Лучший способ заинтересовать ребят физикой - предложить им
рассказать, как они сталкивались с необычными ситуациями, а выйти из них
победителем помогла именно эта наука. Подростки с охотой фантазируют и
довольно верно комментируют свои были-небылицы. Владимир Дмитриевич
Красильников весьма убедительно это доказал.
Импровизация может творить чудеса. В ней и полет мысли, и
неожиданность решения проблемы, и, наконец, радость творчества. Дар
импровизации - в каждом из нас, но особенно эта способность развита в
детях. Жаль, что мы, педагоги, не поощряем фантазии наших питомцев. А о
том, чтобы направить ее в нужное нам русло, и вовсе забываем.
Но постараюсь, коллеги, быть ближе к теме - расскажу, как можно
увлечь наших закоренелых троечников столь сложным предметом, как физика.
Ведущий. Сегодня у
нас посиделки. В старину на таких мероприятиях молодежь старалась
показать себя с наилучшей стороны. Девушки - какие они искусные
рукодельницы да интересные собеседницы. Парни старались отличиться
смекалкой да мастеровитостью. А все вместе - шутками и прибаутками,
загадками да фокусами состязались в умении объяснить непонятное в жизни.
Хорошие традиции не грех и возродить. Сочетание "физика" и
"посиделки", понятно, непривычно, но чтобы оно стало естественным, так
это уж от нас с вами зависит.
Итак... Собрались как-то раз красны девицы и добры молодцы в горнице
№ 6... (или 7,8- словом, класс, в котором сейчас учатся ваши ребята.
Декорации - стилизованная русская национальная атрибутика: всегда можно
найти ручную прялку, самовар, расписное блюдо и т. п. Две лавки: на
одной - девушки вышивают или вяжут; на другой - парни лузгают семечки и
пытаются завязать с ними разговор).
1-й парень. Жили-были
Енот и Заяц. Были они дружными, трудолюбивыми - ну и купили себе
маленький грузовичок. А по соседству жил Волк - лентяй из лентяев, а
жить хотел хорошо и красиво. Вот и задумал он отобрать у своих соседей
машину. А как же: кто сильнее - тот и прав!
Однажды, когда друзья поехали по делам, Волк залез к ним в кузов. Да
его заметил Енот и говорит Зайцу: "Все, братец, пропали мы с тобой -
злой Волк у нас за спиной!" А Заяц вроде бы и не боится разбойника.
Остановил машину, будто собираясь выйти из кабины, чтобы проучить
злодея. Волк же, вознамерившись захватить руль, хотел было выскочить из
кузова и уже не держался за борт. Да Заяц-то не простак оказался -
тотчас газанул! Ну, Волк не удержался и вывалился на дорогу.
Сильно ударился серый, но поднялся и догнал-таки друзей - и скок в
кузов! Енот еще пуще испугался: "Не простит нам Волчище нанесенной
обиды!" А Заяц только рассмеялся и увеличил скорость, а потом резко
затормозил. Волк перелетел через кабину и грохнулся в колючие кусты.
После этого у него пропало желание обижать друзей.
Так что же, девушки, все-таки помогло Зайцу избавиться от Волка?
1-я девушка. Его
выручила инерция. Знал бы Енот про эту силу, так не пришлось бы ему
бояться Волка. Физику бы ему учить, а не зариться на чужое добро!
2-й парень. Вот со мной
случай был - до сих пор страшно вспомнить! Раз погружался я в
батискафе. Он был сферической формы, маленький, но мог выдержать
давление на любой глубине. Море было теплым и спокойным. Я рассматривал
рыб в иллюминатор и вдруг откуда ни возьмись - акула! Да такая огромная,
что могла бы запросто проглотить батискаф. Мне пришлось погрузиться еще
глубже; я вниз, она за мной. Акула так увлеклась преследованием, что не
заметили, как оказалась глубже, чем ей было можно, и ее раздавила толща
вод. Ох, и злилась же она, что не смогла меня слопать!
2-я девушка. Что акула
законов физики не знает - естественно. Но вот ты, дружок,
опростоволосился со своей байкой. Не сможет акула и никакое другое
морское животное забраться на такую глубину. А почему - додумайся сам.
3-я девушка. Да что вы,
ребята, все стращаете нас? Послушайте-ка теперь наши посиделковские
страдания!
(На мелодию "Ярославские ребята")
Мы пришли на посиделки
Обсудить свои дела.
Кто что любит аль не любит -
Ох, как нас школа довела!
Мы пришли на посиделки
Посудачить кой о чем.
Например, откуда сила
Вдруг нашла свое плечо?!
Мы сидим на посиделках
И толкуем не спеша
О физических явленьях.
Ох, с ними жизня хороша!
Про давление учили,
Повторяли, что и как.
Вот акулу раздавили -
Не вернуть ее никак.
Газ мы тоже изучали?
Что-то смутно помню я,
Как в нем молекулы летали.
Ох, ничего не знаю я!
Притяжение мешает
Полететь под небеса.
Ох, "пролечу" я на уроке,
Коль ты не выручишь меня!
Входят двое будто бы подвыпивших парней.
1-й. Как думаешь, сможем мы пройти равномерно и
прямолинейно?
2-й. Если встанем на четвереньки, равномерно пройдем, а
вот прямолинейно, думаю, нет. Мы же дорогу не увидим.
