Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 19:32:55
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Сценарий вечера, посвященного ткачеству в России "Серебряное донце - золотое веретенце"
30.11.2010, 00:07:46

Краеведение сегодня преподается во многих школах. Однако знания, которые получают дети, непоследовательны и фрагментарны. В старших классах вводят курсы культурологии и истории культуры. Но школьники не могут понять красоты и своеобразия других культур, ибо не знают своей, русской, славянской культуры.

Стройные колокольни, золотые купола, чистые лики икон. Понять Россию - значит почувствовать, что мы - часть огромного вневременного потока. А для этого нужно знать - каким воздухом дышали наши предки, за какими столами сидели, какие рубахи носили.

ВЕДУЩАЯ.

Здравствуйте, ребята. Мне хочется рассказать вам одну удивительную историю. Однажды вечером у себя дома я услышала какие-то странные звуки, будто кто-то ходил маленькими ножками в моем шкафу. Тихонько открыла дверцу. В полутьме светились два огонька, точно чьи-то глаза. Кто там? - спросила.

ЯША. Это я, Яша.

ВЕДУЩАЯ. А откуда ты и кто такой?

ЯША.

Из сказки я, суседко, из старины далекой русской, значит и дело мое старинное, сказочное. И сам я - Старик-сказковик.

ВЕДУЩАЯ. Как же ты здесь оказался?

ЯША.

Да я и сам не знаю. Жил я на чердаке большого деревянного дома. В доме вместе со мной жили кошка Мурка, пес Полкан, бабушка Арина и дедушка Федот. Мурка спала на печке, Полкан дом охранял, дедушка кадушки да бочонки ладил, лапти плел. А бабушка Арина и вовсе волшебница была. Как делает что-нибудь, то или пахнет вкусно, или уютно становится. Больше всего я любил, когда она держала в руках что-то круглое и мягкое, немного мохнатенькое. Когда бабушка уходила, я с ним играл. Это было так интересно! Но однажды я заснул крепко-крепко, а когда проснулся, то оказался в совершенно незнакомом месте. Исчезли не только дедушка с бабушкой, но и печка с горшками, и старый стол с самоваром, и пестрые половики с занавесками, и мой пушистый друг тоже пропал. Я очень огорчился и совсем не знаю, что делать.

Больше всего я скучаю без моего непоседливого друга. Когда бабушка занималась любимым делом, он просто танцевал от радости, так и прыгал, так и крутился. А как зовут его, забыл.

ВЕДУЩАЯ.

Не расстраивайся, Яша. Это горе - не беда. Мне кажется, я знаю, как зовут твоего друга. О нем еще загадка придумана. Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. А вот знают ли его имя ребята?

Ответы из зала.

ВЕДУЩАЯ.

Правильно, клубок. Хвостик у него тоненький, а потянешь - весь размотается. А знаешь ли ты, Яша, почему русские люди так много загадок да сказок про клубок придумали?

ЯША. Нет. Правда, почему?

ВЕДУЩАЯ.

В давние времена верили, что ходит по земле богиня Макошь. Ходит она среди людей невидимая, босая, с распущенными волосами, в длинной рубашке без пояса. Из кудели она прядет нити и в клубочек сматывает. Не простые те нити - волшебные. Это нити судьбы человеческой.

ЯША. А Макошь каждому такой клубочек дает?

ВЕДУЩАЯ.

У каждого он есть. Только в обычной жизни клубочек не виден, а в сказках он становится видимым. Если у человека сердце доброе и дела он делает добрые, то клубочек разматывается и человеку дорогу указывает к счастливой жизни. А если у человека в душе обида да зависть, то ниточка рвется, и в жизни у человека всякие неприятности случаются.

ЯША.

Так вот что значит клубок. А еще в старых сказках всегда - где ниточка, там и иголочка.

ВЕДУЩАЯ.

Да, Яша. Недаром иглу всегда называли ласково игла-мастерица, игла-помощница. Даже сегодня изготовить самую простую иглу совсем не просто. Все начинается со специальной игольной проволоки, которую режут, потом заготовки точат-заостряют, шлифуют, закаляют. Это кропотливая работа. Поэтому и ценится игла очень высоко.

ЯША.

Интересно, из чего была сделана самая первая иголка, когда попали в Россию стальные сестрицы современных иголок?

ВЕДУЩАЯ. Пусть на эти вопросы ответят нам ребята. Ответы из зала.

ВЕДУЩАЯ.

Верно, ребята, верно. Давайте обобщим ваши ответы. Первыми иглами пользовались первобытные люди, и делали они их из острых рыбьих костей или костей животных. Стальные же иглы появились лишь в четырнадцатом веке в Европе, а в Россию они были завезены только в семнадцатом столетии из Германии.

ЯША.

Спасибо вам, ребята! Теперь-то я точно про иголку-мастерицу все знаю. Но и все остальное о прядении-ткачестве я хочу знать.

ВЕДУЩАЯ.
Не торопись, Яшенька, все по порядку. Начну я с самого начала.

Как из белых мхов,
Из того ли сруба дубового
Вытекала речка тихоструйная.
Как из белой-то кудели
Да из долгого льна,
Да с того ли донца расписного
Выпрядала девица тонкую нить,
Нитку тонкую, нитку прочную...

ЯША.

Ой, вы точно моя бабушка Арина - так же интересно рассказываете. Но вот она мне говорила, что без специальной волшебной палочки и не спрядешь ничего.

ВЕДУЩАЯ. Это ты, наверное, про веретено говоришь.

ЯША. Точно, точно.

ВЕДУЩАЯ.

Веретено, Яшенька, главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было свое веретено. Чужим пользоваться было не с руки.

