Цели и задачи семинара для учителей
В условиях расширяющейся демократии возрастают требования к
личности, ее свободе и ответственности, поэтому встает вопрос о том, кто
обучает и воспитывает, каков уровень профессиональной компетентности
педагога школы. Ускоренный процесс обновления знаний, ценностей и форм
поведения в любом возрасте требует воспитания человека, умеющего
достойно самоактуализироваться и самореализоваться для достижения
собственного блага и конструктивного решения социальных проблем. Этому
непосредственно содействует образование. Являясь социальным институтом,
оно призвано защитить права, свободу и достоинство каждого обучаемого, в
т. ч. право получать качественное образование. Для этого необходимо
реально осуществить психологопедагогическую поддержку и сопровождение в
трудном и противоречивом процессе личностного развития и становления.
Образование, ориентированное на человека, отвечает за
результаты развития личности в детстве, отрочестве и юности и потому
предполагает ответственное участие в жизни каждого растущего человека со
стороны общества, государства, родителей и профессионаловпедагогов.
Это требует компетентностного подхода в осуществлении личностно-развивающей образовательной модели.
Многолетний опыт общения автора с педагогическими коллективами
образовательных учреждений разного типа и отдельными учителями убеждает в
необходимости овладения ими понятиями и категориями современной
педагогики. На семинаре это происходит наиболее эффективно. Так
поднимается научно-теоретический уровень школьных учителей,
некоторые педагоги становятся исследователями образовательного
процесса, успешно выступают на Педагогических чтениях,
научнопрактических конференциях, публикуют полученные ими результаты. Особенностью
данного семинара является контекстное овладение понятиями современной
педагогики (не специально, а "по пути" – в процессе анализа проблем и
обращения к авторам, которые их исследовали и вводили в научный оборот и
практику).
Цель семинара: содействовать
совершенствованию профессиональной компетентности педагогов различного
типа образовательных учреждений для достижения более высокого качества
образования путем овладения методологией, теорией и практикой новой
образовательной парадигмы.
Задачи семинара:
- ввести учителей в понятийнокатегориальный аппарат
проблемы и содействовать овладению базовыми понятиями компетентностного
подхода в образовании;
- способствовать овладению знаниями, умениями мыслить и
оперировать понятиями и категориями современной гуманистической
психологии и педагогики;
- развивать творческие и исследовательские способности учителей;
- содействовать развитию критическирефлексивного мышления, рефлексивной культуры педагога.
Примерный тематический план семинара "Педагогическая компетентность"
Примерный тематический план семинара включает:
- Введение. Цель и задачи семинара.
- Необходимость новой профессиональной педагогической
компетентности. Профессиональная педагогическая компетентность: понятие,
сущность, структура. Критерии и показатели современной педагогической
компетентности.
- Личность в психологии и педагогике. Возрастной и гендерный
подход. Педагогические центрации. Личностноразвивающая модель
образования.
- Компетентность педагога в общении. Умения
профессионального педагогического общения, уровни, стили. Продуктивность
и деструктивность в общении, речевая агрессия.
- Обучение как открытие. Современные дидактические технологии.
- Контрольнооценочная деятельность и ее
диагностикокорректирующий характер. Самооценочная деятельность
учащихся. Альтернативные дидактические технологии контроля и оценки
знаний. Рефлексивная профессиональная культура педагога.
Решение названных задач предполагает аудиторную и
самостоятельную работу учителей и менеджеров образования. Фронтальная
работа направлена на решение психологопедагогических и
социальнопедагогических проблем, знакомство с основными положениями
исследования личности в разных возрастах и роль образования в ее
развитии. Групповые и индивидуальные задания для самостоятельной работы
учителей направлены на творческое осмысление проблем и выполнение
авторских проектов, презентаций, проведение мастеркласса, подготовку
сообщений, написание и защиту рефератов, возможно, подготовку
публикаций.
В ходе семинара используются интерактивные методы обучения,
"мозговой штурм", дидактические игры, которыми учитель овладевает на
практике. В любой современной школе – городской и сельской – для этого
имеется все необходимое: специалисты и соответствующая техника. Более
того, современные школьники значительно опередили многих учителей в
знаниях и овладении информационными технологиями, что создает реальные
условия для педагогики сотрудничества, совместной творческой
деятельности учителей и учащихся.
Хотелось бы подчеркнуть, что участие в семинаре, тем более
выполнение текущих, особенно творческих заданий – дело добровольное, но в
то же время позволяющее, с одной стороны, диагностировать учителей, их
отношения, мотивацию, интерес и получаемые результаты, а с другой –
дающее участникам семинара реальную возможность, поднимая уровень
профессиональной компетентности, делать вклад в свой "портфолио",
необходимый для аттестации педагогических кадров.
