"Всякая благородная личность
глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством”.
В.Г. Белинский
Цель: утверждение в сознании и чувствах
воспитанников патриотических ценностей,
взглядов и убеждений, воспитание уважения к
историческому и культурному прошлому России и
родного края на примере жизни героя – Валерия
Чкалова.
Задачи:
1. Воспитание гордости за свою Родину, народного
героя (В.П. Чкалова).
2. Сохранение исторической памяти поколений в
памяти подрастающего поколения.
3. Способствование формированию у обучающихся
чувства сопричастности к истории и
ответственности за будущее страны.
Ожидаемые результаты:
- в историко – краеведческой сфере: осознание
ответственности за судьбу страны, формирование
гордости за сопричастность к деяниям предыдущих
поколений;
- в социальной сфере: формирование активной
жизненной позиции;
- в познавательной сфере: развитие творческих
способностей;
- в духовно-нравственной сфере: осознание
обучающимися высших ценностей, идеалов,
ориентиров, способность руководствоваться ими в
практической деятельности.
75-летию трансконтинентального перелета В.П.
Чкалова посвящается
"Колумбы русские, презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток,
И наша досягнет в Америку держава”.
М.В. Ломоносов
Воплотил эти слова в жизнь бесстрашный лётчик
Валерий Павлович Чкалов.
Вопросы к обучающимся:
- Ребята, а вы знаете, кто такой Чкалов?
Валерий Павлович Чкалов - это целая эпоха в
истории нашего воздушного флота. Он был не только
непревзойдённым лётчиком, но и создателем школы
высшего пилотажа, разработчиком методик
испытания новых самолётов. Чкаловское лётное
наследие прошло суровую проверку в воздушных
боях Великой Отечественной войны, подтвердив
своё право на жизнь.
Вале?рий Па?влович Чка?лов (20 января (2 февраля)
1904, Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская
губерния, Российская империя — 15 декабря 1938,
Москва, РСФСР, СССР) — советский
лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского
Союза.
Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937
году первый беспосадочный перелёт через
Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат
Вашингтон, США).
Я расскажу вам о В.П. Чкалове и его героических
перелётах.
Начало службы в авиации
Служба в Красной Армии с 1919 г.
слесарем-сборщиком самолётов в 4-й Канавинском
авиационном парке в Нижнем Новгороде.
В 1921 году направлен на учёбу в Егорьевскую
военно-теоретическую школу ВВС, после её
окончания в 1922 году направлен на дальнейшую
учёбу в Борисоглебскую военную авиационную
школу лётчиков, окончил её в 1923 году.
В 1923—1924 годах проходил обучение в Московской
военно-авиационной школе высшего пилотажа, а
затем в Серпуховской высшей авиационной школе
стрельбы, бомбометания и воздушного боя.
В июне 1924 года военный лётчик-истребитель
Чкалов был направлен для прохождения службы в
Ленинградскую Краснознамённую истребительную
авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова.
За время службы в эскадрилье он проявил себя
как дерзкий и отважный лётчик. Совершал
рискованные полёты, за что получал взыскания и
неоднократно отстранялся от полётов.
В марте 1928 года переведён на службу в 15-ю
Брянскую авиационную эскадрилью.
В начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и
по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском
Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и
был лётчиком-инструктором. Лётно-испытательная работа
В ноябре 1930 года Чкалов направлен на работу в
московский Научно-исследовательский институт
ВВС РККА.
За два года работы в НИИ он совершил более 800
испытательных полётов, освоив технику
пилотирования 30 типов самолётов.
В 1932 году НИИ ВВС был переведен с Ходынского
поля в Москве на аэродром в районе города Щёлково
Московской области. Перебазирование из
обыденного события превратилось в первый в СССР
воздушный парад с пролётом над Красной площадью.
45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а
во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым
номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова.
