Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 14:17:56
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Шарль Бодлер - один из основоположников символизма.
18.11.2010, 19:42:18

Цель: познакомить детей с краткой биографической справкой поэта, проанализировать его стихотворения, проследить за связью его поэзии с парнасцами, выяснить, какой вклад внес Ш. Бодлер в развитие французского и мирового модернизма; выяснить, почему сборник «Цветы зла» и самого поэта обвиняли в аморальности и как это обозначилось на судьбе Бодлера; дать понятие про символ, образ-символ, символизм; развивать эстетический вкус учащихся.

Тип урока : Комбинированный

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1.   Что такое модернизм? Декадентство?

2.  Что вы знаете о парнасцах и их поэзии? Что их объединяет?

При объяснениях терминов «модернизм» и «декадентство», акцентирую внимание  на том,  что  иногда эти понятия  смешивают,  вместо  слова «модернизм»    используют    слово    «декадентство»,    что    приводит    к перекручиваниям и недоразумениям.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Проработка нового материала.

1.  Сообщения учеников об интересных и важных эпизодах из жизни Ш. Бодлера: любовь к отцу, который умер, когда Шарлю было 6 лет, замужество матери через год после смерти отца, что расценивалось ребенком, как измена ему; психическая травма, полученная им от этого, а позже - углубленная непонимание ровесников и учителей во время пребывания в интернате при Леонском Королевском колледже; бурная парижская жизнь и плавание по тропическим морям, куда отправил его отчим, генерал Жан Оник, желая отлучить от «богемы».

2. Лекция учителя.

Творчество Ш.  Бодлера началось в парнасской  школе,  возглавляемой Леконтом де Лиль. В ранних произведениях выдерживались все требования парнасцев:

«Красота содержания и формы (любимый жанр-сонет), образы должны быть яркими и четкими, будто вырезанными по дереву, преобладали эротические и мистические мотивы, объективное изображение и дидактизм в стихотворениях».

Творчество Ш. Бодлера вырастало на парнасской почве, но со временем он создал свою концепцию красоты, которая расходилась с общепринятыми нормами. Причиной этого стало его разочарование во французской революции 1848 г., на которую он возлагал надежды как на силу, что сметет «нудное царство буржуа».

Он сам принимает участие в этой революции, а после ее поражения старается осмыслить события с философской точки зрения.

«Если раньше художник склонялся к мысли, что мир- это сбалансированность добра и зла, то теперь считает, что зло всесильно...»

В сборнике «Цветы зла» он все больше обращает внимание на парадоксы жизни. Он утверждает, что у каждого человека есть два стремления: одно направлено к Богу (это духовность, стремление внутреннего совершенствования), второе - к Сатане (это животное и наслаждение от собственного падения).

Именно потому, что Бодлер часто поэтизировал втрое стремление, воспевал наслаждение от падения, сборник «Цветы зла» и был провозглашен аморальным. После его выхода в свет в 1857 г. был даже суд над «Цветами зла» и самим автором, и Бодлер этот процесс проиграл.

Одиночество, осуждение поэтов и просто близких людей (даже смерть генерала Оника не внесла существенных изменений в отношения с матерью) - все это способствовало упадку поэтического таланта Шарля Бодлера.

За годы, которые он прожил после выхода «Цветов зла», поэт написал немного, но все, написанное им, опять таки связанно со злом в жизни: так, в сборнике «Искусственный рай» он исследует влияние наркотиков на представления художника, на человеческое сознание.

Несмотря на все это, Шарль Бодлер заложил основы символизма в мировой литературе, и как раз с этим и связана его слава как художника.

3.  Понятие про символ. Беседа: как вы понимаете слово «символ»? После попыток учащихся объяснить суть явления, подвожу итог, что символ в переводе с греческого значит «знак, пример, признак», это условное обозначение какого-нибудь предмета, понятия или явления. Символы бывают вещественные (например, светофор: красный свет - запрет движения, зеленый - разрешение на движение, желтый - внимание) и образные (герб Украины - трезубец, флаг -желто-голубой), и графические (условные обозначения в физике, химии и др.).

Иногда трудно объяснить (и даже невозможно) почему тот или другой предмет, изображение стали символом какого-то явления.

В литературе иногда даже в романтических произведениях употребляются образы-символы: парус в одноименном стихотворении М.Ю. Лермонтова - символ человека-борца.

Чем символ отличается от образа - символа? (Символ - это общепринятый знак, известный большинству или всем людям; образ - символ создается поэтом, при этом должно работать воображение читателя).

С подобных образов - символов начинается символизм и в творчестве Бодлера.

4.  Анализ стихотворений.

а) «Альбатрос».

Учитель читает стихотворение. Беседа по вопросам:

1.  Поясните слово «филистер».

(Филистер - мещанин, обыватель, человек, замкнутый в узком кругу личных интересов.)

2.  Есть ли в этом стихотворении что-то от романтизма?

