"Книга может быть
приятным времяпрепровождением, полезным
занятием, нелёгким трудом, обузой, но угодно
читателю или же не угодно, она во всяком случае
совершает в нём глубинную очистительную
работу”. Это высказывание Вячеслава Пьецуха из
книги «Русская тема. О нашей жизни и литературе»
я недавно занесла в свою записную книжку, оно
ободряет меня всякий раз, когда сталкиваюсь с
ученическим негативизмом по отношению к книге, с
нежеланием читать нечто "трудное и большое”.
Так, в учебной хрестоматии «В мире литературы»
под редакцией А.Г. Кутузова многих из моих
шестиклассников "испугала” феерия М.Метерлинка
«Синяя птица»: сто страниц, множество необычных
героев, непривычная драматическая форма — в
общем, "большое и трудное”. Возможно, в таком
случае нужно было бы сначала посмотреть
спектакль или экранизацию, а после обсудить
увиденное. Но мой выбор — сначала чтение.
Вхождение в произведение начинаем
постепенно — с небольшой порции
теоретических сведений: актуализировать и
расширить знания об особенностях драматической
формы помогают наблюдения за оформлением
шмуцтитула, чтение статьи в учебнике-хрестоматии
на с. 360–361 и выполнение аналитических заданий
(найти общие черты эпоса и драмы, драмы и лирики;
используя таблицу, указать отличительные
признаки этих родов литературы).
После краткого слова об авторе произведения
сразу же обращаемся к жанровому подзаголовку
«Феерия в шести действиях, двенадцати картинах».
— Знакомо ли вам слова феерия, феерический?
Это жанр какого рода литературы? Что вы ожидаете
от произведения, написанного в жанре феерии?
Пополняем словарик литературоведческих
терминов: Феерия — 1) представление с
фантастическим сюжетом, красочными костюмами и
декорациями, с широким использованием
сценических эффектов; 2) волшебство, сказочное
зрелище.
Задерживаемся на перечне картин —
предоставляем возможность для наблюдений и
прогнозов. Ребята видят и образ дороги, по
которой пойдут герои, и смешение сказочного и
реального, и прописные буквы в некоторых
названиях (в мире Метерлинка нет одномерных
неодушевлённых понятий, у каждой вещи, явления
есть своя душа, только увидеть её может не всякий),
и то, что многие понятия связаны не с
пространством (что было бы естественно для
путешествия), а с временем.
Не менее интересен для наблюдений оказывается
и список действующих лиц. Шестиклассники
отмечают и необычайно большое количество
персонажей (шестьдесят восемь, из них
двенадцать — коллективные), пытаются
разделить действующих лиц на разные группы
(реальные — люди и животные, предметы и
вещества; абстрактные; сказочные,
фантастические). Даже возникает спор: к какой из
групп отнести, например, Насморк; и вообще,
как должен выглядеть этот персонаж?
Представить других героев помогает обращение к
костюмам, которые описаны самим
автором-драматургом.
Можно сразу же дать и задание для домашней
подготовки: объединиться по два-три человека,
выбрать персонаж, который хотелось бы сыграть,
подготовить рассказ о нём. Подумать, какими
элементами костюма и какими интонациями при
чтении можно передать характер этого персонажа.
(Роли для девочек: Митиль, Фея, Кошка, Душа Света,
Вода, Молоко; роли для мальчиков: Тильтиль,
Пёс, Хлеб, Сахар, Огонь.)
Теперь пора поразмышлять над названием.
— Так много действующих лиц в предложенном
автором списке, а одного персонажа как будто бы
не хватает. Какого? (Заглавного — догадываются
дети.) И опять веер предположений: почему в списке
действующих лиц отсутствует заглавный
персонаж?
И вообще: почему птица синяя, разве такие бывают?
Оживляет обсуждение такая информация: в языке
оригинала слово bleu не различает оттенки голубой
и синий. Современник М.Метерлинка, великий
русский поэт начала ХХ века А.А. Блок
сомневался в правильности перевода: "…цветок
голубой, небо голубое, волшебное царство голубое
(или лазурное — у Тургенева), и дымка, в которую
закутана вся метерлинковская сказка и всякая
сказка, говорящая о недостижимом, — голубая, а
не синяя”1.
После урока уже не нужно давать наказ —
читайте! Шестиклассникам самим хочется
проверить высказанные на уроке гипотезы.
