Шарль Бодлер - один из основоположников символизма.
18.11.2010, 19:42:18
Цель:
познакомить
детей с краткой биографической справкой поэта, проанализировать его стихотворения,
проследить за связью его поэзии с парнасцами, выяснить, какой вклад внес Ш.
Бодлер в развитие французского и мирового модернизма; выяснить, почему сборник
«Цветы зла» и самого поэта обвиняли в аморальности и как это обозначилось на
судьбе Бодлера; дать понятие про символ, образ-символ, символизм; развивать
эстетический вкус учащихся.
Тип урока : Комбинированный
Ход урока
I. Проверка
домашнего задания.
1.Что такое модернизм? Декадентство?
2.Что вы знаете о парнасцах и их поэзии? Что их
объединяет?
При
объяснениях терминов «модернизм» и «декадентство», акцентирую вниманиена том,чтоиногда эти понятиясмешивают,вместослова «модернизм»используютслово«декадентство»,чтоприводитк перекручиваниям и недоразумениям.
II. Сообщение темы и цели занятия.
III. Проработка нового материала.
1.Сообщения учеников об интересных и
важных эпизодах из жизни Ш. Бодлера: любовь к отцу, который умер, когда Шарлю
было 6 лет, замужество матери через год после смерти отца, что расценивалось
ребенком, как измена ему; психическая травма, полученная им от этого, а позже -
углубленная непонимание ровесников и учителей во время пребывания в интернате
при Леонском Королевском колледже; бурная парижская жизнь и плавание по
тропическим морям, куда отправил его отчим, генерал Жан Оник, желая отлучить от
«богемы».
2. Лекция
учителя.
Творчество
Ш.Бодлера началось в парнасскойшколе,возглавляемой Леконтом де Лиль. В ранних произведениях выдерживались все
требования парнасцев:
«Красота
содержания и формы (любимый жанр-сонет), образы должны быть яркими и четкими,
будто вырезанными по дереву, преобладали эротические и мистические мотивы,
объективное изображение и дидактизм в стихотворениях».
Творчество
Ш. Бодлера вырастало на парнасской почве, но со временем он создал свою
концепцию красоты, которая расходилась с общепринятыми нормами. Причиной этого
стало его разочарование во французской революции 1848 г., на которую он
возлагал надежды как на силу, что сметет «нудное царство буржуа».
Он
сам принимает участие в этой революции, а после ее поражения старается
осмыслить события с философской точки зрения.
«Если
раньше художник склонялся к мысли, что мир- это сбалансированность добра и зла,
то теперь считает, что зло всесильно...»
В
сборнике «Цветы зла» он все больше обращает внимание на парадоксы жизни. Он
утверждает, что у каждого человека есть два стремления: одно направлено к Богу
(это духовность, стремление внутреннего совершенствования), второе - к Сатане
(это животное и наслаждение от собственного падения).
Именно
потому, что Бодлер часто поэтизировал втрое стремление, воспевал наслаждение от
падения, сборник «Цветы зла» и был провозглашен аморальным. После его выхода в
свет в 1857 г. был даже суд над «Цветами зла» и самим автором, и Бодлер этот процесс
проиграл.
Одиночество,
осуждение поэтов и просто близких людей (даже смерть генерала Оника не внесла
существенных изменений в отношения с матерью) - все это способствовало упадку
поэтического таланта Шарля Бодлера.
За
годы, которые он прожил после выхода «Цветов зла», поэт написал немного, но
все, написанное им, опять таки связанно со злом в жизни: так, в сборнике
«Искусственный рай» он исследует влияние наркотиков на представления художника,
на человеческое сознание.
Несмотря
на все это, Шарль Бодлер заложил основы символизма в мировой литературе, и как
раз с этим и связана его слава как художника.
3.Понятие про символ. Беседа: как вы
понимаете слово «символ»? После попыток учащихся объяснить суть явления,
подвожу итог, что символ в переводе с греческого значит «знак, пример,
признак», это условное обозначение какого-нибудь предмета, понятия или явления.
Символы бывают вещественные (например, светофор: красный свет - запрет
движения, зеленый - разрешение на движение, желтый - внимание) и образные (герб
Украины - трезубец, флаг -желто-голубой), и графические (условные обозначения в
физике, химии и др.).
Иногда
трудно объяснить (и даже невозможно) почему тот или другой предмет, изображение
стали символом какого-то явления.
В
литературе иногда даже в романтических произведениях употребляются
образы-символы: парус в одноименном стихотворении М.Ю. Лермонтова - символ
человека-борца.
