Участники - ученики 8-х классов
(победители викторины " Что мы знаем о России”)
Жюри - ученики 9 и 10 классов победители
школьной олимпиады по географии
Место проведения - кабинет географии
Цели:
- выявить качество и уровень овладения знаниями
по физической географии;
- развивать познавательный интерес и
географическое мышление;
- развивать коммуникативные навыки
(участники-умники разных классов)
- создать условия для реальной самооценки
учащихся;
- воспитывать географическую культуру учащихся.
Оборудование:
- оформленная доска
- песочные часы
- колокольчик
- таблички с цифрами 1;2;3;4. (по 12 штук)
- листы с вопросами для жюри, для болельщиков
- табло с цифрами разного цвета
- дипломы всем участникам (11+1 победителю)
- чистые листы для болельщиков ручки и листочки
для игроков
Расстановка столов в кабинете.
1. Два основных достояния человеческой природы -
это ум и рассуждения. (Плутарх, ок. 45-ок. 127Др.
Греция)
2. Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его
применить. (Рене Декард 1596-1650)
3. Ум, не имеющий никакой определенной цели,
теряется; быть везде - значит быть нигде. (Мишель
де Монтень)
4. Быть сильным хорошо, Быть умным лучше вдвое.
(Крылов И. А.)
5. Очень полезно оттачивать и шлифовать, ум об
умы других. (Пьер де Ронсар.)
На задней стороне доски:
Установить соответствие:
- Барометр
- Гигрометр
- Сейсмограф
- Осадкомер
|
- балл
- метр
- мм. ртутного столба
- процент
|
Ход игры
I Вступительная часть
Учитель "Каждый человек хотя бы и несколько
раз за свою жизнь, но пережил состояние
вдохновения - душевного подъема, свежести живого
восприятия действительности, полноты мысли и
сознания своей творческой силы”. (Константин
Георгиевич Паустовский)
Я думаю, что сегодняшняя игра будет именно
таким моментом в вашей жизни.
Мы начинаем игру "Самый умный”. Победители в
викторине "Что мы знаем о России” за игровыми
столами их 12 человек. Проверят свои силы и те, у
кого было максимальное количество баллов, т. е те,
кого мы называем призерами.
Слово игрокам - за 15 секунд каждый из вас, себя
представит. (Учащиеся представляют себя, учитель
представляет жюри) Учитель: Наша игра состоит из 3
раундов. В первом участвует 12 человек. Он
называется "Общие вопросы”. Каждый из вас
поднимает, таблички с правильным ответом итоги
подводят после 6 -и, 9-и, и 12-и вопросов. Если нет 6-и
лидеров, я буду задавать дополнительные вопросы.
"Болельщики” отвечают на вопросы на листочке,
их проверяют члены жюри — ученики 9-х классов.
(Максимальное количество вопросов 18, если не
будет лидера - задание на доске "установить
соответствие” кто справится первым.)
1. РАУНД "ОБЩИЕ ВОПРОСЫ”
Учитель: Я задаю вопросы и варианты ответов. Вы
поднимаете таблички с правильным ответом.
/ученики-участники подписывают таблички,
"болельщики пишут"/.
1. Длина Земного меридиана составляет:
1) 20000км |
3)15000км |
2) 25000км |
4) 60000км |
2. Низменности над уровнем моря находятся на
высоте
1) от 0 до 200м |
3) от 500 до 1000м |
2) от 200 до 500м |
4) выше 1000м |
3. Какое озеро резко меняет свою площадь после
дождей
1) Эйр |
3) Ньяса |
2) Мичиган |
4) Онежское |
4. Самый низкий слой атмосферы называется
1) мезосфера |
3) тропосфера |
2) стратосфера |
4) термосфера |
5. Самые высокие горы в Зарубежной Европе
1) Альпы |
3 ) Аппенины |
2) Балканы |
4) Скандинавские |
6. Вулканом является высочайшая вершина
материка
1) Северная Америка |
3) Африка |
2) Южная Америка |
4) Евразия |
7. Ленивцы обитают на материке
1) Северная Америка |
3) Южная Америка |
2) Африка |
4) Южная Азии |
8. Самым влажным материком считается
1) Северная Америка |
3) Евразия |
2) Южная Америка |
4) Австралия |
9. Медведи коала обитают в:
1) Африке |
3) Азии |
2) Австралии |
4) Южной Америке |
10. Средний радиус Земли составляет
1) 3671км |
3) 9671км |
2) 6371км |
4) 12371км |
11. Первые русские поселения в Америке основал
1) В. Атласов |
3) С. Дежнев |
2) В. Беринг |
4) Г. Шелихов |
12. Крупнейшим горным озером России является
1) Чудское |
3) Онежское |
2) Телецкое |
4) Баскунчак |
Дополнительные вопросы, если не будет 6 лидеров
13. Какому океану принадлежит Калифорнийский
залив?
