Цель:
- Расширение читательского кругозора; углубление
знаний о поэтах Кузбасса, их творчестве.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с произведениями поэтов Кузбасса.
- Продолжить формирование навыков
выразительного чтения.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви к Родине, чувство
гордости за свою малую родину.
- Воспитывать чувство коллективизма,
взаимовыручки.
Развивающие:
- Развивать творческие способности,
познавательный интерес, самостоятельность.
- Развивать коммуникативные способности.
Оформление: эпиграф, портреты поэтов,
выставка книг кузбасских поэтов, рисунки
учащихся.
Мостик, заводь, куст смородины,
Паровозный крик вдали –
Это все частица Родины,
Мирный день моей земли.
М. Небогатов
Вступление: Звучит аудиозапись песни
"С чего начинается Родина” (1- й куплет).
Ведущий (учитель):
У каждого человека есть особенно дорогие,
близкие и милые сердцу места, где он родился,
учился, начал трудиться, а порой и прожил всю свою
жизнь. Это его родной край, его малая родина. Но
вот с чего же начинается родина? Что означает
выражение: "Начало родины”? Есть начало книги,
фильма, начало дня. А начало Родины? На этот
вопрос нам помогут ответить стихи кузбасских
поэтов.
Две недели назад, разделившись на группы,
ребята приступили к изучению поэзии Кузбасса.
Сегодня мы подводим итог нашего творческого
поиска. Слово предоставляется первой творческой
группе. Все мы будем внимательно слушать
выступление и принимать активное участие в
обсуждении. Пожалуйста, ребята.
I блок: Природа – часть Родины
Ученик: Удивительный человек, поэт жил в городе
Кемерово – это Михаил Александрович Небогатов.
Родился он в г. Гурьевске. Первые его стихи
появились во время Великой Отечественной войны,
на фронте. В 1945г. их публикуют в газете. После
войны Михаил Александрович был корреспондентом,
редактором Кемеровского книжного издательства.
При жизни вышло 10 сборников стихов поэта.
Учитель: Ребята, а теперь послушайте,
пожалуйста, стихи, подготовленные 1 творческой
группой. Постараемся ответить на вопрос: "О чем
пишет поэт”?
Ученик:
В серебристом, чистом инее -
До чего ж хорош убор!
Смотрит вдаль, в раздолье синее
Вековой сибирский бор.
До весны, до пенья птичьего
Стих и замер мир лесной…
Сколько русского величия
В соснах, вставших тут стеной.
("В серебристом, чистом инее…”)
Учитель: О чем пишет поэт?
Как вы понимаете слова "русское величие”
сосен?
(Величие – наличие в ком – чем – нибудь
выдающихся свойств, внушающих преклонение,
уважение).
Учитель: Ребята, а вы когда – нибудь видели
такой красивый сосновый бор?
Учитель: Стихотворение, которое сейчас прочтут
ребята, называется "Бор – зеленая обитель”.
Послушайте, что удивительного заметил, услышал
герой в лесу во время прогулки?
Ученик:
Бор – зеленая обитель,
Словно сосны,
День высок.
- Митю видел?
- Митю видел? –
Звонкий птичий голосок.
Кто такой он, этот Митя?
Чей, кому товарищ, брат?
Но, как в детстве:
- Видел, видел! –
Я ответить птичке рад.
Учитель: Что удивительного заметил, услышал
герой в лесу во время прогулки?
Какие вы молодцы! А вы когда – нибудь слышали
подобный "разговор”?
Учитель: А что вас заставляло удивляться, когда
вы общались с природой? (Например: первый
подснежник, деревья в инее и т. п.).
Учитель: А вы любите гулять в сосняке,
посаженном у нас при въезде в поселок? Почему?
Учитель: Свои тайны природа раскрывает только
чуткому, внимательному человеку. Вслушайтесь!
Всмотритесь! И вы заметите красоту родной земли.
Ученик:
Вот березка в пышной кофточке,
В белой юбочке своей;
Вот тальник присел на корточки,
Молча смотрится в ручей.
На жужжание знакомое
Обернулся я. Пчела!
С добрым утром, насекомое!
Как живется? Как дела?
("Нестареющая, вечная…”)
Учитель: В чем видит автор "нестареющую, вечную
красоту земли родной”?
Учитель: О чем пишет Михаил Небогатов во всех
прослушанных вами стихах?
Учитель: Тонко чувствуя красоту, поэты
показывают ее в своих стихах, выражая тем самым
любовь к своей родине большой и малой.
Ученики поют песню "Осенний вальс”
(слова и музыка Л. Блошкиной, г. Новокузнецк)
От чего замолчали все птицы,
Притаилась в лесу тишина,
И березка грустит на опушке,
И листочки роняет она.
Припев:
Это осень пришла,
Карусель завела.
Листья падают,
Листья падают,
Обнимают и кружат ребят.
