Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 12:25:19
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ
18.09.2010, 13:09:40

ЦЕЛИ:

1) показать связь истории языка с историческим развитием общества;

2)познакомить учащихся с процессами, происходящими в фонетике, лексике, грамматике;

3) научить видеть фонетические, лексические, грамматические и семантические архаизмы и историзмы в художественном тексте.

 

 

ЭТАПЫ УРОКА

1 этап.

Вступление.

Слово учителя и сообщение целей урока.

«Язык живет вместе с жизнью народа», - писал критик В.Г.Белинский. И это действительно так. История русского языка – это история русского народа, история его величия и славы, невзгод и несчастий – и снова подъема. Сегодня на уроке мы попытаемся обобщить полученные на факультативе сведения о том, как развивался русский язык, какие изменения произошли в фонетике, лексике, грамматике, научимся видеть историзмы и архаизмы в художественном тексте.

Вспомним известное:

- К какой языковой семье и группе относится русский язык? (Индоевропейской, восточнославянской)

Предки славян издавна жили в Европе. Ученые считают, что славяне жили там уже в начале 1 тысячелетия до н. э. Восточные славяне (древляне, поляне, кривичи), конечно, имели свой язык – разговорный. Но у них не было алфавита, письменности, своего литературного языка.

- Как вы думаете, зачем нужен людям алфавит?

 

2 этап. Роль славянской азбуки.

 

А) Беседа

- Почему наша азбука названа кириллицей? Что вы знаете о создателях азбуки?

- Проверим домашнее задание. Какие буквы отсутствуют в современной азбуке? Какие звуки они обозначали?

- В  каких пословицах и фразеологизмах сохранились названия старых букв?

 

Б) Чтение наизусть учеником стихотворения Н.Николаевой и беседа

Так вот они – наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно-строгие строки,

Литая славянская вязь.

Так вот где, так вот где впервые

Обрел у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твердость глагол.

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» - заявила Вселенной,

«Я есмь!» - заявила векам.

- Как бы вы озаглавили стихотворение?

- Как вы понимаете последние строки стихотворения?

- Когда, по мнению автора, Русь смогла заявить: «Я есмь!»

 

В) практическая работа. Переведите с древнерусского на современный русский язык фразу.

 

3 этап. Изменения в языке.

 

А) Прослушивание в записи вступления к «Слову о полку Игореве» на древнерусском языке и беседа.

Так приблизительно звучал язык древних русичей в 12 веке. На протяжении веков произошли изменения в фонетике, лексике, грамматике. Нам необходимо их знать, чтобы объяснить некоторые факты современного языка.

Опираясь на конспект параграфа 20 и сведения, полученные на факультативе, расскажите, какие изменения произошли в фонетике и грамматике?

Б) Доклады учащихся «Изменения в фонетике», «Изменения в грамматике».

 

Материал для докладов.

1. Предок нашего языка – древнерусский язык был очень звучным, мелодичным. Очень велика была в нем роль гласных. На самом раннем этапе в языке восточных славян было 11 гласных (сегодня их всего 6). Правда, носовые гласные звуки сохранились в древнерусском языке лишь до середины 10 века, хотя юс большой и юс малый использовался и позже. Все слоги в словах строились таким образом, что каждый следующий звук был более звучный, чем предыдущий. В лингвистике это явление называется «законом открытого слога».

Многие явления, которые наблюдались в древнерусском языке, зародились еще в праславянском. У праславян были невозможны сочетания согласных к, г, х с некоторыми гласными, например, е, и. Если эти согласные оказывались в какой-нибудь позиции рядом с такими гласными, то они изменялись. Ранние изменения были такими: к переходил в ч, г – в ж, х в ш. Следствием этого стали древнерусские чередования: рука - ручька, рогъ – рожькъ, сокъ – сочити, тихо – тишина .Чередования названных согласных есть и в современном русском языке.

Постепенно в древнерусском языке стали возможными и сочетания КИ, ГИ, ХИ.

Начиная с 14 века мягкие согласные ж, ш стали твердеть. Именно поэтому современным школьникам в первом классе приходится учить правило « жи – ши пиши через и».

Характерной чертой древнерусского языка было оканье. Остатки древнерусского произношения сохранились в некоторых северных говорах русского народа.