1) Тихому |
3) Сев. Ледовитому |
2) Атлантическому |
4) Индийскому |
14. Изменяется ли продолжительность дня на
экваторе
1) Да |
3) Изменяется осенью и весной |
2) Нет |
4) Изменяется зимой и летом |
15. Приливы и отливы в Мировом океане регулируют
1) Притяжение Луны |
3) Притяжение Марса |
2) Притяжение Земли |
4) Постоянные ветры |
16. Наиболее ярко смена времен года выражена в
климатическом поясе
1) экваториальном |
3) умеренном |
2) тропическом |
4) арктическом |
17. Река Миссури является притоком
1) Амазонки |
3) Нила |
2) Миссисипи |
4) Колорадо |
18. Антарктида была открыта экспедицией
1) В. Беринга и Н. Чирикова |
3) И. Крузенштерна и Ю. Лисянского |
2) Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.Лазарева |
4) Ф. Попова и С. Дежнева |
Если нет последнего лидера, задание -
установить соответствие: После 1 раунда жюри
называют фамилии 6 лидеров, они занимают места за
столами.
Остальные участники продолжают отвечать на
листочках, сдают ответы члену жюри.
Учитель: Мы продолжаем игру, II раунд называется
"Природа России”. Каждый участник должен
выбрать категорию географических знаний, а в
какой последовательности вы будете выбирать,
покажет игра "дешифровщик” (выданы листочки).
Это озеро (член жюри вписывает в клеточки цифры)
(Эльтон) (Игроки выбирают категорию знаний в той
последовательности, как сдали правильные ответы
членам жюри)
Категории:
- Рельеф
- Климат
- Почвы
- Внутренние воды
- Растения
- Животные
Для каждого игрока будет 2 круга, за 1 минуту
нужно дать максимальное количество ответов по
выбранной категории.
Вопросы для II раунда
"Рельеф” /отвечает 1 участник/
- На какой знаменитой возвышенности берут начало
Волга, Днепр? (Валдайская)
- Самый высокий потухший вулкан в России?
(Эльбрус)
- Какие горы самые длинные? (Урал)
- Совокупность неровностей Земной поверхности?
(Рельеф)
- Низкие горы на Кольском полуострове (Хибины)
- Рыхлые глинистые ледниковые отложения? (Морена)
- Самая высокая вершина Алтая? (Белуха)
- Процесс растворения горных пород водой? (Карст)
- Самая южная гора России (Базардюзю)
- Выходы фундамента, сложенного кристаллическими
породами? (Шиты)
- Самый высокий действующий вулкан? (Ключевая
сопка)
- Вулканические породы, горизонтально залегающие
на Сибирской платформе. (Траппы)
"Климат” /отвечает 2 участник/.
- Изменения свойств воздушных масс под влиянием
подстилающей поверхности. (Трансформация)
- Вихрь с низким давлением в центе. (Циклон)
- Ветер, меняющий направление по сезонам? (Муссон)
- Знаменитый русский климатолог и географ?
(Воейков)
- Отношение годового количества осадков к
испаряемости? (Коэффициент увлажнения)
- Климат в Якутии? (Резко-континентальный)
- Полюс холода северного полушария. (Оймякон)
- Линии на карте, соединяющие точки с одинаковой
температурой. (Изотермы)
- Самый длительный день в году? (22 июня)
- Переходные зоны, разделяющие разные по своим
свойствам воздушные массы? (Атмосферные фронты)
- День весеннего равноденствия. (21 марта)
- Климат Русской равнины. (Умеренно -
континентальный)
- Линии на карте, соединяющие точки с одинаковым
давлением.(Изобары)
"Почвы”
- Основатель современного почвоведения.
