Цели проекта:
- Учить детей самостоятельно искать необходимую
информацию с использованием различных
источников, анализировать и обобщать факты.
- Учить работать в группах, обмениваться
информацией, выражать свою точку зрения и
обосновывать её, анализировать и оценивать
собственные творческие и деловые возможности.
- Создать условия для вовлечения каждого ученика
в активный познавательный, творческий процесс.
Задачи проекта:
- Расширить знания школьников о словарях,
показать их многообразие и назначение каждого.
- Закрепить навыки практической работы со
словарями.
- Развивать творческие способности учащихся,
чувство ответственности за порученное дело.
- Формировать навыки исследовательской
деятельности.
Возраст участников проекта: 10-11 лет (4
класс).
Приблизительная продолжительность
проекта: 3 недели.
Режим работы:
Специально организованные занятия в школьной
библиотеке, самостоятельная работа учащихся,
групповые консультации с преподавателем
информатики.
Роль учителя в проекте:
- Помочь детям в поисках источников информации;
- Самому быть источником информации;
- Координировать весь процесс учебной
познавательной деятельности;
- Поддерживать и поощрять активность учащихся в
работе над проектом.
Дополнительно привлекаемые участники: Школьный
библиотекарь, преподаватель информатики,
родители.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Работа над проектом выполняется в рамках
внеклассной работы по русскому языку,
окружающему миру, информатике.
Выполняя задания, учащиеся учатся
самостоятельно искать необходимую информацию с
использованием различных источников,
приобретают навыки практической работы со
словарями. Для этого учащиеся разбиваются на
группы. Работа в группах ведётся с привлечением
родителей, библиотекаря по индивидуальному
плану. Результаты работы оформляются в виде
общей презентации под руководством учителя
информатики.
Заключительный урок – открытая защита проекта
с приглашением родителей и учителей, в ходе
которой учащиеся должны продемонстрировать
знания, умения и навыки, приобретённые в ходе
учебного проекта, рассказать о том, каким образом
шла работа в группе и что было самым
запоминающимся в ходе работы. По итогам защиты –
награждение дипломами.
Ожидаемые результаты обучения:
После завершения проекта учащиеся смогут:
- Демонстрировать навыки практической работы со
словарями.
- Рассказать об истории возникновения словарей,
их видах.
- Получить навыки публичного выступления.
- Использовать компьютеры для создания
презентаций выступлений.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА.
ЭТАП 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
На данном этапе учитель проводит беседу с
учащимися с целью выявления имеющихся знаний по
данной проблеме.
Учитывая итоги проведённой беседы, учитель
создаёт проблемную ситуацию, организует
обсуждение возникших вопросов. Определяется
тема проекта.
Учащиеся распределяются по тематическим
группам, раздаются задания:
1 группа – собрать теоретический и
исторический материал о словарях, высказывания
великих людей;
2 группа – подготовить сообщение на
тему: "Почему толковые словари толковые?”,
подготовить информацию о составителях толковых
словарей В.И. Дале, Д. Н. Ушакове, С.И. Ожегове;
3 группа – подготовить сообщение на
тему: "Родственники толкового словаря”,
подготовить информацию о словарях иностранных и
иноязычных слов, устаревших слов, синонимов,
фразеологизмов;
4 группа – подготовить сообщение на
тему: "Словари на службе правильного
произношения и правописания”, подготовить
информацию об орфографическом и орфоэпическом
словарях;
5 группа – подготовить информацию о
правилах пользования словарём.
ЭТАП 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА, ПОДГОТОВКА
МАТЕРИАЛОВ.
На данном этапе учащиеся самостоятельно
работают с информацией индивидуально, в парах и
группах, анализируют и синтезируют идеи. Учитель
наблюдает, консультирует, координирует работу
групп, рекомендует список информационных
источников. Учащиеся готовят материалы для
компьютерной презентации.
ЭТАП 3. ЗАЩИТА ПРОЕКТА.
Защиту проекта организуется как открытое
занятие, на которое приглашаются родители,
учителя. В ходе защиты каждая группа
представляет свою презентацию и публикацию,
отвечает на вопросы.
Выступление групп в ПРИЛОЖЕНИИ.
ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ.
Учащиеся 4 "Б” класса представляют
информационно-исследовательский проект
"Русской речи государь по прозванию Словарь”.
Мы получили задание:
- собрать теоретический и практический
материал о словарях;
- ответить на вопрос "Почему толковые словари
толковые?”;
- собрать информацию о составителях толковых
словарей;
- подготовить сообщение на тему: "Родственники
толкового словаря”;
- узнать, как словари служат правильному
написанию и произношению слов.
