Цели урока:
образовательные:
- дать понятие об основных
явлениях и признаках осени в неживой природе (уменьшение
продолжительности светового дня, понижение температуры воздуха,
понижение температуры почвы);
- рассмотреть взаимосвязь неживой природы осенью с жизнью растений и животных;
- научить делать выводы об
осенних изменениях в неживой и живой природе, подвести к мысли, что
любые изменения в неживой природе влекут за собой изменения в живой
природе;
развивающие:
- формировать
коммуникативные навыки: приобретение опыта сотрудничества, умение
общаться, работать в группах, выдвигать гипотезы, доказывать,
распределять объем работ;
- развивать:
– способности детей видеть, слышать, чувствовать красоту природы
осенью на основе восприятия музыкального произведения, поэтического и
прозаического текстов;
– мышление (самостоятельность, критичность, аналитичность, системность);
– любознательность, стремление к исследовательской деятельности;
воспитательные:
- формировать нравственное отношение к природе;
- воспитывать уважение к товарищам, их мнению.
Оборудование:
- музыкальный ряд: П.И. Чайковский, альбом "Времена года" – "Осенняя песня";
- зрительный ряд: подборка фотоиллюстраций осеннего леса;
- литературный ряд:
– отрывки из стихотворений, произведений писателей о природе;
– учебник Н.А. Чураковой "Литературное чтение" (3‑й класс);
– энциклопедии;
– произведение Д.Н. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка";
– листы бумаги небольшого формата с опорными фразами на тему осени;
– листы бумаги формата А3 для составления "карт мыслей"; - для театрализации: костюмы скворца, березы, рябины и лиственницы.
Ход урока
Учитель:
Сегодня на уроке мы поговорим об одном из времен года. Прослушайте
отрывок из музыкального произведения П.И. Чайковского "Времена года".
Попытайтесь понять, какое время года запечатлел композитор? (Звучит
отрывок из альбома "Времена года" П.И. Чайковского – "Осенняя песня".)
Каков характер музыки? (Ответы детей: спокойная, плавная и др.) Какие
чувства вы испытывали? О чем вам напомнили эти звуки? Настроение какого
времени года передал П.И. Чайковский? Почему? Какие картины вы
представили? (Ответы детей.)
Итак, сегодняшний урок мы
посвятим осени, поговорим об осенних изменениях в неживой и живой
природе, их взаимосвязи – на примере литературных и поэтических
произведений, сведений из энциклопедий, узнаем, почему происходят эти
изменения.
Такой представил себе осень в
музыке П.И. Чайковский. Перед вами фотоиллюстрации осеннего леса.
Внимательно рассмотрите их. Какая иллюстрация больше всего гармонирует с
осенней картиной композитора? Почему? А какое настроение осень создает у
вас? Вспомните поэтические строчки, созвучные с осенними картинами.
(Дети читают отрывки из стихотворений об осени и указывают, с какой
иллюстрацией они созвучны.) О том, какие изменения происходят в природе с
наступлением осени, мы узнаем не только из рассказов, стихотворений, но
и из сказок. Например, из сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка".
Преподаватель напоминает
ученикам, что они уже начали работу с этим произведением, а сегодня на
уроке – продолжат. Дети открывают нужные страницы учебника.
Какие настроение, чувства
возникают при чтении начала сказки? (Ответы детей: тревога, грусть,
страх.) Почему? (С наступлением холодов у птиц появляется страх и
тревога перед перелетом, т. к. нужно преодолеть большое расстояние; и
грусть – ведь приходится покидать родные края.) С помощью каких слов и
выражений передает писатель эти чувства? Зачитайте. (Дети зачитывают
нужный фрагмент из произведения.) Кому было вдвойне тяжело от
предстоящего перелета? (Серой Шейке и ее маме.) Почему? (Серая Шейка
была вынуждена остаться.)
