Форма проведения – проблемно-деятельностная игра.
Подготовительный этап
Цель: обеспечить организационно-методическую подготовку осуществления игрового этапа.
Процедура 1. Формирование творческой группы по подготовке педсовета.
Ведущая роль в деятельности творческой группы принадлежит директору,
или зам. директора школы по НМР и руководителям методических
объединений.
Процедура 2. Разработка сценария игры творческой группой по подготовке педсовета.
Процедура 3. Самоанализ педагогами проделанной работы за последние пять лет.
В процессе выполнения данной процедуры педагоги получают карту самоанализа, состоящую из двух частей: таблицы и опросника.
Карта самоанализа методической работы учителя за последние пять лет
Ф. И. О. учителя __________________________________________________________________________
Критерий для самоанализа
|
Максимальное кол-во баллов
|
Самооценка учителя
|
Проведение открытых уроков
|
На уровне области
|
4
|
|
На уровне города
|
3
|
|
На уровне школы
|
2
|
|
На уровне МО
|
1
|
|
Выступления различного рода
|
Выступления на областных конференциях
|
5
|
|
Чтение лекций на курсах повышения квалификации
|
4
|
|
Выступления на городских методических конференциях
|
3
|
|
Выступление с докладом на школьном педсовете или планерке
|
2
|
|
Выступление на заседании школьного МО
|
1
|
|
Инновационная деятельность
|
Работа по собственной авторской программе
|
5
|
|
Работа по новым методикам и технологиям
|
4
|
|
Работа по новым учебникам
|
3
|
|
Участие учащихся в олимпиадах
|
Областных
|
4
|
|
Городских
|
3
|
|
Школьных
|
2
|
|
Участие учащихся в исследовательских конференциях по предмету
|
Областных
|
4
|
|
Городских
|
3
|
|
Школьных
|
2
|
|
Участие учащихся во внеурочных мероприятиях
|
Областных
|
4
|
|
Городских
|
3
|
|
Школьных
|
2
|
|
Публикации
|
В центральных республиканских изданиях
|
4
|
|
В областных и городских изданиях
|
3
|
|
Во внутришкольных изданиях
|
2
|
|
Подготовка и проведение внеурочных мероприятий
|
На уровне города
|
4
|
|
На уровне школы
|
3
|
|
На уровне класса
|
2
|
|
Участие в работе по обобщению и распространению передового педагогического опыта
|
Участие в качестве эксперта по проверке экзаменационных работ в форме ЕГЭ
|
4
|
|
Участие в качестве эксперта в составе городской аттестационной комиссии
|
3
|
|
Участие в качестве эксперта в составе школьной аттестационной комиссии
|
2
|
|
Самообразование
|
Регулярное посещение различных курсов, разработка собственных методик, применение их на уроках, обобщение своего опыта
|
4
|
|
Регулярное посещение различных курсов, разработка собственных методик, применение их на уроках
|
3
|
|
Регулярное посещение различных курсов по своей инициативе
|
2
|
|
Посещение курсов по направлению администрации
|
1
|
|
Опросник
1. Сколько открытых уроков Вы дали в течение последних пяти лет?
Перечислите их темы, уровень проведения (областной, городской, школьный)
и укажите год проведения. ____________________________________________________________________________________________________
2. Сколько открытых внеклассных мероприятий Вы провели в течение
последних пяти лет? Перечислите их темы, уровень проведения (областной,
городской, школьный) и укажите год проведения. ____________________________________________________________________________________________________
3. Сколько у Вас было выступлений, на каком уровне, когда и по какой теме?
____________________________________________________________________________________________________
4. В каких городских мероприятиях за последние пять лет участвовали Ваши ученики, какие места занимали?
____________________________________________________________________________________________________
5. Какие методы Вы наиболее активно использовали на уроках в последние пять лет?
____________________________________________________________________________________________________
6. С какими новыми для Вас современными педагогическими технологиями
познакомились за последние пять лет, какие из них начали осваивать? ____________________________________________________________________________________________________
7. Заполните таблицу "Показатели обученности".
Удовлетворены ли Вы достигнутыми результатами? Если нет, то что Вам помешало?