Мы узнали у родителей, какие словари есть у
каждого из нас в домашней библиотеке.
Почти у половины ребят нашего класса оказался
орфографический словарь Ушакова и Крючкова.
Этими словарями пользовались ещё наши родители.
Во многих семьях оказался "Толковый словарь
русского языка Сергея Ивановича Ожегова”. И,
конечно же, большое множество различных
энциклопедических словарей. Больше всего
словарей оказалось в домашней библиотеке Наташи
Ерофеевой.
Мы сходили в библиотеку.
Зав. школьной библиотекой Елена Андреевна
рассказала и показала нам словари, которые есть в
нашей библиотеке, и чем мы можем воспользоваться
при подготовке различных сообщений.
В детской экологической библиотеке
библиотекарь Светлана Валентиновна представила
нам словари различной тематики. Наше внимание
привлёк словарь русских имён и фамилий.
Мы узнали об истории возникновения словарей.
Первыми словарями были глоссарии. Они состояли
из глосс, которые поясняли значения отдельных
слов на полях и в текстах древних рукописных
книг. Самый древний русский глоссарий содержал 174
слова.
В 16-17 веках увеличивается объём лексики, и слова
всё чаще располагаются в строго алфавитном
порядке. Отсюда новое название словарей –
азбуковники.
Так начиналась история словарей.
И если в первом словаре насчитывалось всего 174
слова, то в современных словарях их число доходит
до ста семидесяти тысяч.
Издано и издаётся великое множество словарей:
больших и маленьких, толстых и тонких, однотомных
и многотомных, одноязычных и многоязычных.
Во время посещения библиотеки и
самостоятельного поиска материала мы узнали:
Что такое словарь?
Это справочная книга, которая содержит слова,
расположенные в определённом порядке, объясняет
их значение. Даёт различную информацию о них или
перевод на другой язык, либо сообщает сведения о
предметах, обозначаемых этими словами
Почему толковые словари толковые?
Потому что в них объясняются (толкуются)
значения слов и фразеологизмов какого-либо языка
средствами самого языка
Сколько родственников у толкового
словаря?
Довольно много.
- "Фразеологический словарь русского языка”.
- "Словарь синонимов и антонимов”.
- "Словарь устаревших слов” или "Словарь редких
и забытых слов”.
- "Словарь иностранных и иноязычных слов”.
Как словари служат правильному
написанию и произношению слов?
Если хочешь писать без ошибок, то необходимо
подружиться с орфографическим словарём. В нём
можно найти слова, написание которых не
подчиняется правилам, а определяется словарём.
А орфоэпический словарь поможет правильно
произносить слова.
Во время работы над проектом мы узнали о
существовании таких интересных словарей, как:
- "Толковый словарь живого великорусского
языка” Владимира Ивановича Даля (четырёхтомный
словарь, включающий свыше двухсот тысяч слов);
- "Словарь языка А.С. Пушкина” (четырёхтомный
словарь, в который вошли все слова, встретившиеся
в его произведениях. Таких слов оказалось чуть
больше 21 тысячи);
- "Обратный словарь русского языка” (содержит
слова, которые следуют в алфавитном порядке
конечных букв).
За время работы на проектом мы научились
находить нужную информацию в словаре.
Для себя мы сделали выводы:
Словари – это книги не только полезные и
нужные, но и занимательные.
Чтобы стать образованным человеком, нужно как
можно чаще обращаться к словарям.
Юля Чичило сочинила стихотворение, которое она
так и назвала "Словарь”
Словарь – лучший друг у тебя на пути. Есть
затрудненья? В него посмотри!
Толковый словарь всегда под рукой, в школе и
дома пусть будет с тобой.
В трудный момент словарь ты бери, в нём
объясненья словам находи!
ЭТАП 4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Учащиеся – участники проекта обмениваются
мнениями, отвечают на вопросы:
- Что удалось в проекте? Какие впечатления
оставила работа над проектом, презентация?
- Работу какой творческой группы вы хотели бы
особо оценить?
- Что, на ваш взгляд, не удалось в проекте? Что бы
посоветовали своим друзьям? Как и над чем можно
ещё поработать?
Учитель и жюри оценивают работу учащихся.
Награждение участников проекта.
Материально-техническое и
учебно-методическое оснащение:
Словари и энциклопедические справочники,
мультимедийные справочники, рефераты учащихся
по теме проекта, компьютер, презентации учащихся.
|