Стихотворение было написано в 1841 г., когда еще не определился путь Бодлера как автора «Цветов зла».

В первых строфах поэт противопоставляет альбатроса-птицу в небе и на палубе. В небе - это величественная птица, владыка ясных высот. Он не боится людей, т.к. не знает их подступности и хитрости. Совсем другим видим плененного альбатроса на палубе корабля: он «влачит... по грязной палубе два трепетных крыла», «он стал уродливым, и жалким, и смешным».

Матросы издеваются над птицей:

«Зажженной трубкою его матрос пугает и дразнит с хохотом, прикинувшись хромым».

В последней строфе поэт дает ключ к пониманию образов - символов и идеи произведения: поэт - альбатрос, матросы - прообраз общества в котором нет места «царям заоблачного края».

Действительно, жизнь поэта, который наделен талантом от Бога и тем самым выделяется в толпе обывателей очень трудна. Можно привести бесчисленные примеры: Пушкин, Лермонтов, и сам Бодлер, - это настоящие великаны, которым довелось «крылья волочить по земле», т.к. их не понимали, преследовали, унижали и карали бездарные люди, которые иногда и мизинца их не стоили.

б) «Соответствия».

Стихотворение читает ученик, овладевший мастерством выразительного чтения.

Проблемный вопрос: Что общего между этим стихотворением и стихотворением А.Рембо «Голоса».

Для анализа стихотворения предлагаю такие вопросы:

1 .Какой для Бодлера была природа?

2.Докажите единство природы по Бодлеру.

3. Какие закономерности, соответствия в природе открывает для нас автор?

4.  Как вы понимаете выражение « символов леса густые»?

5.  В чем видит Бодлер роль поэта?

Во время анализа, учащиеся подчеркивают, что природа у Бодлера, в отличие от парнасцев живая, одухотворенная.

Приобщенность всех вещей к первоначалам вселенской жизни приводит к тому, что они начинают «перекликаться».

Обычный мир медленно и незаметно превращаться, становиться движимым: звуки и запахи расцветают, цветы приобретают музыкальное звучание, все они втягиваются в общий круг превращений.

«Символов леса густые» - это и есть соответствия, сама природа становится символом.

Роль поэта сводится к тому, чтобы показать людям эти соответствия, ассоциации, натолкнуть их на то, чего нельзя увидеть нетворческому человеку: тут работает воображение, фантазия, интуиция, чувства, ощущения, а поэт переводит их на другой язык- язык искусства, придает им символическую форму.

Отвечая на проблемный вопрос, учащиеся подчеркивают, что в обоих стихотворениях на первом месте - соответствия, ассоциации: между цветами, запахами, звуками, явлениями, предметами.

Учитель дает понятие о символизме.

Символизм - одно из течений, в котором вместо художественного образа, который отображает определенное явление, применяется художественный символ - знак быстротечной «жизни души» и поиска «вечной истины».

Как вы понимаете это определение в свете стихотворения «Соответствия».

Символ (словесное выражение понятия) и само понятие - это и есть то соответствие, на котором базируется символизм.

С помощью символа и через него изображается аллегоричный, метафорический образ. Как  можно   представить,   например,   запахи   «нежные,   распутные, щедрые, злые, липкие как смола...»? IV. Итоги урока.

а)    В стихотворении «Альбатрос» автор использует развернутую аллегорию. Найдите ее?

(В «конкретном жизненном образе» альбатроса иносказательно изображается сущность поэтической, и возможно, всякой возвышенной души. Возвышенность души - в необходимости парить свободно, в свойственной ей «трепетных крыльях», которые кажутся «уродливыми» тем, кто напрочь лишен этого дара (или наказания?).

б)   Что сближает раннюю поэзию Бодлера с поэзией парнасцев? С романтизмом?

в) Можно ли назвать поэзию Бодлера декадентской?

V. Домашнее задание. Творчество Ш. Бодлера (коспект) Выучить наизусть стихотворение «Осенняя песня».

 

ШАРЛЬ БОДЛЕР

Альбатрос

Во время плаванья, когда толпе матросов

Случается поймать над бездною морей

Огромных, белых птиц, могучих альбатросов,

Беспечных спутников отважных кораблей, -

На доски их кладут: и вот, изнемогая,

Труслив и неуклюж, как два больших весла,

Влачит недавний царь заоблачного края

По грязной палубе два трепетных.

Лазури гордый сын, что бури обгоняет,

Он стал уродливым, и жалким, и смешным,

Зажженной трубкой матрос его пугает

И дразнит с хохотом, прикинувшись хромым.

Поэт, как альбатрос, отважно, без усилья

Пока он в небесах, витает в бурной мгле,

Но исполинские, невидимые крылья

В толпе ему ходить мешают по земле.

Категория: ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: иностранная литература, конспект урока, в помощь учителю, произведение, Роман, писатель, методическая помощь, зарубежная литеоатура
Просмотров: 4235 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0