Не наяву и не во сне
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна
Литературия.
Ребята! Сегодня вы должны завоевать право
называться гражданами страны Литературии —
Страны литературных героев. Начнём путешествие
по этому необыкновенному государству.
Как и всякая страна, Литературия разделена на
области. В каждой области Литературии живут
герои определённых произведений. Чтобы стать
гражданами этой страны, нужно много знать, а для
этого — много читать. Мы проведём конкурс
между рядами на знание литературы. А сначала —
разминка.
1-й ряд
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор... (Айболит).
— А кто автор книги об Айболите? (К.И. Чуковский.)
2-й ряд
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся… (Чиполлино).
— А кто создал этого героя? (Джанни Родари.)
3-й ряд
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена… (Крокодил).
— Кто автор книги о Крокодиле Гене и его
друзьях? (Э.Успенский.)
— Посмотрите, где в Литературии живут эти
герои?
(Айболит — в Поэзии, Чиполлино и Крокодил
Гена — в Прозе.)
Первый раунд посвящён Поэзии. Ещё малышами
мы слышим строки колыбельной песни: "Баю-бай,
баю-бай, поскорее засыпай”. Став старше, мы сами
разучиваем стихи и читаем их, например, на
праздниках и вечерах. А кто-то из вас стихи уже и
пишет… Без поэзии история человечества
немыслима. Настоящие стихи помогают человеку
увидеть мир с необычной точки зрения,
почувствовать его глубину.
Раунд наш будет проходить так: я назову
окончания стихотворных строк, написанных
знаменитыми поэтами, а задача команд —
вспомнить и прочитать фрагменты, назвать фамилии
авторов.
1-й ряд: "зелёный”, "том”, "учёный”,
"кругом”.
У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
(А.С. Пушкин)
2 ряд: "берёза”, "окном”, "снегом”,
"серебром”.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(С.А. Есенин)
3-й ряд: "недаром”, "пожаром”, "отдана”.
Скажи-ка, дядя,
Ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана.
(М.Ю. Лермонтов)
А теперь просмотрите оглавление учебника и
назовите поэтов, чьи стихи мы будем изучать на
уроках литературы в 6-м классе, но не изучали
ранее. (Ответы учащихся.)
Во втором раунде мы попадаем в область
прозы. Докажите, что вы очень внимательно читаете
произведения, не пропуская описаний. Нужно
прослушать характеристику и описание поступков
действующего лица книги (из тех, что изучали, и
тех, что будем изучать в 6-м классе) и назвать его
имя, произведение, в котором он действует, и
автора книги.
1-й ряд: "Девка небольшого росту, из себя
ладная и уж такое крутое колесо — на месте не
посидит… Коса сизо-чёрная, на конце ленты не то
красные, не то зелёные… А одёжа такая, что другой
на свете не найдёшь. Из шёлкового, слышь-ко,
малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на
глаз, как шёлк, хоть рукой погладь”.
(Хозяйка Медной горы; П.Бажов. «Уральские
сказы».)
2-й ряд: "Молодой туземец, родом из Южной
Африки. Был приговорён к смерти, но спасён
человеком, который жил в одиночестве несколько
лет. В благодарность за спасение туземец стал его
верным другом и в течение ряда лет разделял
одиночество своего спасителя”.
(Пятница; Д.Дефо. «Робинзон Крузо».)
3-й ряд: "Это хороший тульский мастеровой,
простодушный и даровитый, наивный, но с русской
лукавинкой. Он совершил диво дивное,
усовершенствовал диковинку заморскую —
подковал стальную аглицкую блоху. Ему в чужих
землях райскую жизнь сулили, а он всё же
стремился на свою бедную родину, хотя там его не
ждёт ничего хорошего”.
(Левша; Н.Лесков. «Левша».)
А теперь проведём аукцион: «Кто лучше всех
знает произведения Н.В. Гоголя?» (Назвавший
последним произведение Гоголя получает
приз — книгу или набор открыток.)
Третий раунд — художественный: вам
предстоит создать иллюстрации к
драматургическим произведениям, которые вы
знаете. Рисуем коллективно, по рядам, а потом
отгадываем.
Вот и подошло к концу наше сегодняшнее
путешествие. Теперь вы с полным правом можете
называться гражданами страны Литературии — и
готовиться к новым путешествиям!
Вводный урок в 7-м классе
Для урока нам понадобится карта-схема «По
дорогам и тропам Литературии» (прикалывается на
доску) и карточки. В игре от каждого ряда
принимает участие один человек (по очереди). В
трудном случае помогает весь ряд. Продвижение по
карте происходит с помощью флажков разного
цвета: ответил на вопрос — перекалывай флажок
на следующий этап. Вопросы записаны на карточках
(каждую карточку мы нумеруем; если вопросов
несколько, то номера присваиваются вопросу). Сами
произведения, вопросы и иллюстративный материал
вы можете заменить в соответствии с вашей
программой. Мне здесь было интересно показать
идею урока-игры.