Предлагаемый материал оставляет за директором, заместителями
директора и учителями школы возможность корректировать объем и глубину
изучения содержания материала, рассмотрения отдельных проблем,
вариативности форм и методов фронтальной, групповой и индивидуальной
работы, включая самостоятельную, в т. ч. диагностическую и проектную
деятельность учителей и менеджеров образования. Также меняются сроки
проведения: от лонгитюдного до интенсивного и метода "погружения". Вашему вниманию предлагаем программу первого занятия теоретикометодологического семинара для учителей.
Программа теоретико-методологического семинара для учителей "Педагогическая компетентность"(первое занятие)
Введение. Цель и задачи семинара для учителей "Педагогическая компетентность".
Вводя учителей в обозначенную проблему, сразу же подчеркнем
нарастающую роль образования в современном мире. Являясь феноменом
культуры, оно веками выполняло традиционные функции – обучать и
воспитывать подрастающие поколения. Между тем далеко не всегда успешно
решало поставленные вопросы, а некоторые проблемы вовсе не видело или
уходило от них. Причиной тому являются невнимание, возможно,
пренебрежение к методологии и теории педагогики и образования.
Поскольку активные методы обучения – самые
результативные для развития личности в образовании, начнем вводное
занятие с выполнения учителями первого задания: напишите вопросы,
которые вы задаете себе как учителю.
Целесообразно познакомить учителей с рекомендациями к анализу и
интерпретации вопросов. Разумеется, критерии анализа могут
использоваться разные, все дело в целях задания. Наша цель – выяснение
как минимум нескольких аспектов профессиональной озабоченности учителей,
которые могут быть рассмотрены через следующие показатели:
- глубина гуманистических ориентаций;
- проблема понимания ценности личности ребенка (подростка, девушки, юноши);
- проблема понимания себя, т. е. рефлексивная культура профессионала;
- понимание компетентности (некомпетентности) учителя с
точки зрения современных требований к процессу и результату обучения и
воспитания школьников разных возрастов;
- упоминается ли учителями и как часто гендерная проблема
(воспитание и обучение девочек и мальчиков, девушек и юношей в настоящее
время);
- конкретные предложения о том, в чем необходимо совершенствоваться как профессионалупедагогу.
Собрав выполненные учителями задания, ведущий семинара их
анализирует после занятия, обобщает и интерпретирует для последующего
представления участникам семинара.
Первое наблюдение за выполнявшими задание учителями уже немало скажет ведущему:
- некоторые не приступили к работе;
- другие делали с неудовольствием;
- третьи – в качестве "отписки" завучу, возможно, между проверкой тетрадей, дневников учащихся или заполнением журнала;
- четвертые отнеслись со всей ответственностью и немалым
интересом и дали значительный эмпирический материал, к результатам
анализа которого обязательно необходимо вернуться на последующих
занятиях.
Продолжая работу с учителями, предлагаем второе задание
– остановиться подробно на обсуждении проблемы: далеко не все взрослые,
в т. ч. профессионалыпедагоги, родители, признают свое образование и
воспитание "неудовлетворительным", результаты "печальными и жалкими".
Некоторые глубоко убеждены в правоте отца (матери), занимавшихся
рукоприкладством. Многие живут, испытывая благодарность своим родителям и
педагогам-деспотам, повторяя этот опыт на собственных детях,
школьниках и студентах. Участвуя в диалоге и завершая его, ведущий
предлагает вопросы для дальнейшего обсуждения:
- Можно воспитывать и обучать иначе – в свободе, без физического, психического и социального насилия?
- Как деформируется личность ребенка, подростка, девушки, юноши при использовании методов такой негуманной педагогики?
- Как это соотносится со свободой и человеческим
достоинством не только тех, кого обучают и воспитывают, но и педагогов,
учителей, воспитателей?
После обсуждения данных вопросов следует подчеркнуть:
образование становится одной из ведущих сфер жизни общества и человека и
несет все большую и непосредственную ответственность за результаты
обучения и воспитания. Этим обусловлена необходимость новой
профессиональной педагогической компетентности. Она требует
существенного личностного и профессионального развития самого педагога.
Гуманистическая психология и педагогика обусловили новую образовательную
парадигму и предъявили высокие требования к уровню знаний и умений
педагогов, их компетентности, связанной с целями, содержанием и
технологиями личностно развивающей образовательной модели. Здесь
уместно начать знакомство слушателей с понятийнокатегориальным
аппаратом современной педагогической науки и сделать это в рамках
дедуктивной логики, способствующей развитию теоретического мышления.