Чем
символ отличается от образа - символа? (Символ - это общепринятый знак,
известный большинству или всем людям; образ - символ создается поэтом, при этом
должно работать воображение читателя).
С
подобных образов - символов начинается символизм и в творчестве Бодлера.
4.Анализ стихотворений.
а)
«Альбатрос».
Учитель читает
стихотворение. Беседа по вопросам:
1.Поясните слово «филистер».
(Филистер
- мещанин, обыватель, человек, замкнутый в узком кругу личных интересов.)
2.Есть ли в этом стихотворении что-то от
романтизма?
Стихотворение
было написано в 1841 г., когда еще не определился путь Бодлера как автора
«Цветов зла».
В
первых строфах поэт противопоставляет альбатроса-птицу в небе и на палубе. В
небе - это величественная птица, владыка ясных высот. Он не боится людей, т.к.
не знает их подступности и хитрости. Совсем другим видим плененного альбатроса
на палубе корабля: он «влачит... по грязной палубе два трепетных крыла», «он
стал уродливым, и жалким, и смешным».
Матросы
издеваются над птицей:
«Зажженной
трубкою его матрос пугает и дразнит с хохотом, прикинувшись хромым».
В
последней строфе поэт дает ключ к пониманию образов - символов и идеи
произведения: поэт - альбатрос, матросы - прообраз общества в котором нет места
«царям заоблачного края».
Действительно,
жизнь поэта, который наделен талантом от Бога и тем самым выделяется в толпе
обывателей очень трудна. Можно привести бесчисленные примеры: Пушкин,
Лермонтов, и сам Бодлер, - это настоящие великаны, которым довелось «крылья
волочить по земле», т.к. их не понимали, преследовали, унижали и карали
бездарные люди, которые иногда и мизинца их не стоили.
Проблемный
вопрос: Что общего
между этим стихотворением и стихотворением А.Рембо «Голоса».
Для
анализа стихотворения предлагаю такие вопросы:
1
.Какой для Бодлера была природа?
2.Докажите
единство природы по Бодлеру.
3.
Какие закономерности, соответствия в природе открывает для нас автор?
4.Как вы понимаете выражение « символов леса
густые»?
5.В чем видит Бодлер роль поэта?
Во
время анализа, учащиеся подчеркивают, что природа у Бодлера, в отличие от
парнасцев живая, одухотворенная.
Приобщенность
всех вещей к первоначалам вселенской жизни приводит к тому, что они начинают
«перекликаться».
Обычный
мир медленно и незаметно превращаться, становиться движимым: звуки и запахи
расцветают, цветы приобретают музыкальное звучание, все они втягиваются в общий
круг превращений.
«Символов
леса густые» - это и есть соответствия, сама природа становится символом.
Роль
поэта сводится к тому, чтобы показать людям эти соответствия, ассоциации,
натолкнуть их на то, чего нельзя увидеть нетворческому человеку: тут работает
воображение, фантазия, интуиция, чувства, ощущения, а поэт переводит их на
другой язык- язык искусства, придает им символическую форму.
Отвечая
на проблемный вопрос, учащиеся подчеркивают, что в обоих стихотворениях на
первом месте - соответствия, ассоциации: между цветами, запахами, звуками,
явлениями, предметами.
Учитель дает
понятие о символизме.
Символизм - одно из
течений, в котором вместо художественного образа, который отображает
определенное явление, применяется художественный символ - знак быстротечной
«жизни души» и поиска «вечной истины».
Как вы понимаете
это определение в свете стихотворения «Соответствия».
Символ
(словесное выражение понятия) и само понятие - это и есть то соответствие, на
котором базируется символизм.
С
помощью символа и через него изображается аллегоричный, метафорический образ. Какможнопредставить,например,запахи«нежные,распутные, щедрые,
злые, липкие как смола...»? IV. Итоги урока.
а)В стихотворении «Альбатрос» автор
использует развернутую аллегорию. Найдите ее?
(В «конкретном
жизненном образе» альбатроса иносказательно изображается сущность поэтической,
и возможно, всякой возвышенной души. Возвышенность души - в необходимости
парить свободно, в свойственной ей «трепетных крыльях», которые кажутся
«уродливыми» тем, кто напрочь лишен этого дара (или наказания?).
б)Что сближает раннюю поэзию Бодлера с поэзией
парнасцев? С романтизмом?
в) Можно ли
назвать поэзию Бодлера декадентской?
V. Домашнее задание. Творчество Ш. Бодлера
(коспект) Выучить наизусть стихотворение «Осенняя песня».