Учитель. На первом уроке в прошлом году мы
соревновались за звание гражданина страны
Литературии. А теперь мы с вами превращаемся в
путешественников, идущих по дорогам и тропам
этой необыкновенной страны. Попасть в неё не так
просто. Нас пропускает Учёная Говорящая Ворона
(№ 1). Вспомните, в каком произведении мы с ней
встречались? (Г.Х. Андерсен. «Снежная
королева».) Учёная Ворона загадывает загадки.
1. Не огонь, а жжётся.
2. Нос стальной, хвост льняной.
3. Кто говорит молча?
4. Не портной, а всю жизнь с иголками.
Затем мы должны пройти через Сказочную чащу
(№ 2–3). В ней обитают герои русских народных
сказок. Каких? («Репка», «Лиса и Волк», «Курочка
Ряба»). Чем народная сказка отличается от
литературной?
Впереди новое препятствие — Сонное озеро
(№ 4). Кто не перейдёт его вовремя — надолго
заснёт. Чтобы переправиться, вспомните пословицы
и поговорки о книге, знании, учении. (Наука и
труд дивные всходы дают; Ученье — свет,
неученье — тьма; Учение — путь к умению;
Красна птица перьем, а человек уменьем.)
А здесь нас ждёт Весёлый Карандаш (№ 5). Он
хочет, чтобы художники с каждого ряда нарисовали
за одну минуту любого героя литературного
произведения.
Чтобы взобраться на Поэтическую гору
(№ 6), нужно угадать, герои каких литературных
сказок здесь изображены. (А.Толстой. «Золотой
ключик, или Приключения Буратино»; Ш.Перро. «Кот в
сапогах»; Н.Носов. «Приключения Незнайки».)
Перед нами — Заколдованный замок (№ 7–10).
Трудно в него попасть, трудно из него выбраться.
Здесь много тайных ходов. Каждый ход —
загадка. Попробуем войти в него.
- Что за поэт здесь изображён? (А.С. Пушкин.)
Что вы знаете о нём?
- Иллюстрации к каким произведениям Пушкина
изображены на карточке? («Зимнее утро», «Сказка
о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и
рыбке».)
- Вопрос классу: Какие произведения
А.С. Пушкина будут изучаться в 7-м классе?
- К какому стихотворению эта иллюстрация? (С.Есенин.
«Берёза».)
- Вопрос классу: Стихотворения каких поэтов
мы будем изучать в 7-м классе?
- Кто автор этих стихотворных сказок? Как они
называются? (К.И. Чуковский. «Федорино горе»,
«Доктор Айболит».) Что вы знаете о
К.И. Чуковском?
Выйдя из замка, мы подошли к полю, но не к
обычному, а к Былинному (№ 11–12). Что такое
былина? Кто является её героями? (Богатыри.) К
какому роду литературы относятся былины? (Эпос.)
Чтобы богатырь пропустил вас через Былинное
поле, отгадайте, к какой былине эта иллюстрация.
Какие ещё былины вы знаете?
Теперь перед нами Острова Любви (№ 13).
Чтобы через них перебраться, назовите
произведения, сюжет которых связан с любовью
героев. Это и любовь к матери, к близким, и любовь
к женщине.
Мы прошли уже поля и горы, озёра, чащи и острова.
А теперь перед нами Овраг Мудрости (№ 14).
Чтобы не споткнуться в нём, назовите пословицы и
поговорки о дружбе. (Один в поле не воин; Сам
погибай, а товарища выручай; Друг познаётся в
беде.)
А теперь — Дорога в прошлое (№ 15–17).
Чтобы её пройти, нужно преодолеть несколько
этапов.
- К каким произведениям Н.А. Некрасова подойдут
как иллюстрации эти репродукции? («Плач детей»,
«На Волге».) Какие ещё произведения Некрасова
вы знаете?
- Вопрос классу: Какие произведения Некрасова
мы будем изучать в 7-м классе?
- А какой герой изображён здесь? Откуда он? Кто
автор произведения? (Ванька Жуков из рассказа
А.П. Чехова.)
- Что это за писатель? (Л.Н. Толстой.) Что вы о
нём знаете?
- Вопрос классу: Какое произведение
Л.Н. Толстого мы будем изучать в 7-м классе?
Мы прошли по XIX веку, теперь нам предстоит
пройти Мост в ХХ век (№ 18–19).
- Герой какого произведения изображен? (А.М. Горький.
«Воробьишка».)
- Кто этот поэт? (В.В. Маяковский.) Что вы о
нём знаете?
- Вопрос классу: Какое произведение
Маяковского мы будем изучать в 7-м классе?
Теперь нам нужно выйти за границу Литературии и
вернуться в класс по Тропинке (№ 20). Для
этого нужно просмотреть оглавление учебника и
назвать современных авторов, чьи произведения
будут изучаться в 7-м классе.
|