Прочитайте следующее описание в
сказке осенних изменений. Как вы думаете, зачем автор включил его в
произведение? (Чтобы мы лучше поняли чувства героев: читая описание
осенней природы, мы отчетливо представляем обстоятельства, в которых
жили Серая Шейка и ее мама, и нам передаются те же чувства тревоги и
страха, которые испытывали главные герои.) Если бы вам пришлось
проиллюстрировать строчки произведения, как бы вы изобразили осень?
Какие бы краски взяли? (Учитель показывает ученикам фотоиллюстрации. Как
вариант, возможна демонстрация слайдов.) На какую фотоиллюстрацию
больше всего похожа осень из сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка"?
(Ответы детей.) А теперь начинаем минутку отдыха, изобразим движения
осенних листочков. (Дети приседают, кружатся, имитируя движения осенних
листочков под строчки стихотворения.)
|
Мы листочки осенние
На веточках сидели.
Дунул ветер, полетели.
Полетели, полетели и…
На землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил
И на место посадил. |
Отдохнули? (Ответы детей.) А
теперь все мы окажемся в театре. Будем смотреть сказку "Скворец и
осень". Когда сказка закончится, скажите, какое в ней дается объяснение
осенним изменениям. (Начинается театрализованное представление.)
Театрализованное представление
"Скворец и осень"
Жил да был скворец. Песни
распевал и птенцов насиживал. Быстро пролетели теплые и летние деньки.
Осень стоит на пороге. Жалко стало скворцу уходящего лета. Полетел он к
березе и просит:
– Береза, береза, останови осень. Я тебе за это песенку спою.
Поднатужилась береза, даже листики на ней пожелтели, но осень остановить не смогла. Полетел он к рябине и просит:
– Рябинка, рябинка, останови осень. Я тебе за это песенку спою.
Собрала рябина все свои силы,
даже листики на ней покраснели, но осень остановить не смогла. Полетел
скворец к лиственнице и просит:
– Лиственница, лиственница, останови осень. Я тебе за это песенку спою.
Закачалась и затряслась лиственница, даже иголочки с нее осыпались. Но осень остановить и она не смогла.
Пришлось скворцу собираться в теплые края, подальше от сырой и голодной осени.
С той поры скворец каждый год
просит деревья, чтобы они остановили осень. Ничего у них не получается,
только листочки желтеют, краснеют да на землю осыпаются.
Вопросы для обучающихся
- Вы посмотрели сказку и
прочитали произведение Д.Н. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка". Какая общая
тема этих произведений? (Ответ: наступление осени.)
- Что происходит осенью в жизни скворца и уток? (Ответ: улетают на юг.)
- Что заставляет птиц улетать в теплые края? (Ответ: холода, отсутствие пищи.)
- О каком еще явлении природы рассказывалось в сказке? (Ответ: желтеют и опадают листья.)
Далее обучающиеся делятся на
три группы. Учитель формулирует проблемы в виде вопросов – по одному для
каждой группы. Вопросы записываются на доске. Задача обучающихся –
обоснованно на них ответить.
Вопросы для обучающихся
- Какие изменения происходят осенью в неживой природе?
- Почему листья осенью меняют цвет и опадают?
- Как готовятся лесные животные к зиме?
Учитель: Перед
вами несколько проблемных вопросов. Ваша задача, пользуясь учебником по
литературному чтению, энциклопедиями и текстами художественных
произведений, – ответить на них, обосновать свое мнение творчески,
оформив работу на листе бумаги формата А3 в виде "карты мыслей". Каждая
группа должна ответить на вопрос: "Почему происходят сезонные изменения в
природе?".
Обучающимся предлагается
дополнительный материал: рассказы писателей о природе, энциклопедии,
опорные выражения на отдельных листах. Изучив материал, опираясь на свой
опыт, знания, ассоциации, дети записывают (подклеивают) варианты
ответов на листы бумаги А3 – получается "карта мыслей". Далее
представители от групп формулируют, обосновывают свои идеи, доказывают.
