Сценарий познакомит учащихся
начальных классов с зимними праздниками народного календаря,
играми-забавами, потешками, а также с душевной народной музыкой и
зажигательными русскими народными танцами.
Действующие лица: зазывалы – дети; старушки, тетушка Прасковья – взрослые.
Цели и задачи:
- создание условий для проявления творческой активности детей;
- снятие комплексов, "раскрепощение" обучающихся;
- совершенствование духовной и нравственной культуры детей путем знакомства с русскими народными традициями и обычаями;
- воспитание любви к семье, Родине;
- пополнение знаний в области русского фольклора.
Оборудование:
- стол;
- самовар, глиняная и деревянная посуда, ухват, кочерга, рушники, разделочные доски, разноцветные платки, прялка;
- костюмы ведущей и детей;
- нарисованные на листах А4 праздничные даты русского народного календаря, например: 14 декабря – "Наум Грамотник" и др.;
- плакаты: "Январь и заморозит, и загвоздит"; "Наум наставляет на ум"; "Декабрь год кончает – зиму начинает";
- аудиозаписи русских народных песен;
- каравай и баранки для поощрения детей.
Домашнее задание для детей:
- научиться произносить скороговорки;
- подобрать пословицы о зиме;
- вспомнить считалки.
Оформление:
Сцена оформлена как интерьер
крестьянской избы (русский народный стиль). В центре стол, на нем –
самовар, глиняная и деревянная посуда; рядом справа – стилизация русской
печи, бытовые предметы (ухват, кочерга). Стены украшены рушниками,
разделочными досками, разноцветными платками. Видное место на сцене
занимает прялка – украшение жилища. Ведущая одета в русский народный
костюм. Гости также должны быть одеты в соответствии с темой праздника.
(На сцену выходят зазывалы.)
Зазывалы:
Эй, народ честной,
Подходи, не стой!
Не гром, не пляс,
Нынче праздник у нас!
Что за праздник у нас
Мы расскажем сейчас.
Нынче праздник будет необычный. Пойдем в гости к тетушке Прасковье.
Гости званые и желанные,
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые,
Просим не стесняться,
К нам присоединяться.
(Стучат в дом тетушки Прасковьи.)
Тетушка Прасковья, можно в гости?
Тетушка Прасковья: Добро пожаловать, гости дорогие! (В руках рушник, на котором каравай.)
Дорогих гостей встречаем
круглым пышным караваем. Он на блюде расписном с белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим! Собрались мы с вами
для беседушки, для забавушки. Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними
и прабабушки приходили на зимние посиделки, на песни, пироги да ладки.
Вы, ребята, уже знаете, что осенью отмечают праздник Покров (14 октября), а в январе будут отмечать Новый год (1 января), Сочельник (6 января), Рождество (7 января), будут гадать на Святки (двенадцать праздничных дней между Рождеством и Крещением (19 января)).
1-й ученик: Промежуток от Покрова до Святок включал цикл сельскохозяйственных работ, связанных с забоем скота, молотьбой. До Филиппова дня (27
ноября) старались завершить обработку льна. После чего начиналось
прядение кудели – пряжи – чаще всего на "супрядках", молодежных
посиделках или вечерках.
2-й ученик: 21 ноября – Михайлов день. В этот день нельзя было работать. Говорили, что в Михайлов день солнце для Бога играет.
Тетушка Прасковья: А как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)
3-й ученик: 14 декабря – день Наума-Грамотника. Существовал обычай в этот день отдавать отроков в ученье к дьячкам, сельским грамотеям.
4-й ученик: 25 декабря – Спиридонов день.
С этим днем связаны представления о начале прибавления солнечного дня
(по примете, "со Спиридона-солнцеворота солнце – на лето, зима – на
мороз"). А еще говорили "в Спиридоны ясно – впереди морозы сильные". В
ряде мест в день Спиридона старались намолотить зерно на семена. Если
позже намелешь, – зерно считалось "незрелым".
Тетушка Прасковья: Спасибо вам, сколько вы знаете! А какое сегодня число? (Дети отвечают.)
Да ведь с 14 по 19 декабря была "гулянская" неделя! В эти дни песни
пели, хороводы водили, шутили и играли. Эта неделя была репетицией к
Рождеству. Завершалась она Николиным днем. Никола
зимний известен тем, что с этого праздника начинались зимние девичьи
гадания. Много мы вам о праздниках с ноября по январь рассказали? А
теперь представим себе, что работы уже все выполнены и можно поиграть.