Следующий урок начинается с небольшой
разминки — работы с литературоведческими
терминами. Предлагается задание.
— Перед вами три литературоведческих
термина: диалог, монолог, ремарка. Что между
ними общего? Какое из них лишнее? (Ремарка —
в драматическом произведении: пояснение автора к
тексту, касающееся обстановки, поведения
действующих лиц, их внешнего вида.) В
драматическом произведении автор проявляет себя
именно в ремарках, поэтому ремарки мы читаем
особенно внимательно.
Комментируем ремарку к картине 1-й, определяем
тип речи (описание места действия: где что
находится); выясняем, какое впечатление
производит описание помещения; что можно сказать
о тех, кто здесь живёт?
Двое учеников, выбравших для себя роли Тильтиля
и Митиль, читают (разыгрывают) диалог —
разговор детей, с которого начинается действие
пьесы. Заостряем внимание слушателей.
— Случайно ли, что первые реплики детей о
времени?
(Время действия — ночь перед
Рождеством. Это особое время, в которое, по
преданиям, злые силы последний раз вступают в
борьбу с добрыми.)
Шестиклассникам предоставляется право оценить
исполнителей ролей, а также сделать выводы о
характерах героев пьесы. В процессе обсуждения
заполняем сравнительную таблицу (cм. внизу
страницы).
— А сочувствует ли детям автор? Как мы об
этом догадались?
И вновь работаем с литературоведческими
терминами.
— Прочитайте записанные на доске слова: экспозиция,
завязка, перипетия. Значения каких слов вам
известны? Что такое экспозиция? Согласны ли
вы с тем, что разговор Тильтиля и Митиль — это
экспозиция пьесы?
(Это так, потому что именно из этого разговора
читатель (зритель) узнаёт о времени и
обстоятельствах действия, может судить о
характерах главных героев.) Что такое завязка?
Появление какого персонажа становится завязкой
действия пьесы-феерии? (О Фее рассказывают
девочки, выбравшие эту роль, а после отвечают на
вопросы одноклассников и учителя. Например, в чём
необычность Феи в этой пьесе? Что Фея просит у
детей, что предлагает им? Почему Фея говорит
Тильтилю, что он ничего не видит? Что значит видеть
в понимании Феи и автора?)
— Что такое перипетия?
Знакомимся с новым литературоведческим
термином, шестиклассники записывают в
терминологические словарики значение слова.
(Перипетия — внезапные изменения, повороты
в судьбе героя/героев.)
— С какого момента начинаются перипетии в
пьесе-феерии М.Метерлинка?
(С момента, когда Тильтиль надевает зелёную
шапочку и поворачивает алмаз).
— Какие новые персонажи появляются в пьесе?
Как они выглядят при первом появлении, как ведут
себя в экстремальной ситуации?
Слушаем ответы учащихся, подготовивших на
основе ремарок и реплик рассказы о персонажах.
Тильтиль |
Митиль |
Решительность, готовность к действию, к
нарушению правил: "Давай встанем”
"Мы сейчас откроем ставни” |
Робость, опасливость, боязливость,
готовность следовать правилам: "Нам это не
разрешается”
"А разве можно?” |
Стремление к лидерству: Захватил один
всю скамью. |
Готовность уступать, слушаться: "Я
тебя не трогаю” |
Доброта, отсутствие зависти,
умение радоваться чужому счастью |
"И они смеются, смеются!” "А мне —
четырежды двенадцать! Но я с тобой поделюсь…” |
"Ах, какие ж они красивые!” |
(1. Хлеб (или Души Караваев). 2. Огонь. 3. Пёс. 4.
Кошка. 5. Душа Воды. 6. Душа Молока. 7. Душа Сахара. 8.
Душа Света.)
Делаем общий вывод, что души вещей ведут себя в
соответствии со своей формой. Здесь при желании
можно поговорить с ребятами о связи внешнего и
внутреннего в жизни, а может быть, и о
содержательности формы в литературе.
Учебная беседа завершается вопросами.
— Где оказываются герои после того, как они
покинули дом? Как меняется их облик?
— Можем ли мы предположить, кто из душ
предметов и животных станет другом и помощником
детей, а кто будет мешать им? Почему?
Объявляется домашнее задание. Итак, в
поисках Синей Птицы дети отправляются в
путешествие по сказочным мирам. Вы будете
выполнять задание по группам. Каждой группе
нужно будет подготовить рассказ о сказочной
стране, в которой оказались герои пьесы феерии.
