– Взвился тяжелый занавес. И все, что осталось
за стенами театра, отодвигается куда-то вдаль. Ты
переносишься в мир, где время изменяет свой бег.
Тишина. На сумрачном фоне холодного, северного
неба встают очертания старинного замка. Часы на
башне бьют полночь. Сменяется караул. Дозорные
тревожно всматриваются в зыбкую мглу. В это час у
стен замка появляется призрак…
К призраку протягивает руки человек в черном
плаще. Лицо его бледно, в глазах ужас, боль,
смятение, вопрос.
(Учащимися – артистами разыгрывается сцена из
"Гамлета” – "Разговор Призрака и принца”.)
Ведущий:
– На сцене "Гамлет”. На сцене старого театра и
недавно построенного Дома культуры. На сценах
Москвы, Варшавы и Пекина, Парижа и Нью-Йорка. Во
всех концах света. Сегодня и завтра и в далеком
прошлом.
Первое представление (премьера) Шекспира о
Гамлете, принце датском, состоялось в 1601г. на
сцене деревянного театра "Глобус” в предместье
Лондона.
Слово учителя:
– С тех пор прошло много времени, но образ
Гамлета оказался так близок сердцам людей, так
современен каждому поколению, что уже много
веков не сходит с театральных подмостков и не
уходит из более современного искусства –
кинематографии.
Я думаю, что лучше всего тему нашего урока
отразят слова Ф. И. Тютчева:
Ширококрылых вдохновений
Орлиный, дерзостный полет.
Эти слова в равной мере можно отнести и к
Гамлету и к тем артистам, что стремились создать
его образ на сцене, т. к. "для актера каждая роль
– рождение нового человека” – считает великий
Качалов. А без вдохновения не будет этого нового
человека.
Неимоверного богатства образ Гамлета.
Многосторонний, многоплановый, многогранный. В
Гамлете есть всё. И глубокое падение духа, и
неуверенные переходы к деятельной, активной
жизни, и отчаяние, пессимизм. И вера, безграничная
вера в будущее, в жизнь. Подлинная внутренняя
порывистость и страстность людей Ренессанса. В
нём много нежного и наивного. Печальная,
любвеобильная душа и предельная ярость и гнев
бойца.
Нельзя в таком многогранном образе как Гамлет,
вырвать только одну страницу его жизни.
И если мы обратимся к истолкованию Гамлета на
русской сцене и в кино, то увидим, что в
стремлении приблизить Гамлета к своему времени,
не идеализируя и не принижая, актеры создают
неповторимые образы. И каждый Гамлет по-своему
глубок и искренен.
В XIX веке Гамлета играли
такие знаменитые актеры как Павел Мочалов и
Василий Каратыгин, в XX веке –
Александр Южин и Василий Качалов, Михаил Козаков
и Эдуард Марцевич.
О некоторых актерах и их Гамлетах и пойдет речь
на уроке.
Выступление театроведов: "Василий Качалов”
(Звучит любая напряженно-спокойная музыка.)
– Венец мечтаний каждого драматического
актера – сыграть Гамлета.
И Качалов тоже мечтал сыграть принца датского
– пожалуй, самую благородную и труднейшую роль в
мировой драматургии, в которой предельно
раскрывается талант и личность артиста.
35 ролей сыграл Качалов на сцене
Художественного театра, прежде чем предстал в
образе героя трагедии Шекспира. И создание его
заняло немало времени: постановка "Гамлета”
была задумана в театре в 1908 году, а премьеру
удалось показать только через четыре года.
Качалов работал над ролью Гамлета не только на
репетициях, но и дома: искал голос, движения,
жесты, отрабатывал внутренние куски роли. Долго
искал, какой должен быть смех Гамлета в сцене
встречи с актерами "в мышеловке”, в сцене "Быть
или не быть?”. Упорно искал ритм шагов идущего в
мучительном раздумье Гамлета – человека,
сжигаемого жестокими мыслями.
Выступление художников: "О портрете Качалова в
роли Гамлета”
– Известен портрет В.И. Качалова в роли Гамлета.
Бледное лицо с огромным лбом, с заострившимися от
внутреннего напряжения чертами. Пристальный
взгляд измученных глаз – измученных, но не
способных закрыться, не видеть, " умереть,
уснуть”. Голова смело, даже дерзко вскинута, но
шею и плечи отягощает цепь принца. Это
сосредоточенность мысли, всепроникающей,
всеоценивающей – и в глубине своей души, и в том
мире, что вокруг. Пытливость и усталость
человека, разгадывающего тайны мира. Гамлет
здесь – мыслитель. И хотя опыт мысли приносит ему
горечь и страдание, он не оставит загадку
неразгаданной.