С января 1933 года Валерий Чкалов переведён на
работу лётчиком-испытателем Московского
авиационного завода № 39 имени Менжинского.
Совместно со своим старшим товарищем
Александром Анисимовым испытывал новейшие
самолёты-истребители 1930-х годов И-15 (биплан) и И-16
(моноплан) конструкции Поликарпова. Он также
принимал участие в испытаниях истребителей
танков "ВИТ-1”, "ВИТ-2”, а также тяжёлых
бомбардировщиков "ТБ-1”, "ТБ-3”, большого
количества опытных и экспериментальных машин
ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего
пилотажа — восходящего штопора и замедленной
бочки.
5 мая 1935 года авиаконструктор Николай
Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за
создание лучших самолётов-истребителей были
награждены высшей правительственной наградой —
орденом Ленина.
Рекордные перелёты
Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил
Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в
США через Северный полюс и возглавить экипаж
самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и
Беляков обратились в правительство с
предложением провести такой перелёт, но Сталин
указал другой план маршрута: Москва —
Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения
неудачной попытки Леваневского.
20–22 июля 1936 года экипаж АНТ-25 (В. П. Чкалов, Г. Ф.
Байдуков и А. В. Беляков) совершил беспосадочный
перелет через Северный Ледовитый океан из Москвы
в Петропавловск-Камчатский и далее на остров Удд
(ныне о. Чкалов), преодолев расстояние 9374 км за 56
часов 20 минут.
Уже на острове Удд на борт самолёта была
нанесена надпись "Сталинский маршрут”,
сохранённая и при следующем перелёте — через
Северный полюс в Америку. Оба чкаловских
перелёта официально носили это название.
24 июля 1936 года за выполнение этого перелёта и
проявленные при этом мужество и героизм всем
членам экипажа АНТ-25 было присвоено звание Героя
Советского Союза.
Об исключительной важности этого перелёта для
своего времени говорит то, что И. В. Сталин
лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский
аэродром близ Москвы встречать возвратившийся
самолёт. С этого момента Чкалов приобрёл
всенародную известность в СССР.
Остров Удд был переименован в остров Чкалова,
а близлежащие острова Лангр и Кевос – в острова
Байдукова и Белякова соответственно. На месте
приземления был установлен памятник.
Золотая страница в истории отечественной
авиации – рекордный АНТ-25.
В 2012 году исполнилось 75 лет с момента
осуществления экипажами Валерия Павловича
Чкалова и Михаила Михайловича Громова
сверхдальних беспосадочных перелетов через
Северный полюс в США на рекордной машине АНТ-25.
Самолет был построен в двух экземплярах -
опытная машина и дублер. Первый полет состоялся 22
июня 1933 года, после чего, в течение нескольких
лет, велись доработки и совершенствование. Так,
по истечении четырех лет доводочных испытаний и
целой серии сверхдальних перелетов в границах
СССР, наконец-то наступило время выполнить
трансарктические перелеты через Северный полюс
в США.
Окончательное решение по трансарктическому
перелету, имея опыт организации перелета по
"Сталинскому маршруту" было решено
проводить после организации научной дрейфующей
станции на Северном полюсе. 21 мая 1937 г. дрейфующая
станция "Северный полюс-1" во главе с И.Д.
Папаниным была организована с помощью
туполевских ТБ-3А "Авиарктика".
Весной 1937 года Чкалов, Байдуков и Беляков
обратились в Правительство с просьбой разрешить
перелет по маршруту Москва - Северный полюс
-Америка. Через четыре дня после организации
станции "Северный полюс-1" Сталин принял
экипаж и достаточно долго беседовал с ним, после
чего дал свое согласие и одобрил маршрут.
Когда принималось решение о полете, Сталин
поинтересовался:
"- ...Так вы говорите, что выбор самолета
сделан правильно? Все-таки один мотор... Этого не
надо забывать.
- Товарищ Сталин, - ответил Чкалов, - так ведь
один мотор - сто процентов риска, а четыре мотора -
четыреста".