Понятия и категории, которыми оперирует современная педагогическая наука и образование
Современная педагогическая наука и образование как система
оперируют понятиями и категориями, которые условно можно объединить в
четыре группы:
- Устоявшиеся в педагогике, наполняющиеся новым содержанием:
обучение, образование, воспитание, самооценка, социализация,
профессиональный долг, педагогическая миссия;
- Возвращающиеся, некогда утраченные педагогической теорией и
практикой: вера, вина, душа, совесть, благо, порок (грех), стыд, добро,
зло, мудрость, сомнение, тревога и др.;
- Интегрируемые педагогикой, но хорошо разработанные другими
отраслями знания – философией, психологией: адаптивность,
неадаптивность, переживание, возрастные новообразования, защитные
механизмы, зона актуального и ближайшего развития, идентичность,
деструктивность, кризис идентичности, рефлексия, самоактуализация,
социальная ситуация развития, эмпатия и др.;
- Новые, осваиваемые современной педагогикой: защита прав
ребенка, свобода и достоинство ребенка, самоценность детства, развитое
детство, ответственное родительство, личностноразвивающее обучение,
многоуровневое образование, педагогическое отчуждение, толерантность,
продуктивность и деструктивность учебновоспитатательного процесса,
полноценная учебная деятельность, этизация образовательного
пространства, здоровьесберегающая среда школы.
К недавно вошедшим в понятийно-категориальный аппарат педагогики относятся:
- Парадигма (греч. paradeigma – пример, образец) –
понятие, сравнительно недавно вошедшее в научный аппарат педагогики,
стало широко употребляться и связываться с целостными представлениями о
системе методологических, теоретических и аксиологических установок,
принятых современным научным сообществом в качестве образца для решения
теоретических и практических задач.
Парадигмальный подход в педагогике продуктивен в научном поиске
теоретикометодологических основ и практики гуманистической ориентации, с
ним связан процесс обновления понятийнокатегориального аппарата науки и
построение на его основе педагогической практики; - Компетентность (лат. competens, competentis – надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений в определенной области;
- Компетенция (лат. competentia – принадлежность по праву) –
круг полномочий учреждений или лица, круг вопросов, в которых данное
лицо обладает познаниями, опытом.
В числе ведущих компетенций, например, называются:
- когнитивная (теоретические и практические знания);
- функциональная (умения и ноухау) в обучении, трудовой и социальной деятельности;
- личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации);
- этическая (наличие личностных и профессиональных ценностей).
Все они взаимозависимы и взаимодополнительны, представляют
процесс и результаты обучения, так или иначе связанные с умениями знать,
понимать, делать (в т. ч. творчески). Исходя из компетентностного подхода,
учителю надо знать и понимать, что педагогика не физика, не механика, и
это не является ее недостатком, так как она имеет дело с человеком как
предметом воспитания. Наш семинар призван убеждать учителей в том, что
эта педагогика, несмотря на ее различные названия, – социократическая –
пришла к кризису, выход из которого лежит на пути гуманной педагогики,
ненасилия над личностью. Надо быть высоко профессионально компетентным,
чтобы осуществлять ее на практике, ежедневно и ежечасно.
Три составляющие качества образования
В заключение слушателей можно познакомить с требованиями к
уровню подготовки слушателей. Они могут быть прописаны как три
составляющие:
предметно-информативная составляющая качества образования
Участники семинара повышают уровень профессиональной компетентности на базе знаний:
- о современных интерпретациях основных понятий курса
(воспитание, образование, обучение, личность, социализация, идентичность
личности, возрастной кризис; о педагогических принципах
природосообразности, культуросообразности и свободосообразности и путях
их реализации в обучении и воспитании; о прогенеративной роли
образования в развитии и становлении личности и др.);
- основных психологических и педагогических литературных
источников и их авторах, внесших научный вклад в развитие психологии и
педагогики, обогативших теорию и практику современной образовательной
парадигмы;
умений:
- обосновывать сущность, предпосылки и трудности в освоении новой образовательной парадигмы;
- интерпретировать сущность педагогических фактов, явлений, процессов с гуманистических, этикопедагогических позиций;
- принимать компетентные решения и прогнозировать их последствия для развития личности ученика и коллектива в целом;
деятельностно-коммуникативная составляющая качества образования
Участники семинара в процессе обучения овладевают современными педагогическими технологиями деятельности и общения:
- диалоговыми формами, интерактивными методами обучения,
проектными технологиями, современными способами осуществления
контрольнооценочной деятельности;
- герменевтическими приемами анализа педагогических фактов;
- умением видеть проблему с разных позиций, формулировать вопросы; строить доводы и опровержения;
- умением обоснованно излагать свою позицию, точку зрения;
- умениями продуктивного общения со всеми участниками
образовательного процесса (с учащимися и их родителями, коллегами и
представителями администрации);
ценностно-ориентированная составляющая качества образования.
- Участие в семинаре ориентирует в системе ценностей, связанных:
- с ценностью человека, общества и мира, смыслом диалога поколений, культур, традиций и инноваций;
- сущностью идеалов демократии, гуманизма, прав ребенка, его
свободы и человеческого достоинства, единства личности и общества, их
совместной ответственности;
- ценностными установками, отношениями, ориентациями, сознанием и поведением.
|