Гзовская, игравшая в этом спектакле Офелию,
вспоминала, что главной в Гамлете – Качалове
была скорбь по несовершенству мира, размышление
"замкнутого в себе, сосредоточенно-страдающего
человека”.
Думающий Гамлет Качалова был сдержан. Ни
драматических жестов, ни возбуждённости голоса,
ни бурных чувств не заметили в нём рецензенты и
зрители спектакля.
Выступление театроведов: "О Михаиле Чехове”
(звучит любая бурная музыка.)
– Совершенно по-иному толкует Гамлета артист
МХАТа Второго – Михаил Чехов.
Зло мира преследует Гамлета, доводит его почти
до безумия; с этим злом он исступленно борется,
отдавая себя на растерзание всем впечатлениям
жизни. Гамлет Чехова – и затравленный безумец, и
ожесточённый мститель. По сцене Гамлет движется
резко, ломкость и острота движений характеризуют
энергию гнева, боли, мести. Таков Михаил Чехов в
роли Гамлета. Гамлет Чехова "гибнет, потому что
мир ужасен”, что даже неистовство сильной
личности не в состоянии сокрушить зло. Образ,
созданный Чеховым в 1924 году, как бы явился
прообразом созданного в кино Гамлета –
Смоктуновского
Выступление театроведов: "Эдуард Марцевич.”
(Звучит органная фуга.)
– И, наконец, самый юный Гамлет нашей сцены –
Эдуард Марцевич. 22-летний выпускник Щукинского
училища в 1959 году играет Гамлета на сцене театра
имени В.Маяковского в спектакле, поставленном
режиссёром Охлопковым. Своему "Гамлету”
режиссер горячо и страстно, вдохновенно говорил:
"Только в активной, непримиримой,
самоотверженной борьбе против несправедливости,
в борьбе без колебаний и сомнений возможно
отстоять свои идеалы, победить зло”. Мечты,
мысли, раздумья о судьбе датского принца и о его
веке не остались на страницах вдохновенного
режиссерского замысла, они перешли на сцену в
спектакль.
Вот медленно распахиваются тяжёлые бронзовые
ворота эльсинорского замка. А за ними становится
зримой жизнь печального и метущегося датского
принца – жизнь юноши, осмелившегося сказать
правду самому себе и окружающему миру.
Марцевич играет спектакль. Эмоции и интеллект,
благородство сердца и благородство души, перед
которыми отступает все низкое, грязное,
вчерашнее.
Это Гамлет очень возвышенный, очень прозрачный.
Это – сама юность мира. В мире зла юноше Гамлету
мучительно тяжело нести свое одиночество. Может
быть, поэтому искренним лиризмом, мягкостью
озарены были сцены Гамлета – Марцевича с Горацио
и Офелией. Тепло дружбы и любви необходимо
Гамлету. Преданность Горацио утишает его боль.
Трепетная нежность Офелии – спасение, прибежище
в расколовшемся мире. Гамлет – Марцевич
страшился разрушения этой любви и боролся за нее
страстно.
(В исполнении учащегося звучит стихотворение А.
Блока "Гамлет”.)
(Органная фуга сменяется чистой нежной
срывающейся мелодией.)
Выступление художников: "Портрет Марцевича в
роли Гамлета”.
– Нежное, прекрасное в своей юношеской
гармонии лицо смято тревогой. Порыв и
растерянность одновременно владеют этим
Гамлетом. В глазах озёра слёз, а рот горько сжат.
Будто этот мальчик мучительно пытается собрать
волю для противоборства. Но взгляд обиженного,
недоумевающего ребенка как бы спрашивает:
"Почему мир так жесток и грязен?” Таковы первые
впечатление от портрета Марцевича в роли
Гамлета. Этот юный Гамлет никак не может
ожесточить свой ум и волю для борьбы. Его
трагедия вызвана детской доверчивостью и
наивной чистотой души.
Выступление кинокритиков: "О Смоктуновском”.
(Звучит любая напряженная музыка.)
– Гамлет продолжает свой путь в самом
современном искусстве нашего времени – кино.
Кинорежиссер Г. Козинцев поставил фильм, который
широко обсуждался в прессе. Гамлета играет
Иннокентий Смоктуновский. И это вновь совсем
другой Гамлет.