Для подготовки перелета была создана
специальная комиссия, в которую вошли
М.М.Каганович (глава авиапрома), А.Н.Туполев,
Я.И.Алкснис и др. Вскоре экипаж перегнал машину на
Щелковский аэродром, где началась
непосредственная подготовка к перелету. За
своевременную и тщательную подготовку самолета
отвечал Е.К. Стоман. Для обеспечения перелета
были привлечены радиостанции Северного морского
пути. Пароходы и ледоколы Северного флота
готовились, чтобы, в случае чего, оказать
немедленную помощь. В Канаде и в США была
подготовлена сеть радиостанций для приема
радиограмм с борта и передачи информации на борт.
Инженерной группой ЦАГИ были рассчитаны и
составлены для экипажа графики режима полета.
Особое внимание и экипаж, и наземные службы
обращали на двигатель (М-34Р на АНТ-25 при
температуре выше плюс пятнадцать градусов на
повышенных оборотах начинал перегреваться).
Готовясь к полету, Чкалов и его коллеги
прекрасно понимали насколько важно отладить
этот единственный на самолете двигатель, от
которого во многом будет зависеть и успех
многочасового перелета, и, в конце концов, их
жизнь и жизнь, и судьба создателей АНТ-25. Вместе
с мотористами Чкалов занимался регулировкой
М-34Р, добиваясь получения оптимальных
параметров.
В начале июня было решено форсировать сроки
перелета. Причина была следующая: перед экипажем
стояла задача первыми определить возможность
этого перелета, а затем передать информацию об
особенностях работы, наблюдения и рекомендации
по доработке отдельных элементов самолета,
двигателя и оборудования на самолете М. Громова,
который должен был лететь вслед за ними. Оба
перелета необходимо было уложить в летние месяцы
и желательно в период июнь-июль, когда обстановка
по маршруту более или менее благоприятная.
Предложение экипажа по ускорению сроков
подготовки многим показалось авантюрой. Но за
экипажем была уверенность в самолете, опыт
предыдущего перелета, да и подготовка к
трансарктическому перелету началась фактически
с августа 1936 г.
После всех доработок машина была оснащена
необходимыми параметрами для достижения
необходимой дальности полета. Полностью
подготовленный к перелету АНТ-25 был переведен на
Щелковский аэродром и ждал своего часа.
Ранним утром 18 июня 1937 года в 4 ч 4 мин со
Щелковского аэродрома был взят старт этого
беспримерного перелета.
Путь лежал на север. Где-то внизу под крыльями
впервые в мире дрейфовали в заполярных широтах
четыре советских исследователя: И.Д. Папанин, Э.Т.
Кренкель, П.П. Ширшов и Е.К. Федоров. Дальше не
изведанный маршрут, льды и льды... Над Канадой
самолет попал в циклон. Пришлось долго наощупь
обходить его. Летели на высоте 4000-4500 м. Летчики
теряли силы. Сменяться приходилось каждый час.
Кислорода оставалось мало. Над Тихим океаном
запасы его иссякли. Пришлось опускаться к земле.
Наконец, после 62 часов полета показался Портленд,
но из-за нелетной погоды аэропорт был забит
множеством самолетов, и сажать самолет некуда.
Экипажем принимается новое решение: самолет
перелетает на другой берег реки Колумбус и
совершает посадку на небольшом военном
аэродроме Баракс близ города Ванкувер.
20 июня 1937 года в 19 ч 30 мин по московскому времени
экипаж В.П. Чкалова закончил перелет по маршруту
Москва-Кольский полуостров-Баренцево море-Земля
Франца Иосифа-Северный полюс-Остров
Мелвилл-Остров Бенкса-Пирс Поинт-Острова
Королевы Шарлотты-Ванкувер. За 63 ч. 16 мин. самолет
пролетел более 9130 км (8582 км по прямой) – факт
утвержден как национальный рекорд СССР.
