Цель: Работа над умением видеть и
понимать произведения живописи.
Задачи
- Развитие мыслительных способностей.
- Развитие творческих способностей.
- Эстетическое развитие.
- Формирование собственной точки зрения.
- Развитие связной монологической речи.
Ход урока
1. Рефлексия
Обсуждение материалов предыдущего
урока.
2. Анализ картин Боттичелли "Весна” и
"Рождение Венеры”
Изысканное искусство Боттичелли с
элементами стилизации, то есть обобщения
изображений с помощью условных приемов —
упрощения формы, цвета и объема, пользовалось
большим успехом в кругу высокообразованных
флорентийцев. В искусстве Боттичелли в отличие
от большинства мастеров Раннего Возрождения
преобладало личное переживание мастера.
Исключительно чуткий и искренний, художник
прошел сложный и трагический путь творческих
исканий — от поэтического восприятия мира в
юности до болезненного пессимизма в зрелом
возрасте. Его знаменитые картины зрелого периода
"Весна” (около 1477–1478) и "Рождение Венеры”
(1483–1484) навеяны стихами выдающегося гуманиста
Анджело Полициано, придворного поэта Медичи.
Аллегорическая картина "Весна”,
написанная для украшения виллы Медичи,
принадлежит к числу наиболее сложных
произведений Боттичелли.
На фоне темной зелени фантастического
сада выступают изящными силуэтами гибкие
стройные фигуры. Цветущий луг под их ногами
напоминает яркий ковер. В глубине композиции
Венера в нарядном платье стоит в меланхолической
задумчивости. Ее окружает обязательная свита:
амур с луком парит над ее головой, три юные грации
ведут хоровод, из рощи бежит нимфа, преследуемая
фавном. На переднем плане Весна, или богиня Флора,
в венке и затканном цветами платье шествует
стремительно и так легко, что еле касается босыми
ногами земли. В левом углу — фигура юноши,
которого обычно называют Меркурием. Ритм
струящихся линий объединяет композицию, создает
утонченную цветовую гармонию. Художник применил
архаичный для своего времени прием — тончайшую
штриховку золотом некоторых деталей, среди них —
цветы, плоды, лучи, венцы, рисунок тканей.
Восхитительны отдельные фигуры и группы,
особенно три танцующие грации. Покоряет прелесть
очертаний их фигур, одежд, словно сотканных из
воздуха, движений рук, касаний пальцев.
Пронизанный музыкальным ритмом танца, трепетом
линий, образ трех граций прославляет весну,
праздник природы, человеческих чувств.
Но в картине Боттичелли чувствуется
свойственный его искусству оттенок грусти,
холодноватой отрешенности. Персонажи погружены
в себя, внутренне одиноки.
Более непосредственно воспринимается
картина "Рождение Венеры”, не столь сильно
связанная с аллегорическим подтекстом. Это одно
из самых пленительных созданий мировой живописи.
Картина изображает Венеру, богиню любви и
красоты, плывущую на большой раковине, которую
подгоняют к берегу летящие, сплетенные в
объятиях Зефир (западный ветер) и его супруга,
богиня Флора. На берегу Венеру поджидает нимфа,
которая спешит накинуть на ее плечи
светло-малиновое покрывало, затканное цветами.
Мастер золотит развеваемые ветром; волосы
Венеры, и это придает ее женственному облику
что-то неземное. Явление божества, далекого от
реальности, отражено и в гамме холодных,
прозрачных, светлых красок.
Трепетная, струящаяся, то гибкая и
плавная, то взволнованная, летящая, но всегда
завораживающая своей грациозностью и изяществом
линия Боттичелли... Она в "русалочьих”, будто
разметанных ласковым ветром прядях волос его
Венеры, в мягких танцевальных движениях его
граций, едва касающихся земли, будто парящих в
воздухе. В изломе тканей, в складках одежды, то
легко окутывающей стан, то стремительным потоком
несущейся за нимфами. Знаменитый "боттичеллиев
контур”, в котором отразилась нежная, порывистая
душа художника. Во всем, что создал его
удивительный гений — будь то портреты,
мифологические аллегории или образы задумчивых,
грустных мадонн, живет поэтически тонкое,
обостренное чувство красоты мира и женщины,
которое сопровождает сознание хрупкости,
зыбкости, скоротечности жизни.
В живописи раннего Возрождения среди
множества лиц — прекрасных и почти уродливых, но
всегда значительных — образы женщин, девушек,
юношей и детей, принадлежащие кисти Боттичелли,
узнаются сразу. Их отличает не классическая
правильность черт, не миловидность, а обаяние
безгрешной чистоты, беззащитности,
невысказанной грусти. Образ Венеры — высшее
воплощение этого идеала. Через четыре столетия
люди всматриваются в ее ясные черты и находят в
них нечто волнующее и притягательное.
Среди замечательных мастеров
Возрождения, творивших в XV веке, чьи работы
славятся полнокровной реальностью и
жизнерадостным мировосприятием, Боттичелли
занимает особое место. Возвышенная
одухотворенность, напряженная внутренняя жизнь,
прекрасные своей человечностью душевные
движения героев—вот стихия этого художника. В
его лучших картинах гармонично слились
идеальная красота и светлая, но глубокая печаль,
любовь и вызванные ею тревоги. В конце жизни его
знаменитая певучая линия станет жесткой, резкой,
колорит — упрощенным, содержание наполнится
драматизмом и безысходностью.
Так выразил себя талант художника, так
отозвалось его сердце на все те противоречия, с
которыми сталкивала его жизнь, Флоренция
последней четверти XV века.
3. Игра "Живые картины”
Класс разделяется на две группы.
Каждая группа старается создать "живую
картину”: передать композицию, жесты, позы,
выражение лица. Один из учеников берет на себя
роль экскурсовода — рассказывает о картине.
4. Домашнее задание
Сочинение (в любой форме) "Мое
восприятие живописи Боттичелли”. |