(Докучаев)
- Главное качество почвы? (Плодородие)
- Мероприятия, направленные на улучшение почв.
(Мелиорация)
- Восстановление облика территорий после
инженерных работ. (Рекультивация)
- Как называется главный научный труд Докучаева?
(Русский чернозем)
- Почва с большим содержанием гумуса? (Чернозем)
- Какие почвы формируются на многолетней
мерзлоте в тайге Восточной Сибири?
(Мерзлотно-таежные)
- Почвы тундры? (Тундрово-глеевые)
- Причина образования солончаков в северном
Прикаспии? (Сухость климата)
- Какие почвы преобладают в Европейской части
России.
- Какие почвы образуются на известняках?
(Темноцветные черноземовидные)
- Какой компонент ПК определяет почва и сама
зависит от него? (Растительность)
- Почвы в зоне широколиственных лесов? (Серые
лесные)
"Внутренние воды”
- Площадь, с которой река собирает свои воды?
(Бассейн)
- Главная река Европейской части России? (Волга)
- Превышение истока реки над устьем. (Падение)
- Самый известный водопад России? (Кивач)
- Затапливаемая часть речной долины? (Пойма)
- Самая длинная река России (Обь с Иртышем)
- Кратковременный подъем уровня воды в реке.
(Паводок)
- Самое крупное пресноводное озеро Европы?
(Ладожское)
- Озера, образовавшиеся в разломе Земной коры?
(Тектонические)
- Изменение реки во времени? (Режим)
- Самый низкий уровень воды в реке. (Межень)
- Самый высокий водопад в России? (Илья Муромец)
- Количество воды, протекающее в речном русле за
год? (Годовой сток)
"Растения”
- Самое распространенное хвойное дерево России.
(Лиственница)
- Это растение, родом с Америки, называется
"вторым хлебом”. (Картофель)
- Самое распространенное растение пустыни.
(Полынь)
- Растение тундры. (Мхи и лишайники)
- Какая растительность распространяется в
умеренном поясе России? (Тайга)
- "Корень жизни”, дающий человеку богатырскую
силу и долголетие? (Женьшень)
- Редкие растения Астраханского заповедника.
(Лотос, чилим)
- Море травянистой растительности. (Степь)
- Кедр, сосна, ель, пихта — это... (Хвойные растения)
- Пища для оленей. (Ягель-лишайник)
- Какие породы образуют северную границу лесов
России? (Ель, пихта)
- Листья растений в пустыне в виде ... (колючек)
- Где нет в России широколиственных лесов. (За
Уралом)
"Животные”
- Символ животного мира России? (Медведь)
- Как звали самую знаменитую русскую курицу.
(Курочка-ряба)
- Она утка - он... (Селезень)
- Как называются животные, которые питаются
другими животными? (Хищники)
- Кто держит первенство среди представителей
животного мира в России. (Насекомые)
- Копытное животное степи, имеющие быстрые ноги.
(Сайгак)
- Бурундук, соболь, медведь, лось живут... (Тайге)
- Какие животные участвуют в почвообразовании?
(Черви, грызуны)
- Кто является врагом колорадского жука? (Божья
коровка)
- Как звали самую маленькую лошадь - (рост 2
вершка)? (Конек-Горбунок)
- Символ Арктики? (Белый медведь)
- Птица на гербе России? (Орел)
- Промысловое животное тундры? (Песец)
Жюри подводят итоги, если одинаковое
количество баллов у игроков между ними
проводится игра
Установите соответствие
1 тундра |
1) подзолистые |
2 тайга |
2) серые лесные |
3 смешанные леса |
3) чернозем |
4 степи |
4) тундрово-глеевые |
5 полупустыни |
5) бурые |
Жюри: ученики 9-х классов считают правильные
ответы на листочках, 10-ки следят за 6 игроками.
Учитель: Слово предоставляется жюри (называют
фамилии 3-х победителей, и тех, кто дает
максимальное количество ответов на листках).