Имена героев не сходили со страниц газет и
журналов всего мира. В честь завершения полета
прошли торжественные церемонии в Портленде и
Ванкувере.
Затем В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков
совершили триумфальную поездку по США с
официальным приемом президента-Франклина
Рузвельта.
26 июля 1937 года, выполнив свою почетную миссию,
посланцев из СССР в США, летчики-герои вернулись
в Москву, где их ждала грандиозная встреча
соотечественников в духе тех времен.
За этот перелёт экипаж был награждён орденами
Красного Знамени.
АНТ-25 экипажа Чкалова в разобранном виде следом
был доставлен в СССР и помещен в ангар музея им.
Чкалова, где находится и по настоящее время.
Эти исторические перелеты продемонстрировали
всему миру не только мужество, смелость и
мастерство наших летчиков, но и высокий уровень
отечественного самолетостроения.
Вопросы к обучающимся:
- Какие трудности "закаляли” характер
Чкалова?
- Как вы думаете, возможно, ли в наше время
рождение "нового Чкалова”?
- Есть ли у вас примеры из личной жизни патриотов
своей Родины?
12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран
депутатом Совета Национальностей Верховного
Совета СССР от Горьковской области и Чувашской
АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был
переименован в Чкаловск.
И. Сталин лично предложил Чкалову занять
должность Наркома НКВД, но он отказался и
продолжал заниматься лётной испытательной
работой.
1 декабря 1938 года он был срочно вызван из
отпуска для проведения испытаний нового
истребителя И-180.
Слайд 16
Гибель Чкалова
Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении
первого испытательного полёта на новом
истребителе И-180 на Центральном аэродроме.
Полёт готовился в спешке, чтобы успеть до конца
года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7
ноября, 15 ноября, 25 ноября... 2 декабря на собранной
машине было выявлено 190 дефектов. Н. Н. Поликарпов
протестовал против ненужной гонки при
подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был
отстранён от этих работ. 7 декабря И-180 вывезли на
аэродром; 10 декабря В. П. Чкалов произвёл рулёжку
самолёта по земле, при которой мотор часто
"глох”; 12 декабря при повторной рулёжке
сломалась тяга управления газом мотора.
13 декабря Поликарпов представил программу
испытаний И-180: полётное задание предписывало
совершить пробный полёт по кругу в течение 10—15
минут без уборки шасси; затем после тщательного
осмотра всей машины осуществить ознакомительный
полёт и 1—2 полёта по 30—68 минут; наконец полёт с
убранным шасси до высоты 7000 метров. Валерий
Чкалов должен был совершить только первый, самый
дорогой по оплате, полёт, после чего машина
переходила в руки другого лётчика — С. П. Супруна.
Слайд 17
По воспоминаниям Д. Л. Томашевича, в этот день
температура воздуха была "около минус 25 °C…
Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова
вылетать, но тот не согласился”. Уже при заходе
самолёта на посадку двигатель М-88 остановился.
Чкалов, как отмечено было в Акте комиссии по
расследованию причин аварии, "до последнего
момента управлял самолётом и пытался сесть и сел
вне площади, занятой жилыми домами”. Но при
посадке самолёт зацепил за провода и столб, а
лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте
падения металлическую арматуру. Через два часа
он скончался в Боткинской больнице от полученной
травмы.
Даже идя на верную гибель, Чкалов думал о жизни
других людей.
Вопросы к обучающимся:
- О чем говорит вам данный поступок?
Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его
прахом установлена в Кремлёвской стене.
Сегодня существует несколько версий смерти
Чкалова
Память…
Память о великом летчике-испытателе навсегда
останется в сердце русского народа
Вопросы к обучающимся:
- Достоин ли такой человек как Валерий Чкалов
того, чтобы о нем помнили?
- Как, на ваш взгляд, можно добиться сохранения
памяти о В. Чкалове?