Гамлет Смоктуновского не только мудр и
благороден, – познание сделало его безжалостным,
ядовитым.
Достойных друзей, единомышленников у Гамлета –
Смоктуновского нет. Его Гамлет одинок и полон
иронии по отношению к миру.
Гамлеты 50х – начала 60х годов плакали, а этот –
впервые – смеялся. Не пугаясь призраков и
обманов, коварства и покорности, разрушенной
дружбы и любви, с самообладанием сверхчеловека и
азартом профессионального сатирика бросался он
на довольный собой Эльсинор. Гамлет
Смоктуновского пугает обитателей замка одним
своим непривычным поведением, дерзкими словами,
улыбками, не принятой здесь прямотой.
Смоктуновский сыграл созидательное зло. В
глубине души у него имелись нерастраченные
запасы любви, но брал он только ненависть, гнев и
иронию.
(Читается монолог Гамлета "Быть или не быть”.)
Выступление художников: "Портрет
Смоктуновского в роли Гамлета”
– Гамлет Смоктуновского – само мужество; нет
такой вести, такого события, которые заставили бы
его содрогнуться и отступить, ощутить страх.
Гамлет изумляет своим надменным видом. Глаза
его освещены светом истинного понимания всякого
человека. Этот беспощадный свет, кажется,
прожигает любую плотность мерзости.
Слово учителя:
– После Гамлета Смоктуновского пришел Гамлет
Высоцкого. По нему мы узнали, как изменилось
время. Бессмертное произведение Шекспира было
поставлено известным режиссером Любимовым на
сцене Московского театра на Таганке. Гамлет –
основная и любимая роль Высоцкого. Гамлета он
играл 10 лет, Гамлет был последней ролью, которую
Высоцкий играл перед смертью…
(Звучит гитара.)
Выступление художников: "О портрете Высоцкого
в роле Гамлета”.
– Гамлет Высоцкого шагнул в Эльсинор Таганки с
улицы; его не одевали как принца, не причесывали,
не укрупняли. Джинсы, свитер и гитара стали
костюмом Гамлета нового поколения. В портрете
таганского Гамлета мы видим простое тяжеловатое
лицо и сумрачный взгляд; грубость и нежность;
решительность плебея и благородство поэта.
Выступление театроведов:
– Гамлет Высоцкого и был поэтом. Перед началом
спектакля В. Высоцкий срывающимся от внутренней
боли голосом исполнял стихотворение Пастернака
"Гамлет”.
(Читается стихотворение Б. Пастернака
"Гамлет”.)
"Я один”, – играл Высоцкий, и, хотя
Смоктуновский мог бы так сказать устами своего
Гамлета, разница громадная. Гамлет был один, и
все-таки его обступала племя людское. От
Смоктуновского – Гамлета оно разлеталось,
оставляя вокруг пустое пространство, съеденное
страхом. Высоцкого – Гамлета не боялись, он бился
в тесноте мира – она-то и была его цепями, его
главной душевной и телесной тяжестью.
Гамлет Высоцкого первых лет был молодой,
бунтующий, страстный, с абсолютной уверенностью
в своих поступках, с ненасытным любопытством ко
всему: к хорошему, к плохому, к добру и злу. Во всем
– восторг первооткрывателя и ощущение новизны.
Вместе с мастерством появится мудрость. В
Гамлете у Высоцкого появится некоторая
настороженность: шаг – а вдруг пропасть…
(Читается стихотворение Высоцкого "Мой
Гамлет”)
В последние годы в Гамлете Высоцкого
прорвалась высшая духовность, одухотворенность
и обостренное ощущение конца… Ощущалась горечь
одиночества и печаль. Гамлет понимал, что можно
выстоять, только оставаясь Человеком, сохраняя
достоинства и духовную ответственность.
Слово учителя:
– Шекспир называл театр зеркалом, "чье
назначение – являть всякому веку и сословию его
подобие и отпечаток”. Бесспорно, "Гамлет” –
гениальная пьеса, она гениальна главным образом
потому, что в ней можно найти проблемы,
волновавшие людей во все времена.
Вместе с Гамлетом актеры проходят путь от
духовного сознания к духовному существованию и
помогают нам найти своего Гамлета, свое решение
вечных проблем.
Исходя из материала нашего урока, для вас
предлагаются в качестве домашнего задания
следующие темы сочинений: