Ведущий: Масленица - проводы зимы, встреча весны.
Отмечается Масленица в конце февраля или начале марта. Празднуется
целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал особое название:
понедельник -"встреча", вторник - "заигрыш", среда - "лакомка", четверг -
"широкий", пятница - "тещины вечерки", суббота - "золовкины
посиделки", воскресенье - "прощеный день".
За неделю до праздника хозяйка давала блин мальчику 8-10 лет. Он
скакал верхом на ухвате или кочерге и кричал. Мальчик:
Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону -
И пахать пойду!
Ведущий: Понедельник - "встреча". Наряжали
чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Обращались к нему
ласково.
Девочка:
Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная.
Коса длинная, триаршинная,
Платок беленький,
новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, латки красные,
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные.
Ведущий: Вторник - "заигрыш". В этот день
начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные
крепости, защищали их (показ изображений украшенной лошади и репродукции
картины В. Сурикова "Взятие снежного городка"). А еще смотрели
кукольные представления, катались с ледяных горок. Развлечения
сопровождались озорными частушками и дразнилками.
Дети исполняют частушки.
Девочка:
Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?
Мальчик:
Я на Масленку катался,
Трое саней изломал,
Ворона коня замучил,
И милашку закатал.
Девочка:
У меня четыре шали,
Пятая пуховая,
Не одна я боевая...
Мальчик и девочка (хором): Все мы здесь бедовые!
Другие дети исполняют дразнилки.
Девочка:
Ах ты, Сашка-таракашка,
На сарай полезай.
Там кошку дерут,
Тебе хвостик дадут!
Мальчик:
А у Машки на носу
Ели кошки колбасу!
Девочка:
Ты чего на весь свет раскричался,
Будто в ухо тебе мух попался?
Мальчик: Кто-кто попался?
Девочка: Мух!
Мальчик: Кто это - мух?
Девочка:
Ребята, он не знает муха!
Вот у воробьихи муж - воробей,
У соловьихи муж - соловей,
У курицы муж - петух,
А у мухи муж будет - мух!
Мальчики:
Ваши вороны кверху пупом летят!
Девочки:
А ваши дураки задравши голову глядят!
Ведущий: Среда - "лакомка". С этого дня пекли
блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели
русские люди и сами над собой подшучивали.
Девочка (в руках на полотенце с вышивкой тарелка
с блинами):
Блин добро не один.
Блин брюха не портит.
Блин не клин, брюха не расколет.
Мальчик:
У кумы была сестрица
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все поели!
Ведущий: В дни праздника дети обходили избы и
выпрашивали блины такими словами...
Дети (хором):
Подайте широкой Масленице!
Мальчик:
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Ведущий: А если хозяйка жадничала, ребята
убегали со словами...
Дети (хором):
Паршивые блины по аршину длины.
Ведущий: В воскресенье - "прощеный день" -
устраивали проводы Масленицы. Соломенную куклу чествовали, приглашали
вернуться в следующем году, а потом вывозили за околицу и сжигали на
костре. А пеплом посыпали землю к новому урожаю.
Дети расступаются, показывают имитацию костра, кладут к нему
чучело. Костер может быть нарисован или сделан из веток, красной ткани и
елочной гирлянды.
Девочка:
Прощай, Масленица-вертушка,
Настает великий пост.
На деревне все приели,
Подают селедки хвост!
Мальчик:
Сидит кошка на окошке,
Вышивает себе хвост.
Широка Масленица проходит.
Настает великий пост.
Дети кланяются по-русски. Далее - конкурсная программа.
1) "Сделай чучело" (вариант "Нарисуй
чучело")
Ведущий: У чучела Масленицы лицо не рисовали. Считалось, что,
имея лицо, чучело обретает душу, и тогда его нельзя сжигать.
Для создания чучела нужно 2 пучка соломы или 2 веника. 2 веника
делятся на 4 равные части: 2 части - одна вверх, другая вниз - для
тельца, 2 другие - руки. Для наряда 3 квадрата ткани: 1 - для платка,
2-е отверстиями в центре для кофты и юбки. 2) "Ряженые"
Ведущий: Чучело Масленицы катали на санях ряженые, чаще всего они
были в костюмах цыган, медведя.
Масленица годовая,
Гостья наша дорогая,
Она пешком к нам не ходит,
Все на конях приезжает.
У ней кони вороные,
Слуги молодые.
В команде выбирают одного ряженого. Остальные должны добежать до
стола, брать по одному предмету одежды и надевать на ряженого.
Побеждает команда, которая быстрее и смешнее создаст образ.
3) "Встреча"
От каждой команды выбирается один участник. Он должен,
пользуясь текстом карточки, поприветствовать свое чучело Масленицы.
Карточка N°1
Душа ль ты моя Масленица, перепельные косточки, бумажное твое
тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
Карточка №2
Моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра,
сорока бабушек внучка, ты ж моя перепелочка!
4) "Частушки"
Конкурс на самое задорное исполнение.
Карточка №1
Купи, тятя, мне коня
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке.
Карточка N°2
Девки, масленка идет!
Кто нас покатает?
У Петрушки на дворе
Сивка пропадает.
5) "Дразнилки"
Конкурс на самое выразительное чтение. Карточка №1
Николай! Николай!
Сиди дома, не гуляй,
В балалаечку играй. Карточка №2
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.
После конкурсной программы все приглашаются на чаепитие.
Ведущий:
Угощают Машенька и Медведь.
Слушайте да запоминайте!
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
Масленица - угощай,
Всем блиночков подавай.
Сценарий праздника можно дополнить подвижными играми. Они
вносят оживление и веселье, позволяют вовлечь в участие в празднике
максимально большое число детей.
Мы предлагаем вам две русские народные игры – "Петушки" и
"Почта".
Петушки
На площадке чертят круг.
В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну
ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной
рукой.
Задача играющих – вытолкнуть противника из круга, не используя при этом
руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.) Почта
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города...
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все
играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо
выполняет задание, отдает фант.
Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов.
Играющие, чьи фанты оказались у водящего, должны их выкупить. Водящий
придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают
смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных.
Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется. |