____________________________________________________________________________________________________
Показатели обученности
Критерии
|
Учебные годы
|
2005–2006
|
2006–2007
|
2007–2008
|
2008–2009
|
2009–2010
|
Успешность обучения
|
|
|
|
|
|
Качество ЗУН
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов
По результатам первой части (табличной) выстраивается рейтинг учителей по участию в методической работе школы.
На основе ответов педагогов на вопросы второй части осуществляется:
- обобщение результатов методической работы школы за пять лет;
- диагностика профессиональных затруднений и стремления педагогов к
самообразованию и самосовершенствованию. Как показывает практика,
педагоги при прямой диагностике часто отвечают, что не испытывают
никаких существенных затруднений в профессиональной деятельности. Однако
психологи говорят: услышать – это не значит знать, знать – не значит
уметь. Письменные ответы учителей четко выявят сложившуюся ситуацию в
школе.
Процедура 4. Формирование материальной базы игры.
В процессе подготовки к педсовету осуществляются следующие действия:
- готовятся в необходимом количестве тексты инструктажей, бланки таблиц, результаты диагностик и т. п.;
- на стенах в игровой аудитории вывешиваются правила
мозговой атаки, правила дискуссии, высказывания известных людей о
важности умения слушать других и т. п.;
- запасаются в необходимом количестве канцелярские принадлежности: писчая бумага, фломастеры, ватман и др.;
- столы расставляются по кругу.
На подготовительном этапе формируются группы из расчета 7 ± 2 участника.
Игровой этап (длительность – 2 ч)
Процедура 1. Краткое выступление координатора игры (им может быть зам. директора по НМР) – 3 мин.
Цель: сформировать у педагогов установку на неформальное участие в
коллективной мыследеятельности, заинтересованное отношение к
происходящему.
Координатором оговариваются универсальные правила коллективной мыследеятельности.
- Универсальные правила коллективной мыследеятельности
- Каждый участник проходит все процедуры и операции игры.
- Каждый участник стремится проявлять инициативу, творчество и оказывать помощь другим.
- В спорных вопросах решающее слово – за координатором.
- В игре существует единственный запрет для всех – ненанесение ущерба достоинству человека.
Краткий комментарий координатора должен убедить всех участников в
необходимости сознательного принятия правил игры и строгого им
следования.
Процедура 2. Этап группового обобщения и индивидуальной рефлексии – 30 мин.
Цель: сформировать групповой настрой на последующую коллективную работу.
Координатор предлагает в короткий срок обобщить данные карт
самоанализа учителей, входящих в группу, и в увлекательной форме
прорекламировать свою деятельность за пять лет. На обобщение и
подготовку рекламы на листах ватмана дается 15 мин, на рекламирование
каждой группы – по 3 мин.
Умышленное навязывание дефицита времени и игровой характер заданий, с
одной стороны, задают напряженный ритм групповой работы на всю игру, с
другой – способствуют внутреннему раскрепощению игроков.
Процедура 3. Поиск приоритетных проблем образовательного процесса.
Координатор напоминает о целях, логике и продукте коллективной
работы, подчеркивает сложность стоящих перед группами задач и напоминает
о дефиците имеющегося времени. Затем ставит вопрос о необходимости
установления правил работы в группе, сообщает, что предлагаемый перечень
правил является примерным и открытым, в ходе обсуждения в него могут
быть внесены коррективы или добавлены новые формулировки. На принятие
правил отводится 2 мин.
Примерные правила работы в группе
- Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всей игры.
- Откровенность и доброжелательность в общении.
- "Работаем без погон", т. е. все равны в общении без учета былых заслуг, знаний и педагогического стажа.
- "Сделаем себя понятными другим", т. е. "не меня не поняли", а "я неясно выразил свою мысль".
- Каждый игрок ответственен за результат работы группы, а группа – за каждого.
- Право меньшинства на особое мнение.
Процедура поиска приоритетных проблем предусматривает выполнение трех операций.
Операция 1. Подступы к проблеме.
Координатор игры уточняет значение понятия "проблема" как
расхождения между предполагаемым и реальным. Он обращает внимание
игроков на следующие высказывания:
- "Сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем ее решить" (А. Эйнштейн, Л. Инфельд);
- "Первый признак мыслящего человека – это умение видеть проблему там, где она есть" (С.Л. Рубинштейн).
Операция 2. Рефлексивный тренинг (20 мин).