Падение редуцированных вызвало процессы оглушения и озвончения, появление беглых гласных.

2. Грамматика современного русского языка довольно сильно отличается от грамматики древнерусского языка. Многие формы изменения частей речи необычны. У существительных было шесть типов склонения. Нас удивляет сегодня, что у некоторых слов формы мн. Ч. Образуются не так, как у других существительных: небо – небеса, чудо – чудеса.

В древнерусском языке категория числа имела не две формы, а три – единственное, двойственное и множественное число. Двойственное число употреблялось, если речь шла о двух предметах. Двойственное число существовало до 14 века.

Падежей в древнерусском языке было семь. Местный падеж стал предложным. звательный падеж употреблялся при обращении ( вода – водо!) Остатки звательного падежа в современном языке: отче, старче, сынку.

Сейчас в русском языке грамматически различаются одушевленные и неодушевленные существительные: увидеть брата, но увидеть стол. В древности такого различия не было. У одушевленных существительных форма вин. падежа совпадала с формой имен. падежа. Напоминанием об этом можно считать слово замуж. Сейчас это наречие, употребляется в выражении выйти замуж ,а раньше это было существительное с предлогом: за мужъ (т.е. за мужа).

В древнерусском языке были личные местоимения только 1-го и 2-го лица, т.е. я(азъ), ты, мы, вы. Местоимения 3-го лица (он, она, оно, они) возникли позже из указательных местоимений: онъ значило тот, оный. Именно поэтому местоимения 3-го лица имеют различия по роду.

Устройство прилагательных было сходно с современным. Отметим только, что в древности гораздо чаще использовались краткие прилагательные, склонение которых было похоже на склонение существительных. Старые формы сохранились во фразеологизмах: среди бела дня, на босу ногу.

А вот изменения глагола в древнерусском языке было гораздо сложнее, чем в современном русском. Вариантов будущего времени было три, а прошедшего времен - четыре. Современные формы прошедшего времени (ходил, знал, пришел) – это лишь часть старинных форм перфекта. Перфект образовывался из двух частей: форма настоящего времени глагола быти + причастие прошедшего времени с суффиксом л (есмь зналъ, еси зналъ).

 

В) Практическая часть. Объясните значение фразеологизмов, прокомментируйте устаревшие формы в составе фразеологических единиц.

1 вариант

2 вариант

Врачу, исцелися сам

Яко тать в нощи

Погибоша аки обре

В руце божьей

Почить в бозе

Третьего дни

Ни то ни се

Слава те господи

Средь бела дня

Откуда сыр бор загорелся

 

4 этап

Устаревшие слова в художественном тексте.

А) Беседа.

Лексика - наиболее подвижная часть языка. Одни слова исчезают, другие появляются. Исчезнувшие слова называются устаревшими.

- Какие виды устаревших слов вы знаете? (Историзмы и архаизмы). Приведите примеры.

- В русском языке десять процентов заимствованных слов. И среди этих заимствованных слов наибольшее количество занимают старославянизмы. Почему?

- Каковы признаки старославянизмов?

Б) Прослушивание в записи стихотворения Пушкина «Пророк» в исполнении М.Казакова и нахождение в нем старославянизмов и устаревших слов.

После проверки задания беседа

- Зачем автор использовал в стихотворении так много старославянизмов? Что придают они стихотворению?

В) Нахождение семантических историзмов в отрывках из романа «Евгений Онегин».

Читая хорошо знакомые по школьной программе произведения, мы должны всегда учитывать, что в них всегда есть «подводные рифы», семантические историзмы. Попробуйте найти в отрывках с устаревшей семантикой (значением).

 

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

 

Как рано мог уж он тревожить

Сердца кокеток записных!

Усеян плошками кругом,

Блестит великолепный дом.

 

Евгений тотчас на свиданье

Стремглав по почте поскакал.

 

5 этап. Подведение итогов. Объяснение домашнего задания.

- Для чего нужно знать историю языка?

- Живет ли язык? Можно ли назвать русский язык «живым»? Обоснуйте свое мнение.

 

Домашнее задание (на выбор): упражнение 309 или выписать из 35 строфы 1 главы романа «Евгений Онегин» устаревшие слова и формы.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя, Орфография, письмо
Просмотров: 7362 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0