Кто из вас больше знает прибауток да потешек? Кому выпадет водить, тот и
рассказывает!
Заяц белый, куда бегал?
В лес дубовый.
Что там делал?
Лыко драл.
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?
Родион.
Выйди вон.
1-й ученик:
Долгоногий журавль
На мельницу ездил,
Диковинку видел.
Коза муку мелет,
Козел засыпает,
А маленький козленочек
Муку выгребает.
А барашки, круты рожки,
В дудочки играют.
А сороки-белобоки
Пошли танцевати.
А вороны-стережены
Пошли примечати.
Сова из-за угла смотрит,
Ногами топочет, головой вертит.
Тетушка Прасковья:
Тара-бара, домой пора
Коров доить – тебе водить!
2-й ученик:
Как на речке-то, на реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
Чем ты бороду красил?
Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.
Тетушка Прасковья:
Катилось яблочко мимо сада,
Мимо сада, мимо града:
Кто поднимет, тот и выйдет!
3-й ученик:
Уж как шла лиса по тропинке,
Нашла грамоту в охлопке,
Она по лесу ходила,
Громким голосом вопила:
– Как я лычки драла,
Как я лапоточки плела,
Вот и села на пенек
И читала весь денек!
Будто небо провалится,
И земля вся загорится!
Лисе негде будет жить –
Станет лисонька тужить!
Тетушка Прасковья: Ох, и спасибо! Познакомили вы нас со старинными потешками. А теперь порадуйте русской песенкой.
Тара-тара, тара-ра,
Идут де́вицы со двора.
Песни петь да плясать,
Всех вокруг забавлять.
♫ (Дети исполняют песню "Выходили красны девицы".)
Выходили красны де́вицы
Из ворот гулять на улицу.
Ай люли, ай люли, ай люли,
Из ворот гулять на улицу.
Выносили красны де́вицы
В белых руках по соловью. Ай люли, ай люли, ай люли,
В белых руках по соловью.
Соловьи в руках рассвищутся,
Красны де́вицы разгуляются.
Ай люли, ай люли, ай люли
Красны де́вицы разгуляются.
Тетушка Прасковья:
Есть таланты на Руси,
Говорю уверенно!
Раз народ еще поет –
Значит не все потеряно!
♫ (На сцену выходят две старушки и поют.)
Старушки:
Смех, потешки услыхали –
Сразу к вам мы прибежали.
Где потешки поют –
Там и весело живут.
Правда, Даниловна?
Правда, Гавриловна!
Неразлучные старушки –
Мы живем в лесной избушке.
Избушка на кочке,
Блинами обита,
Оладьями покрыта.
Есть ограда кругом –
Пирожки с творогом.
Тетушка Прасковья:
Ой, посмотрите, пока мы здесь веселились, выросла чудо-ромашка. Это
цветок не простой, это ромашка-скороговорка. Нужно сорвать лепесток и
прочитать скороговорку три раза. Ну-ка, кто лучше?
Скороговороки
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
Вставай, Архип, петух охрип.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.
Тетушка Прасковья: Молодцы, ребята! А загадки отгадывать умеете?
Загадки
Сидел на заборе, пел да кричал.
А как все собрались, взял да перестал.
(Ответ: петух.)
Сто один брат, все в один ряд
Вместе связаны стоят.
(Ответ: забор.)
Не бык, а бодает,
Не ест, а хватает.
Что схватит – отдает,
Снова в угол отойдет.
(Ответ: ухват.)
Катался колобком,
Пока не стал носком.
(Ответ: клубок.)
Тетушка Прасковья:
Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши,
В руки брали просто ложки
И играли от души!
♫ (Ансамбль ложкарей выступает под русскую народную мелодию "Во саду ли, в огороде".)
На Руси всегда любили плясать. В лихой пляске раскрывается душа русского народа.
Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету.
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.
К нам на вечеринку приехали гости – это фольклорный ансамбль. Встречайте их.
♫ (Выступление ребят из старшей группы фольклорного ансамбля.)
Понравилось ли вам, ребята, на празднике? Спасибо вам, порадовали вы
меня, только играми да плясками сыт не будешь. Приглашаю всех детей к
чаю с пирогами.
Вот и солнце закатилось,
Вечериночка закрылась.
Приходите снова к нам, –
Рады мы всегда гостям!
(Заканчивается праздник чаепитием.)
|