Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 30.12.2024, 19:57:19
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

“Ширококрылых вдохновений Орлиный, дерзостный полет”. Гамлет на сцене и в кино
18.12.2011, 15:28:36

Оборудование:

  1. Портрет В. Шекспира.
     
  2. Рисунок замка Эльсинор.
  3. Портреты актеров в роли Гамлета.
  4. Музыка.

Цель урока: формировать умение выступать перед аудиторией, развивать интерес к искусству.

Оформление доски:

  1. Cловарь: режиссер, кинорежиссер, дебют, премьера, подмостки театра
  2. Эпиграф урока: "Для актера каждая новая роль – рождение нового человека".
    В. Качалов

Учащиеся разделены на группы: кинокритики, художники, театроведы, артисты.

(Звучит органная фуга. На фоне музыки идет рассказ о премьере В. Шекспира "Гамлет”.)

Ведущий:

– Взвился тяжелый занавес. И все, что осталось за стенами театра, отодвигается куда-то вдаль. Ты переносишься в мир, где время изменяет свой бег.

Тишина. На сумрачном фоне холодного, северного неба встают очертания старинного замка. Часы на башне бьют полночь. Сменяется караул. Дозорные тревожно всматриваются в зыбкую мглу. В это час у стен замка появляется призрак…

К призраку протягивает руки человек в черном плаще. Лицо его бледно, в глазах ужас, боль, смятение, вопрос.

(Учащимися – артистами разыгрывается сцена из "Гамлета” – "Разговор Призрака и принца”.)

Ведущий:

– На сцене "Гамлет”. На сцене старого театра и недавно построенного Дома культуры. На сценах Москвы, Варшавы и Пекина, Парижа и Нью-Йорка. Во всех концах света. Сегодня и завтра и в далеком прошлом.

Первое представление (премьера) Шекспира о Гамлете, принце датском, состоялось в 1601г. на сцене деревянного театра "Глобус” в предместье Лондона.

Слово учителя:

– С тех пор прошло много времени, но образ Гамлета оказался так близок сердцам людей, так современен каждому поколению, что уже много веков не сходит с театральных подмостков и не уходит из более современного искусства – кинематографии.

Я думаю, что лучше всего тему нашего урока отразят слова Ф. И. Тютчева:

Ширококрылых вдохновений
Орлиный, дерзостный полет.

Эти слова в равной мере можно отнести и к Гамлету и к тем артистам, что стремились создать его образ на сцене, т. к. "для актера каждая роль – рождение нового человека” – считает великий Качалов. А без вдохновения не будет этого нового человека.

Неимоверного богатства образ Гамлета. Многосторонний, многоплановый, многогранный. В Гамлете есть всё. И глубокое падение духа, и неуверенные переходы к деятельной, активной жизни, и отчаяние, пессимизм. И вера, безграничная вера в будущее, в жизнь. Подлинная внутренняя порывистость и страстность людей Ренессанса. В нём много нежного и наивного. Печальная, любвеобильная душа и предельная ярость и гнев бойца.

Нельзя в таком многогранном образе как Гамлет, вырвать только одну страницу его жизни.

И если мы обратимся к истолкованию Гамлета на русской сцене и в кино, то увидим, что в стремлении приблизить Гамлета к своему времени, не идеализируя и не принижая, актеры создают неповторимые образы. И каждый Гамлет по-своему глубок и искренен.

В XIX веке Гамлета играли такие знаменитые актеры как Павел Мочалов и Василий Каратыгин, в XX веке – Александр Южин и Василий Качалов, Михаил Козаков и Эдуард Марцевич.

О некоторых актерах и их Гамлетах и пойдет речь на уроке.

Выступление театроведов: "Василий Качалов”

(Звучит любая напряженно-спокойная музыка.)

– Венец мечтаний каждого драматического актера – сыграть Гамлета.

И Качалов тоже мечтал сыграть принца датского – пожалуй, самую благородную и труднейшую роль в мировой драматургии, в которой предельно раскрывается талант и личность артиста.

35 ролей сыграл Качалов на сцене Художественного театра, прежде чем предстал в образе героя трагедии Шекспира. И создание его заняло немало времени: постановка "Гамлета” была задумана в театре в 1908 году, а премьеру удалось показать только через четыре года.

Качалов работал над ролью Гамлета не только на репетициях, но и дома: искал голос, движения, жесты, отрабатывал внутренние куски роли. Долго искал, какой должен быть смех Гамлета в сцене встречи с актерами "в мышеловке”, в сцене "Быть или не быть?”. Упорно искал ритм шагов идущего в мучительном раздумье Гамлета – человека, сжигаемого жестокими мыслями.