Группам предлагается на листе ватмана в течение 10 мин написать ответ на вопрос: "Каков он – идеальный ученик?". Затем на другом листе ватмана также в течение 10 мин написать ответ на вопрос: "Каковы они – реальные ученики нашей школы?".
Операция 3. Обратная мозговая атака (20 мин).
Координатор игры предлагает группам обнаружить проблему при помощи
метода обратной мозговой атаки, объясняет суть метода: если прямая
мозговая атака направлена на поиск позитивного решения, то цель обратной
атаки – составление наиболее полного списка дефектов рассматриваемого
явления, в данном случае – образовательного процесса. Координатору
необходимо не только представить и прокомментировать правила мозговой
атаки, но и убедить педагогов в целесообразности строгого следования
данным правилам, а в ходе осуществления мозговой атаки в тактичной форме
обеспечить их неуклонное соблюдение.
- Категорически запрещается критика и промежуточные оценки.
- Предложенных идей должно быть как можно больше, они высказываются без каких-либо доказательств.
- Поощряется улучшение и развитие формулировок, их комбинирование и
видоизменение, однако это не должно превращаться в упражнения по
высказыванию нелепых суждений.
- Координатор игры обосновывает необходимость немедленного
фиксирования на ватмане всех высказанных предложений. Для этой цели
выбирается секретарь.
Обратную мозговую атаку по поиску проблем образовательного процесса
можно осуществлять различными способами: "от наименьшей компетентности",
обращаясь сначала к начинающим педагогам, а уж потом к опытным
учителям, либо, напротив, при дефиците времени, – "от наибольшей
компетентности". Можно также "работать по кругу": в этом случае каждому
игроку предоставляется обязательное право в течение примерно одной
минуты высказать и кратко растолковать свое предложение (участники
отвечают друг за другом по часовой стрелке).
В результате этой операции группы получают список сформулированных проблем.
Операция 4. Взаимообмен формулировками проблем (15 мин).
Поочередно от каждой группы в течение 3 мин выступает "спикер", который
представляет сформулированные группой проблемы, отвечает на возможные
вопросы.
Операция 5. Формулировка блоков проблем (10 мин).
Необходимо на основе содержательной близости объединить проблемы в
блоки, каждому блоку дать название, раскрывающее общую суть объединенных
проблем, либо формулировку, поглощающую все проблемы данного блока.
Операция 6. Построение "дерева проблем" (15 мин).
"Дерево проблем" – это древовидный граф, отображающий некоторое
множество проблем и отношения между ними. Развертывание "дерева проблем"
производится сверху вниз: от проблемы-следствия к проблеме-причине.
Алгоритм построения "дерева проблем"
- Фиксация корневой проблемы. Корневая проблема – это проблема,
порождающая целый ряд других и требующая незамедлительного решения.
- Определение причин, инициирующих (порождающих) корневую проблему.
- Отдельный анализ каждой причины с целью определения причин, ее обусловивших (нахождение причин причины).
- Установление цепи причинных связей осуществляется до определения дефектов, которые необходимо устранить.
- Готовые варианты структурированных блоков проблем вывешиваются на доске для экспертизы.
Операция 7. Экспертная оценка "дерева проблем" (10 мин).
Алгоритм экспертной оценки
- Соответствует ли название блока содержанию проблем?
- Корректно ли определены связи между проблемами?
- Можно ли согласиться с выбранным основанием для декомпозиции проблем на подпроблемы?
В роли экспертов поочередно выступает каждая игровая группа. Перед
началом экспертизы координатор игры должен сделать акцент не на
соревновательности, а на сотрудничестве, позитивном взаимодействии в
целях достижения желаемого результата.
- Стараться понять коллег.
- Стремиться найти положительное в формулировках коллег.
- Обеспечить обсуждение продукта всеми участниками групп.
- Не бояться обратить внимание коллег на явный просчет (работать на "общий котел").
- Не бояться принимать и учитывать ценные замечания коллег.
Операция 8. Выбор стратегии развития школы (5 мин).
Координатор игры предлагает в ходе дальнейшей экспертной оценки
выбрать главную проблему. Ее необходимо оценить по следующим критериям:
- актуальность;
- решаемость силами школы;
- тенденция обострения проблемы в будущем.
|