Задание для работы в группе Задача
вашей группы — представить (указывается
название: Страна Воспоминаний, Дворец Ночи, Лес,
Кладбище, Сады Блаженств, Царство Будущего — и
страницы).
1. Расскажите, как выглядит эта сказочная
страна и кто её населяет? Нарисуйте иллюстрации.
2. Кратко расскажите, какие испытания ожидали
героев в этой сказочной стране. - Кто и как мешает героям найти Синюю Птицу?
- Какие качества пришлось проявить героям, чтобы
выдержать все испытания?
- Что нового узнали герои, побывав в этой стране?
Какой жизненный урок получили?
3. Инсценируйте небольшой законченный
фрагмент из этой картины. Объясните ваш выбор.
4. Поразмышляйте: почему именно в этой стране
герои пьесы-феерии ищут Синюю Птицу? Удалось ли
им поймать её? Как вы думаете, почему? |
Следующий урок начинается
с такого задания: записать тему «Путешествие
героев по сказочным мирам» и определить цели
этого путешествия для Тильтиля и Митиль. В
процессе обсуждения выясняется, что героям не
просто нужно найти и принести фее Берилюне
Синюю Птицу, которая является символом счастья,
за время путешествия они должны понять, что такое
счастье и как его можно достичь.
Следующее задание для учащихся — определить
их собственные цели в этом путешествии, которое
они совершат вместе с героями пьесы-феерии.
Оказывается, шестиклассникам тоже хочется
понять, что такое счастье и каковы пути его
достижения.
Тогда перед ними ставится задача —
составить маршрут этого путешествия, оформив его
в виде таблицы.
Сказочный мир |
В чём может
заключаться счастье? |
Ваше мнение: да
или
нет? Почему? |
Страна Воспоминаний |
Счастье — в воспоминаниях |
|
Дворец Ночи |
Счастье — в мечтах |
|
Лес |
Счастье — в жизни на лоне природы,
вдали от цивилизации |
|
Кладбище |
Счастье — в смерти, несущей
освобождение от горя, тягот, бедствий |
|
Сады Блаженств |
Счастье — в удовольствиях |
|
Царство будущего |
Счастье — в будущем |
|
Таблица заполняется постепенно; после
выступления каждой группы (по заданию карточки) в
процессе коллективного обсуждения
формулируется ответ на вопрос "В чём
заключается счастье?” в виде
тезиса-предположения, который записывается во
вторую колонку таблицы. А потом каждый учащийся
письменно выражает своё мнение по этому тезису,
подбирая доказательства-размышления на основе
читательских впечатлений и собственного
жизненного опыта.
Размышления детей над вопросами оказались
своеобразным психологическим тестом. Вот
некоторые из их ответов.
1) Счастье — в воспоминаниях?
Нет, потому что там нет развлечений, там
ничего не изменяется. (Гриша Ш.)
Нет, потому что счастье — это что-то живое.
(Дима А.)
Нет, когда ты о чём-то вспоминаешь, тебе
становится грустно. (Иван А.)
Нет, я думаю, что для счастья одних
воспоминаний недостаточно. (Саша П.)
Нет, потому что воспоминание — короткий
миг. Для счастья этого мало. (Аня Е.)
Нет, но если кого-то близкого вспоминаешь
становишься на время счастливым. Птица полиняла,
потому что воспоминания не вечны. (Настя П.)
Да, потому что мы вспоминаем то, что чем-то нам
запомнилось, и начинаем улыбаться. Это прекрасно.
(Наташа М.)
2) Счастье — в мечтах?
Нет, не стоит жить в мечтах, забывая о
реальном мире. (Иван А.)
Нет. Я думаю, мечтать-то хорошо, но мечты очень
легко "убить”, а когда их убивают, становится
больно! (Света Т.)
И да, и нет. Ведь невозможно видеть жизнь
только в розовом цвете, живя одними мечтами, но
если забрать у человека мечты, жизнь станет
безрадостной. (Саша П.)
И да, и нет. Нет, потому что надо жить
реальностью, да, потому что в мечтах можно делать
всё. (Антон В.)
Мечты могут перенести нас куда угодно и
сделать что угодно, но большинство мечтаний
несбыточно. (Алёша Г.)
Пустыми мечтами не проживешь. (Семён Н.)