Выступление художников: "О портрете Качалова в роли Гамлета” 

– Известен портрет В.И. Качалова в роли Гамлета. Бледное лицо с огромным лбом, с заострившимися от внутреннего напряжения чертами. Пристальный взгляд измученных глаз – измученных, но не способных закрыться, не видеть, " умереть, уснуть”. Голова смело, даже дерзко вскинута, но шею и плечи отягощает цепь принца. Это сосредоточенность мысли, всепроникающей, всеоценивающей – и в глубине своей души, и в том мире, что вокруг. Пытливость и усталость человека, разгадывающего тайны мира. Гамлет здесь – мыслитель. И хотя опыт мысли приносит ему горечь и страдание, он не оставит загадку неразгаданной.

Гзовская, игравшая в этом спектакле Офелию, вспоминала, что главной в Гамлете – Качалове была скорбь по несовершенству мира, размышление "замкнутого в себе, сосредоточенно-страдающего человека”.

Думающий Гамлет Качалова был сдержан. Ни драматических жестов, ни возбуждённости голоса, ни бурных чувств не заметили в нём рецензенты и зрители спектакля.

Выступление театроведов: "О Михаиле Чехове” (звучит любая бурная музыка.)

– Совершенно по-иному толкует Гамлета артист МХАТа Второго – Михаил Чехов.

Зло мира преследует Гамлета, доводит его почти до безумия; с этим злом он исступленно борется, отдавая себя на растерзание всем впечатлениям жизни. Гамлет Чехова – и затравленный безумец, и ожесточённый мститель. По сцене Гамлет движется резко, ломкость и острота движений характеризуют энергию гнева, боли, мести. Таков Михаил Чехов в роли Гамлета. Гамлет Чехова "гибнет, потому что мир ужасен”, что даже неистовство сильной личности не в состоянии сокрушить зло. Образ, созданный Чеховым в 1924 году, как бы явился прообразом созданного в кино Гамлета – Смоктуновского

Выступление театроведов: "Эдуард Марцевич.”

(Звучит органная фуга.)

– И, наконец, самый юный Гамлет нашей сцены – Эдуард Марцевич. 22-летний выпускник Щукинского училища в 1959 году играет Гамлета на сцене театра имени В.Маяковского в спектакле, поставленном режиссёром Охлопковым. Своему "Гамлету” режиссер горячо и страстно, вдохновенно говорил: "Только в активной, непримиримой, самоотверженной борьбе против несправедливости, в борьбе без колебаний и сомнений возможно отстоять свои идеалы, победить зло”. Мечты, мысли, раздумья о судьбе датского принца и о его веке не остались на страницах вдохновенного режиссерского замысла, они перешли на сцену в спектакль.

Вот медленно распахиваются тяжёлые бронзовые ворота эльсинорского замка. А за ними становится зримой жизнь печального и метущегося датского принца – жизнь юноши, осмелившегося сказать правду самому себе и окружающему миру.

Марцевич играет спектакль. Эмоции и интеллект, благородство сердца и благородство души, перед которыми отступает все низкое, грязное, вчерашнее.

Это Гамлет очень возвышенный, очень прозрачный. Это – сама юность мира. В мире зла юноше Гамлету мучительно тяжело нести свое одиночество. Может быть, поэтому искренним лиризмом, мягкостью озарены были сцены Гамлета – Марцевича с Горацио и Офелией. Тепло дружбы и любви необходимо Гамлету. Преданность Горацио утишает его боль. Трепетная нежность Офелии – спасение, прибежище в расколовшемся мире. Гамлет – Марцевич страшился разрушения этой любви и боролся за нее страстно.

(В исполнении учащегося звучит стихотворение А. Блока "Гамлет”.)

(Органная фуга сменяется чистой нежной срывающейся мелодией.)

Выступление художников: "Портрет Марцевича в роли Гамлета”.

– Нежное, прекрасное в своей юношеской гармонии лицо смято тревогой. Порыв и растерянность одновременно владеют этим Гамлетом. В глазах озёра слёз, а рот горько сжат. Будто этот мальчик мучительно пытается собрать волю для противоборства. Но взгляд обиженного, недоумевающего ребенка как бы спрашивает: "Почему мир так жесток и грязен?” Таковы первые впечатление от портрета Марцевича в роли Гамлета. Этот юный Гамлет никак не может ожесточить свой ум и волю для борьбы. Его трагедия вызвана детской доверчивостью и наивной чистотой души.

Выступление кинокритиков: "О Смоктуновском”.

(Звучит любая напряженная музыка.)