- Знаете ли вы какие-нибудь книги, фильмы,
памятники, посвященные этому легендарному
человеку? Какие?
Слайд 18
Награды
- Медаль "Золотая Звезда” Герой Советского
Союза (24.07.1936)
- 2 ордена Ленина (5.05.1935, 24.07.1936)
- Орден Красного Знамени (июль 1937)
- Медаль "XX лет РККА” (февраль 1938)
Слайды 19-20
Памятники
- Памятник Чкалову в Нижнем Новгороде
- Памятник Чкалову на ул. Землячки, Нижний
Новгород, 1994 год
- Бюст Чкалова в парке "Крылья Советов”
Авиастроительного района Казани, 2010 год
- Памятный знак в Хабаровске, установленный на
месте, где В.П.Чкалов выступал на митинге 2
августа 1936 года, посвящённом окончанию
правительственного беспосадочного перелёта.
- Памятник Чкалову в городе Оренбурге на
набережной реки Урал
- Памятник в Днепропетровске и другие
Слайд 21
В филателии и монетах
- Почтовая марка СССР, 1954 год
- Почтовая марка России, 2004 год
- Почтовая марка России, 2012 год
- Почтовый конверт СССР, 1984 год
- Почтовый конверт России, 2011 год
- Памятная монета Банка России, 2004 год
В 1941 году на киностудии им. М. Горького был
создан историко-биографический фильм "Валерий
Чкалов” (новая редакция выпущена в 1962).
В 1987 году вышел документальный фильм режиссёра
В. Ф. Коновалова "Рейс сквозь память” о полётах
экипажей В. Чкалова и М. Громова через Северный
полюс в Америку в 1937 году, в создании которого
принимали участие киностудия "20th Century Fox” и
актриса Ширли Темпл.
В 2011 году кинокомпания "Централ Партнершип”
сняла сериал про Валерия Чкалова – "Чкалов”
(рабочее название "Крылья”) о событиях из жизни
летчика, начиная с 1924 года. Режиссер Игорь Зайцев.
В главной роли Чкалова — Евгений Дятлов.
Вопросы к обучающимся:
- Назовите объекты, названные в честь Валерия
Чкалова
В городе есть административный район -
ЧКАЛОВСКИЙ, улица Чкалова, станция метро -
Чкаловская
- Именем В.П. Чкалова названы населённые пункты,
улицы во многих городах, суда, школы, высшее
военное авиационное училище лётчиков в
Оренбурге, Центральный аэроклуб в Москве,
авиационные заводы в Ташкенте и Новосибирске,
остров на Дальнем Востоке, улица в канадском
городе Ванкувер
- Имя Чкалова носит волжский трёхпалубный
теплоход.
- Имя "В. Чкалов” носит один из самолётов Ил-96-300
(RA-96005) авиакомпании "Аэрофлот — Российские
Авиалинии”.
- Именем В. П. Чкалова назван астероид (2692) Чкалов.
Чкалов погиб, но за свою короткую жизнь он
сделал очень многое. Как летчик-истребитель он
внедрил в авиации свою чкаловскую
наступательную тактику ведения воздушного боя.
Как летчик-испытатель он испытал и дал путевку в
жизнь лучшим в мире самолетам-истребителям.
Наконец, два дальних беспосадочных перелета,
совершенных под его командованием, навсегда
вошли в историю отечественной и мировой авиации.
Мы должны гордиться героем Валерием Чкаловым,
он, действительно, – "Русский Колумб”!!!
P.S.: Если существуют ресурсы по
времени, можно использовать фильм "Чкалов” (2012
г.), где рассмотреть человеческие качества
Валерия Чкалова
Вопросы к обучающимся:
- Какие черты характера, человеческие качества
Валерия Чкалова показывают его как сильную,
благородную личность?
- Что поразило, восхитило вас в герое этого
фильма?
- Что говорит об истинном патриотизме Чкалова?
|