Занятие проходило в рамках дня правовых знаний.
Разработку данного занятия можно использовать
как занятие по предмету или как воспитательное
мероприятие профориентационной направленности.
Цели занятия:
- Знакомство учащихся с ситуацией на рынке труда
г.Москвы и нормами трудового права.
- Развитие осознанного подхода к выбору
профессии.
- Воспитание социальной ответственности.
Необходимое оборудование: компьютер,
мультимедиа проектор.
Раздаточный материал: Трудовой кодекс РФ,
газеты и журналы по трудоустройству.
Учащимся дается предварительное задание: найти
информацию, при помощи Интернет-сайтов и прессы.
Занятие сопровождается компьютерной
презентацией (Презентация).
Ход занятия
Учитель объявляет цель занятия.
На экране: тема занятия (слайд №1)
Учитель: "Для начала, сформулируем
определение рынка труда, а для этого подумаем:
что же такое рынок?"
Ученики: "Это некое место (сфера) обмена
денег на товар или услугу".
Учитель: "В свою очередь, рынок труда - это
сфера обмена услуг труда на заработную плату".
(слайд №2)
Рынок труда имеет несколько отличительных
особенностей (слайд №3):
Продаются и покупаются только услуги труда, а
не сами работники.
Спрос на труд - производный. Когда есть спрос
на товар, появляется спрос на его производство.
Отношения продавца и покупателя, как правило,
являются долговременными, в отличие от рынка
товаров.
Цена услуг труда (зарплата) является наименее
гибкой из всех цен в экономике.
Учитель: "Давайте уточним, кто на этом рынке
является потребителем, а кто продавцом услуг
труда?"
Ученики: "Потребителем услуг труда является
работодатель, а продавцом - сам человек (наемный
работник)".
Учитель: "Теперь рассмотрим ситуацию на
рынке труда в Москве на сегодняшний день".
Каждая из групп получила небольшое задание:
найти информацию, при помощи Интернет-сайтов и
прессы, давайте посмотрим, что получилось.
1 группа, назовите 5-6 наиболее
востребованных вакансий, для которых необходимы
специальное образование и опыт работы.
(ответ-обсуждение)
Примеры: монтажник-высотник, милиционер,
водитель категории "С" и "Д" и т.д.
2 группа, работу на каких должностях
ищут люди, имеющие специальное образование и
опыт работы?
(ответ-обсуждение)
Примеры: финансовый директор, стоматолог,
психолог и т.д.
3 группу прошу назвать вакансии с
самой высокой и, напротив, самой низкой
заработной платой.
В результате беседы видно, что существует
проблема соотношения вакансий и заработной
платы: чем выше заработная плата, тем меньше
вакансий и выше требования к соискателям.
4 группу мы выслушаем чуть позже, а
сейчас я хочу предложить вашему вниманию данные
Федеральной службы занятости и Федеральной
службы государственной статистики России (www.gks.ru,
www.labor.ru).
(слайды № 4,5,6)
А теперь слово 4-ой группе, вопрос звучит
следующим образом: на какую работу и оплату труда
могут рассчитывать молодые люди, не имеющие спец.
образования и опыт работы?
(ответ-обсуждение)
Примеры: курьер, торговый агент,
распространитель рекламной продукции, уборщик и
т.д. с зарплатой от 4000 до 8000 руб.
Вывод: молодые люди, не имеющие специального
образования и опыта работы, могут рассчитывать
на рабочие места с невысокой оплатой труда, но
при этом с гибким графиком и возможностью
временного трудоустройства.
Учитель: "Заработную плату можно обозначить,
но ещё важнее её реально получить. Чтобы ваши
права не были ущемлены, надо обладать
минимальным набором правовых знаний. Слово
учителю права".
Учитель права знакомит учащихся с Трудовым
кодексом. Особое внимание обращает на ст. 63-68 о
заключении трудового договора, ст. 135-140 - о
заработной плате, ст. 42 - особенности
регулирования труда работников в возрасте до 18
лет.
После разбора статей целесообразно дать
возможность учащимся задать дополнительные
вопросы.
Подведение итогов занятия. |