ЦЕЛИ: 1) показать связь истории языка с
историческим развитием общества; 2)познакомить учащихся с процессами, происходящими в фонетике,
лексике, грамматике; 3) научить видеть фонетические, лексические, грамматические и
семантические архаизмы и историзмы в художественном тексте. ЭТАПЫ УРОКА 1 этап.
Вступление.
Слово учителя и сообщение целей
урока. «Язык живет
вместе с жизнью народа», - писал критик В.Г.Белинский. И это действительно так.
История русского языка – это история русского народа, история его
величия и славы, невзгод и несчастий – и снова подъема. Сегодня на уроке
мы попытаемся обобщить полученные на факультативе сведения о том, как
развивался русский язык, какие изменения произошли в фонетике, лексике,
грамматике, научимся видеть историзмы и архаизмы в
художественном тексте. Вспомним известное: - К какой языковой семье и группе относится русский язык?
(Индоевропейской, восточнославянской) Предки славян издавна жили в Европе.
Ученые считают, что славяне жили там уже в начале 1 тысячелетия до н. э.
Восточные славяне (древляне, поляне, кривичи), конечно, имели свой язык
– разговорный. Но у них не было алфавита, письменности, своего литературного
языка. - Как вы
думаете, зачем нужен людям алфавит? 2 этап. Роль славянской азбуки. А) Беседа
- Почему наша азбука названа кириллицей? Что вы знаете о создателях
азбуки? - Проверим
домашнее задание. Какие буквы отсутствуют в современной азбуке? Какие
звуки они обозначали? - В каких пословицах и фразеологизмах сохранились названия
старых букв? Б) Чтение наизусть учеником
стихотворения Н.Николаевой и беседа Так вот они – наши истоки, Плывут, в полумраке светясь, Торжественно-строгие строки, Литая славянская вязь. Так вот где, так вот где впервые Обрел у подножия гор Под огненным знаком Софии Алмазную твердость глагол. Великое таинство звука, Презревшее тленье и смерть, На синих днепровских излуках Качнуло недвижную твердь. И Русь над водой многопенной, Открытая вольным ветрам, «Я есмь!» - заявила Вселенной, «Я есмь!» - заявила векам. - Как бы вы озаглавили стихотворение? - Как вы понимаете последние строки
стихотворения? -
Когда, по мнению автора, Русь смогла заявить: «Я есмь!» В) практическая работа. Переведите с древнерусского на
современный русский язык фразу. 3 этап. Изменения в языке. А) Прослушивание в записи вступления к «Слову о полку Игореве»
на древнерусском языке и беседа. Так приблизительно звучал язык древних русичей в 12 веке. На
протяжении веков произошли изменения в фонетике, лексике,
грамматике. Нам необходимо их знать, чтобы объяснить некоторые факты
современного языка. Опираясь
на конспект параграфа 20 и сведения, полученные на факультативе, расскажите, какие
изменения произошли в фонетике и грамматике? Б) Доклады учащихся «Изменения в
фонетике», «Изменения в грамматике». Материал для докладов. 1. Предок нашего языка – древнерусский язык был
очень звучным, мелодичным. Очень велика была в нем роль гласных. На
самом раннем этапе в языке восточных славян было 11 гласных
(сегодня их всего 6). Правда, носовые гласные звуки сохранились в
древнерусском языке лишь до середины 10 века, хотя юс большой и юс малый
использовался и позже. Все слоги в словах строились таким образом,
что каждый следующий звук был более звучный, чем предыдущий. В лингвистике
это явление называется «законом открытого слога». Многие явления, которые наблюдались в
древнерусском языке, зародились еще в праславянском. У
праславян были невозможны сочетания согласных к, г, х с некоторыми
гласными, например, е, и. Если эти
согласные оказывались в какой-нибудь позиции рядом с такими
гласными, то они изменялись. Ранние изменения были такими: к переходил в ч, г – в ж, х в ш. Следствием этого
стали древнерусские чередования: рука - ручька, рогъ –
рожькъ, сокъ – сочити, тихо – тишина .Чередования
названных согласных есть и в современном русском языке. Постепенно в древнерусском языке
стали возможными и сочетания КИ, ГИ, ХИ. Начиная с 14 века мягкие согласные ж, ш стали твердеть.