II блок: У нас гость!
Учитель: Ребята, я думаю, что вам интересно
узнать, а какие они – поэты, как они создают свои
стихи, что (кто) им помогает творить. Сегодня у нас
есть такая возможность, ведь у нас в гостях поэт и
прозаик Владимир Ефимович Олейников. Владимир
Ефимович – житель нашего поселка и вы его хорошо
знаете. В 2000г. вышел первый сборник стихов
Владимира Ефимовича "Я свечу от звезды
зажигаю”, сейчас готовится к изданию второй
сборник поэта.
Вопросы ребят:
- Владимир Ефимович, расскажите о том, как Вы
стали поэтом.
- А когда Вам лучше всего пишется?
- Пишите ли вы о природе, о нашем поселке?
- Прочтите свое любимое стихотворение о природе.
Олейников В.Е. читает стихотворение.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какое
настроение было у Владимира Ефимовича, когда он
писал стихотворение? Почему? Владимир Ефимович,
правильно ли ребята определили настроение стиха?
Олейников В.Е. читает стихотворение.
Учитель: Ребята, с чего начинается родина для
Владимира Ефимовича?
Олейников В.Е дополняет ответы ребят.
Учитель и учащиеся благодарят Олейникова В.Е.
III блок: Беззащитность мира
Учитель: Чудо природы выше всех чудес на земле.
Но всегда ли человек сохраняет это чудо?
Послушайте стихотворение Игоря Киселева,
подготовленное ребятами 2 группы "Молитва
лани”. Какая картина представляется вам при
прослушивании?
Ученик:
Отпусти меня, человек!
Отведи меня в лес, к поляне,
Где, в тумане купаясь, лани
Долго пьют из прохладных рек /…/
Мой детеныш совсем ручной,
Твои жесткие руки лижет.
Без меня он не сможет выжить.
Отпусти его в лес – со мной!
Не разглядывай. Отвернись.
Любоваться страданьем стыдно /…/
Учитель: Какую картину представили себе при
прослушивании стихотворения? Где находится лань?
Почему стихотворение называется "Молитва
лани”?
Учитель: Действительно, лань не просто просит
отпустить ее, а она молит человека вернуть ей
подлинную (настоящую) жизнь, ту, для которой она
родилась.
Ребята, а наблюдали ли вы подобные картины в
своей жизни, видели ли вы слезы в глазах животных?
Отчего эти слезы? Что нужно сделать, чтобы этого
не происходило?
Учитель: Нужно любить и понимать природу. Ведь
природа – это частица родины, частица нас самих.
Поэтому так тревожно – призывно звучит еще одно
стихотворение И.Киселева "Благодарю, земля”.
Ученик:
Простите нас, деревья и трава!
Мы забываем, повзрослев едва,
Что общим корнем связаны слова:
Народ, и благородство, и природа.
Прости, Земля! /…/
Без нас жила ты миллионы лет –
Мы без тебя не проживем и года.
Учитель: В стихах И.Киселев показывает природу,
которая ждет от нас милости, пощады. Это зов к
человечности (одна из ведущих тем стихов поэта).
Ученик: Игорь Михайлович Кисевев не любовался
собой – он хотел быть понят и услышан. "Ты
должен, должен быть услышан, иначе грош тебе
цена”, - сказал поэт в одном из своих
стихотворений. Его биография проста. Родился в
1933г. в с. Павловское на Алтае, окончил
педагогический институт в Новосибирске, служил в
армии, работал в газетах и на телевидении. Первые
стихи опубликовал в 1955г. в "Комсомольце
Кузбасса”, первая книжка вышла в 1966г., затем
последовало еще четыре.
Ученики поют песню "Берегите лес!” (автор
Ф.Лисичкин; композитор И.Друго)
Чтоб веселее и здоровее
Жил человек – 2 раза.
Чтобы весною птицей лесною
Пел человек – 2 раза.
Припев:
Берегите русский лес:
Он источник всех чудес.
Чтобы повсюду зазеленели
Сосны, вязы, клены, ели.
Берегите лес – 3 раза.
Белке, кунице, зайцу, лисице
Лес – дом родной – 2 раза.
Птице и зверю хочется верить
В мир и покой – 2 раза.
Припев: тот же
IV блок: Отчий дом
Учитель: На вопрос "С чего начинается Родина?”
нам поможет ответить еще один кузбасский поэт –
Валентин Васильевич Махалов.
Ученик: В.В.Махалов, окончив Ленинградский
университет, приехал в Кемерово. Первый сборник
стихов вышел в 1960г. в Кемеровском книжном
издательстве. Махалов – автор стихов и прозы. Его
произведения переведены на иностранные языки.
Учитель: Внимательно послушайте стихи В.
Махалова и подумайте, чем они могли
заинтересовать людей, живущих за границей, и,
возможно, никогда не видевших России?