– Гамлет продолжает свой путь в самом современном искусстве нашего времени – кино. Кинорежиссер Г. Козинцев поставил фильм, который широко обсуждался в прессе. Гамлета играет Иннокентий Смоктуновский. И это вновь совсем другой Гамлет.

Гамлет Смоктуновского не только мудр и благороден, – познание сделало его безжалостным, ядовитым.

Достойных друзей, единомышленников у Гамлета – Смоктуновского нет. Его Гамлет одинок и полон иронии по отношению к миру.

Гамлеты 50х – начала 60х годов плакали, а этот – впервые – смеялся. Не пугаясь призраков и обманов, коварства и покорности, разрушенной дружбы и любви, с самообладанием сверхчеловека и азартом профессионального сатирика бросался он на довольный собой Эльсинор. Гамлет Смоктуновского пугает обитателей замка одним своим непривычным поведением, дерзкими словами, улыбками, не принятой здесь прямотой.

Смоктуновский сыграл созидательное зло. В глубине души у него имелись нерастраченные запасы любви, но брал он только ненависть, гнев и иронию.

(Читается монолог Гамлета "Быть или не быть”.)

Выступление художников: "Портрет Смоктуновского в роли Гамлета”

– Гамлет Смоктуновского – само мужество; нет такой вести, такого события, которые заставили бы его содрогнуться и отступить, ощутить страх.

Гамлет изумляет своим надменным видом. Глаза его освещены светом истинного понимания всякого человека. Этот беспощадный свет, кажется, прожигает любую плотность мерзости.

Слово учителя:

– После Гамлета Смоктуновского пришел Гамлет Высоцкого. По нему мы узнали, как изменилось время. Бессмертное произведение Шекспира было поставлено известным режиссером Любимовым на сцене Московского театра на Таганке. Гамлет – основная и любимая роль Высоцкого. Гамлета он играл 10 лет, Гамлет был последней ролью, которую Высоцкий играл перед смертью…

(Звучит гитара.)

Выступление художников: "О портрете Высоцкого в роле Гамлета”.

– Гамлет Высоцкого шагнул в Эльсинор Таганки с улицы; его не одевали как принца, не причесывали, не укрупняли. Джинсы, свитер и гитара стали костюмом Гамлета нового поколения. В портрете таганского Гамлета мы видим простое тяжеловатое лицо и сумрачный взгляд; грубость и нежность; решительность плебея и благородство поэта.

Выступление театроведов:

– Гамлет Высоцкого и был поэтом. Перед началом спектакля В. Высоцкий срывающимся от внутренней боли голосом исполнял стихотворение Пастернака "Гамлет”.

(Читается стихотворение Б. Пастернака "Гамлет”.)

"Я один”, – играл Высоцкий, и, хотя Смоктуновский мог бы так сказать устами своего Гамлета, разница громадная. Гамлет был один, и все-таки его обступала племя людское. От Смоктуновского – Гамлета оно разлеталось, оставляя вокруг пустое пространство, съеденное страхом. Высоцкого – Гамлета не боялись, он бился в тесноте мира – она-то и была его цепями, его главной душевной и телесной тяжестью.

Гамлет Высоцкого первых лет был молодой, бунтующий, страстный, с абсолютной уверенностью в своих поступках, с ненасытным любопытством ко всему: к хорошему, к плохому, к добру и злу. Во всем – восторг первооткрывателя и ощущение новизны.

Вместе с мастерством появится мудрость. В Гамлете у Высоцкого появится некоторая настороженность: шаг – а вдруг пропасть…

(Читается стихотворение Высоцкого "Мой Гамлет”)

В последние годы в Гамлете Высоцкого прорвалась высшая духовность, одухотворенность и обостренное ощущение конца… Ощущалась горечь одиночества и печаль. Гамлет понимал, что можно выстоять, только оставаясь Человеком, сохраняя достоинства и духовную ответственность.

Слово учителя:

– Шекспир называл театр зеркалом, "чье назначение – являть всякому веку и сословию его подобие и отпечаток”. Бесспорно, "Гамлет” – гениальная пьеса, она гениальна главным образом потому, что в ней можно найти проблемы, волновавшие людей во все времена.

Вместе с Гамлетом актеры проходят путь от духовного сознания к духовному существованию и помогают нам найти своего Гамлета, свое решение вечных проблем.

Исходя из материала нашего урока, для вас предлагаются в качестве домашнего задания следующие темы сочинений:

    1. Близки ли нам проблемы Гамлета?
    2. Мой Гамлет.
    3. Как бы я сыграл Гамлета сейчас.
Категория: ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Вилли | Теги: иностранная литература, конспект урока, в помощь учителю, произведение, Роман, зарубежная литература, писатель, методическая помощь
Просмотров: 953 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0