Именно поэтому современным школьникам в первом классе приходится
учить правило « жи – ши пиши через и». Характерной чертой древнерусского
языка было оканье. Остатки древнерусского произношения
сохранились в некоторых северных говорах русского народа. Падение редуцированных вызвало
процессы оглушения и озвончения, появление беглых гласных. 2. Грамматика
современного русского языка довольно сильно отличается от грамматики
древнерусского языка. Многие формы изменения частей речи необычны. У
существительных было шесть типов склонения. Нас удивляет сегодня,
что у некоторых слов формы мн. Ч. Образуются не так, как у других
существительных: небо – небеса, чудо – чудеса. В древнерусском языке категория
числа имела не две формы, а три – единственное, двойственное и
множественное число. Двойственное число употреблялось, если речь шла о
двух предметах. Двойственное число существовало до 14 века. Падежей в древнерусском языке было
семь. Местный падеж стал предложным. звательный падеж
употреблялся при обращении ( вода – водо!) Остатки звательного падежа в современном
языке: отче, старче, сынку. Сейчас в русском языке грамматически различаются одушевленные и
неодушевленные существительные: увидеть брата, но увидеть стол. В древности
такого различия не было. У одушевленных существительных форма вин.
падежа совпадала с формой имен. падежа. Напоминанием об этом можно
считать слово замуж. Сейчас это
наречие, употребляется в выражении выйти замуж ,а раньше это
было существительное с предлогом: за мужъ (т.е.
за мужа). В
древнерусском языке были личные местоимения только 1-го и 2-го лица,
т.е. я(азъ), ты, мы, вы. Местоимения 3-го лица (он, она,
оно, они) возникли позже из указательных местоимений: онъ значило тот, оный. Именно поэтому
местоимения 3-го лица имеют различия по роду. Устройство прилагательных было
сходно с современным. Отметим только, что в древности гораздо
чаще использовались краткие прилагательные, склонение которых было
похоже на склонение существительных. Старые формы сохранились во
фразеологизмах: среди бела дня, на босу ногу. А вот изменения глагола в
древнерусском языке было гораздо сложнее, чем в современном русском.
Вариантов будущего времени было три, а прошедшего времен - четыре. Современные
формы прошедшего времени (ходил, знал, пришел) – это лишь часть
старинных форм перфекта. Перфект образовывался из двух частей: форма
настоящего времени глагола быти + причастие
прошедшего времени с суффиксом л (есмь зналъ, еси зналъ). В) Практическая часть. Объясните
значение фразеологизмов, прокомментируйте устаревшие формы в
составе фразеологических единиц. 1 вариант | 2 вариант | Врачу, исцелися
сам | Яко тать в нощи | Погибоша аки
обре | В руце божьей | Почить в бозе | Третьего дни | Ни то ни се | Слава те господи | Средь бела дня | Откуда сыр бор
загорелся |
4 этап Устаревшие слова в художественном
тексте. А) Беседа. Лексика - наиболее подвижная часть
языка. Одни слова исчезают, другие появляются. Исчезнувшие слова
называются устаревшими. - Какие виды устаревших слов вы знаете? (Историзмы и
архаизмы). Приведите примеры. - В русском языке десять процентов
заимствованных слов. И среди этих заимствованных слов
наибольшее количество занимают старославянизмы. Почему? - Каковы признаки старославянизмов? Б) Прослушивание в записи
стихотворения Пушкина «Пророк» в исполнении М.Казакова и нахождение в
нем старославянизмов и устаревших слов. После проверки задания беседа - Зачем автор использовал в
стихотворении так много старославянизмов? Что придают они стихотворению? В) Нахождение семантических
историзмов в отрывках из романа «Евгений Онегин». Читая хорошо знакомые по школьной
программе произведения, мы должны всегда учитывать, что в них всегда
есть «подводные рифы», семантические историзмы. Попробуйте найти в
отрывках с устаревшей семантикой (значением). Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей. Как рано мог уж
он тревожить Сердца
кокеток записных! Усеян
плошками кругом, Блестит
великолепный дом. Евгений тотчас на свиданье Стремглав по почте поскакал. 5 этап. Подведение итогов. Объяснение домашнего задания. - Для чего нужно знать историю языка? - Живет ли язык? Можно ли назвать русский язык «живым»?
Обоснуйте свое мнение. Домашнее задание (на выбор): упражнение 309 или выписать из 35
строфы 1 главы романа «Евгений Онегин» устаревшие слова и
формы. |