3) Счастье — в жизни на лоне природы,
вдали от цивилизации?
Да, я думаю, что это так, потому что человек
родился в природе, надеюсь, что и умрёт там.
(Антон В.)
Нет, так как человек не может быть счастливым
без особых удобств. (Николай Г.)
Нет, потому что плохо жить вдали от всех: ни с
кем не поговорить, не порадоваться, не поделиться
впечатлениями. (Дима А.)
Нет. Иногда природа не только радует, но и
разрушает. (Наташа М.)
Нет, без цивилизации ты не человек. (Иван А.)
4) Счастье — в смерти, несущей
освобождение от горя, тягот, бедствий?
Да, я думаю, что это так, потому что, когда ты
умрёшь, твоя душа наконец-то освободится и ты
избавишься от горя и печали, ненависти и
несчастья. (Антон В.)
Да, потому что лучше умереть, чем мучиться.
(Павел Г.)
Нет, быть живым лучше, видеть всё наяву, а быть
мёртвым, это всё равно быть без тела, ничего не
чувствовать. (Гриша Ш.)
Нет, потому что смерть лишает жизни, а без
жизни нет и счастья. (Николай Г.)
Нет. Я считаю, что человек просто убегает от
бедствий, невзгод и т.д. Это всё надо пережить,
прочувствовать, как бы тяжело это ни было. Нельзя
уходить. Надо жить и чувствовать. (Света Т.)
Нет, потому что для тебя это, может быть, и
счастье, но для других это будет несчастье.
(Иван А.)
Нет, потому что люди должны познать земное
счастье и научиться любить, жить ради других,
творить любовь. (Дима А.)
Нет. Потому что смерть не всегда спасает
человека, в другой жизни может быть хуже.
(Валерия З.)
Нет, потому что жить — это прекрасно и
помимо плохого в жизни ещё очень много хорошего.
(Саша П.)
Смерть — это горе. Но если умирает
враг — это счастье. (Настя П.)
Смерть — это горе для тех, кто не умер,
остался жить. Есть лучшие пути найти счастье.
(Семён Н.)
Смерть — это горе для тех, у кого умерли
близкие. (Женя З.)
Нет, нет, нет. Счастье — это не смерть.
Умереть — это всё, конец, ничего не будет, это
конец всему, это ужас, это кошмар. Счастье не
смерть. Счастье — жизнь! (Наташа М.)
5) Счастье — в удовольствиях?
Нет. Блаженства надоедают, нельзя жить в
вечном блаженстве, они останавливают развитие,
удовольствий должно быть в меру. (Семён Н.)
Удовольствия иногда приводят к ужасному.
(Света Т.)
Удовольствия вскоре утомляют и надоедают.
Они опасны. (Настя П.)
Удовольствия делают человека корыстным,
чванливым, пренебрегающим всем. Истинное
счастье — делать добро другим людям.
(Саша П.)
Нет. Потому что удовольствия поначалу, а
потом надоедает ничего не делать, ничего не
знать. (Наташа М.)
Нет, если ты всё время ешь и спишь, то это не
счастье, а лень, и её надо преодолевать и жить
полной жизнью. (Дима А.)
Удовольствия — это не настоящее счастье.
Оно может погубить. Даже от излишней материнской
любви может испортиться ребёнок. (Аня Е.)
Нет, удовольствия бывают короткими, а счастье
должно быть повседневно и существовать всегда.
(Валерия З.)
6) Счастье — в будущем?
Мне кажется, что это зависит от человека, как
он "построит себе дорогу”, как будет трудиться,
стараться, такое его ждёт и будущее. (Света Т.)
Нет. Будущее — это тайна, неизвестность.
(Валерия З.)
Будущее даёт нам надежду, ведь мы не знаем,
что нас ждёт. Мы только надеемся на хорошее.
(Катя Л.)
Лучше жить настоящим, наслаждаться жизнью, а
если ты вдруг узнаешь, что ты скоро умрёшь, ты
станешь замкнутым, станешь бояться и перестанешь
жить. (Дима А.)
Мы не знаем, что будет дальше, мы надеемся, но
может быть и хуже… (Наташа М.)
Я считаю, что для кого как. Кого-то в будущем
ждёт счастье, а кого-то нет. Всё равно будущее
даёт нам надежду на то, что мы в нём будем
по-настоящему счастливы. (Саша П.)