Высказанные идеи подвергаются анализу, оценке, выбираются лучшие путем
признания участниками других групп. На доске появляются опорные схемы в
виде "карты мыслей". Далее группы выступают в полном составе, проводят
презентацию своих "карт мыслей".
Первая группа представляет свою "карту мыслей", дети отвечают на вопрос: "Какие изменения происходят осенью в неживой природе?".
Варианты тезисов:
- день становится короче, а ночь длиннее;
- дуют холодные ветры;
- понижается температура воздуха;
- понижается температура почвы;
- идут холодные дожди, выпадает снег;
- становится меньше тепла;
- становится меньше света;
- становится больше облаков.
Обучающиеся выявляют взаимосвязи между данными тезисами, а также главную причину изменений в неживой природе осенью.
Ответ: Свой путь по небу солнце
совершает в виде дуги. Осенью оно всходит позже, поднимается невысоко.
Чем ниже солнце, тем меньший путь оно проходит по небу. Оттого и день
короче, а ночь длиннее. За короткий день воздух, земля не успевают
прогреться, поэтому наступает похолодание.
Вторая группа представляет свою "карту мыслей", дети отвечают на вопрос: "Почему листья изменяют цвет и опадают?".
Варианты тезисов:
- начинаются заморозки;
- замерзает почва;
- становится меньше тепла;
- становится меньше света;
- не хватает влаги;
- растения прекращают употреблять воду и углекислый газ;
- прекращает вырабатываться питательное вещество (хлорофилл);
- у растений нет необходимости в листьях.
Обучающиеся выявляют взаимосвязи между данными тезисами, а также главную причину листопада и изменений цвета листьев осенью.
Ответ: При осенних
похолоданиях, из-за недостатка света и тепла, растения перестают
потреблять воду и углекислый газ, прекращает образовываться питательное
вещетво зеленого цвета (хлорофилл) и лист приобретает другой цвет.
Третья группа представляет свою "карту мыслей", дети отвечают на вопрос: "Как готовятся лесные животные к зиме?".
Варианты тезисов:
- готовят жилища к зиме;
- меняют летнюю "шубку" на зимнюю;
- делают запасы еды на зиму.
Обучающиеся выявляют взаимосвязи между данными тезисами, а также главную причину, которая заставляет животных готовиться к зиме.
Ответ: Холод и отсутствие корма
– причины подготовки животных к зиме. (Дети дополнительно подбирают
интересный материал о том, как разные животные готовятся к зиме.)
Учитель:
Ребята, вы очень внимательно прослушали выступления товарищей.
Попытайтесь сделать вывод. Ответьте на вопрос: почему в природе
происходят такие разно-образные осенние изменения? (Варианты ответов
детей.) Все в природе взаимосвязано: живая и неживая природа, любые
изменения в неживой природе влекут за собой изменения в живой природе.
Обобщим те знания, которые мы получили на уроке. Вспомним основные
изменения, которые происходят в неживой природе осенью. (Учитель на
доске записывает причины этих изменений.) Теперь вспомним основные
изменения, которые происходят в живой природе. (Учитель на доске
записывает причины этих изменений.) Теперь давайте подумаем, почему мы
сегодня объединили материал двух разных учебных предметов: литературного
чтения и окружающего мира. Читая художественные произведения, в которых
описаны картины природы, мы ярко их себе представляем. Д.Н.
Мамин-Сибиряк любит природу, знает и понимает ее, достоверно передает
средствами литературы. А материал учебного предмета "Окружающий мир" дал
нам возможность объяснить те явления, которые литератор описал в своем
произведении.
А теперь – творческое задание
на дом: напишите сочинение-загадку от имени любого лесного животного о
том, как оно готовится к зиме. На следующем занятии мы будем слушать
загадки и отгадывать, о ком в них идет речь.
Спасибо, ребята, за работу на уроке!
|