - это символ покоя и мира в сознании
русских людей. Поэтому пастух частый персонаж в
легендах, былинах, сказках, поговорках и
песнях.<Рисунок 5>.
Рис. 5
3. Знакомство с русской народной песней "Хорошо
пастух играет" (звучит фонограмма) Беседа о
содержании, о её воздействии на слушателей. (Приложение 6).
4. Работа с песней и обыгрывание.
5. Учитель.
Пастушок славился сольной игрой на рожке. В
опере-сказке "Снегурочка" Н.А.
Римского-Корсакова (портрет на доске) есть
такой пастушок и зовут его Лель. Лель- пастух,
которого любят все, никто не сравниться с ним в
искусстве петь песни, играть на рожке. Давайте
познакомимся с этим героем и послушаем его песню.
Слушаем песню Леля (исполняет учитель:
фортепиано).
6. Анализ произведения учащимися.
7. Видеофрагмент из оперы-сказки
"Снегурочка"
8. Подводиться итог урока. Ответы оцениваются.
Задание на дом: нарисовать в творческой тетради
русские народные духовые инструменты и пастушка
Леля. |