1-й. Надо проверить!
Уходя на четвереньках, оба поют
Равномерное движенье
Вам мы можем показать.
Но не стоит вам, ребята,
Ох, с нас пример сегодня брать.
Девушки и парни снова поют "Страдания".
Ускорение мешает
Тормозить мне в тот же миг.
А на физике учитель
Снова ставит "2" в дневник.
Мы Ньютона очень любим,
Знаем все наперечет
Три больших его закона.
Ох, ставь, учитель, мне зачет!
Мы про Бойля-Мариотта
Скоро выучим закон.
Только вот не знаем толком
Это кто - они иль он?
Гей-Люссака тоже знаем.
Но кто был Гей, а кто Люссак?
Мы учили, все учили...
Ох, не поймем теперь никак.
Броун описал движенье -
Нам теперь его учи!
Ох, невозможно в выходные
Нагуляться от души.
Архимед с своею силой
Не запоминается.
О Паскале я забыла,
Но он не обижается!
Мы страдания пропели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
3-й парень. Видно,
девоньки, у вас с физикой совсем плохо. Хотите поможем?! Но сперва я вам
быль расскажу, а уж выводы делайте сами.
Два друга учились в одном классе. Юра был влюблен в физику, а Дима
считал ее трудным, а потому и ненужным предметом. Однажды они катались
по льду реки. Дима разогнался и вылетел на тонкий лед. Первый раз ему
удалось выбраться из полыньи, но он сразу же встал на ноги, и лед
проломился. Юра закричал, что надо выбираться ползком. Ведь в этом
случае площадь опоры будет больше, а сила давления на лед - меньше, и
тогда не провалишься.
После этого случая Дима понял: без физики в жизни - и ни туда и ни
сюда!
4-й парень. Знает
кто-нибудь о картофельной батарейке? Сейчас я покажу ее. К одному
медному проводу гальванометра присоединим железный гвоздь, второй
втыкаем в картофелину. Смотрите, ток пошел! А почему? (Ответ. Проволока и
гвоздь - разнородные элементы: медь и железо; в картофелине - раствор
минеральных солей; создан гальванический элемент.)
Девушка. А что, картошка в каждом доме есть. Надо
наделать этих элементов и экономить электричество!
Парень. Тоже мне, энергетик! Всей картошки с огорода
не хватит и на лампочку.
Девушка. Главное - предложить идею. А уж ее воплощение
в жизнь - дело практиков, ловких и умелых!
Ведущий. Ну-ка, братцы, покажем девицам-красавицам
наши умения и смекалку!
1-й парень. Кладу на ладонь кирпич, на него орех и бью
молотком. Орех раскололся, а мне не больно. А почему?
2-й парень. Я кирпич на кирпиче разобью, и мне не
будет больно! (Демонстрирует.)
3-й парень. А я на бумажные кольца кладу линейку (их
нужно держать на указательных пальцах). Теперь ударьте по ней палкой.
Она сломается, а кольца не порвутся. А почему?
1-я девушка. Смекалку и удаль вы показали. А сейчас
объясните-ка нам вот что. (Девушки по очереди задают парням вопросы.)
- Представьте, что вы купаетесь и вдруг стали тонуть. Взывая о
помощи, вскидываете вверх руки. Правильно ли это?
(Ответ. Нет. Сила тяжести тела уравновешивается архимедовой силой,
равной весу воды, им вытесненной. Руки опущены - объем человека
увеличивается, и голова будет над водой; подняты - все наоборот.)
- На одну чашу весов поставили ведро, доверху наполненное водой,
на другую - такое же, но с деревянным кружком. Какое тяжелее?
(Ответ. Весят одинаково.)
- Можно ли носить в решете воду и в какой сказке это описано?
(Ответ. Можно, если, как мальчик-с-пальчик, смазать его воском или
парафином.)
- Новогодняя елка украшена гирляндой лампочек, соединенных
последовательно. Одна перегорела, и ее выбросили, цепь же составили
заново. Станет ли гирлянда ярче?
(Ответ. Да, ведь К в цепи уменьшилось, следовательно, I увеличится.)
- А почему птицы слетают с проводов, когда включают ток?
(Ответ. Им неприятно, что перья электризуются.)
- Какого цвета водяной пар?
(Ответ. Бесцветный, а видим мы туман.)
- Греет ли шуба?
(Ответ. Нет. Воздух плохо проводит тепло. Так что шуба лишь удерживает
тепло нашего тела.)
- Почему снег белый?
(Ответ. Он состоит из раздробленных льдинок и плохо пропускает свет.)
- Почему дым из трубы в безветренную погоду поднимается вверх?
(Ответ. Его выносит горячий воздух, более легкий.)
- Покажу фокус-загадку. (В тарелку с водой кладет монетку.) Как
ее достать, не замочив пальцы?
(Ответ. Надо подожженную бумагу положить на поплавок и накрыть стаканом.
При нагревании воздух расширяется, и часть его выходит из-под стакана;
оставшийся - охлаждается и сжимается. Вода войдет в стакан, освободив
монетку.)
Ведущий. Засиделись мы, друзья-подруженьки, до вечера
темного. Пора и по домам. А к следующим посиделкам готовьте вопросы,
придумывайте фокусы, частушки и страдания, рассказы и сказки. Темы для
этого в физике необъятные!
|