ЯША.

А вот делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки. Смастерить веретено не так просто, как кажется. Недаром приговаривали: "Как стал Ваня веретенце мастерить, все сени перестрогал".

ВЕДУЩАЯ.

Без веретена невозможно было сделать нить, полотно начать ткать. К веретену относились с уважением. Во многих сказках - помните? - есть строчки про серебряное донце, золотое веретенце.

ЯША.

Здорово! Прямо стихи получаются: донце - веретенце. Интересно, есть ли еще какие-нибудь рифмы к словам веретено, веретенца, веретенышко!

ВЕДУЩАЯ. Конечно, есть. Пусть ребята вспомнят и о веретене.

Выступают дети с чтением стихов

Подарил мне батюшка
Чудо-веретенышко,
Серебряное донышко.
Нитка белая бежит,
Веретенышко дрожит.
Ты вертись, моя вертушка,
Дорогая мне игрушка,
Мне и весело, и жарко,
Я-то день-деньской кручу,
Нитки тонкие сучу
И тихонечко пою.
ВЕДУЩАЯ.

Спасибо. Замечательные стихи. Действительно, Яшенька, работали раньше день-деньской, и даже вечером, когда на улице уже темно. Наступали холода, в печке огонь зажигали. Весело поленья трещали в печке. В переднем углу светец ставили, лучину зажигали.

ЯША.

Помню светец. Работы было очень много. Вот забыл только, как же люди в гости ходили, с подругами и друзьями встречались? Работу ведь нельзя было бросить.

ВЕДУЩАЯ.

А работу и не бросали. Девушки брали с собой прялки, донца, веретенца и собирались вечером в одной избе. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие. Такие вечера назывались посиделками.

ЯША. А парни как же?

ВЕДУЩАЯ.

И парни тоже приходили, работу с собой приносили. Кто лапти плел, кто упряжью конской занимался. Представляешь, Яша, на таких посиделках иногда парни даже варежки вязали.

ЯША. Вот это здорово! А что еще делали на таких посиделках?

ВЕДУЩАЯ.

Песни пели, игры играли. Не только веселились, но и друг к другу присматривались, суженого своего искали. Парни смотрели не только на девичью красу, на работу внимание обращали: быстра ли, умела ли в женских делах хлопотных. По спряденной ниточке и характер определяли. Если нитка тонкая да ровная, значит, девушка спокойная, рукодельная. Если нитка вся в узлах, рвется часто, то и нрав у девушки непокладистый, горячий.

Возьмет девушка шерсть да веретенце,
Сядет подле светлого оконца.
Вертится веретено,
Крепкими руками сделано оно.
Не похоже на бочку веретенышко,
Не имеет ни стенок, ни донышка.
Ах, как тонок стан веретенный,
Ведь не толще нитки сплетенной.
Льется нитка вокруг веретена,
И прочна, и мягка, и гладка она.

ЯША. Вот ребята говорят, что нитки - пряли. Интересно, из чего?

ВЕДУЩАЯ.

Помнишь, Яша, мы ребятам рассказывали про лен? Нити из него были льняные, из шерсти - шерстяные. Из конопли - ...

ЯША. Конопляные!

ВЕДУЩАЯ. Нет, Яшенька, назывались они по-другому. А вот как?

ЯША. Пусть на этот вопрос ответят ребята.

Ответы из зала.

ВЕДУЩАЯ.

На этот раз ребята, ваши ответы не очень правильные. С коноплей человечество познакомилось, видимо, раньше, чем со льном. Как утверждают лингвисты, слово "конопля" попало в русский язык из латыни. В свою очередь, древние римляне заимствовали его из языка шумеров. Конопля первоначально использовалась для витья веревок и лишь впоследствии стала применяться для изготовления тканей.

ЯША.

Ткани из конопли назывались у наших предков замашными или посконными - по названию мужского растения конопли.

ВЕДУЩАЯ.

Посконь считалась собственностью хозяек. Во время сильного дождя или града приговаривали:

Господи, господи,
Не бей нашей поскони!
А льны да конопли
Хоть все примни!

Берегли посконь, потому что волокна у нее крепче и чаще. Прясть из поскони было легче и удобнее.

ЯША.

Убирали коноплю в два приема. Сразу после цветения выбирали мужские растения. Женские оставляли до конца августа в поле - донашивать маслянистые семена. Пищевое конопляное масло очень ценилось. А нити и шнуры из таких растений назывались пеньковыми. Пеньковые полотна были прочнее льняных. Рубашки из них крепче, но грубее.

ВЕДУЩАЯ.

А вот сама пенька считалась в хозяйстве мужской долей. Мать, выдавая свою дочку замуж, расчесывала ей волосы и вплетала в косы пеньковые пряди, как бы поручая девушку мужу. Так что судите сами, какая хлопотная была у крестьян жизнь. Ведь хозяйството большое.

ЯША.

Это я точно знаю, большое. И гумно, и овин, и сарай, и баня. Но и отдыхать на Руси умели.

ВЕДУЩАЯ.

Это верно ты сказал. В праздник считалось грехом браться за работу, начинать какое-нибудь важное дело. Делу - время, потехе - час! Много крестьяне работали: весной пахали и сеяли, летом сено косили, осенью пшеницу да рожь убирали. Зима приходит, вечера долгие, печь горячая, блины да оладьи вкусные, каша с маслом - можно и праздновать!

ЯША.

В гости ходить любили. В избу входили - кланялись да говаривали:

Праздничку честному злат венец.
А хозяину многие лета!

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: поурочные планы, открытый урок, школьный урок, конспект урока, в помощь учителю, урок истории, История, методическая копилка
Просмотров: 2390 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0