Мы переходим в III раунд
В нем принимают участие 3 человека. Остальные
пишут ответы. Раунд называется "Наш север”. Игра
дешифровщик поможет определить очередность в
выборе категории. (Член жюри в пустых клетках
пишет цифры)
Жюри называют кто первым, вторым и третьим
выбирает категорию: Желтый цвет - береговая линия
Синий цвет - внутренние воды
Красный цвет - рельеф
Белый цвет - общие вопросы
Учитель: Сейчас на 15 секунд будет открыто
табло, где вопросы вашей категории окрашены
цветом. Постарайтесь запомнить. Игроки называют
цифру, член жюри открывает окошечко. Если вопрос
его категории - правильный ответ - 2 балла, если
вопрос другого игрока - правильный ответ 3 балла,
если общие вопросы - 1 балл (задается 4 вопроса).
Белый цвет - Общие вопросы
- Самая высокая точка Ненецкого Автономного
округа
- С какого месторождения поступает природный газ
для местных нужд?
- На какой речке была получена нефть в декабре 1966
года?
- Самый короткий период года в округе?
- Природно-исторический памятник в НАО?
- Самое большое озеро в нашем округе?
- Крупнейшее месторождение газа на дне Баренцева
моря?
- Крайняя восточная точка нашего округа
- Самый крупный сельский населенный пункт округа?
- Самый большой остров в составе НАО?
Желтый цвет - "Береговая линия”
- Это окраинное море со средней глубиной чуть
более 200 метров, получило свое название по имени
голландского мореплавателя XVI века. Крупные
морские порты на берегах этого моря не замерзают
круглый год.
- Этот архипелаг состоит из многочисленных
мелких и крупных островов. Лежит между 79 45 и 80 50 с.
ш. Его другое название "Антарктида в миниатюре”
Большая часть островов покрыта льдом Ледники,
спускающиеся в море, порождают большое
количество айсбергов.
- В XVI-XVII вв. море называли Новым Северным,
Северным Татарским, Скифским, Мангазейским.
Современное название дано в XVIII в. Вероятно по
названию реки. Первая опись южных берегов
произведена участниками Великой Северной
экспедиции.
- Этот архипелаг представляет гигантскую дугу,
протянувшуюся почти на 900 км с севера на юг,
выпуклостью обращенную на запад. Разделяете два
моря.
Красный цвет - "Рельеф”
- Возвышенность, протянувшаяся с северо-запада на
юго-восток на 900 км. Состоит из невысоких гряд.
Северная часть лежит в пределах тундры, а южная -
в пределах тайги.
- Отступающий ледник оставил в тундре холмы и
мореные гряды. Как они называются в нашем округе?
- Волнистая гряда протяженностью около 600 км с
запада на восток Покрыта хвойными лесами,
местами заболочена. Является водоразделом
бассейнов двух крупных рек России.
- Этот хребет, а точнее - система обособленных
небольших горных хребтов, сложенных
кристаллическими сланцами и осадочными
породами, на севере ограничен побережьем
Карского моря, на юго-востоке сливается с
западными склонами Полярного Урала.
Синий цвет - "внутренние воды”
- Эта река длиной более 700 км образуется от
слияния двух рек. Течет на северо-запад среди
таежных лесов и болот. На ее берегах расположен
областной центр, их которого отправлялись в путь
многие полярные экспедиции. - В Ненецком Автономном округе более крупные
озера чаще встречаются группами и между собой
связаны короткими протоками. Как называются эти
речные протоки
- Среди рек Европейского Севера эта река обладает
самым большим годовым стоком, хотя площадь ее
бассейна меньше, чем у другой северной реки. При
впадении образует веер дельты многорукавная
глубокая и широкая. О какой реке идет речь?
- В болотах Тиманского кряжа берет начало эта
река. В верхнем течении - масса порогов, быстрин.
Здесь наблюдаются самые высокие приливы в
Европейской части России - 8,5м. Назовите реку.
III. Заключительная часть
Учитель: "Не следует ложиться спать, прежде,
чем не скажешь себе, что за день ты чему - то
научился. То, что понимаю я под словом
"научился” -это стремление раздвинуть границы
нашего научного и какого -либо иного полезного
знания”. (Лихтенберг)
Думаю, что в сегодняшней игре мы вспомнили то,
что изучали раньше и обязательно чему-то
научились.
Жюри: Объявляет победителя игры. Каждому
участнику выдается диплом участника игры "Самый
умный”, диплом победителя, среди болельщиков
награждается самый активный.
Учитель: Спасибо всем за игру. Будет новая
игра, а значит будет возможность снова проявить
себя. |