Будущее будет таким, каким его сделают
живущие. (Семён Н.)
Да. Если ты что-то планируешь, а в будущем это
исполняется — это счастье. (Настя П.)
Когда все группы
выступили и заполнение таблицы закончено,
учащимся предлагается оглянуться на долгий
пройденный путь и письменно поразмышлять над
вопросами: "Что было для вас новым, неожиданным,
интересным за время этого путешествия? Какой
жизненный урок вы получили?”
Вот выводы, к которым пришли дети.
Я получила такой жизненный урок: я поняла, что
нужно проявить смелость, терпеливость, или
ничего не получится, когда ты к чему-то
стремишься. (Юля Л.)
Я узнал, что счастье — это не удовольствия.
(Николай Г.)
Меня эта феерия многому научила. Надо жить
тем, что есть, как бы тяжело ни было. У каждого в
жизни есть плохое и есть хорошее. Надо пережить
всё, что бы ни было. Но стараться стремиться к
лучшему. (Света Т.)
Надо радоваться счастью других, доверять и
помогать ближнему. И никогда не надо держать зла
на человека. А счастье — в жизни, жизнь —
это счастье. (Егор С.)
Я поняла, что счастье не в блаженствах, не в
смерти, ни в чём-либо другом, для меня
счастье — это ЖИЗНЬ! (Наташа М.)
Я узнала, что в местах, которые раньше я
считала счастливыми, — не было птицы счастья.
Что за алчными блаженствами кроется зло и на
каждое Царство Будущего непременно есть кто-то
такой, как Время. Я считаю, что счастье у каждого
разное. (Саша П.)
Я разобралась, в чём счастье. Всё, про что я
думала, что это счастье (удовольствия,
воспоминания и т.д), оказалось не то. Просто нужно
жить. Ну а что ты получишь, тем и будь счастлив.
(Аня Е.)
К завершающему занятию
даётся такое домашнее задание: перечитать
последнее шестое действие и самим составить
вопросы, на которые интересно было бы искать
ответы всем вместе на уроке.
Эти придуманные детьми и выстроенные в
определённой логике вопросы позволили нам
поразмышлять о том, как проявляются в феерии
М.Метерлинка мотивы возвращения, превращения,
преображения, а также времени и сна. Особенно
интересным стал обмен мнениями после чтения
кульминационного эпизода: герои всё же нашли
Синюю Птицу, но не на путях скитаний, а дома —
под родным и убогим кровом. Так, может быть, они
напрасно отправились в путешествие на поиски
Синей Птицы?
(Герои изменились, и изменилось всё вокруг
них: красивее стал родительский дом, ведь они
научились видеть не явную, а скрытую красоту,
стали понимать сущность — душу предметов и
животных.)
А вот развязка пьесы оказалась столь же
ускользающей, как и сама Синяя Птица, не
получалось однозначных ответов на вопросы:
"Можно ли поймать Синюю Птицу? Существует ли
она?” Поэтому оказались востребованы мысли,
высказанные в статье А.А. Блока
«О "Голубой Птице”» Метерлинка: "Дети не
потеряли надежду отыскать эту птицу; то есть они
не потеряли надежду найти счастье, потому что
Голубая Птица — это счастье, которое улетает,
однако же в самой погоне за счастьем, улетающим,
когда за ним гонятся, есть много чудесного,
изумительного, праздничного, увлекательного…
Может быть, в этой чудесной погоне за счастьем и
заключается само счастье?”
— "Достижимо ли счастье?” — как на этот
вопрос отвечает пьеса?
"…Счастья нет, счастье всегда улетает, как
птица, говорит сказка, и сейчас же сказка говорит
нам другое: счастье есть, счастье всегда с нами,
только не бойтесь его искать. И за этой двойной
истиной, неуловимой как сама Голубая Птица,
трепещет поэзия, волнуется на ветру её
праздничный флаг, бьётся её вечно юное сердце.
Эта истина уловима для тех, у кого есть
фантазия”.
Безусловно, каждый сам даст свой ответ на этот
сакраментальный вопрос, что такое счастье и как
его достичь. Ну а учительское счастье,
наверное, — это когда благодаря магии книги
совершается чудесное превращение: "большое и
трудное” преображается в "захватывающее и
запоминающееся”. Именно так уже после летних
каникул в традиционных сентябрьских анкетах
написали о феерии М.Метерлинка «Синяя птица»
подросшие читатели. |