День славянской письменности и культуры ежегодно отмечают в славянских странах 24мая. Проведение праздника в школе способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию личности, осознанному принятию духовных традиций и народных ценностей. В выпускном классе к этой знаменательной дате можно приурочить выпускной вечер.
Действующие лица: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Люди – дети.
(В зал организованно под музыкальное сопровождение входят выпускники начальной школы и занимают места в центре.
Показываются слайды из жизни выпускников с1‑го по 4‑й класс.)
Учитель:
Дорогие ребята, уважаемые родители! Незаметно пролетели первые четыре
года учебы в начальных классах. Все это время мы учили вас писать,
считать, читать интересные книги. Сегодня у нас двойной праздник –
прощание с начальной школой и День славянской письменности. Это праздник
просвещения, родного слова, родной книги, родной литературы и культуры.
В этот день мы с благодарностью склоняем свои головы перед подвигом
наших предков.
1-й ученик:
Однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Копел отправили к
византийскому царю Михаилу послов с такими словами: "Земля наша крещена,
но нет у нас учителя, который бы наставил нас и поучил, объяснил святые
книги. Ведь мы не знаем ни греческого языка, ни латинского; одни учат
нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их
значения. И пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о
книжных словах и о смысле их".
Тогда царь Михаил вызвал к себе
двух ученых братьев – Кирилла и Мефодия и послал их в славянскую землю.
Это происходило в 863 г. Отсюда и ведет свое начало славянская
письменность. Братья постарались, чтобы каждая буква первой славянской
азбуки была простой и четкой, чтобы человек, едва увидев букву, сразу
хотел бы овладеть письмом.
(Под колокольный звон дети читают стихи.)
По широкой Руси нашей, матушке,
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Просветителей христианских.
С тех пор алфавит несколько раз
менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочиненную в
древности братьями-просветителями Кириллом и Мефодием. И не случайно наш
выпускной бал проводится совместно с праздником письменности и
культуры, ведь в школе вы постигаете основы родной письменности и
культуры. В будущем учебном году вам предстоит учиться в среднем звене
нашего образовательного центра, где ваши знания будут преумножаться.
Счастливого плавания в страну Знаний!
2-й ученик (держит в руках букварь): Сия зримая мала книжица, по-реченному алфавица, напечатана бысть по царскому велению всем младым детям к
научению. Ребята, вы знаете, что у каждой буквы есть имя? В древней
славянской азбуке каждая буква была особенной. Названия букв должны были
напоминать людям о таких словах, которые нельзя забывать, например:
"добро", "живете", "земля", "люди", "покой", "мыслите" и др. Мы с вами
произнесем волшебные слова, и старинные буквы оживут! Итак, повторяйте
за мной: раз, два, три, Азбука, буквы оживи!
(Из-за Азбуки выходит буква "Аз".)
Аз: Здравствуйте, дети! Угадали, какая я буква? (Дети отвечают.) Правильно: меня зовут "Аз", а в древности мое имя было "Я".
(Выходит буква "Буки".)
Буки: Как меня зовут, дети? Верно, "Буки", а имя мое "Книга". (Берет букву "Аз" за руку.) Назовите нас по порядку! (Дети называют.)
Учитель: Получилось слово "азбука". Этим двум буквам выпала большая честь стоять в
начале алфавита. В народе так и говорят: "Сначала аз и буки, а потом и
науки". С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний.
(Далее проводится конкурс пословиц о пользе
учения. Формируются две команды игроков по пять человек. Места
выбывающих будут занимать запасные игроки. Проигравшая команда должна
придумать пантомиму к любой пословице или спеть песню о знаниях. Репертуар следует продумать заранее. Далее выходит буква "Веди".)
Веди: Здравствуйте, дети! Меня зовут (хором)
"Веди". Я все знаю, все ведаю. И то, что сегодня у вас выпускной бал, и
что вы научились читать и писать, сочинять и отгадывать загадки. Кто
загадает мне свою загадку? (Дети загадывают загадки.) А теперь слушайте мою загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все…
(Ответ: солнце.)
(Выходит буква "Глаголь".)
Глаголь:
Здравствуйте, дети! Я буква "Глаголь". Как вы думаете, что обозначает
мое имя? Верно, "глаголить" значит говорить. В народе говорят: "Молвишь –
не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь".
Учитель: Смотрите, ребята, к нам спешит еще одна буква!
(Выходит буква "Добро".)
Добро: Добрый день, ребята! Меня зовут "Добро".
Учитель: Какое у тебя доброе имя! Доброта – лучшая черта характера человека.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети!
А к нам из азбуки идет новая гостья!
(Входит буква "Люди".)
Люди: Здравствуйте, дети! Я – буква "Люди".
Люди, вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите!
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен, ты просто обязан друзьям подарить.
(Буквы выстраиваются вряд. Дети выносят плакат с изображением алфавита.)
Учитель: А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку!
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям.
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
3-й ученик:
Спасибо вам, буквы, за то, что учите нас красоте, доброте и мудрости.
Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам
славянскую азбуку. В первом классе мы тоже чертили первые в своей жизни
"аз" и "буки", продолжая дело, начатое нашими самыми первыми учителями.
(Под аплодисменты буквы уходят.)
Ученики (вместе): Проводниками в страну знаний были наши учителя… Благодаря им мы научились считать, писать, думать. (Дарят учителям цветы.) И большое спасибо мы говорим сегодня нашим родителям.
Я говорю: "Спасибо, мама!
За все – за все твои дела!
За то, что я окреп едва,
Меня ты в школу провожала…
За то, что, недоспав сама,
Мой сон всегда оберегала".
За все: за солнце над лесами,
За песню первую мою,
Моей весенней самой маме
За все спасибо говорю!
(Далее
слово предоставляется директору образовательного учреждения. Проводится
награждение лучших учеников. Затем учителя читают стихотворение.)
Веселый и праздничный вечер,
И класс наш до боли родной.
Сегодня последняя встреча,
Четвертый наш класс – выпускной.
Что ж, повода нет для печали,
Но мы расстаемся, увы!
Частицу души вам отдали,
С ней будете счастливы вы.
Кто вас вызывал на уроке
И ставил оценки в дневник.
Пусть прошлое станет далеким,
Нас вспомните вы хоть на миг!
Прощальный торжественный вечер
И школьных друзей голоса…
Да сбудутся новые встречи,
И пусть вас хранят небеса!
(Ученики читают стихотворение, посвященное первой учительнице.)
Учительница первая наша!
Мы Вам благодарны за все:
За первые строчки в тетрадках,
За Ваше родное тепло.
В памяти будет навечно
Все то, чему нас Вы учили.
Прощаемся с Вами сердечно,
Наш самый любимый учитель!
(Все дети исполняют песню на мотив "До свиданья, наш ласковый Миша…")
В нашей школе становится тише.
Слышно даже биенье сердец.
До свиданья, наш первый учитель,
До свиданья, до новых встреч.
Мы грустим, мы ревем, расставаясь,
Вспоминая счастливые дни,
Как пришли мы сюда малышами
И какими от вас мы ушли.
В этом классе вы с нами мечтали
И дорогою знаний вели.
Здесь друзей мы своих повстречали,
Здесь открытия делали мы.
Не грусти, наш учитель любимый!
Прибежим мы к тебе, и не раз.
Пусть придут нам на смену другие,
Мы такие одни лишь у вас.
Расстаемся, друзья!
Остается в сердце нежность.
Будем дружбу беречь,
До свиданья, до новых встреч! |