Ученик:
Обрастал зеленым мохом
Старый тополь у окна.
На дворе коровьим вздохом
Пробудилась тишина.
Раскрываю окна настежь,
Непричесанный, босой:
- Здравствуй, утро!
- Здравствуй, счастье,
Окропленное росой!
-Здравствуй, милая деревня;
С плеч стряхнувши сон и лень,
По твоим законам древним
Начинаю этот день.
Учитель: Ребята, вы заметили, что у героя
хорошее настроение? А почему?
Учитель: А еще каждому из нас хочется, чтобы
рядом был самый дорогой нам человек – мама!
Ученик:
Затопила мама печь
Рано – рано утречком.
Проплывает по избе
Молодою уточкой.
На дворе растет трава,
На траве лежат дрова.
Говорит мне моя мама
Очень добрые слова:
- Петушок пропел давно.
Просыпайся, мой сынок…
Я гляжу на белый свет –
Мне всего – то 8 лет.
Я впервые понимаю,
Что меня счастливей нет…
Учитель: Ребята, почему герой считает себя
счастливым человеком? А как говорит о маме?
Учитель: Так почему же стихи нашего кузбасского
поэта В.Махалова заинтересовали людей, живущих
за границей?
Учитель: Поэт говорит о доме, о маме с большой
теплотой, нежностью – это общечеловеческие
ценности. Стихи его пронизаны радостью и светом.
Учитель: Каждый поэт на вопрос "Что такое
Родина? С чего она начинается?” отвечает по –
своему. Для И.Киселева родина – это защита
животного мира. А для М.Небогатова? Для В.
Махалова?
Ответы учеников:
вековой сибирский бор;
звонкий птичий голосок;
березка, тальник, пчела;
милая деревня; мама;
солнечное утро; тропинка и т.д.
Учитель: Молодцы, ребята. Верно.
Ученик читает стихотворение В.Махалова:
Родина наша малая –
Там, где родился и рос.
Связана с ласкою маминой,
С лепетом белых берез…
V блок: У нас гость!
Учитель: Малой родиной для гостьи нашего
сегодняшнего праздника является п. Степной.
Познакомьтесь, Мезенцева Марина – выпускница
нашей школы, студентка Кузбасской
государственной педагогической академии г.
Новокузнецка. С детства Марина пишет стихи.
Марина, можно ли, читая твои стихотворения, найти
ответ на вопрос "С чего начинается Родина?”.
Марина: А пусть ребята сами найдут ответ на этот
вопрос (читает 2 – 3 стихотворения):
Весенним утром на опушке
Стряхнула иней ель с макушки.
Озябший кустик у дороги
Похорошел и выгнул ноги.
Все ожило вокруг в природе.
Спасибо ей, теплой погоде.
Учитель: Что такое родина и с чего она
начинается для Марины? Спасибо, Марина, что ты к
нам сегодня пришла. Ребята, чтобы вы хотели
пожелать Марине?
Учитель: Любовь к родной стране начинается с
любви к тому месту, где родился и вырос. Сердце
никогда не забудет дом матери, игры детства,
дорогу в школу, березку, что растет у дома, тихую
речку. Для нас с вами наша малая родина – это
поселок Степной.
Ученики поют песню "Милая Россия” (слова
Н.Коха; музыка С.Лучшева)
Мила Россия всюду сердцу русскому,
Но всех милей отцовский край родной:
Сибирский край, где есть березки грустные,
Поселок птицеводов, наш Степной.
(3 - 4 строку – 2 раза).
Учитель: Музыку к этой замечательной песне
написал музыкальный руководитель хора п.
Степной, директор Степновского дома культуры
Лучшев Сергей Наилович на стихи поэта из п.
Бенжереп Николая Коха. Да и все песни, которые
звучали сегодня, - это стихи и музыка кузбасских
поэтов и композиторов.
Надеюсь, что после нашей встречи вы, ребята,
будете более внимательными, чуткими к
окружающему миру, научитесь видеть и слышать
сердцем, будете еще сильнее любить свою родину –
малую и большую.
Готовясь к сегодняшнему празднику, вы выучили
стихи и проиллюстрировали их. Это начало нашей
творческой работы по созданию сборника "Любимые
стихи кузбасских поэтов”.
Вот перед вами выставка книг поэтов Кузбасса. Я
думаю, в них вы сможете найти стихотворение по
душе. Здесь же один из последних номеров районной
газеты "Сельские вести”, где под рубрикой
"Зеленая лампа” напечатаны стихи уже известных
и начинающих поэтов нашего района. В газете вы
найдете и стихотворение В.Е.Олейникова. Прочтите,
поразмышляйте над прочитанным.
А если у вас возникло желание самим написать
стихотворение, сочинить музыку – пробуйте,
творите. Пусть это будет дополнением к вашим
рисункам.
Спасибо за работу! |